Государственный историко-культурный парк «Древний Мерв. "мерв" еще можно поискать Мерв древнии

Туркменистан: Древний Мерв Который самым первым Из всех божеств небесных Над Харою восходит Перед бессмертным Солнцем, Чьи лошади быстры, И первым достигает Прекрасных, золотистых Вершин, откуда видит Он весь арийский край, Где храбрые владыки Сбираются на битвы, Где на горах высоких, Укромных, полных пастбищ, Пасется скот привольно; Где на озерах волны Вздымаются глубоких И где рек судоходных Широкие потоки Стремят свое теченье И к Ишкате Порутской, И к Мерву , что в Харайве, И к Гаве, в Согдиане, Или течет в Хорезм. Авеста. Избранные гимны. Перевод с авестийского проф. И.М.Стеблин-Каменский. Душанбе, 1990 г. С 57. В тридцати километрах к востоку от Мары в долине реки Мургаб находится довольно-таки большая территория, археологические памятники которой объединены одним названием - Древний Мерв. Некогда каждое из пяти городищ, остатки полуразрушенных зданий которых можно увидеть сегодня, процветало в свою эпоху. Самое древнее представлено крепостью Эрк-Кала, Далее городище античного мира - Гяур-Кала, крепостное поселение арабского периода - Шаим Кала, крепость сельджукского времени Султан-Кала и поселение времен Тимура - Абдулла-Хан-Кала. Последнее называют Новым Мервом, поскольку оно возникло спустя двести лет после того, как Старый Мерв, базирующийся на постройках от второго тысячелетия до н.э. до 6-7 веков нашей эры, был полностью разрушен татаро-монголами. Таким образом, Мерв на протяжении многих веков перемещался вокруг своего исторического ядра, разрастаясь и развиваясь, словно живой организм. Еще совсем недавно современный город Мары называли Мерв.
Каждая из прошедших эпох оставила свои неповторимые свидетельства, представленные архитектурой, гончарными изделиями, монетами и многими другими находками.
К сожалению, здания Древнего Мерва сильно разрушенны. Но все же, даже на развалинах можно ощутить дух того времени, когда они были или крепостью, или дворцом, или усыпальницей.
Поселение Эрк-Кала - это окруженный высокой крепостной стеной самый древний город Мерва, позже он вошел в состав античного Гяур-Кала, на территории которого обнаружены зороастрийское святилище, христианская церковь, иудейский храм, буддистский храм и мусульманская мечеть. Последняя была построена позже всех арабами, разрушившими процветающий город, в котором мирно сосуществовали почти все религии того времени. Позже они основали город рядом с разрушенным, но в центре того построили свою мечеть.
Сегодня Эрк-Кала похожа на глиняную воронку, или засыпанное жерло вулкана: высокая и широкая стена с оплывшими кирпичами окружает несколько таких же оплывших холмов и небольшое плато. Интересно пройтись по стене вокруг городища. Скорым шагом это занимает двадцать минут. Любопытно и то, что повсюду под ногами валяются черепки: простые от обычных хозяйственных керамических сосудов и покрытые яркой глазурью небесного, лазоревого, коричневого цветов. Попадаются и древние монеты. Некоторые местные жители промышляют тем, что собирая монеты после дождя, как грибы, продают их потом туристам.
Но наиболее впечатляющим из всех сохранившихся крепостей, бесспорно, является крепость Киз-Кала. Это укрепленная со всех сторон крепость с необычными, словно гофрированными, стенами. Она относится к VII-VIII вв. Состоит из двух этажей. На фото справа видны входы на нижний этаж и на крепостную стену.
Сегодня можно попасть только на верхний этаж. Нижний остался погребенным под землей. Археологи пока не решаются его раскапывать, опасаясь обрушения всего сооружения.
Как и многие азиатские здания, крепость построена из сырцового кирпича (смесь глины с соломой) и, простояв не один век под открытым небом, потеряла свою прочность. Напротив Киз-Кала стоит еще одна феодальная крепость - она меньше и сохранилась не так хорошо. Но две эти крепости народ объединил в одной легенде.
В Большом замке жили красивые девушки, а в малом - парни. Когда кто-то из парней хотел жениться, то брал камень, и кидал его в Большой замок. Если камень попадал во двор замка, парень мог пойти и выбрать себе жену. Думаю, мало кто из парней сумел жениться, поскольку расстояние между замками такое, что ни один мужчина не сможет докинуть камень, будь он даже самым сильным и ловким, разве что придумает какое-то устройство, вроде большой рогатки или пращи, и то, успех сомнителен. Но легенды на то и легенды - хочешь верь, хочешь не верь. Да и название крепости переводится, как "девичья крепость".
Нам удалось побывать в этих крепостях на рассвете, когда рядом не было ни души, а стены старых крепостей все так же, как и много веков тому назад, встречали солнце. Но в то утро тишину покоев нарушили наши возгласы восхищения и проникновенный рассказ гида. Намного лучше сохранились памятники XI-XII веков, когда Мерв был столицей государства сельджуков. В то время, благодаря дорогам Великого Шелкового Пути, проходящим и через Мерв, в городе развивались торговля, ремесла, искусства, наука. В Мерве жил и творил известный восточный ученый, философ, поэт Омар Хайям.
Много в Мерве исламских мавзолеев, в которых захоронены бывшие правители или святые арабского мира. Это хорошо сохранившийся мавзолей Мухаммеда ибн Зейда. Он построен из обожженного кирпича, а его интерьер богато украшен уникальной настенной надписью на арабском языке и фигурным орнаментом.
Рядом с мавзолеем в мазанке живет старый дедушка - яшули (старый уважаемый человек). Он рад всем гостям и еще не так давно лично встречал и рассказывал о мавзолее, но сейчас он ослеп и сидит в своей мазанке, также радуясь, когда к нему кто-то заглядывает. Дедушке много лет, он и сам не помнит, когда родился. Ухаживают за ним люди из ближайшего поселка, да и туристы с интересом заглядывают в его одинокую келью.
Красив мавзолей Султана Санджара - правителя Мерва эпохи сельджуков. Он расположен в самом центре Султан-Калы и удивительным образом сохранился даже после нашествия татар, хотя со временем потерял голубое покрытие купола. Сегодня мавзолей реставрирован.
О султане Санджаре тоже есть одна очень необычная легенда, даже сказка. Когда-то султан Санджар увидел пери и влюбился в нее. Он не стал скрывать своих чувств и признался красавице в любви, прося ее стать его женой. Пери согласилась, но с тремя условиями. Первое: она потребовала, чтобы Санджар никогда не оглядывался и не смотрел ей вслед. Второе: чтобы муж никогда не смотрел, как она расчесывает волосы. И третье: чтобы султан никогда не пытался обнять ее. Влюбленный мужчина поклялся выполнит их, не задумываясь, хотя пери предупредила: "Если ты нарушишь свою клятву, я уйду и никогда больше не вернусь". Прошло время, и султан, одолеваемый любопытством, оглянулся вслед любимой. И увидел, что ее ноги не касаются пола, она не идет, а парит в воздухе. Султан ахнул, а пери, заметив его взгляд, сильно рассердилась, но, вняв мольбам мужа, простила его, напомнив о двух других условиях. Но и второе условие султан нарушил. Он заглянул в замочную скважину и увидел, как его жена причесывается. Пери сняла голову и, поставив ее перед собой, расчесывала волосы. Уличив мужа, пери рассердилась еще сильнее, но султан упал перед ней на колени, умоляя не покидать его. Пери тронули его мольбы, и она осталась. Прошло еще время. Султан, как любой мужчина, жаждал обнять свою возлюбленную и, не сдержав страсти, обхватил пери и... обнял пустоту. Пери не имела тела, она была словно создана из воздуха. Султан опешил, а пери улетела. Но любовь не покинула сердце султана и он, страдая, смотрел в небо, призывая свою возлюбленную. Она ответила на его призыв, приказав построить мавзолей, такой, чтобы свод его был высок, а сам мавзолей казался легким и парящим в небе. В купола надлежало оставить отверстие, через которое пери в полнолуние сможет прилетать к ожидающему ее мужу. Как только мавзолей был построен, вся жизнь султана Санджара превратилась в ожидание полнолуния и желанную встречу с возлюбленной, которая приходила к нему через отверстие в куполе.
Когда султан умер, его похоронили под куполом мавзолея и, рассказывают, до сих пор в полнолуние из мавзолея слышатся горестные вздыхания красавицы-пери. Такая вот история! Сегодня мавзолей Султана Санджара является местом паломничества не только верующих, но и всех гостей Туркменистана, в том числе и именитых. Вместе с нами мавзолей посетила американская делегация во главе с заместителем госсекретаря США Хилари Клинтон. Люди продолжают приезжать в Мерв, снова и снова погружаясь в его прошлое, слушая истории о давно минувшем, представляя жизнь, давно ушедшую. А старые развалины каждый день воскресают на рассвете и снова погружаются в сон, вздыхая по тем временам, когда в них кипела жизнь. Продолжение здесь.

Древний город Мерв - один из древнейших городов Центральной Азии и всего мира. Мерв занимает одну из самых больших территорий археологических раскопок в Центральной Азии. Здесь находятся развалины пяти разных городищ. Древний город Мерв также известен самыми яркими умами исламского мира, такими как Аль-Хорезмия и Омар Хайям, которые жили и работали в нем.

Древний город Мерв расположен в 30 км к востоку от города Мари, столицы провинции, или одноименного вилайета, расположенного на юго-востоке Туркменистана, граничащего с Афганистаном. Мерв лежит на одном из главных рукавов древнего Шелкового пути, по которому шла торговля между Европой, Африкой и Дальним Востоком. Исторически Мерв был также важной отправной точкой для 180-километрового путешествия по пустынному северо-западу к древнему Амулу (сегодня Туркменабад), расположенному на берегу реки Амударья. Руины древнего Мерв расположены рядом с небольшим городком Байрам Али, русским гарнизонным городком, основанным в начале двадцатого века.

Широкая дельта богатых аллювиальных земель, созданная рекой Мургаб, которая течет к северу от Афганистана, образует оазис на южной окраине пустыни Каракум.

Первые письменные упоминания о древнем городе Мерв датированы VIII-VI вв. до н.э. Известно, что древние летописцы давали крупным городам как можно более претенциозные названия, например, Самарканд называли "Драгоценной жемчужиной исламского мира". А вот имена, которые давались древнему Мерву, : "Душа царя”, “Город, на котором держится Вселенная”, "Мать городов Хорасана". Что ж, весьма вероятно, что древний город полностью оправдал все эти названия, ведь даже его руины создают незабываемое впечатление.

То, что осталось от пяти населенных пунктов - Гяур-Кала, Эрк-Кала, Султан-Кала, Байрамали-хан-Кала и Абдулла-хан-Кала, позволяет реконструировать хронологию местности на многие века. Одними из самых интересных достопримечательностей Древнего Мерва являются гробница султана Санджара, цитадель Шахрияр-арк, городище Султан-Кала, руины крепостей, христианский храм и буддийский монастырь. Большая и Малая Кыз-Кала, руины дворцов, бань.

В настоящее время древний город Мерв внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО как наиболее хорошо сохранившийся древний центр Великого Шелкового пути.

В юго-восточной части государства Туркмении находится древнейший город Средней Азии. Он стоит на берегу реки Мургаб, недалеко от города Мары. На сегодняшний день Древний Мерв – это Руины, которые являются памятником Всемирного наследия всего человечества.

В эпоху Маргианской цивилизации Мервский оазис уже был заселен. Это говорит о том, что он существовал еще 3-2 тыс лет до н.э. В нашу эру город стал одним из главных центров Парфии. В то время его площадь составляла 60 кв. км.

После того, как арабы завоевали Среднюю Азию в VII веке, город стал плацдармом для завоевательных экспедиций на восток и север. Со временем Мерв превратился в книжный центр арабов. Это произошло благодаря 10 библиотекам, которые были расположены здесь.

Во время правления династии Саманидов, Мерв по-настоящему расцвел. Это произошло в XII веке, когда султан Санджар превратил его в столицу Сельджукидов. Постройки внутри города поражали - они были величественнее строений Багдада и Константинополя.

Но уже в 1221 году монголы беспощадно разрушили прекрасный город. Тимуриды сделали попытку возродить Мерв, но он так и не смог достичь своего былого величия.

Мерв - древнейший известный город Средней Азии, стоявший на берегу реки Мургаб в юго-восточной части Туркменистана, в 30 км к востоку от современного города Мары. Столица персидской сатрапии Маргиана и государства Сельджуков.

Мервский оазис был заселен уже в эпоху Маргианской цивилизации (конец 3-го - начало 2-го тыс. до н. э.). В клинописных текстах упоминается как Маргу, откуда происходит название окружающей области. На рубеже нашей эры Мерв - один из главных городских центров Парфии с площадью в 60 км² и несколькими кольцами стен. По китайским источникам в 97 году до Мерва дошел со своим отрядом китайский военачальник Бань Чао.

После арабского завоевания Средней Азии в VII в. обретает вторую жизнь как плацдарм для завоевательных экспедиций на север и восток. При Аббасидах Мерв - один из главных центров арабской книжной учености, обладавший десятью библиотеками.

Расцвет города начинается при правлении династии Саманидов. Своего наивысшего расцвета Мерв достиг в середине XII века, когда султан Санджар сделал его столицей государства Сельджукидов. В это время Мерв поражал современников размахом своих построек и огромным населением, которое, по некоторым оценкам, было больше, чем население Константинополя и Багдада. Продолжал оставаться крупнейшим центром Средней Азии и при хорезмшахах.

В 1221 г. Мерв был разрушен монголами и не возродился до XV века, когда Тимуриды наконец привели в порядок его ирригационные сооружения, но Мерв не смог достичь былого величия, со временем поселение было перенесено на место современного города Мары. С приходом в 1880-е гг. русской армии (бой на Кушке) началось археологическое исследование территории Мервского оазиса, которое приобрело систематический характер в послевоенный период благодаря деятельности М. Е. Массона.

На территории Древнего Мерва находятся:

- Цитадель Эрк-Кала площадью 12 га восходит к эпохе Ахеменидов. Когда-то в самом древнем городе Мерва возвышалось здание на монолитной платформе, которое было обнесено высокой крепостной стеной. Сейчас это место больше напоминает жерло потухшего вулкана или глиняную воронку. Под ногами валяются черепки от глиняных сосудов, иногда попадаются древние монеты.

Территория раннесредневековой селитьбы Гяур-Кала с руинами нескольких буддийских и христианских монастырей, а также двухэтажных замков вельмож.

Ородище Султан-Кала в форме неправильного четырехугольника - ядро столицы турок-сельджуков, несколько западнее Гяур-Калы.

Цитадель Шахрияр-арк относится к сельджукскому периоду и включает протяженные руины казарм и дворцовых сооружений.

Мавзолей Мухаммеда-ибн-3ейда на пригородной территории сельджукской столицы - возведен ок. 1112 г.

Южное городище Абдулла-хан-Кала представляет последний период застройки Мерва и отличается регулярной планировкой (дворец, мечети, медресе, мавзолеи).

Мерв (перс. مرو; туркм. Merw) - древнейший известный город Средней Азии, стоявший на берегу реки Мургаб в юго-восточной части Туркменистана, в 30 км к востоку от современного города Мары. Столица персидской сатрапии Маргиана и государства Сельджуков. Руины Мерва - памятник Всемирного наследия человечества.

Если раньше были известны четыре древнейших центра цивилизаций (Месопотамия, Египет, Индия и Китай), то теперь пятым таким центром признана Маргиана.

Wiki: ru:Мерв en:Merv de:Merw es:Merv

Это описание достопримечательности Древний Мерв 157,9 км на юго-запад от Туркменабада, Марыйском велаят (Туркмения). А также фотографии, отзывы и карта окрестностей. Узнайте историю, координаты, где находится и как туда добраться. Ознакомьтесь с другими местами на нашей интерактивной карте, получите более подробную информацию. Познайте мир лучше.

, Китай), то теперь пятым таким центром признана Маргиана. Столицей этой древнейшей страны предположительно был Гонур , следы которого находятся в 70 километрах к северо-западу от Байрамали.

В наступившем периоде раннего средневековья огромный античный город опустел, были заброшены дома, мастерские, храмы. Примерно в - годах Мерв захватили эфталиты , успешно действовавшие против Сасанидов. В конце в. Сасанидам удалось возвратить оазис, а в в. Хосров I Ануширван отдал приказ произвести ремонт многих сооружений Мерва, и город ожил, вновь став культурным и ремесленным центром.

В составе Арабского халифата

Дальнейшая судьба города была очень тяжелой. Сразу после ухода войска Исмаила I узбекский правитель Убайдулла-хан несколько раз захватывал Мерв, предавая его разграблению. Почти 80 лет Мерв попеременно присоединяли к своим владениям шейбанидские принцы, пока, наконец, сефевидский шах Аббас I в году не закрепил его прочно за своими владениями. По его приказу заново отстроили городские стены. Новый правитель Бекташ-хан из туркменского племени устаджлы, назначенный Аббасом I, улучшил фортификацию: стены, окруженные глубоким рвом, были отремонтированы, вдоль них возведен ряд оборонительных башен. В самом Мерве сосредоточились большие запасы оружия, одежды и продовольствия.

После смерти Аббаса I год) Мервом пытался овладеть хорезмский правитель Исфендияр-хан, но потерпел поражение от мервского полководца Ашир-хана и поспешно бежал, оставив свое добро. Неудачей закончилась в году и попытка узбекского ханом Имамкули захватить город. В году горожане под руководством своего правителя Хаджи-Тимур-хана дважды отражали штурм бухарского аталыка Хушике-бия и выстояли.

Борьба за город между Персией, Бухарой и Хивой

Ко времени возвышения в Иране Надир-кули-хана из туркменского племени афшар, Мерв полностью находился в руках туркмен-каджаров , которые вели борьбу с местными татарами . Население Мерва обратилось за помощью к Надир-хану. Изгнав из Мерва татар летом года хан направился в Мешхед. Но татары неожиданно возвратились и захватили город. Надир-хан вынужден был отправить туда своего брата Ибрагим-хана, который разрушил Султанбентскую плотину, оставив Мерв без воды. Татары сдали город, но для населения наступили тяжелые времена. Многие жители были переселены в другие районы Хорасана. Лишь через десять лет, когда Надир-кули-хан стал шахом Ирана, он отдал приказ о восстановлении Мерва. Туда возвратились не только выселенные ранее жители, но и были направлены 3 тысячи семей хорасанских крестьян. На ремонт Мургабской плотины выделялись специальные рабочие, а также двести верблюдов и триста ослов, которые подвозили все необходимое для ремонта. В Мерве больше не существовало удельных владетелей, вся земля и вода перешли в собственность государства.

Таким образом, Мерв стал важным форпостом для дальнейших завоеваний Надир-шаха в Центральной Азии. В году он приказал назначенному им правителю города Шахкули-хану сделать все необходимое для похода в Китай. В короткий срок мервские ремесленники изготовили 70 пушек и отлили 14 тысяч ядер. Триста артиллеристов совершенствовались в стрельбе из орудий. Мерв превратился в военный город и его крепость с 44 башнями считалась неприступной. В году в город привезли еще 50 пушек, 20 тысяч ядер и запасы железа. Там сосредоточились и все рода войск. Но все это было уничтожено после смерти Надир-шаха в году. Город переходил из рук в руки к иранцам, афганцам и бухарцам. К концу XVIII века относится правление Байрамали-хана, которому приписывается новое возрождение Мерва (Байрамали-хан-кала). Но он недолго правил городом так как был убит в бою с бухарским эмиром Шах-Мурадом. Тогда эмиру не удалось овладеть Мервом. Он сделал это во время второго похода, когда разрушил плотину и увел в Бухару 15 тысяч мервцев, оставив в городе братьев Омар-бия и Фазиль-бия. Через два года жители ерва изгнали их, и хякимом города стал Бедель-Мирза, которого Шах-Мурад вскоре заменил своим сыном Дин-Насир-беком. После смерти Шах-Мурада за Мерв началась борьба между его сыновьями. В году эмир Хайдар захватил Мерв и увел в Бухару часть населения, другая часть ушла в Мешхед. В Мерве осталось лишь около 500 человек из числа каджаров.

В начале 1820-х годов в Мерв прибыли сарыки и текинцы , которые отремонтировали стены Байрамалихан-калы и в году выступили против засилья хивинских и бухарских правителей. Непрерывные войны не помешали туркменам частично возродить старый город. Но параллельно уже формировалось другое ядро оазиса, впоследствии ставшее основным. Еще в начале XIX века, после очередного разрушения плотины Султанбент, основное русло низовьев Мургаба сместилось почти на 30 км западнее городищ Древнего Мерва. Сначал на левобережье нового русла возникло текинское селение Гараяп (севернее нынешнего Мары), которое затем в течение нескольких десятилетий служило в качестве военной базы текинцев; правобережбе в то время занимали сарыки. В году туркменам обоих племен удалось узгнать из оазиса бухарцев, после чего они временно признали хивинское подданство. Власти Хивы попытались восстановить Султанбент, чтобы вдохнуть жизнь в исторический Мерв, но сделать это им оказалось не по силам, поэтому в году они возвели крепость на левом берегу Мургаба, у переправы Эгри-Гузер, ставшую резиденцией хивинского наместника и административным центром всего оазиса. Около крепости тут же вырос текинский аул - непосредственный предшественник современного Мары.

Вся последующая история Мерва вплоть до 1870-х годов - это постоянная борьба между Хивой , Бухарой и Персией за обладание плодородным оазисом, и сопротивление марыйских туркмен, отстаивающих свою независимость. В - гг. хивинцы совершили пять безуспешных походов на Мерв. 12 марта года Мухаммед-Эмин потерпел сокрушительное поражение от текинцев Серахса, возглавляемых Каушут-ханом. В бою погиб сам хивинский хан. После этих событий серахские текинцы массово переселились в Мерв. Укрепившись, они в году наголову разбили персидское войско под начальством Хамзы Мирзы Эшмет Дауле.

Русские правители

В году, опасаясь вторжения русских войск, накануне покоривших Хиву, марыйцы приступили к строительству последней, самой внушительной по размерам и неприступной крепости, получившей название Каушутхан-кала . Она стояла на берегу Мургаба, на месте современного города Мары, однако своего оборонного назначения не оправдала: России удалось путем дипломатических действий добиться мирного присединения всего оазиса. В 1992 года на городищах Эрк-кала Гяур-кала осуществляется Международный проект по Мерву, организованный Археологическим институтом Лондонского университета.

Использованные материалы

  • Сайт министерства культуры республики Туркменистан: