Храм афанасия и кирилла в афанасьевском переулке. Церковь афанасия и кирилла, патриархов александрийских, на сивцевом вражке. Храм Святителей Афанасия и Кирилла на Сивцевом Вражке покрасили

Святителей Афанасия и Кирилла на Сивцевом Вражке упоминается в документальных источниках в 1634 г. как «новоприбылой». Однако одна из могильных плит на церковном погосте имеет дату 1565 г., что явно указывает на гораздо более раннее время основания храма. Предполагается, что стоял он на подворье Кирилло-Белозерского монастыря (сам находится в Вологодской области).

Изначально , как и большинство церквей того времени, был деревянным, но уже в 1722 г. имеется свидетельство о каменном храме на этом месте. Остатки старых стен указывают, что был он пятикупольным.

1812 г. стал знаменательным в истории церкви на Сивцевом Вражке. Когда Наполеон начал свое шествие по русским землям, из Смоленска в Москву вывезли особо почитаемую святыню – икону Одигитрии Смоленской. Афанасия и Кирилла оказался на пути шествования иконы к Успенскому собору Кремля, и какое-то время она находилась именно здесь. Лишь потом Смоленскую икону Божией Матери Крестным ходом перенесли в Кремль. Это не избавило храм от разрушения и осквернения его наполеоновскими солдатами, но, возможно, поспособствовало скорейшему его восстановлению. Уже 2 января по старому стилю был заново освящен придел Николая Чудотворца, где начали совершать богослужения по большим праздникам. В 1815 – 1817 гг. благодаря щедрому пожертвованию дочери полковника Прасковьи Юшковой восстановили и центральную часть с главным престолом в честь Спаса Нерукотворного, устроив придел Афанасия и Кирилла, патриархов Александрийских, в трапезной между арками.

В 1836 г. началась перестройка Спасской церкви, видимо, по ветхости. В стиле ампир полностью перестроили трапезную, воздвигли новую колокольню, завершающуюся высоким шпилем, а над четвериком – крупный световой барабан, который плохо гармонировал с трапезной и апсидами приделов. Строительство шло медленно, несмотря на то, что пожертвования не иссякали. Даже известный поэт Федор Тютчев был одним из благотворителей. Освящение храма состоялось лишь в 1856 г., причем по желанию одного из основных жертвователей главный престол был переосвящен в честь Воскресения Словущего. Теперь храм из Спасского превратился в Воскресенский, но прихожане по привычке называли его храмом Афанасия и Кирилла по одному из приделов.

К 1870-м годам храм снова обветшал, да и требовал расширения. После сбора пожертвований в результате необходимых строительных работ к концу XIX в. приобрела современный вид. Алтарные апсиды всех трех приделов были выровнены в одну линию.

После революции 1917 г. в Воскресенской церкви до начала 1930-х годов еще шли богослужения, но затем храм святителей Афанасия и Кирилла на Сивцевом Вражке у верующих отобрали. Предполагалось его даже снести, но Бог миловал. В здании церкви располагались то склады, то различные предприятия. В 1970 г. здесь располагался электромеханический завод, который при подготовке к Олимпиаде-80 вывели в другое место, предполагая перепланировать храм под концертный зал органной музыки. Но и этим планам не дано было осуществиться, и 7 апреля 1992 г., через 60 лет после закрытия, здание было возвращено верующим. Уже 5 ноября 1992 г. вновь освятили придел в честь Афанасия и Кирилла, патриархов Александрийских, и начали богослужения, проводя при этом реставрацию, возвращая и собирая святыни храма. 11 сентября 1993 г. жители района стали свидетелями, а многие и участниками, Крестного хода, который возвращал на прежнее место главную храмовую икону – святителей Афанасия и Кирилла (память 31 января по новому стилю). В те годы этот храм был известен москвичам и гостям столицы своей богатейшей книжной лавкой, в которой можно было приобрести самые редкие, а порой и просто уникальные издания.

И только через 10 лет – 14 января 2003 г., на Сретение, – был освящен главный престол храма, как и прежде, – в честь Спаса Нерукотворного Образа. Никольский придел освятили еще позже – 17 декабря 2009 г.

Храм Святителей Афанасия и Кирилла на Сивцевом Вражке. Красивая церковь недалеко от метро Кропоткинская, которая яркостью и цветом своим радует глаз. В красный ее покрасили совсем недавно - наверное, в рамках благоустройства Москвы. А еще пару лет назад она была желтой. Вам как больше нравится?

Храм Святителей Афанасия и Кирилла на Сивцевом Вражке покрасили

Мы уже писали про то, что никакого символического значения в православии - в отличие от , например, или, - иногда, - от . Цвет храма - это исключительно вопрос вкуса. Он, даже, как вы поняли, может меняться. Например, недалеко от церкви на Сивцевом Вражке есть вот такой храм Успения Пресвятой Богородицы. Сейчас он голубой:

А в советское время он был желтым:

Надо сказать, тот факт, что храм святителей Афанасия и Кирилла на Сивцевом Вражке покрасили в красный - это, скорее, возвращение к истокам. По крайней мере, такой вывод можно сделать, если посмотреть на фотографии начала 90-х, когда храм начали восстанавливать после советской разрухи:

Храм на Сивцевом Вражке: история

Можно сказать, что у храма Святителей Афанасия и Кирилла довольно типичная для московских (и не только!) церквей история.

Сначала на его месте располагалась деревянная церковь и только в начале XVIII века на ее месте построили каменную. Каменный храм в переулке Сивцев Вражек не раз достраивали и переделывали и окончательный свой вид он приобрел в 1899 году. Вот, такой:

В 1930-х годах храм закрывают, и в нем располагаются попеременно: склады, электромеханический завод, общежитие. Позже планировалось организовать концертный зал с органом.

В 1992 в храме Храме на Сивцевом Вражке была сослужена первая за многие десятилетия Литургия.

Храм на Сивцевом Вражке: где находится и расписание богослужений

Несмотря на то, что эта церковь зовется «Храм на Сивцевом Вражке», на самом деле он находится не на самом этом переулке, а чуть поодаль - с обеих сторон (спереди и сзади) ее расположены два перпендикулярных Сивцеву Вражку переулка: Филиповский и Большой Афанасьевский.

Вот, вид на церковь с Филиповского переулка:

А это с Большого Афанасьевского:

Адрес храма: Филиповский переулок до 3/16А строение 1. Это пять-десять минут пешком от станции метро Кропоткинская «красной» ветки.

1881. Церковь св.Афанасия и Кирилла, что на Сивцевом Вражке. Из альбома Найдёнова


Храм святителей Афанасия и Кирилла (Воскресения Словущего) на Сивцевом Вражке находится в районе Арбат.

Относится к Центральному благочинию

Адрес: Филипповский пер., д. 3.

Главный престол ― Спаса Нерукотворного Образа; южный ― свтт. Афанасия и Кирилла Александрийских; северный ― свт. Николая Мирликийского.

Из истории:

  • Многие исследователи считают, что церковь существовала, предположительно, с начала XVI века, поскольку получала ругу. Сильно пострадав в Смутное время, долго не восстанавливалась, почему в 1631 году по книгам Патриаршего приказа церковь числилась «новоприбылой». В 1657 и 1689 годах церковь была ещё деревянной. Каменной церковь стала в начале XVIII века; главный престол был освящён в честь Спаса Нерукотворенного Образа; другой придел - в честь Святителя Николая Чудотворца. В 1749 году по прошению поручика Плещеева в трапезной части церкви был устроен придел Святителей Афанасия и Кирилла и в документах храм стал называться «Афанасие-Кирилловская церковь».
  • В 1812 году Смоленская икона Божией Матери, вывезенная из Смоленска, была помещена первоначально в храме Святителй Афанасия и Кирилла и уже отсюда перенесена в Успенский собор Кремля.
  • Разорённый в 1812 году храм был обновлён в 1815-1817 годах на средства дочери полковника Прасковьи Петровны Юшковой.
  • В 1836 году началась основательная перестройка церкви в стиле ампир: были построены новая колокольня, трапезная и новый световой барабан. Освящение обновлённого храма состоялось 19 сентября 1856 года, причём по желанию благотворителя, почётного гражданина Бубнова Спасский престол был переименован в Воскресенский. В 1899 году, с целью расширения храма, были перестроены алтари приделов, и здание приобрело нынешний вид.
  • При советской власти в 1932 году храм был закрыт, и в его здании располагались склады, различные мелкие предприятия, электромеханический завод, общежития. В 1970-х годах началась частичная реставрация здания, поскольку в нём предполагалось открытие концертного зала с органом.
  • В 1991 году принято решение о возврате храма верующим, что и было осуществлено 7 апреля 1992 года. Главный престол было решено вновь освятить во имя Спаса Нерукотворенного Образа, но прежде, 5 ноября 1992 года, был освящён придел Святителей Афанасия и Кирилла. 11 сентября 1993 года из церкви Воскресения Словущего на Арбате была возвращена главная храмовая икона Святителей Афанасия и Кирилла. Главный престол освящён 14 января 2003 года, Никольский - 17 декабря 2009 года.
  • 4 марта 2017 г. - Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения храма

Настоятели:

  • с 1991 -

Фото: Церковь Афанасия и Кирилла, патриархов Александрийских, на Сивцевом Вражке

Фото и описание

Церковь Святителей Афанасия и Кирилла на Сивцевом Вражке также известна под названием храма Воскресения Словущего, причем второе название является официальным, а первое – более распространенным в народе. Народ привык называть храм по одному из приделов, освященных в честь Афанасия и Кирилла. Но главным названием все же считается в честь Воскресения Словущего – по названию главного престола, бывшего Спасского и переосвященного в 1856 году по желанию одного из благотворителей, участвовавшего в переустройстве и обновлении храма в первой половине XIX столетия.

В Москве храм расположен в Филипповском переулке. Первая церковь была деревянной и существовала уже в начале XVI столетия. В начале следующего века она была перестроена в камне, а ее главный престол (Спасский) был освящен именем Спаса Нерукотворного. Придел святителей Афанасия и Кирилла появился в храме в середине XVIII века, и вся церковь стала в народе называться по именам святителей – Афанасие-Кирилловской. Святители Афанасий и Кирилл при жизни были епископами Александрийскими: Афанасий жил в Египте в первой половине IV века, Кирилл в конце IV – первой половине V столетий.

Во время войны с французами в храм из Смоленска была привезена Смоленская икона Божьей Матери, но ее присутствие в храме не спасло его от разграбления французскими солдатами, вошедшими в Москву в сентябре 1812 года. Икона впоследствии была перенесена в Успенский собор Кремля, а храм был уже спустя несколько лет восстановлен благодаря щедрым пожертвованиям Прасковьи Юшковой. Свой нынешний вид храм приобрел в конце XIX века после очередного его переустройства.

В советское время храм был складом, общежитием, электромеханическим заводом, переведенным отсюда перед Олимпиадой-80. Рассматривались даже планы о преобразовании здания с отличной акустикой в концертный зал, но в итоге в начале 90-х здание вернулось в лоно церкви.

Церковь святых Афанасия и Кирилла Патриархов Александрийских на Сивцевом Вражке

Филипповский, ныне пер. Аксакова, 3, Б. Афанасьевский пер., ныне ул. Мясковского, 18

"Б. и М. Афанасьевские переулки названы по стоявшей в Б. Афанасьевском пер. с XVIII в. (на самом деле гораздо раньше. - П. П.) церкви Афанасия и Кирилла". "В 1960 г. Б. Афанасьевский пер. переименован в улицу Мясковского". В кн. ошибочно указано на построение церкви при Василии III. На самом деле это была церковь Афанасия в Кремле. Как предполагает М. М. Сухман, храм на Арбате появился не ранее середины XVI в. на втором загородном подворье Кирилло-Белозерского монастыря.

"В 1631 г. по книгам Патриаршего Приказа числится "новоприбылой". 2 июня 1710 г. выдан антиминс для престола Спаса Нерукотворного".

"Существовала до Романовых, так как получала ругу. После поляков долго не восстанавливалась, почему в 1634 г. занесена в складные книги как новоприбылая. В 1657 г. показана деревянной. В 1681 г. главный престол был Спаса Нерукотворного. В 1710 г. выданы антиминсы на престолы Спасский и Никольский, ставший с этого года известным впервые.

После Наполеонова разорения храм обновлен в 1815 г. на средства дочери полковника Прасковьи Петровны Юшковой. Изображение его той поры есть в издании Найденова, тогда главный четверик был о пяти главах. С 1837 г. выстроены новые колокольня и трапезная, а потом над старым четвериком возведен новый световой барабан. Освящение состоялось 19 сентября 1856 г., причем по желанию благотворителя почетного гражданина Бубнова Спасский престол переименован в Воскресенский. В 1899 г. алтари пределов выдвинуты вперед в линию с главным. Старинных предметов внутри не сохранилось".

"Церковь обновлена в 1899 г.".

Придел свв. Афанасия и Кирилла обновлялся в 1837 г., что видно из следующего рассказа, записанного Н. И. Якушевой: "В январе 1965 г. для установки станка в храме, который занимал тогда небольшой завод, нужно было сделать "подушку". Вскрыли пол и часть фундамента, причем обнаружили медную доску с текстом, под которой лежало несколько монет. Доска покоилась на кирпичиках с выдавленными на них именами доброхотных дателей. Кирпичики и все место тотчас залили цементом и поставили поверху станок. Доску передали в ближайшую действующую церковь ап. Филиппа. Текст на доске гласит: "Приделу сему во имя Святых Патриархов Александрийских Афанасия и Кирилла при храме Всемилостивейшего Спаса Нерукотворенного Образа, что в Сивцевом Вражке, вместо прежнего обветшалого. На новом месте основание положено при державе Благочестивейшего Самодержавнейшего Великого Государя Николая Павловича всея России, при его Августейшей фамилии, по благословению Высокопреосвященнейшего Филарета митрополита Московского и Коломенскаго, при священнике Михаиле Ивановиче Тихомирове и старосте церковном московском купеческом сыне Михаиле Илларионовиче Терентьеве в лето от сотворения мира 7345-е, от воплощения Бога Слова 1837-е месяца июня в 13 день на память святой мученицы Акилины. К начинанию сего придела содействовали все прихожане означенной церкви и прочие доброхотные датели. Особенными же приношениями и советами генерал-майор Афанасий Петрович Тютчев, статский советник Григорий Яковлевич Выгодский, московский купец Иван Федорович Жуков".

После закрытия храма вплоть до 1970-х гг. внутри находились мелкие предприятия, последним занимал его "Электромеханический завод распределительных устройств". Согласно другому рассказу, записанному той же Н. И. Якушевой, в 1972 г. на бывшем церковном погосте, занятом заводским двориком, рыли траншею и выкопали яму с огромным количеством черепов. При этом никаких других костей, кроме черепов, в ней не было обнаружено. Один из черепов имел в зубах металлическую литую иконку Божьей Матери (может быть, это было захоронение казненных стрельцов?). Позвонили в музеи, но там этим не заинтересовались. Тогда черепами навалили полный грузовик и вывезли их на свалку (!).

В 1970-х гг. заводик наконец вывели, поставили кругом храма леса, на которых началась чрезвычайно неспешная реставрация. Вновь выстроили на первом сохранившемся два других яруса колокольни, поставили на храме крест. Внутри тем временем произошел пожар. В средней части основного четверика храма реставраторы обнаружили росписи. Газета "Вечерняя Москва" сообщала перед Олимпиадой, что по окончании восстановления внутри будет открыт концертный зал, где установят орган.

Ограда сломана. Во второй половине 1970-х гг. памятник поставили на государственную охрану под № 600.

К 1990 г. реставрация заканчивается. Внутри предполагалось открыть по-прежнему концертный зал, но уже не органный.

Наконец, в 1991 г. решено вернуть храм верующим .