Храмовая гора мечеть. Храмовая гора, иерусалим, израиль. Как добраться до Храмовой горы

Храмовая гора находится в Иерусалиме, на востоке Старого города. Ее обнесенная высокими стенами территория примыкает сразу к двум кварталам — Мусульманскому и Еврейскому, и контролируется исключительно мусульманской стороной. Священная земля является предметом многовековых споров, военных и гражданских конфликтов между мусульманами и иудеями, которым долгое время не разрешалось даже ступить на нее. Сегодня путь к Храмовой горе открыт, но для немусульман — только в установленные часы и дни недели, а также при условии соблюдения определенных правил.

Размеры Храмовой горы:

  • длина (восток и запад) — 470-485 м;
  • ширина (юг и север) — 280-313 м;
  • абсолютная высота — 774 м;
  • относительная высота — около 20 м;
  • максимальная высота окружающей стены — 45 м.

Храмовая гора: значение

Прямоугольная площадь холма является священным местом у иудеев, исламистов и христиан.

В иудаизме Храмовая гора считается избранным Богом местом, поэтому относится к самому священному месту на Земле. Тут стоял Первый храм (Соломонов), затем был построен Второй храм (Иерусалимский), а после схождения Мессии, по преданиям, появился вечный Третий храм. Предполагается, что на Краеугольном камне горы Всевышний начал Сотворение мира. Тут был установлен жертвенник, Иакову приснился здесь сон, давший понять о «присутствии на месте сём Господа», а в Первом храме находился Ковчег Завета и Святая святых. Понятие святости места подтверждает тот факт, что иудеи в мольбе обращают свой взор к Израилю — Иерусалиму — Храмовой горе.

В пророческих писаниях есть упоминания других названий святыни — гора Мория, гора Храма (или Дома), гора Сион (до I века, ныне — другой холм).

В исламе Храмовая гора признается третьей по значимости, уступая две первые позиции находящимся в Саудовской Аравии Мекке и Медине. По приданию, это — одно из первых мест поклонения Аллаху. Именно отсюда пророк Мухаммед совершил Мирадж — вознесся к небесам вместе с ангелом Джабраилом.

У христиан Храмовая гора связана с введением 3-летней Марии, будущей Богородицы, в Святая святых, куда мог входить лишь раз в год первосвященник, и с ее воспитанием в благочестии при Иерусалимском храме до 12 лет.

Сегодня на огороженной территории присутствуют только исламские святыни и ни один проект «совмещения» их со святынями других религиозных конфессий даже не рассматривается.

Краеугольный камень

С точки зрения религиозных представлений, Камень Основания считается местом, где Бог начал процесс Сотворения мира и где в дальнейшем проводились обряды жертвоприношения. По мнению исследователей, Краеугольный камень изначально лежал в Святая святых Соломонова храма, а позже мусульмане накрыли его Куполом Скалы.

Сегодня Священный камень размером 17,7×13,5 м, поднимающийся на высоту до двух метров, во избежание прикосновений огорожен позолоченной решеткой и контролируется мусульманами. Однако истинность этого участка скалы ставится некоторыми исследователями под сомнение, так как в первом письменном тексте религиозных предписаний ортодоксального иудаизма Мишне упоминается о камне, поднимающемся над поверхностью лишь на три пальца.

Храмовая гора в Иерусалиме: посещение

Далеко не всем туристам удается побывать на Храмовой горе, так как доступ к ней жестко регламентируется по времени, дням и религиозным канонам. Сегодня на входе присутствует строгий контроль. Мусульман могут попросить прочесть наизусть самые важные выдержки из Корана, а тех, кто откажется по какой-либо причине, развернут в обратную сторону. Нескромно одетых посетителей ждет та же участь. С собой обязательно нужно иметь паспорт, так как требование предъявить документы звучит достаточно часто.

Евреям не разрешается брать с собой религиозную атрибутику, молитвенники и священные книги, а группы ортодоксальных иудеев, проходящих по периметру горы, сопровождаются усиленной охраной. Им строго запрещено произносить молитвы даже беззвучным шевелением губ и совершать поклоны, повернувшись лицом к Святая святых. За малейшее нарушение вся группа выдворяется за пределы территории.

Входить в мечети Храмовой горы разрешено только мусульманам.

Посетить религиозно-исторический комплекс «неверным» разрешается с понедельника по четверг в определенное время:

  • летом — с 08:30 до 11:30 и час после 13:30;
  • зимой — с 07:30 до 10:30 и час после 12:30.

В пятницу и субботу доступ отсутствует. Бывают случаи, когда в оговоренные часы посещения ворота остаются закрытыми, причем — без предварительного уведомления.

Вход для мусульман временными рамками не ограничивается.

В каждой из стен присутствует несколько ворот, часть из которых замурована. На сегодня насчитывается 11 действующих порталов, 10 из которых предназначены исключительно для входа мусульман. Ворота Муграби, расположенные в южной трети Западной стены со стороны Еврейского квартала , были открыты для немусульман в 1967 году. С 2016 года они переименованы в ворота Гигель.

Достопримечательности

На границах огороженного холма находится более 100 объектов, относящиеся к разным историческим периодам и стилям. Здесь сохранились постройки иродианской и греко-римской эпох, но основная часть сооружений возводилась в мамлюкские и османские времена. На Храмовой горе присутствуют мечети, памятники мусульманского зодчества, в числе которых — молитвенные беседки, несколько фонтанов, арки, купола-монументы и пр.

Мечети Храмовой горы

Главными объектами комплекса культовых сооружений Харам аль-Шариф являются два исламских святилища — мечети Куббат ас-Сахра (Купол Скалы) и Аль-Акса , считающиеся одними из важнейших мусульманских святынь. В подземных помещениях Соломоновых конюшен есть, также, мечеть Эль-Марвана.

Исламский музей

Коллекция размещена в историческом здании, построенном крестоносцами в XII веке рядом с мечетью Аль-Акса, переоборудованной в тот период под штаб-квартиру ордена Тамплиеров. Музей открыт в 1927 году.

В коллекции представлены экспонаты, связанные с исламской историей нескольких мусульманских регионов, уникальные рукописи Корана, керамика, бронзовые изделия с характерной чеканкой, оружие, керамическая плитка и пр.

История

Первое упоминание о Храмовой горе уходит в X век до н. э. В нем говорится о покупке царем Давидом участка земли у местного жителя, сооружении жертвенника Богу Израиля и возведении Соломоном Первого Иерусалимского храма. Он простоял 410 лет и был разрушен в VI в. до н. э. нововавилонским царем Навуходоносором II вследствие подавления мятежа иудейского царя Седекия против Вавилона.

Второй храм, ставший центром общественной и духовной жизни еврейского народа, был построен спустя почти 70 лет. Он простоял более 400 лет, был реконструирован и расширен Иродом Великим и уничтожен римлянами в ходе Иудейской войны в 70 г. На горе колонизаторы воздвигли храм Юпитера, а над Святая святых установили конную статую императора Адриана.

В эпоху Византийского правления Иерусалимом Храмовая гора оставалась невостребованной и замусоренной. С приходом мусульман в VII веке, над Камнем Основания соорудили Купол Скалы и рядом возвели мечеть Аль-Акса. С 1099 году началась эпоха крестоносцев, освободивших Иерусалим от исламского присутствия и использовавших Купол Скалы в качестве основы для устройства Храма Господа. Однако власть тамплиеров продержалась недолго, всего до 1187 года. С этого времени начался многовековой период мусульманского правления.

После Первой мировой войны современную столицу Израиля отдали под патронат Британского мандата. Благодаря усилиям иерусалимского муфтия, святыня получила статус национального достояния палестинских арабов, а в 1948 г. перешла под иорданский контроль.

Вплоть до 1967 года иудеям запрещали посещать Храмовую гору. Послабления начались после событий Шестидневной войны, когда израильским десантникам удалось прорваться к святыне. Несмотря на то, что управление территорией передали исламскому ВАКФу, евреи получили частичный доступ на Храмовую гору.

По вопросу локализации Первого и Второго храма есть несколько версий. Кроме традиционного предположения о месте его нахождения под Куполом Скалы, исследователями разрабатываются версии — западнее, севернее и южнее мечети Куббат ас-Сахра.

Раскопки

Если не принимать во внимание усиленные поиски крестоносцами сокровищ царя Соломона в начале XII века, то масштабных раскопок на горе никогда не производилось. Незначительные археологические находки связаны с выполнением строительных работ или со случайными событиями. В частности, были обнаружены участки подпорных стен из камня, относящиеся к иродианскому периоду, а также несколько хозяйственных сооружений, в том числе Соломоновы конюшни. Предполагается, что часть найденных артефактов скрывается ВАКФ или сознательно уничтожается, но доказательств этому, как и опровержений, нет.

В XIX веке британскими исследователями, по предварительному разрешению османской стороны, вдоль Западной стены вне границ Храмовой горы осуществлялись раскопки, в ходе которых удалось сделать несколько находок, в том числе обнаружить древнюю каменную арку древнего моста. После получения Израилем доступа к Стене Плача в 1967 году, раскопки со стороны Еврейского квартала приобрели планомерный характер. Сегодня тоннель Западной стены открыт для посещений. Найденная в нем пещера, использовавшаяся когда-то в качестве синагоги по согласованию с мусульманами, считается самым близким к Краеугольному камню молитвенным местом.

Как добраться до Храмовой горы

Немусульмане могут посещать Храмовую гору через ворота Гигель, бывшие Муграби, или Марокканские ворота. После частичного обрушения стены, поддерживающей 800-летний пандус, к ним был пристроен временный пешеходный мост со стороны Еврейского квартала. Ближайший путь сюда лежит через Мусорные ворота в стенах Старого города Иерусалима. Доехать до них можно автобусами № 1, 3, 51. Остановка называется «Western Wall». Схемы, остановки и передвижение транспорта в онлайн режиме можно посмотреть на официальном сайте компании-перевозчика Egged .

Остальные ворота находятся в Мусульманском квартале. Добраться до него можно теми же автобусами № 1, 3, 51. Остановки:

  • «Rockefeller Muesum/Sultan Suleiman» — у Цветочных ворот (или ворот Ирода);
  • «Jericho Road/HaOfel Road» — у Львиных ворот.

При выборе поездки в иерусалимском такси следует учитывать, что к Еврейскому кварталу следуют машины белого цвета, а к Мусульманскому — желтые.

В столице Израиля работают популярные мобильные приложения такси — Uber, Gett, Yango и пр.

Храмовая гора: видео

Построил Храм (так называемый Первый храм), который был разрушен Навуходоносором в 586 г. до н. э. и отстроен заново (так называемый Второй храм) через 70 лет (516 г. до н. э.) вернувшимися из пленения вавилонского . Царь Ирод во время предпринятой им реконструкции Храма (22 г. до н. э.) увеличил площадь Храмовой горы, возведя вокруг нее мощную подпорную стену и засыпав землей промежуток между стеной и холмом. Реконструкция продолжалась и наследниками Ирода - Агриппой I и Агриппой II вплоть до Иудейской войны .

Необходимо подчеркнуть, что на Храмовой горе никогда не производились археологические раскопки (не считая тамплиеров, см. выше). Немногочисленные находки, ставшие известными, обнаружены случайно, во время строительных работ, при этом большинство из них скрывается или сознательно уничтожается работниками ВАКХФ (см. ниже).

В периоды мамлюкского, османского и британского правления евреи на Храмовую гору не допускались. Британская мандатная администрация ввела специальный орган по попечительству над святыми местами ислама на Храмовой горе - так называемый ВАКХФ, который получил фактически бесконтрольную власть над всей территорией Храмовой горы. По окончании Войны за Независимость руководство Иордании сохранило это положение; при этом евреи не допускались не только на Храмовую гору, но и к Стене Плача (см. Западная стена), в нарушение договора о прекращении огня с Израилем. Во время Шестидневной войны , в ходе боев за Иерусалим, израильские десантники взяли контроль над Храмовой горой, их командир М. Гур объявил по армейской радиосвязи: «Храмовая гора в наших руках!». Над Храмовой горой был поднят израильский флаг. Однако вскоре, по приказу израильского министра обороны М. Даяна , флаг был спущен и полномочия ВАКХФа подтверждены.

На Храмовую гору был открыт доступ всем желающим в отведенные дни и часы. В 1993 г., после подписания соглашений в Осло (см. Государство Израиль. Исторический очерк. Победа И. Рабина на выборах 1992 г. и начало переговоров с ООП. Соглашения Осло), управление ВАКХФом перешло от Иордании к Палестинской автономии . С этого времени работники ВАКХФа, под видом ремонтно-строительных работ, систематически уничтожают археологические ценности - следы еврейского присутствия на Храмовой горе; одновременно мусульманские проповедники беспрепятственно занимаются антиизраильской пропагандой и прямым подстрекательством к насилию. Их заявления, отрицающие факт существования иудейского Храма на Храмовой горе, стали общим местом.

В сентябре 1996 г., после многолетних раскопок и реконструкции, был открыт для посещения так называемый «туннель Хасмонеев» - участок древнего водовода и улицы хасмонейско-иродианского периода, проходящий от площади у Стены Плача до Виа Долороза, около 300 м к западу от Храмовой горы и параллельно ее западной подпорной стене. Глава ООП и автономии Я. Арафат заявил, что израильтяне хотят с помощью туннеля подрыть фундамент мечети ал-Акса и, таким образом, разрушить ее, освободив место для своего Храма. Несмотря на очевидный абсурд этого заявления, в Иерусалиме и в некоторых районах на контролируемых территориях произошли серьезные беспорядки и вооруженные столкновения; впервые палестинская полиция применила оружие против израильских сил безопасности; погибло 15 израильтян и 52 араба. В ходе инцидента арабы с Храмовой горы бросали камни на молящихся у Стены Плача евреев.

В 1998 г. году ВАКХФ открыл новую, третью мечеть на Храмовой горе, в так называемых Соломоновых конюшнях. Масштабные строительные работы в подземельях Храмовой горы привели к нарушению древней системы дренажа и, очевидно, другим деформациям, в следствие чего южная стена Храмовой горы оказалась под угрозой обрушения. В 1999–2002 гг. здесь вели восстановительные работы инженерные службы Иордании: ВАКХФ не сотрудничает с соответствующими службами Израиля и запрещает даже их надзор за работами. С начала так называемой «второй интифады» в сентябре 2000 г., по указанию израильского правительства, вход на Храмовую гору для немусульман был прекращен (до середины 2003 г., когда положение несколько нормализовалось). В течение этих лет израильская полиция периодически ограничивала доступ мусульман на Храмовую гору, как для жителей автономии, так и для других граждан по возрастному цензу.), возбранялось входить в Храм, а согласно более строгой точке зрения, - вообще вступать на Храмовую гору. Также возбранялось подниматься на Храмовую гору с нерелигиозной целью или в непристойном виде.

На Храмовую гору следовало подниматься с ее правой стороны и спускаться с левой (Бр. 9:5; Мид. 2:2, и др.). Согласно мнению большинства галахических авторитетов, в частности, Маймонида , святость Иерусалима и Храмовой горы остаются в силе и после разрушения Храма. Аврах ам бен Давид из Поскьера постановил, что «тот, кто вступает туда [на Храмовую гору] ныне, не подлежит наказанию каретом ». Некоторые авторитеты склонны интерпретировать это постановление следующим образом: после разрушения Храма вход на Храмовую гору не ограничен; однако наиболее принятое толкование - постановление не дает разрешения подниматься на Храмовую гору, а лишь отменяет наказание каретом за это.

Мнение Аврах ама бен Давида из Поскьера не было принято в качестве галахи. Кроме того, считается, что все евреи нечисты, поскольку нет красной коровы (см. Пара адумма), пепел которой необходим для ритуального очищения, и поэтому никто не может взойти на Храмовую гору. Однако существует точка зрения, согласно которой этот запрет относится только к восхождению на платформу, где стоял Храм, вход на остальную часть Храмовой горы не возбраняется. Проблема заключается в том, что библейские источники не позволяют с точностью идентифицировать разрешенную зону, и потому неоднократные попытки установить ее не привели галахические авторитеты к согласию.

На Храмовую гору мы взобрались по деревянному мосту от Стены Плача. Как известно, Храмовая гора стала не просто символом Иерусалима, это самая настоящая пороховая бочка...

Храмовая гора является самым святым для евреев местом: религиозные евреи всего мира во время молитв обращаются лицом к Израилю, евреи в Израиле - к Иерусалиму, а евреи в Иерусалиме - к Храмовой горе.


Храмовая гора традиционно отождествляется с горой Мория, местом, указанным Аврааму Богом для принесения в жертву Исаака. На Храмовой горе царь Давид выкупил гумно у некоего Аравны (Орны) - иевусея и воздвиг жертвенник Богу Израиля, а его сын и наследник престола Соломон построил Храм (так называемый Первый храм), который был разрушен Навуходоносором в 586 г. до н. э. и отстроен заново (так называемый Второй храм) через 70 лет (516 г. до н. э.).

В 70 г. н. э., при штурме Иерусалима, римская армия с боем захватила Храмовую гору и предала Храм огню. Несколько позже Храм был почти полностью разрушен. После подавления Римом еврейского восстания 115–117 гг., на всех евреев империи обрушились кровавые репрессии, а на Храмовой горе было построено святилище Афродиты. В 132 г., во время восстания Бар-Кохбы, по ряду косвенных данных, еврейские повстанцы частично восстановили иудейский Храм и некоторое время проводили богослужения. После подавления восстания все следы еврейского присутствия на Храмовой горе были уничтожены римлянами, где они построили святилище Юпитера Капитолийского. В первой половине IV в., в результате победы христианства в Римской империи, языческие святилища на Храмовой горе пришли в запустение и, очевидно, были разрушены. в южной части Храмовой горы была построена небольшая церковь святой Марии. В 362 г. римский император Юлиан Отступник обещал евреям восстановить Храм, были даже начаты строительные работы. Однако вскоре Юлиан погиб, стройку охватил «случайный» пожар, а вернувшиеся к власти христиане денонсировали все договоры императора.

Весь дальнейший период римско-византийского правления Храмовая гора оставалась в запустении, имперские власти не допускали какой-либо деятельности в этом месте (кроме оборудования городской свалки). Тем не менее, евреи в течение всего римско-византийского периода как легально, так и нелегально, восходили на Храмовую гору для молитвы. Обращенная к западу часть подпорной стены - Западная стена («Стена плача») - с V в. превратилась в традиционное место молитвы евреев.

Согласно обещаниям еврейских пророков, после прихода Мессии на Храмовой горе будет отстроен последний, Третий Храм, который станет духовным центром для еврейского народа и всего человечества. Также с Храмовой горой связано ожидание Страшного Суда.

В 638 г. арабский завоеватель Иерусалима халиф Омар ибн-ал-Хаттаб провозгласил святость для ислама Храмовой горы, так как, по его мнению, она и есть та гора, которая упоминается в 17 суре Корана «ал-Мирадж» (сейчас эта сура цитируется на изразцах Купола Скалы). Мусульмане считают Храмовую гору своей третьей святыней после Мекки и Медины.

С Храмовой горой связан целый рад традиций, признаваемых всеми тремя основными религиями и делающих это место столь святым. Прежде всего, это великолепное святилище Куббат ас-Сахра (Кипат асела, Купол Скалы), внутри которой находится так называемый Краеугольный камень.

Именно на эту скалу Господь взгромоздил мир в третий день творения. На этот камень возложил Авраам Исаака, чтобы принести его в жертву Всевышнему и Господь остановил его руку. Отсюда идентификация горы как места, называемого Мория. История жертвоприношения Исаака важна не только для иудаизма, христиане видят в сыне Авраама первую, несостоявшуюся, жертву за человечество, предтечу Иисуса. На этом камне спал Иаков, когда бежал от гнева Исава. На нем восстал ангел Господень при царе Давиде, когда мор поразил город. На него поставил царь Давид Ковчег Завета . На нем стояла Святая Святых при царе Соломоне и при Втором Храме. Да и, собственно, сам Иерусалим был основан царем Давидом именно здесь, благодаря близости к святому месту.

Отсюда, по мусульманской традиции, архангел Гавриил поднял на небо Магомета на крылатом коне Аль-Бурак, забрав пророка ночью из дома, а затем, вернул его в Мекку. Мусульмане верят, что когда наступит конец света, трубный глас возвестит об этом именно с этой скалы. Под камнем расположена «пещера бездны», она же «колодец душ». По арабской традиции считается, что именно здесь в день Страшного Суда будут собраны души всех умерших. Особым почтением мусульман пользуется находящийся в галерее мечети резной шкаф, в котором хранится волос из бороды самого пророка Мухаммеда.

Когда арабы заняли Иерусалим, разбив византийцев и персов в 638 г., они нашли вершину Храмовой горы запущенной и замусоренной. По традиции, христиане заваливали гору мусором во исполнение пророчества Иисуса о запустении Святого Города. Принявший ислам еврей Кааб эль-Ахбар показал халифу Омару правильное место. Воины ислама размели мусор, затем, по мусульманской легенде, три дня лили очистительные дожди, моя Камень. Затем по приказу халифа возвели временное сооружение, построенное из дерева, от которого, впрочем, не осталось никаких следов, и лишь одно упоминание в литературе о его существовании.

Позже Купол был перестроен во времена халифа Абд эль-Малика с 687 по 692 г. по проектам византийских христианских архитекторов. Купол Скалы не похож ни на одно мусульманское или арабское здание в мире по своей форме и конструкции - следствие проектирования его христианскими архитекторами. В римской и христианской архитектуре есть похожие аналоги - римляне строили так гробницы-усыпальницы, в раннехристианский период восьмиугольную форму имели баптистерии, позже - церкви. Голубая плитка и многоцветный мрамор верха - дело Сулеймана Великолепного в 1552 г. В Средние века вся ас-Сахра натиралась дорогими благовониями, чтобы верующие могли в этом священном месте явственно ощутить аромат Рая.

Купол сегодня сделан из меди, покрытой золотом, однако в действительности золотым он стал лишь последнего последнего ремонта в 1992 г., до того с г. 1958 купол был алюминиевым под цвет золота, а до 1958 г. - черным. Сам купол - двойной, внутренняя его часть деревянная, построена в XI в., после его падения в 1016 г. Согласно мусульманской историографии, в этот год пострадали все 3 основных святых здания ислама - Кааба в Мекке, усыпальница пророка в Медине и Купол в Иерусалиме.

Сейчас это здание используется в качестве «женской» мечети. Хотя по изначальному замыслу - это не дом молитвы, а архитектурный памятник, оберегающий камень. В феврале 2008 г. землетрясение оставило свой след в Старом городе в Иерусалиме. Рядом с Куполом Скалы возник заметный провал в земле глубиной 1 м, шириной 1,5 м и длиной около 2 м. Изначально здание строилось с тремя целями: подчеркнуть святость Иерусалима и скалы, отмеченной деяниями пророков, провозгласить единство правления ислама во всем Ближнем Востоке и, наконец, противопоставить что-то поистине величественное христианским сооружениям Священного Города.

Там же на Храмовой горе находятся одна из важнейших мусульманских мечетей Аль-Акса, ряд строений различных мусульманских периодов и небольшой Музей исламской культуры.

Мечеть Ал-Акса, «Крайняя», знаменует вознесение Магомета на коне Аль-Бурак - «Молния». Она поставлена на юге от Скалы, с тем чтобы мусульмане не молились на еврейский храм. Нынешнее сооружение было заложено халифом Абд аль-Маликом и относится в основном к VIII веку. Мечеть была первоначально маленьким молитвенным домом, построенным халифом Умаром, потом была восстановлена и расширена. Во времена крестоносцев именно тут была штаб-квартира ордена Тамплиеров.

После завоевания Иерусалима крестоносцами в 1099 г. мечети на Храмовой горе были превращены в церкви: Купол Скалы стал храмом Господним, а ал-Акса - храмом Святого Соломона. Между ними располагался монастырь Храма и квартал тамплиеров. Последние, в поисках «сокровищ царя Соломона», производили раскопки на Храмовой горе. После того, как город был отвоеван Салах ад-Дином, церкви крестоносцев вновь стали мечетями.

Мечеть ал-Акса неоднократно разрушалась землетрясениями в связи с дефектами конструкции. Храм со всех сторон был облеплен различными служебными постройками ордена, которые были полностью удалены в ходе реставрационных работ 1938-42 годов, проводившихся в том числе и за счет средств Муссолини. С 1948 года реставрационные работы в мечети производились на средства королевской семьи Иордании.
В 1951 г. в ней был убит иорданский король Абдалла, а будущий король Хусейн, его племянник и преемник, правивший до 1999 г., чудом спасся благодаря массивному украшению на шее. На колоннах видны до сих пор следы выпущенных пуль. В 1969 года Деннис Майкл Рохан вообразил себя посланником Господа и совершил акт вандализма - устроил пожар в мечети Аль-Акса. Как считают, у Рохана был иерусалимский синдром (психическое заболевание, которое поражает некоторых туристов или паломников в Иерусалиме: они представляют себя библейскими персонажами). В огне пожара погиб находившийся в мечети минбар (кафедра с лестницей для чтения Корана и проповедей) Салах ал-Дина, прогорел потолок здания, пострадали стены.

Некоторые другие постройки:

К востоку от Купола Скалы находится небольшое сооружение Купол Цепи (Куббат аль-Сильсила), возведенное на месте, где по преданию царь Давид вершил свой суд. Есть гипотеза, что в период Второго Храма здесь находилось помещение высшего религиозного суда Иерусалима – Синедриона. Само название места напоминает о предании, гласящем, что царь Давид (в другом варианте – его сын, царь Соломон), пытаясь разрешить особо запутанные и неясные дела, прибегал к помощи волшебной цепи, которая была подвешена к своду. Если ответчик или свидетель лгали, то цепь отклонялась от их рук или из нее выпадало одно звено, а если говорили правду, то легко давалась в руки. Есть предание, что при строительстве Купола Скалы здесь было помещение, где хранились сокровища, собранные для оплаты строительных работ, а также наиболее ценные материалы строительства. Наконец, есть мнение, что это помещение служило для собраний строителей Купола Скалы, то есть своего рода «прорабской», где к тому же можно было укрыться в периоды зноя и непогоды. Вот эта маленькая постройка перед Куполом Скалы:

Купол Духов (Куббат аль-Арвах). Купол Духов – позднее сооружение, возведенное во дворе Купола Скалы в османскую эпоху, в XVII веке. Его особенность заключается в том, что оно сооружено непосредственно на материнской скальной породе, выступающей здесь на поверхность. По легенде, на этом месте собираются для молитвы души умерших. По мнению некоторых ученых, именно здесь располагались Святая Святых Соломонова и Второго Храма.

На фотографии слева, беседка, куда ломится вся толпа:

Фонтан Каит-Бей (по центру):

Купол Вознесения (Куббат аль-Мирадж) был, как считается, сооружением в виде беседки, возведенной на Храмовой горе в эпоху крестоносцев и служившей баптистерием. В 1200 году мусульмане восстановили ее из плачевного состояния, в которое она пришла к тому времени, и заложили мраморными стенами, превратив в закрытое здание. В то время уже было распространено предание, что это место является одним из священных мест, где пророк Мухаммед совершал молитвы перед своим вознесением на небеса:

Постройка слева:

В юго-западной части Храмовой горы находится музей исламского искусства. Помимо произведений искусства (в основном чеканка по бронзе), здесь экспонируются «свидетельства зверств израильских оккупантов» на Храмовой горе, преимущественно фотографии пресечения полицией беспорядков «молящихся» мусульман.

В периоды мамелюкского, османского и британского правления Палестиной, евреи на Храмовую гору не допускались. Британская мандатная администрация ввела специальный орган по попечительству над святыми местами ислама на Храмовой горе - ВАКФ, так называемый Исламский совет, который получил фактическую власть над всей территорией Храмовой горы. По окончании Войны за независимость Израиля в 1948 году, Храмовая гора вместе со всем Восточным Иерусалимом перешла под контроль Иордании. До 1967 года евреи не допускались не только на Храмовую гору, но и к Стене Плача, что являлось грубым нарушением соглашения о прекращении огня. Во время Шестидневной войны, в ходе боёв за Иерусалим, израильские десантники установили контроль и над Храмовой горой, установив над ней израильский флаг, и командующий операцией, Мота Гур, объявил по армейской радиосвязи: «Храмовая гора в наших руках!». Однако вскоре, по приказу министра обороны Моше Даяна, флаг был спущен, и полномочия ВАКФа вновь были официально подтверждены.

На данный момент, полиция разделяет посетителей Храмовой горы на три категории:

Мусульманам разрешен вход на Гору в любое время суток, без проверок на входе, через все ворота, разрешены любые молитвы, отправления культа и т.д.
- группам неевреев и евреев без признаков религиозности (с непокрытыми головами, в кожаной обуви) разрешен свободный проход на Гору 5 часов в сутки. Они могут проходить через одни ворота, после полицейской проверки на предметы культа (как-то: тфилин, талит, молитвенники, книги Танаха и Талмуда и т.д.), а также проверки в металлоискателе и изъятия алкогольных напитков.
- группам евреев с признаками религиозности полагается особое отношение: проверка удостоверений личности и запись в компьютере личных данных, ожидание особого сопровождения – полицейский в форме, служащий мусульманского ВАКФ и, как правило, полицейский в штатском. Иногда приходится ждать этого сопровождения в течение длительного времени, в то время как группы туристов беспрепятственно проходят на гору. Полиция также ограничивает размер групп религиозных евреев (обычно до 50 человек, но на усмотрение полицейского). Сопровождающие следят за тем, чтобы евреи воздерживались от молитв, даже от шевеления губами, поклонов в сторону места Храма и т.д.Описанная дискриминация неоднократно обсуждалась в Верховном суде. Суд постановил, что у евреев есть конституционное право молиться на Храмовой горе, но сохранил за полицией прерогативу отложить воплощение этого права до лучших времен.

Внутрь самих мечетей неверным вход воспрещен, хотя вроде бы какая-то лазейка есть.

По разному решается вопрос о том, можно ли евреям подниматься на Храмовую гору с религиозной точки зрения. Вход в Святая святых Храма был разрешён только первосвященнику, и только в Йом-Киппур для ведения службы. Внутрь Храма могли заходить лишь коэны. Тем, кто был ритуально нечист, запрещалось входить на территорию Храмовой площади, а согласно более строгой точке зрения, - вообще вступать на Храмовую гору. Также было запрещено подниматься на Храмовую гору с иными, нежели религиозные, целями или в непристойном виде. Сегодня считается, что все евреи ритуально нечисты, и поэтому никто не может взойти на Храмовую гору. Однако этот запрет относится лишь к восхождению на территорию, где стоял Храм, тогда как вход на остальную часть Храмовой горы разрешён. Проблема заключается в том, что библейские источники не позволяют с точностью идентифицировать запрещённую зону. Вместе с тем, по периметру Храмовой горы располагается зона, в которой, согласно всем мнениям, не располагался Храм. Обход Храмовой горы по периметру, в соответствии с галахой организуется рядом общественных организаций, в частности, Институтом Храма, ассоциацией «Место встречи» и др.

Одним из главных идеологов "Места встречи" был Ицхак Имас. Ицхак и Талья Имасы были убиты арабскими террористами 31 августа 2010г. Они возвращались домой в своей машине и были расстреляны. У них осталось шестеро детей.

В 1993 г., после подписания соглашений в Осло, управление ВАКФом перешло от Иордании к Палестинской автономии. Работников этой организации обвиняют в том, что, под видом ремонтно-строительных работ, они систематически уничтожают археологические ценности - следы еврейского присутствия на Храмовой горе. В то же время, мусульманские проповедники беспрепятственно занимаются антиизраильской пропагандой, подстрекательствами к насилию, а так же отказываются признавать сам факт существования Иерусалимского Храма на Храмовой горе. Годами ВАКФ производил различные работы на Храмовой горе вопреки закону, нарушая законы проектирования и строительства и Закон о древностях. До 1996 года уничтожение археологических ценностей на Храмовой горе происходило в основном в ходе работ по техническому обслуживанию, проводимых без какого-либо археологического надзора, в результате чего были уничтожены археологические ценности огромного национального значения.

В дополнение к этому, были проведены ремонтные работы в проходе Двойных ворот - подземном помещении под мечетью Аль-Акса. Это помещение - самая впечатляющая сохранившаяся часть периода Второго Храма, рельефные украшения на его потолке были вырезаны еврейскими мастерами более 2000 лет назад. Это помещение тоже превратили в мечеть, называемую ныне «Ал-Акца акдима» (древняя Аль-Акса).

В 1998 г. ВАКФ открыл новую, третью по счёту, мечеть на Храмовой горе, в так называемых Соломоновых конюшнях. Масштабные строительные работы в подземельях Храмовой горы привели к нарушению древней системы дренажа и другим деформациям, вследствие чего южная стена Храмовой горы оказалась под угрозой обрушения.

Пик археологического погрома на Храмовой горе пришелся на ноябрь 1999 года, когда тогдашний глава правительства Эхуд Барак дал неофициальное разрешение проломить аварийный выход, так как новое строение при максимальном заполнении может вместить более десяти тысяч молящихся. Это разрешение вообще не учитывало Закон о древностях и Законы проектирования и строительства. ВАКФ использовал его для прохода на Гору тяжелой техники, и с помощью бульдозеров была вырыта огромная яма размерами 43х46 м и глубиной около 12 м. Работы продолжались около полутора суток, но уже в первые часы стало ясно, что ВАКФ значительно превысил пределы дозволенного.

Извлеченный грунт вначале находился на Храмовой горе. Различные предметы архитектуры, такие как части колонн были собраны на Горе. Другие предметы, по разным слухам, были тайно переправлены в Рамаллу. Остальной выкопанный грунт был вывезен на городскую мусорную свалку Иерусалима в Эль-Азарию. Около 60 грузовиков прибыли туда, и там этот грунт был перемешан с местным мусором. Когда начальнику этого участка стало известно, что речь идет о земле с Храмовой горы, он распорядился выделить для этих грузовиков чистое место. Через два дня, когда ВАКФ понял, что земля с Храмовой горы больше не перемешивается с мусором, около сотни грузовиков «тайно» под покровом ночи вывезли выкопанную ВАКФом на Храмовой горе землю на место незаконной свалки в долине Кидрон (на расстоянии около 400 м от Горы). Частично эта земля была перемешана, очевидно, намеренно, с современным строительным мусором из других мест.

В 1999-2002 гг. здесь вели восстановительные работы инженерные службы Иордании, поскольку ВАКФ не желает сотрудничать с соответствующими израильскими службами и запрещает любой надзор за своими работами с их стороны. Учреждения мусульманского ВАКФа никогда не разрешали производить на этом месте археологические раскопки. ВАКФ никогда не был готов принять какой-либо явный, официальный признак израильского суверенитета на Храмовой горе, кроме постоянного присутствия полицейских израильской полиции, которые символизируют оккупацию, но не гражданский суверенитет.

В сентябре 1996 г., после многолетних раскопок и реконструкции, был открыт для посещения туннель, который сегодня называют Хасмонейским. Ясир Арафат тогда заявил, что израильтяне якобы планируют подрыть фундамент мечети Аль-Акса и таким образом разрушить её, освободив место для своего Храма. В Иерусалиме и в некоторых районах на территориях, находящихся под контролем Палестинской автономии, произошли серьёзные беспорядки и вооружённые столкновения, в ходе которых палестинская полиция впервые применила оружие против израильских сил безопасности. Арабы неоднократно забрасывали камнями евреев, молящихся у Стены Плача.

В 2000 г. Ариэль Шарон, в сопровождение сотен полицейских, прибыл на Храмовую гору. Там его встретила демонстрация протеста, на переднем плане которой выступали арабские депутаты кнессета. Собравшиеся на горе встретили его криками «Убийца!». После ухода Шарона, толпа стала забрасывать израильских солдат камнями, стульями, мусорными урнами и другими предметами. В ответ полиция открыла огонь резиновыми пулями. В результате, некоторые были ранены, в том числе арабский депутат кнессета Ахмад Тиби, один из палестинцев был ранен в лицо. Ранения так же получили двое полицейских. Спустившись с горы Шарон заявил: «Храмовая Гора в наших руках и она останется в наших руках!» Палестинцы и израильские либералы назвали визит Шарона опасной провокацией и обвинили его в стремлении накалить обстановку и спровоцировать насилие.
Позже министр внутренней безопасности Израиля Шломо Бен-Ами заявил, что глава служб безопасности ПНА Джибриль Раджуб обещал ему отсутствие реакции в случае, если Шарон не станет посещать саму мечеть Аль-Акса. И.Фалуджи, министр связи ПА, признал, что вспышка насилия была запланирована в июле, задолго до «провокации» Шарона: «Тот, кто думает, что интифада вспыхнула в результате презренного визита Шарона в мечеть Аль-Акса, глубоко ошибается… Эта интифада была запланирована заранее, сразу же после возвращения президента Арафата с переговоров в Кемп Дэвиде…».

На следующий день, 29 сентября, после пятничной молитвы беспорядки и метание камней возобновились. В беспорядках участвовало десятки тысяч человек. В ответ израильская полиция взяла комплекс на Храмовой горе штурмом. По палестинцам был открыт огонь пулями с резиновым покрытием. Массовые беспорядки в Восточном Иерусалиме всколыхнули города Иудеи и Самарии. Палестинцы нападали на израильские блок-посты и поселения, используя камни, бутылки с зажигательной смесью и огнестрельное оружие. Палестинцы захватили и разгромили еврейские святыни - могилу Йосефа близ Наблуса (Шхема) и могилу Рахели у Вифлиема (Бейт-Лехема). Так началась Вторая интифада.

Этот же пост с видеовставками, в том числе с фильмом "Потерянный Храм"

Израиль, а в особенности Иерусалим - места паломничества последователей различных конфессий. Много было сказано о святынях этих богоизбранных земель, а мы остановимся более подробно на священных горах этих мест.

Фавор: этимология слова, история горы

Место Преображения Господня - гора в Израиле. Фавор (Табор) - второе ее название. Есть несколько версий происхождения этого оронима:

  • ивр. הַר תָּבוֹר ("хар Тавор") - гора Фавор;
  • греч. Όρος Θαβώρ;
  • араб. جبل الطور‎ ("джебель ат-Тор") - гора Тур.

"Тавор", "тур" - центральное место, пуп. Такое название возвышенность получила не случайно - она стоит в отдалении от цепи гор, а также имеет несколько округлые очертания.

Традиционно религиоведы считают, что Преображение Господне случилось именно здесь. Однако часть исследователей доказывает, что чудесное действо произошло немного севернее - на горе Хермон. Кто-то склонен предполагать, что истинная гора Преображения находилась и вовсе в Верхней Галилее. В самом же Евангелии упоминания о Фаворе нет.

Наши предки приводили в пример эту гору, когда говорили о чем-то могущественном и возвышенном, например о египетском царе. Впервые упоминание об этой Господней горе можно прочесть в книге Иисуса Навина - она считалась условной границей между наделами земель Израиля.

Религиозные достопримечательности Фавора

Фавор расположен в Нижней Галилее, на востоке Изрельской равнины, в 11 км от Галилейского моря. Высота горы - 588 м. Ее склоны покрыты оливами, дубами, акацией, дикими розами, олеандром, орешником и жасмином.

На этой горе расположен монастырь и католическая базилика Преображения Господня. Строения были возведены на месте Преображения, построенного, по преданиям, Святой Еленой.

Елеон - гора Вознесения Господня

Елеонская гора - самая высокая в окрестностях Иерусалима. Именно здесь Христос еженощно молился, беседовал с учениками о конце света и именно отсюда Он вознесся на небеса, в Царство своего Отца. На месте Вознесения Святой Еленой был построен удивительный храм без купола - чтобы верующие при молитве могли возносить глаза к небу, где теперь их Спаситель. Сейчас от здания остались всего лишь развалины - в 614 году его снесли персы.

Елеонская (Гелеонская) гора также называется Масличной, так как ее склоны издревле были засажены оливковыми деревьями. Находится она на востоке от Кедронской долины и от стен

Также считается, что именно здесь ранее поклонялся Богу Давид, а Соломон построил капища для своих жен. Однако христианам более всего это место известно из строк "Кто взойдет на гору Господню..."

Елеонские святые места

Гора имеет три вершины: на Скопусе (северная) расположен кампус Еврейского университета, на центральной - Лютеранский центр им. Августы Виктории, на южной - русский православный Вознесенский монастырь. Украшает его самая высокая в этим местах 60-метровая колокольня, называемая "Русской свечой". Рядом с построенным неподалеку также русским храмом огорожен камень, на котором стояла Богородица во время Вознесения своего Сына. Позади храма - часовня Иоанна Предтечи, украшенная иконами работы русских мастеров.

На Елеоне можно найти восьмиугольную часовню Вознесения - внутри нее камень, на котором отпечаталась стопа Иисуса Христа. На месте, где галилейским мужам явились ангелы во время Вознесения Господа, воздвигнут святой престол.

Сион - местоположение и история

Горой Господней прежде всего принято именовать Сион, холм на юго-западе Иерусалима. Его название происходит от ивр. ‏צִיּוֹן‏ ("Цийон"), что, скорее всего, означает "укрепление на холме", "цитадель". Высота горы - 765 метров. Для еврейского народа эта возвышенность имеет особое значение - Сион стал для них символом всего Израиля, в который евреи стремились возвратиться со времен рассеяния в 70 г., когда был разрушен Иерусалимский храм.

В Библии называется "святой горой", "жилищем Божьим", "царственным городом Божьим". Она также является синонимом как города Иерусалима, так и всей Иудеи и иудейского народа. Сион - это и Божье Царство во всей широте этого понятия - и на земле, и на небесах, и во веки веков. Гора считается местом откровения Бога, ведь оттуда Он является во всей своей Славе, и именно туда придут в своей радости искупленные Господа.

Достопримечательности на Сионе

На горе можно полюбоваться древними Сионскими воротами (1540 г.) Также именно здесь похоронен О. Шиндлер, который спас от нацистов 1200 человек еврейской национальности во время Второй мировой. Паломники же стремятся сюда, дабы ознакомиться со следующими святынями:

  • Гробница царя Давида . Местоположение захоронения библейского правителя - до сих пор причина споров историков. Однако гора Сион сегодня является общепризнанным местом расположения гробницы - задрапированного саркофага в зале с надписями: жив и существует".
  • Горница Тайной вечери . В одном здании с гробницей Давида можно своими глазами увидеть место, где проходил последний ужин Спасителя со своими учениками. Именно здесь случилось первое причастие, именно здесь Святой Дух явился апостолам и деве Марии.
  • Церковь Святого Петра в Галликанту (букв. "крик петуха"). По одной версии считается, что церковь возвели на месте, где Петр отрекся от Христа, по другим - на месте дворца злокозненного Каиафы. Здесь расположена смотровая площадка, с которой виден Иерусалим, видна "Скала Санта" и древняя лестница в Кедрон. Рядом с церковью можно найти вход в пещеры, где проводились службы еще в 5 в.
  • Монастырь Успения . Расположен на месте дома Иоанна Богослова, где и скончалась Пресвятая Богородица. Монастырь удивляет тем, что в его архитектурном стиле чувствуются как мусульманские, так и византийские веяния. В его церкви хранится камень, на котором умерла Святая Дева.

Господня гора - место, так или иначе связанное с жизнью Спасителя на земле. Самыми известными такими возвышенностями вблизи Иерусалима являются Сион, Елеон и Фавор.