Кафедральный собор святого вита. Почему главный собор праги назван в честь святого вита Адрес кафедральный собор св вита в праге

Древний величественный костел святой Маркеты в Бршевнове, основанный святым Войтехом, можно назвать ровесником христианства в Чехии. Тысячелетняя история храма изменила облик небольшой деревянной базилики. Романское зодчество, готика и барокко полностью преобразили здание церкви. В главном алтаре хранятся мощи святой Маркеты – покровительницы Бршевновского мужского монастыря бенедиктинцев. А на великолепной колокольне ХVIII века звучал набатный голос старейшего колокола Праги.

Простое здание костела Святого Бенедикта, выполненное в аскетичных традициях, могло затеряться среди большого количества великолепных достопримечательностей Градчанской площади в Праге, если бы не его интересная история. Оно было возведено в XIV столетии и служило городской церковью. В XVII веке храм превратился в часть монастыря ордена кармелиток.

За время своего существования строения монастырского комплекса становились то государственным учреждением, то гостиницей, но затем были возвращены церкви. Сегодня в костеле Святого Бенедикта проводятся богослужения, а его главной ценностью считается тело покойной Марии-Электры, которое сохраняется нетленным уже несколько веков.

Костел святых Кирилла и Мефодия, построенный в конце XIX века, поражает богатством своего внутреннего убранства, прекрасными потолочными фресками и неповторимыми витражами, выполненными признанными мастерами того времени. Возведен он был к знаменательной дате – тысячелетию со дня прихода святых Кирилла и Мефодия в земли славянских народов. Инициатором создания такого костела стало пражское католическое сообщество. На пожертвования, собранные его членами и было осуществлено строительство.

К сожалению, попасть в этот костел довольно сложно. Свои двери для туристов он открывает только в Ночь Костелов, которая проводится ежегодно в мае.

Старинный пражский костёл святого Клиимента за свою многовековую историю испытал немало превратностей судьбы. Он служил опорой для Доминиканского ордена, был католическим собором и даже зерновым склада, а теперь это одна из 24 евангелических церквей столицы Чехии. В начале XX в. храм оказался в центре экуменического движения в стране. Его клир принял активное участие в объединении двух протестантских церквей.

Ход времени наложил свой отпечаток на стены этого храма. Первоначально романский по своему архитектурному стилю, костёл св. Климента неоднократно перестраивался в XVIII–XIX вв. в соответствии с архитектурными пристрастиями каждой эпохи.

Один из старейших костелов Праги, построенный в романском стиле в ХII веке и хорошо сохранившийся до наших дней. За свою историю костел перенес множество модификаций и перестроек. Оригинальный романский портал был снесен в XIV-XV веках. Позже были произведены несколько готических реконструкций костела. После пожаров и перестроек в XVII веке церковь приобрела фасад в стиле барокко. В 1874-1879 годах была произведена окончательная готическая перестройка по проекту Иозефа Моцкера.

На протяжении почти восьми веков костел принадлежит Ордену крестоносцев с красной звездой.

Костел св. Яна Непомуцкого на Скальце построен сразу после официальной канонизации чешского святого, небесного покровителя всей Чехии и, в особенности, Праги. Здание храма построено практически с нуля придворным архитектором Килианом Динцингофером. Яркий образец динамичного чешского барокко привлекает внимание богатой отделкой и рельефом фасада, высокими башнями-колокольнями и ведущей к главному входу лестницей со скульптурами на парапете.

История некоторых чешских храмов поражает своей драматичностью. В полной мере это касается готического костела Святого Вацлава на Здеразе в Праге. Он был построен в XIV столетии вместо романской церкви в честь одного из самых уважаемых в Чехии правителей.
За века своего существования церковь неоднократно переходила от католических орденов к гуситам. В течение нескольких десятков лет в ней не проводились богослужения, а в помещениях располагались склад, прачечная и тюрьма. Сегодня костел Святого Вацлава снова принимает прихожан и туристов, которые могут полюбоваться не только грандиозностью самого здания, но и его живописным интерьером.

Этот великолепный образец архитектуры расположен на юго-востоке второго двора Пражского Града. Здание часовни украшено статуями ангелов и святых. Но истинные ее сокровища скрыты внутри. Часовню Святого Креста называют еще и казначейством, так как в середине XX века она была адаптирована для демонстрации реликвий собора Святого Вита. Это казначейство является самым большим собранием ценностей в чешских землях. Экспозиция проводилась с 1961 по 1990 годы. В 2011 году выставка открылась снова, и будет действовать до 2021 г ода. Также для туристов Часовня выполняет функции информационного центра.

Не Градчанами и Старым городом едиными интересна Прага. Элитный район Винограды – очень красивое место, напоминающее Вену. Местные жители даже говорят, что Вена – это раздутые Винограды. В архитектуре здесь доминируют стили модерн, баухаус и неоренессанс, а приверженцам конструктивизма следует обратить внимание на необычное здание гуситской церкви, созданное архитектором Павлом Янаком в 1930-е годы. Этот храм выделяется своей необычной башней, представляющей собой железобетонный каркас высотой немного более 36 м. Кроме того, здание известно тем, что во время майского восстания 1945 года здесь скрывалось от нацистов радио «Чешский возглас».

Костел Благовещения Девы Марии на Слупу в Праге, несомненно, можно считать одним из выдающихся памятников культуры Чехии. Храм примечателен своей древней историей, согласно которой костел построен на месте языческого храма. Он был возведен в 1360 году при поддержке императора Карла IV. В течение своего существования костел успел исполнить многие роли, не только религиозную. В свое время там размещались: гуситский гарнизон, военное казначейство и даже больница для душевнобольных. Однако с 1995 года ему снова была возвращена роль храма и на сегодняшний день это православная церковь.

Одна из достопримечательностей — Гуситская церковь в Вршовице достаточно молодое и исторически-важное строение Чехословацкой столицы (Прага-10). Здание Гуситской Церкви многофункционально: кроме главного зала, еще здесь находятся магазины, жилые помещения, а на цокольном этаже Йирасков театр на 295 зрителей с отдельным входом с улицы на Коварне. Театр претерпел массу изменений. После 1964 года, более четырех десятилетий театр утратил свои функции и внешний вид, а с 2005 года идет постепенное возрождение и реконструкция театрального пространства Сегодня театр обновлен и успешно принимает своих посетителей. Так же в здании церкви находится довольно значимое для церкви помещение — колумбарий (усыпальница), который неоднократно модернизировался и расширялся.

Барочный по своему стилю костёл святой Троицы в пражском районе Подскали построен в XIV в. За свою многолетнюю историю он испытал на себе разрушительные последствия войн и неоднократно подвергался многочисленным переделкам. Расположенный в бедных кварталах города костёл то приходил в плачевное состояние, то возрождался снова.

Несмотря на многочисленные перемены в истории костёла, в интерьере здания сохранились фрагменты готических фресок, старинная религиозная обстановка и утварь. А на его отдельно стоящей, невысокой колокольне по-прежнему висят старинные колокола выдающегося чешского мастера колокололитейного дела.

Памятник культуры Чешской Республики – костел святого Норберта на Стрешовицах, построен в 1891 году. Причиной для возведения нового храма стала стремительно растущая численность населения Стрешовиц. Отец Зигмунд Старый, настоятель Страховского аббатства, принял решение построить на месте древней часовни Девы Марии Ангельской новую приходскую церковь. Храм посвящен покровителю монашеского ордена премонстрантов св. Норберту. Высокая башня-колокольня видна издали. Классическое здание трехнефной базилики в форме креста построено в неороманском стиле по проекту архитектора Ярослава Кухта.

В пражском районе Троя находится очень интересная достопримечательность – старинная часовня, посвященная итальянской монахине святой Кларе, жившей в XII-м веке. Часовня стоит на холме и со всех сторон хорошо видно это небольшое чудо красоты, изящества и строгости. Здание построено по приказу графа Вацлава Войтеха Штернберга в честь жены Клары. Форма квадрата придает сооружению четкость и законченность. На крыше установлена башня с крестом. Автором строительства был архитектор Жан-Батист Матей. Он работал в стиле барокко, в котором и сооружена часовня в Трое. Посещают это место очень часто как местные жители, так и туристы.

История костела св. Филиппа и Якова в Смихове началась еще в XII веке. Прежде костел в романском стиле был главной достопримечательностью этого тогда еще пригорода. В 1749 году эту приходскую церковь перестроили в барочном стиле, а в 1891 году старый храм был снесен. Новый неороманский костел был построен на территории Мальвазинского кладбища и унаследовал от предшественника барочные скульптуры Брокофа и статую благословляющего Христа на фасаде. При строительстве активно использовались также материалы из старой церкви.

Храм Девы Марии перед Тыном или Тынский храм украшает Староместскую площадь, является главным действующим приходом в районе.
Храм выделяется своими габаритами. Высота башен составляет 70 метров, боковых нефов - 44 и 24 метра, длина - 52 метра, ширина - 28 метров. Внутри храма находится целый ряд достопримечательностей, среди которых: 19 алтарей, расписанные полотна авторства Ф. Чермака, оловянная купель 1414 года с рельефами апостолов, статуя Мадонны с младенцем и многое другое.

Монастырь святой Агнессы Богемской, расположенный в Старом Городе на улице, что зовется «На Франтишку», является особым культурным памятником Праги — не так часто важное историческое значение и уникальная архитектура соединены воедино. Монастырь считается одним из старейших в Европе, возведенных, к тому же, в готическом стиле, поэтому нынче это охраняемое Национальное Культурное наследие страны. Основанный в XIII веке королем Вацлавом I по инициативе его сестры, принцессы Агнессы, и предназначенный для ордена святой Клары (женской ветви ордена святого Франциска), монастырь окутан множеством легенд.

Костел святого Лаврентия на Петршинском холме основан на месте древнего языческого святилища славянского бога Перуна. С его помощью христианская Церковь не только уничтожила место поклонения язычников, но и многих из них перетянула на свою сторону. Только у этого храма проводился ритуальный молебен «Крестный Ход». Величественное здание кафедрального собора старокатолической церкви – яркий образец чешского барокко.

Страговский Монастырь берёт начало своего пути после возникновения ордена Премонстрантов. Страговская Базилика Вознесения Девы Марии претерпела за свою длинную тысячелетнюю историю множество реконструкций и изменений. Сегодня, в базилике совмещено несколько направлений архитектурных стилей. Даже самый взыскательный обожатель искусства по достоинству оценит: золочённую лепнину на высоких стенах, сводах и арках, величественный орган, мощные деревянные резные скамейки, расписные цветные фрески на куполах и стенах, картины на мраморных алтарях, окружённых ангелами, изображённые картины алтарей, кафедру.

Один из самых старых пражских соборов, костёл святого Галла, построен ещё в 1230-х годах, в начале правления чешского короля Вацлава I. Прошедшие века наложили неизгладимый отпечаток на его облик. Собор, первоначально построенный в соответствии с принципами романского архитектурного стиля, преображался с течением времени. Он приобретал то готические формы, то многочисленные архитектурные элементы, свойственные стилю барокко. За свою историю костёл был и центром становления протестантизма, и тихим храмом на территории монастыря ордена кармелитов.

Церковь Архангела Гавриила была построена в конце XIX века. Достопримечательностью ее делает история строительства: ее строили не чехи, а немцы, изгнанные из немецкого монастыря и нашедшие пристанище в монастыре Благовещения Пресвятой Богородицы, на территории которого и построен собор. Отнюдь не характерный для Чехии стиль является классическим примером бойронской школы искусств, сочетающей одновременно строгость и величие. В наше время храм является действующим: в нем регулярно проводится Божественная Литургия.

В Голешовицах в роскошном многоэтажном здании располагается Чешская гуситская церковь. Она является малоизвестным, но чрезвычайно интересным памятником модернистской культовой архитектуры. Автором проекта был чешский архитектор Франтишек Кубелка. Он же лично руководил строительством.
Долгое время богослужения гуситов в Голешовицах проводились на открытом воздухе, но в мае 1927 года состоялась закладка первого камня в основание их будущего молельного дома. Нехватка средств и сложности в осуществлении проекта растянули его строительство на целых 10 лет.
И только в 1937 году состоялось тожественное открытие собственного храма Гуситов.

Среди великолепных дворцов Лоретанской площад, рядом с Лоретой, находится скромный костел Девы Марии Ангельской. Храм принадлежит старейшему в Чехии монастырю капуцинов. Основанный святым Лаврентием из Бриндизи, стал вторым действующим католическим храмом в Праге (вместе с собором св. Витта). В церкви хранится знаменитая статуя Девы Марии с младенцем, «не подчинившаяся» желаниям императора Рудольфа II и самостоятельно вернувшаяся на место в церковном алтаре. На церковном органе играл сам Вольфганг Амадей Моцарт. Храм известен своей Рождественской экспозицией из 43 деревянных фигур в натуральную величину.

Приходской костел святого Прокопа в Бранике похож на стилизованный средневековый замок. Построенный в рекордно короткие сроки храм (1900-1901) освящен в честь знаменитого чешского отшельника св. Прокопия, настоятеля Сазавского монастыря, жившего в Х веке. Проект церкви разработал архитектор Рудольф Вомачка, а вот башню-колокольню в 1904 году построил простой мастер-каменщик Франтишек Стрнада. В костеле хранится известная статуя Влтавской Мадонны, приплывшая в Браник во время наводнения 1890 года. В церковном саду находится статуя св. Яна Непомуцкого, вырезанная из песчаника в ХVIII веке.

Рядом с ансамблем бенедиктинского монастыря на Слованах (Эммаус) на Вышеградской улице в Праге находится небольшой старинный костёл св. Косьмы и Дамиана. Внешний вид этого храма не соответствует его истинному возрасту: за барочным фасадом можно обнаружить многочисленные следы романского стиля.

Построенный около 1178 г. этот храм связан с именами многих почитаемых в Чехии христианских святых, в том числе, с небесным покровителем страны – князем Вацлавом. В Средние века это был один из немногих костелов в стране, где простые прихожане могли слушать божественную литургию на понятном им языке.

Костел святого Климента в Бубнах – один из древнейших храмов Праги. Его считают частью городской сакральной архитектуры, обеспечивающей связь города с Космосом. За свою долгую жизнь храм несколько раз перестраивали, и сейчас он представляет собой прекрасный образец смешения архитектурного барокко и готики.

Костёл святого Панкратия в пражском районе Панкрац относится к ряду самых старых памятников культуры чешской столицы. Хотя современный барочный храм построен относительно поздно, в XVII в., в нем сохранились фрагменты более ранних культовых зданий. Дважды большая политика роковым образом влияла на историю костёла. В 1648 г. и в 1773 г. храм закрывался или вовсе переставал существовать, но возрождался снова и снова.

В интерьере храма до наших дней сохранилось немало произведений искусства, созданных в разное время лучшими чешскими мастерами и художниками.

Православный кафедральный собор Святых Кирилла и Мефодия является ярким образцом барочной архитектуры. Был возведен в 1736 году, относится к крупнейшим строениям Праги.

Изначально храм носил название святого Карло Борромео и относился к католической церкви, но после церковных реформ в 1783 году богослужения здесь не проводились. Лишь в 1933 году здание было передано православной общине и освящено в честь святых Кирилла и Мефодия.

В 1942 году в стенах храма скрывались и вступили в последнее сражение чешские и словацкие патриоты, убившие Рейнхарда Гейдриха. В память об этих событиях, к крипте собора находится музей, рассказывающий о героях Сопротивления.

Одним из исторических памятников столицы Чехии является Православная церковь, которая находится на самом крупном погосте Праги – Ольшанском кладбище. Над строительством церкви трудилось несколько десятков человек. Рядом с Православной церковью расположены братские могилы и военные захоронения. Тут же можно увидеть сотни могил общеизвестных личностей, поклониться которым приходят не только местные жители, но и гости Праги. На сегодняшний день Православную церковь можно назвать самым посещаемым местом Праги, ведь вокруг нее находится немало таинственных уголков.

Костел святого Сальватора, бывший главный храм иезуитов в Праге, — одно из самых красивых зданий в раннебарочном стиле, часть исторического и архитектурного памятника Клементинум.
Одно из его главных украшений, создающее неповторимый ансамбль, — две башни-близнецы, смыслово завершающие облик костела в перспективе. Барочный стиль храма и башен выделяет это здание из общего ансамбля Клементинума: четырехугольные, богато украшенные угловыми пилястрами и карнизами и восьмиугольными навершиями башни поднимают храм ввысь, устремляют костел в небо.
Башни храма, как и сам костел, – удачный пример бережного отношения архитекторов и строителей к более ранней архитектурной традиции Праги.

Костел Святого Томаша – старинный монастырский храм в Праге, который известен запутанной историей своего создания. Родом из средневековья, впечатляющей красоты здание соединяет в себе элементы готического стиля и стиля барокко. Выстояв уже свыше семисот лет, храм является ценнейшей исторической архитектурной реликвией, которая таит в себе отпечатки событий эпохи Средних веков, Возрождения и Нового времени. Внутренняя наполненность храма поражает своей красотой, оказавшись внутри здания, вряд ли удастся остановить взгляд на чем-то одном. На сегодняшний день Костел Святого Томаша открыт для посещения.

Высокая башня костела св. Екатерины Александрийской издали привлекает к себе внимание. Оригинальное архитектурное решение делает ее похожей на тонкий минарет мусульманской мечети, устремленный в небо. Смешение архитектурного барокко и готики органично переплетены в облике храма Килианом Динцингофером, реставрировавшим костел в XVIII веке.

В лабиринтах старых и узких улочек довольно сложно найти костел святого Михаила. Расположенный на улице Opatovická и V jirchářích, он сочетает в себе элементы как готического, так и романского и барочного стилей архитектуры. Храм, созданный в XII веке, принадлежал различным церквям: ордену бенедиктинцев, лютеранам, евангелистам и изменялся и перестраивался в соответствии с их верой и потребностями. Сегодня, внутри храма можно увидеть «следы» каждой из церкви. Костел святого Михаила в Опатовицах начинался как простой деревенский храм, а сегодня — это главный храм славянской евангелической церкви в Чехии.

В районе Праги Мала Страна находится древняя святыня – костел св. Яна Крестителя на Прадле. О нем впервые упоминается в 1142 году, как о приходской церкви поселка Уезд. Этот храм был построен в готическом стиле и на протяжении своего существования реконструировался и в разные времена был больницей, угольным складом, прачечной.

Церковь имеет окна в романском стиле, внутри стены украшены готической росписью второй половины XIV века, размещены несколько ценных картин и скульптур Франтишека Билека.

В настоящее время действующий небольшой костел находится в распоряжении Чехословацкой гуситской церкви и в нем проходят богослужения, венчания, концерты.

Собор святого Гаштала – одна из жемчужин готической архитектуры Праги. Построенный в XIV в. старый храм пережил пожар, наводнение, неспокойные времена Реформации и многочисленные войны. Время лишь немного изменило его внешний вид. В XVII столетии стены и башня храма были частично перестроены в соответствии с архитектурными предпочтениями новой эпохи.

В интерьере костёла до наших дней сохранилось множество произведений искусства и предметов церковной утвари разных веков. С этим храмом неразрывно связаны судьбы многих самых почитаемых в стране святых и творческие достижения выдающихся чешских художников и мастеров.

В Чехии всегда с особым почетом относились к выдающимся личностям, сыгравшим значительную роль в истории страны. Многие из них впоследствии были канонизированы, а их имена увековечены в названии храмов. Так, в Праге в Новом городе по сей день функционирует костел Святого Войтеха, построенный еще в XIII веке. За своим простым фасадом, соединяющим в себе черты нескольких архитектурных стилей, церковь скрывает изысканное внутренне убранство, которое украшают уникальные росписи и статуя Девы Марии. А с его массивной колокольни уже несколько веков раздается звон колоколов, извещающих о начале службы.

Основанный в 1903 году костел святого Вацлава в Нуслях расположен в здании бывшей начальной общеобразовательной школы. Посвящен храм покровителю чешского народа – св. Вацлаву, во времена правления которого христианство стало основной религией в Чехии. Небольшой однонефный храм оформлен в стиле псевдобарокко. Основное внимание привлекает высокая башня-колокольня, видная издалека. В храме некоторое время проводил богослужения знаменитый священник Алоиз Тылинек, камергер Папы Римского. Изюминкой убранства костела является картина известного чешского художника Яна Кристофори, изображающая смерть Иисуса Христа около трех часов пополудни в облаках.

Здание Евангелической церкви чешских братьев Я. А. Коменского на Смихове относится к поздним образцам пражской культовой архитектуры. Её строительство было завершено архитекторами Ф. и К. Крест в 1931 г. Украшением церкви стали высокая башня и террасы, с которых открывается захватывающий вид на город.

Для общины костёла одной из первостепенных задач стала работа с детьми и подростками из близлежащего городского района. Прихожане церкви отличаются высокой степенью толерантности. Каждый год в её стенах 24 мая проходит Ночь церквей, и проводятся различные конкурсы, в том числе, кулинарный. В это время здесь звучит восточная медитационная музыка и африканские песнопения

В Дейвице нет знаменитых достопримечательностей, зато благодаря выгодному географическому положению в районе удобно жить и работать. Именно здесь расположена монументальная Гуситская церковь. Она была построена в середине 1920-х гг. и сочетает в себе элементы различных архитектурных стилей. Примечателен внутренний интерьер с колоннами в виде пальмовых деревьев и большим бюстом Яна Гуса. В храме в Дейвице захоронен прах первых патриархов Чехословацкой гуситской церкви Карела Фарского и Адольфа Прохазски. Кроме того, башня открыта для посетителей и с ее балкона открывается превосходная панорама Праги.

Костел св. Сальвадора средневековое сооружение, в котором тесно сплелись несколько архитектурных стилей. Оно способно мгновенно околдовать своим «каменным сердцем», перенести в прошедшие века, восстанавливая в памяти славную историю старого города Праги.
Костел святого Сальвадора, словно оазис XVII века среди современных построек столицы Чехии. Он напоминает о временах правления Рудольфа ІІ, обычаях дворянства и знати, столкновении противоположных взглядов, как в искусстве, так и в религии.

На правом берегу Влтавы над Збрасловской дорогой возвышается костел святого Филиппа и Якова на Злихове. Построенный в эпоху средневековья на известковой скале, храм окутан тайной легенды о Горимире и Шемике. Здание храма является оригинальным образцом архитектуры раннего барокко. Башня-колокольня церкви видна издалека. Интерьер храма представляет собой оригинальное смешение стилей. Основная часть убранства – это деревянные резные панно. Живопись в интерьере появилась только в 1875 году во время реставрационных работ. Тогда же нашли знаменитый «Злиховский рельеф» ХVI века.

55-метровая квадратная башня, увенчанная стилизованной колокольней, выделяет религиозное сооружение на Коширжской площади, посвященное святому, на счету которого любовь всей Чехии и исполнение желаний паломников и исповедующихся, — Яну Непомуцкому. Однонефная церковь в современном стиле является одним из самых известных и самых успешно реализованных проектов зданий для богослужений пражского архитектора Ярослава Чермака. Ее строительство велось в непростой период Второй мировой войны и даже было воспринято, как проявление сопротивления против немецких оккупантов.

Непревзойдённый собор святого Вита является ярчайшим символом Праги, культурным достоянием чешского народа и духовным центром страны. Увидеть великолепные башни грандиозного готического собора можно не только из , но и из многих других мест города. Здесь короновались правители Богемии, здесь же находится королевская усыпальница и хранилище монарших регалий. Кафедральный собор святого Вита, Вацлава и Войтеха (именно так звучит полное официальное название храма) является великим шедевром готической и неоготической архитектуры.

Собор не сразу строился…

Строительство величественного собора заняло почти 600 лет! Началось оно еще в середине XIV века на месте уже существовавшей ранее церкви. По одной из легенд, первый храм здесь заложил сам святой Вацлав в 925 году. Это была ротонда, то есть круглое здание с куполом, выполненная в романском стиле. Вацлав посвятил церковь святому Виту, так как части его мощей, а именно десницу, ему подарил германский король Генрих I. Уже в XI веке, ротонду заменила базилика, то есть здание в форме прямоугольника. Она также была романской, и в ней было три нефа – вытянутых помещения, разделённых колоннами. Но она была снесена, и на её месте в 1344 году началось строительство более крупного собора. Инициировал это император Карл IV, добившийся от Папы Римского создания пражского архиепископства. Кстати, и сейчас собор святого Вита является резиденцией архиепископа Пражского.

Первым архитектором храма был французский мастер Матьё Аррасский. Он составил общий план собора, но довольно скоро скончался. Его дело продолжил молодой архитектор Петер Парлерж, который также прославился строительством Карлова моста и многих других легендарных сооружений в Праге. Два сына Парлержа подхватили от отца архитектурную «эстафету». А после работу над строительством собора святого Вита продолжил мастер Петрилк. К началу гуситских войн в 1419 году многие части храма были уже готовы, в том числе и башня высотой в 96,5 метра. Но смутные времена стали причиной большого перерыва в строительстве. Более того, многие украшения собора пострадали от военных действий.

В последующие века возведение храма то начиналось, то вновь приостанавливалось. За собор брались разные архитекторы, привнося в готический образ элементы других стилей, даже таких, как барокко. По разным причинам полностью завершить строительство собора святого Вита не получалось. Только во второй половине XIX века за здание снова взялись серьезно. Архитектор Йозеф Краннер занялся ремонтом сооружения. Он убрал многие барочные элементы, восстановив по мере возможностей изначальный готический стиль. К заслугам Краннера относят восстановление единства всей храмовой композиции.

Последним архитектором, занимавшимся главным храмом чешской столицы стал Камил Гильберт. Но не только его стараниями удалось завершить эпопею строительства. В облике храма обращают на себя внимание работы скульптора Войтека Сушарды и выдающегося художника Альфонса Мухи. Официальной датой окончания строительства собора святого Вита стал 1929 год – это событие приурочили к тысячелетию со дня смерти святого Вацлава.

Собор святого Вита снаружи

Грандиозность собора святого Вита поистине поражает! С южной стороны находится парадный вход, которым раньше пользовались во время коронаций правителей или же при проведении свадебных церемоний – так называемые Золотые ворота . Над входом красуется великолепная мозаика с изображением Страшного Суда, работы неизвестных венецианских мастеров. Чтобы создать этот шедевр, были использованы около миллиона кусочков цветного стекла! Сами Золотые ворота закрыты интересной решёткой. Она покрыта металлическими фигурками, изображающими средневековые ремёсла – занятия для разных знаков зодиака.

Расположенная левее от этого входа колокольная башня была спроектирована Петром Парлержем, а построена уже его сыновьями. Это одна из старинных частей собора. Купол башни выполнен в барочном стиле, но он прекрасно вписывается в общий готический образ. На башне есть необычные часы – с двумя циферблатами, на каждом из которых всего по одной стрелке. На одном циферблате показываются часы, а на другом – минуты. Восхищает своим изяществом и резная позолоченная решётка. Внутри башни находятся колокола, самый большой из которых весит 18 тонн и носит имя Зигмунд. Другие крупные колокола также имеют свои имена: Вацлав, Иоанн Креститель, Йозеф. Они были водружены на колокольню после крупного пожара 1541 года, уничтожившего старые колокола и повредившего часовой механизм.

С западной стороны собора святого Вита расположены три входных портала, украшенные замечательными барельефами. Над центральным входом изображён процесс строительства храма. Барельефы слева рассказывают о жизни святого Вацлава, а справа – святого Войтеха. Рассматривая фасад, можно увидеть необычные водостоки в виде химер и горгулий.

Над входными порталами возвышаются классические готические башни. Их высота достигает 80 метров. Между ними размещено 10-метровое окно-розетта. Это витраж, созданный в 1921 году. Её автор, живописец Франтишек Кисела, изобразил легенду о создании мира.

Если обходить собор по часовой стрелке, то с северной стороны вы попадёте на достаточно узкую улочку. Восточная часть собора святого Вита – это внешняя стена полукруглого деамбулатория. Выйдя снова на южную сторону, вы увидите крытый коридор, соединяющий собор со старым королевским дворцом.

Собор святого Вита: интерьер

Внутри собора царит уникальная атмосфера, которая создается во многом благодаря уникальному оформлению и архитектурным решениям. Свет в собор будто льется из крупных верхних окон. А благодаря цветным витражам с библейскими сюжетами у находящихся в храме создается ощущение, что здесь они находятся будто в особом измерении. Благодаря продуманному освещению и особым сетчатым сводам, центральный неф высотой 33,5 метра создаёт впечатление устремлённости ввысь.

Главный алтарь собора святого Вита расположен в восточной части помещения. А перед ним находится королевская усыпальница. Она состоит из двух частей: надземный Мавзолей и подземная Крипта. В Мавзолее расположен мраморный саркофаг, сделанный в 1564 году и окружённый красивой кованой решёткой в стиле ренессанс. На плите саркофага виднеются рельефные изображения императора Фердинанда II, его жены и сына. А по бокам можно увидеть образы других монархов, погребенных в Крипте.

Среди известных исторических личностей, упокоенных в крипте собора святого Вита: Карл IV, Вацлав IV, Рудольф II, гуситский король Иржи из Подебрад и многие другие правители, а также святые. Кроме того, в подземелье сохранились остатки первоначальных строений: древней ротонды и базилики.

Капеллы собора святого Вита

По всему периметру собора святого Вита расположено 19 капелл. Это боковые ниши-пределы, многие из которых когда-то использовались для закрытой молитвы членов знатных семейств. Каждая из них интересна своим оформлением, а во многих хранятся христианские святыни.

Пражский собор, названный в честь Святого Вита, считается одним из выдающихся сооружений не только в чешской, но и вообще в западноевропейской архитектуре в целом. Его называют не только духовной или художественной, но и национальной исторической святыней, которой гордится современная Чехия. Собор Святого Вита — это место, где погребены многие короли, там же хранятся и некоторые их коронационные регалии.

Месторасположение

Современное грандиозное сооружение стоит на месте небольшой круглой церкви, которая была возведена в 926 году и носила имя того же святого. Построенная в готическом стиле, она в одиннадцатом столетии была перестроена в трехнефную базилику. Части фундамента этой небольшой церквушки можно увидеть и сегодня.

Собор Святого Вита в Праге, адрес которого знает каждый горожанин - Pražský hrad — III. nádvoří Praha 1, Hradčany 119 01 - виден с любого места города. Он возвышается в самом центре чешской столицы - в Пражском Граде.

Как добраться до собора

Башенные шпили храма заметны отовсюду. Находясь в самом сердце города, точнее - в третьем дворе городского комплекса Пражский Град, Собор Святого Вита открыт ежедневно, за исключением воскресенья, с девяти утра до пяти вечера. Добраться до него можно на трамваях №№ 22 и 23, которые ходят от станции метро Malostranska, до остановок Prazsky Hrad или же Pohorelec (первая ближе).

Вход в Собор Св. Вита в Праге бесплатный. Но чтобы осмотреть башни, часовни и внутренние помещения, туристам нужно покупать билеты. Очень удобно при этом приобретать абонемент, который позволяет посещать все достопримечательности Пражского Града в комплексе.

Посещение собора св. Вита становится для туристов незабываемым событием. Многовековая история, которую он олицетворяет, религиозный дух, потрясающая энергетика, буквально пропитавшие грандиозные произведения искусства, позволяют посетителям в полной мере ощущать свое непосредственное приобщение к ценностям мировой культуры.

Предистория возникновения

В четырнадцатом веке Пражскому епископству был присвоен статус архиепископства. В связи с этим преобразованием чешский монарх Ян Люксембургский решился на строительство нового собора, который должен был стать символом славы королевства.

В 1344 году в Прагу пригласили французского архитектора Матье из Арраса. Он занял должность главного строителя чешской столицы. Именно Матье собственноручно разработал план, по которому должен был быть возведен Кафедральный Собор Святого Вита. Он сохранил традиционную схему, присущую готическим сооружениям Южной Франции. По указу короля Яна Люксембургского, в присутствии его семьи 21 ноября 1344 года произошла закладка самого первого камня в основание здания.

Строительство

Строительство собора по разным причинам растянулось на столетия. Восточную его часть удалось построить в четырнадцатом и пятнадцатом веке, тогда как западную — только во второй половине девятнадцатого. Окончательно Собор Святого Вита в Праге был достроен только в начале прошлого столетия.

Матье из Арраса удалось поднять только нижние части стен хора и пять капелл. В 1352-м зодчий умер. После его смерти Карл IV назначил на должность главного строителя чешской столицы достаточно одаренного молодого архитектора Петра Парлержа из Гмюнда. Тому было всего двадцать три года. Парлерж продолжил строительство, существенно изменив первоначальный проект. Он возвел восточную башню и часть южной. После его смерти в 1399 году его сыновья Вацлав с Яном завершили хор и портал.

Завершение стройки

Когда начались Гуситские войны, Собор св. Вита был еще незакончен. Однако по понятным причинам строительство было приостановлено. И только спустя полтора века, в 1560-х годах, архитектору Б. Вольмуту удалось завершить северную часть храма. И опять стройка замерла на долгое время.

Однако, несмотря на незавершенность, Собора Святого Вита все равно функционировал: в нем проводились службы и торжественные церемонии. Строительство возобновилось только на стыке XIX—XX веков. Сохранив замысел Парлержа, чешским архитекторам Й. Краннеру, Й. Моккеру и К. Гильберту удалось возвести недостроенную часть. Так завершилось строительство собора, который - наравне с Кельнским - считается одним из самых протяженных «долгостроев» в Европе и которым так гордится Прага.

Собор Святого Вита

Фото на фоне этого грандиозного сооружения привозит домой каждый турист, посетивший чешскую столицу. Сегодня в главной части его хора, непосредственно над алтарем, можно увидеть скульптурную галерею основателей и всех строителей храма. Здесь стоят бюсты короля Карла IV и монаршей семьи, зодчих Матье из Арраса и Петра Парлержа, причем оба мастера были похоронены здесь же, в капелле Марии Магдалины, а также архиепископов и прочих лиц, хоть как-то причастных к возникновению этого архитектурного шедевра.

Кроме того, эта галерея считается единственным памятником подобного рода во всем западноевропейском средневековом искусстве.

Внешний вид

Когда впервые приближаешься к собору, возникает невероятное ощущение какого-то неземного, «космического» величия. И это неудивительно: Собор Святого Вита, фото которого - доказательство его громадных размеров, имеет главный неф высотой в тридцать четыре метра. Его южная башня считается одной из самых высоких в Европе. Ее высота - девяносто шесть метров.

Но что удивительно: этот собор в Праге совершенно не подавляет своими внушительными размерами. И это несмотря на то, что на западной его стороне возвышаются еще две башни 82-метровой высоты. Более того, он созвучен со средневековым готическим представлением о присутствии в храме “мировой души” между Богом и человеком, а потому дарует ощущении гармонии и легчайшего устремления в небо.

Вход

В собор можно входить с нескольких сторон. Три входных портала западных ворот украшены барельефами. На центральном изображены сценки строительства храма, начиная от создания проекта и заканчивая внесением в него останков святых.

С южной стороны Собор Святого Вита обрамляют так называемые Золотые ворота. В древности они являлись главным торжественным входом в храм, предназначенным только для представителей высшего сословия. Золотые ворота представляют собой тройную готическую арку, которая покрыта мозаикой из позолоченного стекла.

Этот шедевр собран из миллиона кусочков венецианского стекла, имеющих более тридцати оттенков. Мозаика придает южному порталу характерное золотистое сияние.

Уникальны и решетки перед воротами: на них изображены ремесла, подходящие для всех знаков зодиака. Собор Святого Вита в этом плане уникален, ведь церковь считает астрологию абсолютной лженаукой.

Еще одна удивительная особенность собора - это мозаичное распятие в нише южных ворот, выполненное по православным канонам. Об этом свидетельствует количество гвоздей (четыре), которыми Спаситель прибит к кресту. Поскольку католицизм принимает, что их было всего три, наличие православного распятия в храме другого направления христианства - поистине загадка.

Фасады

Снаружи Собор Святого Вита повсеместно украшен каменной резьбой. Над порталом его южного фасада можно увидеть мозаику «Страшный суд», созданную в 1372 году. Это самое раннее подобное творение чешских мастеров из числа сохранившихся до сегодняшнего дня. О том, что собор строил зодчий-француз, напоминают каменные фигуры химер - украшение водостоков. Подобный мотив весьма характерен для архитектуры средневековой Франции. Многочисленные красноречивые фигуры и изображения злобных горгулий на фасаде по первоначальному замыслу должны были якобы отпугивать злых духов, однако на самом деле, благодаря хитрости Матье из Арраса, они служат очень интересными украшениями самых обычных дождевых сливов.

На порталах же изображены чудесные деяния и истории из жизни святых Вацлава и Войтеха.

Интерьер

Собор Святого Вита, фото которого поражает размерами и роскошью убранства внутренних помещений, посещает каждый турист, приезжающий в Прагу. Двадцать восемь достаточно мощных колонн поддерживают свод, а галерея-балкон условно разделяет пространство на «земную» и «небесную» обители. Благодаря поистине восхитительным витражам, над которыми трудились двадцать мастеров, в том числе и прославленный модернист А. Муха, преобразуют и преломляют свет. Создается впечатление, что в храме всегда присутствует солнечное сияние. Витражи - это картины из Священной истории, повествующие о сотворении мира и жизни многих святых.

Многочисленные скульптуры и бюсты членов монаршей семьи во главе с Карлом IV, а также роскошно сделанные надгробия некоторых чешских князей и монархов в капеллах были изготовлены в мастерской Парлержей. Эти произведения проникнуты величием Чешского государства. Они удивляют совершенством форм и портретными сходствами, в ряде случаев весьма напоминая образцы итальянской скульптуры пятнадцатого столетия.

Великолепие убранства не обошло стороной и кафедру, покрытую пышной резьбой. Вообще, в интерьере собора все подчинено идеям направленности ввысь.

Капелла

Замечательным творением мастера Парлержа и самым святым местом в храме считается капелла Святого Вацлава. Специалисты считают ее настоящей сокровищницей готического искусства эпохи. Капелла устроена непосредственно над гробницей Св. Вацлава - князя и небесного покровителя Чехии. При нем народ принял христианство. Впоследствии князя убил его младший брат, а после гибели его причислили к лику святых.

Стены украшены росписью и мозаикой из полудрагоценных камней — яшмы, сердолика, агата и аметиста. В центре возвышается статуя самого Св. Вацлава, принадлежащая руке того же Петра Парлержа. Князь во весь рост, в доспехах и в полном вооружении, стоит на фоне росписи на стене, изображающей эпизоды из его жизни.

Здесь же расположена его не менее богато украшенная гробница. А в специальной камере капеллы хранятся многие коронационные регалии и другие реликвии.

Очень красивы боковые изолированные ниши. Это специально устроенные часовни - помещения для семейной молитвы. Здесь общались с Богом представители самых богатых и наиболее знатных родов Средневековья. Ниши словно состязаются между собой в красоте и роскоши отделки. Там же покоятся и останки членов знатных фамилий, а также мощи архиепископов и епископов.

Каждая из капелл собора, а их всего двадцать три, одновременно являются и сокровищницей, и произведением искусства, и носителем истории. Статуи и старинные плиты надгробий, изысканные витражи и роскошная отделка камнями, многие религиозные реликвии - все это можно увидеть на экскурсии, посетив Собор Святого Вита.

Безусловно, многих впечатляет и капелла св. Яна Непомуцкого - чешского священника и великомученика, надгробие которого отлито из двух тонн чистейшего серебра, а местами оно имеет золотое и платиновое покрытие.

Внутреннее убранство

Скульптуры, изображающие ангелов, святых и монархов, притягивают взор. Туристы подолгу стоят перед ними, рассматривая их и восхищаясь мастерством автора - венского архитектора Фишера фон Эрлаха.

Перед главным алтарем собора сооружена королевская усыпальница. Она состоит из верхней части - крипты - и ротонды. Здесь покоятся останки последних чешских королей и их семей. Над усыпальницей построен балкон королевской капеллы. Именно тут монархи и их близкие молились, причащались и получали отпущение грехов.

С этого балкона достаточно четко видны лица усопших королей, которые высечены на мраморных плитах саркофага. Однако для основной массы молящихся в соборе людей его верх не виден.

Балкон полностью отделан лепниной с узором переплетенных ветвей. Колонны молельни украшены фигурками рудокопов, которые добывали серебро на Кутной горе. Это своеобразная дань уважения монархов тем, чей тяжелый труд позволил профинансировать строительство церкви.

Особенности собора

В библиотеке храма много средневековых рукописей, в том числе Евангелие, которое специалисты относят ко второй половине одиннадцатого века. А орган, установленный в Соборе Святого Вита, до сих пор считается одним из лучших во всей Европе. Внутри храма нередко устраивают концерты.

Этот удивительный собор, строившийся на протяжении нескольких столетий, вошел в золотую ленту национальной чешской культуры.

Собор святого Вита, Вацлава и Войтеха (именно так звучит его полное название) - одно из популярных мест, которое стараются посетить все туристы во время своей первой поездки в Прагу. Наверное, непростительно побывать в чешской столице, не познакомившись поближе с историей и архитектурой одного из красивейшего храмов мира. Значимости ему придает и тот факт, что помимо того, что в соборе проходили коронации чешских королей и королев, в нем хранятся мощи святых, монархов, дворян и архиепископов.

От ротонды до собора

На месте нынешней архитектурной доминанты в X веке была построена романская ротонда св. Вита, которую спустя столетие переделали в трехнефную базилику - остатки этих сооружений можно увидеть в подземелье готического собора. Строительство современного здания было начато в 1344 году по инициативе Карла IV. Первым его архитектором был Матиаш из Арраса, который в течение 1344-1352 годов по примеру классических французских соборов создал восемь капелл в восточной части сооружения. После его смерти Карл IV выбрал молодого талантливого зодчего Петра Парлержа, который завершив работу своего предшественника, внес собственные коррективы в план собора. К его идеям относятся ребристые своды, опорные столбы и южный портал. До своей смерти в 1399 году архитектор успел построить запланированные Матиашом капеллы, хор и часть трансепта. При нем также было начато строительство башни, но ее завершением занимались сыновья зодчего, Ян, Петр и Вацлав, которым удалось закончить южную часть собора и возвести башню-колокольню с Золотыми воротами.


Гуситские войны, начавшиеся в 1419 году, почти на полтора столетия отсрочили следующий этап строительных работ. К тому же, пожар 1541 года серьезно повредил собор и его убранство. Восстановление здания было сопряжено с добавлением новых элементов в ренессансном стиле, однако реконструкция длилась недолго и была приостановлена из-за нехватки финансирования.



В середине XIX века, в эпоху романтизма по всей Европе распространилась идея завершения строительства важнейших сооружений. Так, в 1861 году в Праге под руководством архитектора Йозефа Краннера начались работы по реконструкции собора св. Вита с одновременным удалением барочных элементов, не совсем вписывающихся в первоначальный план здания. В 1873 году архитектором Йозефом Моцкером было начато строительство западной части храма с башнями близнецами. После его смерти завершением стройки длиною в шесть столетий занимался Камил Гиьберт, которому, несмотря на множественную критику, удалось добиться архитектурной целостности в облике собора.

Южный фасад

При проведении празднично-торжественных мероприятий, в том числе коронаций и монарших свадеб, использовался южный вход в собор, именуемы . Тройную арку в готическом стиле украшает оригинальная мозаика со сценами на тему Страшного суда. Возведение башни, в которой размещены колокола, проходило уже после смерти Парлержа, но полностью соответствовало его задумке. Во время одной из реконструкций XVI века она обрела ренессансный облик.

Главный колокол Святовитского собора носит название Зигмунд и известен благодаря своему рекордному весу, составляющему 13,5 тонн. Как и несколько других сохранившихся колоколов, он был отлит в середине XVI века. Украшением южного фасада также служит часовой механизм, состоящий из двух циферблатов, один из которых показывает минуты, другой - часы. В верхней части южной башни, высота которой составляет 96,5 метров, находится смотровая площадка, одна из лучших в Праге.



Западный фасад

Новый фасад с двумя 82-метровыми готическими башнями украшен статуями святых и бюстами архитекторов собора. В главный неф ведут бронзовые двери, на которых проиллюстрирована чешская история и история строительства самого собора. Большое круглое окно-роза с тематическими витражами, созданными по эскизам Франтишека Киселы, является одним из главных декоративных элементов западного фасада.

Под самой крышей внимание приковывают готические горугльи, которые во время дождя служат водостоками и источают воду. Согласно средневековым приданиям они защищают собор от темных сил, которые испугавшись собственного изображения, не смеют проникать вовнутрь. Есть и другая версия об этих демонических существах: горгульи напоминают верующим, что все плохое, что у них в душе, должно быть оставлено снаружи, входить в церковь нужно лишь освободившись от нечистых помыслов.

Интерьер

Воздушное внутренне пространство храма не уступает по красоте его внешнему виду: нервюрный свод поддерживают 28 колон, повсеместно размещены статуи и резные элементы, а из витражных окон льется мягкий разноцветный свет. Главный алтарь находится в восточной части здания, справа от него под балдахином стоит саркофаг Яна Непомуцкого, изготовленный из двух тонн серебра с добавление золота и платины. Перед алтарем расположен мавзолей Габсбургов, в котором с XVI века покоятся император Фердинанд I с супругой и сыном. Квадратный саркофаг из белого мрамора немного позже был огражден кованой решеткой в ренессансном стиле. Под мавзолеем расположена крипта, где захоронены почти два десятка монархов и членов их семей. Здесь же можно увидеть остатки ротонды и базилики, которые являлись предшественниками собора св. Вита.



Как упоминалось, окна храма украшены великолепными витражами, над которыми работали выдающиеся зодчие прошлого столетия, среди них, кстати, был и Альфонс Муха. По периметру здания расположены капеллы, каждая из которых представляет собой произведение искусства. Из них следует выделить часовню св. Вацлава, расположенную прямо над ротондой, в которой был погребен канонизированный князь. Ее декор в виде золотых элементов и россыпи полудрагоценных камней завораживает своим блеском и роскошью. В одной из стен часовни находится дверь, ведущая в помещение, где хранятся коронационные регалии.



Величественный и грандиозный, восхитительный и таинственный собор святого Вита давно стал не только символом Праги, но и одним из главных центров духовной жизни столицы. Стоит отметить, что отдельные билеты в собор не продаются, попасть внутрь можно только в рамках экскурсии по (круг А и В).

Первым архитектором был Матиас из Арраса, которому к началу строительства было уже 55 лет. В 1352 году Матиас умер, строить собор продолжил Петр Парлерж – талантливый скульптор и архитектор, которому на тот момент было всего 23 года.

В отличии от Матиаса, который был классическим архитектором-геометром, Петр Парлерж был художником-скульптором. Неповторяющиеся узоры на окнах, необычные колонны, купола часовен и другие красивейшие элементы Собора Святого Вита – это его идеи и работа.

Парлерж (на фото ниже, кликните на фото для увеличения) был “на расхват”, новый король Карл IV поручил ему множество проектов: строительство , в Кутна Горе и других храмов. Работа над Храмом Святого Вита шла медленно.

Самой важной часовней в соборе стала часовня Святого Вацлава, построенная над его могилой. Часовню построили и освятили уже к 1367 году. За дверью с семью замками находится сокровищница, где с 1791 года хранятся королевские регалии, до этого момента они находились в замке . Корона, меч, скипетр, держава и крест всё еще там, а на выставке в часовне Святого Креста показаны копии.

Петр Парлерж умер в 1399 году богатым человеком, его тело поместили в им же еще недостроенный Собор Святого Вита. Возведение собора продолжили его сыновья Венцель, Йоханнес и некий “мастер Петрилк”.

Но и они не успели закончить работу. В 1419 году начались Гуситские войны, весь Пражский град попал под контроль гуситов. Убранство собора сильно пострадало в результате их иконоборческой деятельности, а строительство приостановилось более чем на 100 лет.

Король Владислав II Ягеллон пытался продолжить строительство и даже привлек к работе известного архитектора Бенедикта Рейда, но работы прекратились из-за нехватки денег, так и не успев толком начаться. Вдобавок, в 1541 году в Пражском граде случился большой пожар, еще больше повредивший собор.

Правители Чехии эпизодически продолжали строительные работы. В изначально готический собор вносились элементы стилей ренессанса и барокко.

В 1844 году на собрании архитекторов в Праге “лед тронулся”. Архитекторы Йозеф Краннер и Вацлав Пешина выдвинули план завершения Собора Святого Вита. Была сформирована общественная организация “Союз завершения Собора Святого Вита”, целью которой была организация строительных работ и избавление здания от стилистических излишков.

С 1862 года работами руководил Йозеф Краннер. Строители под его руководством ремонтировали части здания и удаляли декор в стиле барокко как ненужный. В 1870 году уже началась достройка здания – рабочие возвели основание нового нефа. В 1873 году Краннер умер, работы возглавил архитектор Йозеф Мокер. Он возвел западный фасад и башни в традиционном готическом стиле. В том же стиле работал и третий архитектор реконструкции – Камиль Хиберт.

В создании интерьера Собора Святого Вита приняли участие знаменитые чешские деятели искусства. Роспись окон кисти Альфонса Мухи (на фото рядом, кликните на фото для увеличения), над декором фасада работал Войтек Сушарда, большое круглое окно расписывал библейскими сюжетами Франтишек Кисела.

Торжественное открытие Собора Святого Вита состоялось в 1929 году, в 1000-летнюю годовщину убийства Святого Вацлава. Строительство длилось 585 лет!

С 23 апреля 1997 года, в честь 1000-летней годовщины со дня смерти Святого Войтеха, собор переименовали в “Собор Святых Вита, Вацлава и Войтеха” указом кардинала Влка.

В декабре 2011 года в стенах собора состоялись похороны Вацлава Гавела.

16 декабря 2011 года для посетителей открылась экспозиция “Сокровищница Собора Святого Вита”, где выставлены королевские регалии Чехии. Всего здесь представлено 139 предметов.

Что смотреть, чем восхищаться, а чем нет

Вход для посетителей находится с западной стороны, напротив ворот между вторым и третьим дворами Пражского града. Но вначале советуем посмотреть внешнюю красоту здания.