Между двумя фарватерами. Турция создает флот будущего для господства в Черном море. Турецкий подводный флот - безраздельный властелин глубин черного моря Современный подводный флот ВМС Турции

В 1967 году Кильская верфь Kieler Howaldtswerke (впоследствии Howaldtswerke-Deutsche Werft AG) подписала первый контракт на поставку 4 подводных лодок приблизительно в 1000 тонн водоизмещением, для ВМС Греции.

К началу 1970-х за Грецией последовали многие страны, нуждавшиеся в замене лодок постройки Второй Мировой войны. В 1969 году заказ разместила Аргентина, в 1970 Перу и Колумбия, в 1971 Турция, в 1972 году Венесуэла.

Предложенный конструкторским бюро Ingenieur Kontor Lübeck проект, на основе предыдущего типа 206, получил обозначение нем. Typ 209. По требованиям заказчиков в него стали вносить изменения, в основном в части размеров и вариантов торпедного вооружения.

Лодка имеет однокорпусную конструкцию. Прочный корпус толщиной 32 мм из высокопрочной маломагнитной стали HY 80 с пределом текучести 80 psi (56,2 кг/мм²) обеспечивает рабочую глубину 200 м, расчетную 500 м. Прочный корпус цилиндрический в средней части и конический в оконечностях. Разделен водонепроницаемыми переборками на 3 отсека: I - торпедный, жилой и центральный пост, II - вспомогательных механизмов и пост энергетики и живучести (ПЭЖ), III - дизель-генераторов и гребного электродвигателя (ГЭД). Лёгкий корпус уплощенный с бортов в носу и веретенообразный в корме. Надстройка выполнена вгладь с обшивкой корпуса, доведена до 98 шпангоута (примерно 80 % длины лодки).

Все ТА и боезапас размещены в I отсеке (торпедопогрузочный люк отсутствует). Там же находятся каюты экипажа и центральный пост (ЦП). Прочная рубка над ЦП состоит из цилиндрическаой (нижняя) и конической (верхняя) секций. Не имеет боевых постов, предназначена только для входа/выхода в ЦП. Выдвижные устройства расположены вне прочной рубки. В носовой части, в районе 15-19 шп., находится носовой входной люк. В трюме отсека размещены привода носовых горизонтальных рулей (НГР), носовая группа аккумуляторной батареи (АБ), балластные и топливные цистерны. У серий 1400, 1500 отсек разделен легкой переборкой на торпедный/жилой и центральный пост.

Во II отсеке, наименьшем по размерам, находится главный распределительный щит (ГРЩ), раздаточные колонки воздуха высокого давления (ВВД), воздуховод дизелей и вспомогательные механизмы, а также некоторые вспомогательные цистерны.

III отсек содержит 4 дизель-генератора и ГЭД. В кормовой части - привода рулей, главный упорный подшипник и валопровод гребного винта. У носовой переборки отсека находится кормовой входной люк. В трюме размещены кормовая группа АБ, балластные и топливные цистерны. У серий 1400, 1500 отсек разделен легкой переборкой на дизельный и электромоторный.
[править]Энергетическая установка

Энергетическая установка одновальная, дизель-электрическая, с полным электродвижением.
Дизель-генераторы MTU 12V 396 SB83 4×1250 л.с./4×900 кВт, - для зарядки аккумуляторных батарей (АБ) в режиме РДП или в надводном положении.
Аккумуляторные батареи серебряно-цинковые, высокой ёмкости, разделены на две группы по 240 элементов, в I и III отсеках.
Гребной электродвигатель, работающий от АБ или от дизель-генератора через ГРЩ.

Для снижения шумности все механизмы установлены на изолированные от корпуса демпфирующие опоры и фундаменты.

Лодки типа 209 строятся в 5 сериях, несколько отличающихся размерами и ТТХ. Серии обозначаются по надводному водоизмещению. Например, лодки второй серии обозначаются «тип 209/1200». К 2008 году построено: 8 единиц серии 1100, 26 серии 1200, 8 серии 1300, 15 серии 1400 и 4 серии 1500. Заказы на еще 3 лодки отменены.

По данным западных источников, лодка типа 209 во второй половине XX века была практически идеальна для прибрежных действий позиционным способом. Малая шумность и скромные размеры делают ее крайне трудной для обнаружения на мелководье. Так, во время Англо-аргентинского конфликта, аргентинская San Luis полностью избежала обнаружения. Установленное вооружение позволяет борьбу как с надводными кораблями, так и с подводными лодками. С другой стороны, малая подводная скорость и малый запас хода не позволяют лодкам типа 209 преследовать обнаруженные цели. А с появлением новых воздухонезависимых двигателей дизель-электрические лодки, в том числе типа 209, со временем устареют морально.

Тип корабля патрульная ДПЛ
Обозначение проекта Тип 209
Разработчик проекта Ingenieur Kontor Lübeck (IKL)
Классификация НАТО SSK Type 209
Скорость (надводная) 11,5 узловСкорость (подводная) 21,5 узловРабочая глубина погружения 200 метров
Предельная глубина погружения 280 метров
Автономность плавания 50 суток
Экипаж 30 чел (8 офицеров)Стоимость около $ 200 млн. (после модернизации)

Размеры
Водоизмещение надводное 1454 тоннВодоизмещение подводное 1586 тоннДлина наибольшая (по КВЛ) 61,2 метраШирина корпуса наиб. 6,25 метраСредняя осадка (по КВЛ) 5,5 метровСиловая установка

4 дизель-генератора в составе 4 дизеля MTU 12V 396 SB83 — 4×1250 л.с. и 4 генератора — 4×900 кВт1 гребной электродвигатель 4000 л.с., 1 гребной вал

Вооружение
Торпедно-
минное вооружение 8 носовых ТА калибра 533 мм, запас 14 торпед; или до 24 мин
Ракетное вооружение Возможна установка ПКР «Sub Harpoon»

С конца 1960-х годов, тип 209 был самым успешным экспортным типом подводных лодок в мире. Он же послужил основой для последующих типов: 212 и 214 (также известен как «тип 209PN»). Покупателей привлекает сочетание высоких ТТХ (малошумность, хорошее вооружение) и невысокой цены (один из контрактов 2006 г на три единицы называет цены менее $300 млн. за лодку). Израиль заказал собственные лодки типа «Дольфин», взяв 209 за прототип, с обширными модификациями и расширенными возможностями. Еще одним признаком успеха является строительство по лицензии в других странах (Южная Корея). Всего уже построена 61 субмарина, таким образом, заложенная типом 209 тенденция имеет хорошие шансы на продолжение.

Поддержать

Стоимость около $ 200 млн (после модернизации) Размеры Водоизмещение надводное 1454 тонн Водоизмещение подводное 1586 тонн Длина наибольшая
(по КВЛ) 61,2 метра Ширина корпуса наиб. 6,25 метра Средняя осадка
(по КВЛ) 5,5 метров Силовая установка 1 гребной электродвигатель 4000 л.с., 1 гребной вал Вооружение Торпедно-
минное вооружение 8 носовых ТА калибра 533 мм, запас 14 торпед; или до 24 мин Ракетное вооружение Возможна установка ПКР «Sub Harpoon» Медиафайлы на Викискладе

История проекта

Предложенный конструкторским бюро Ingenieur Kontor Lübeck проект, на основе предыдущего типа 206 , получил обозначение нем. Typ 209 . По требованиям заказчиков в него стали вносить изменения, в основном в части размеров и вариантов торпедного вооружения .

Конструкция

Лодка имеет однокорпусную конструкцию. Прочный корпус толщиной 32 мм из высокопрочной маломагнитной стали HY 80 с пределом текучести 80 psi (56,2 кг/мм²) обеспечивает рабочую глубину 200 м, расчетную 500 м. Прочный корпус цилиндрический в средней части и конический в оконечностях. Разделен водонепроницаемыми переборками на 3 отсека: I - торпедный, жилой и центральный пост, II - вспомогательных механизмов и пост энергетики и живучести (ПЭЖ), III - дизель-генераторов и гребного электродвигателя (ГЭД). Лёгкий корпус уплощенный с бортов в носу и веретенообразный в корме. Надстройка выполнена вгладь с обшивкой корпуса, доведена до 98 шпангоута (примерно 80 % длины лодки).

Все ТА и боезапас размещены в I отсеке (торпедопогрузочный люк отсутствует). Там же находятся каюты экипажа и центральный пост (ЦП). Прочная рубка над ЦП состоит из цилиндрической (нижняя) и конической (верхняя) секций. Не имеет боевых постов, предназначена только для входа/выхода в ЦП. Выдвижные устройства расположены вне прочной рубки. В носовой части, в районе 15-19 шп., находится носовой входной люк. В трюме отсека размещены привода носовых горизонтальных рулей (НГР), носовая группа аккумуляторной батареи (АБ), балластные и топливные цистерны. У серий 1400, 1500 отсек разделен легкой переборкой на торпедный/жилой и центральный пост.

Во II отсеке, наименьшем по размерам, находится главный распределительный щит (ГРЩ), раздаточные колонки воздуха высокого давления (ВВД), воздуховод дизелей и вспомогательные механизмы, а также некоторые вспомогательные цистерны.

III отсек содержит 4 дизель-генератора и ГЭД. В кормовой части - привода рулей, главный упорный подшипник и валопровод гребного винта . У носовой переборки отсека находится кормовой входной люк. В трюме размещены кормовая группа АБ, балластные и топливные цистерны. У серий 1400, 1500 отсек разделен легкой переборкой на дизельный и электромоторный.

Энергетическая установка

Энергетическая установка одновальная, дизель-электрическая, с полным электродвижением.

  • Дизель-генераторы MTU 12V 396 SB83 4 × 1250 л. с. / 4 × 900 кВт - для зарядки аккумуляторных батарей (АБ) в режиме РДП или в надводном положении.
  • Аккумуляторные батареи серебряно-цинковые, высокой ёмкости, разделены на две группы по 240 элементов, в I и III отсеках.
  • Гребной электродвигатель, работающий от АБ или от дизель-генератора через ГРЩ.

Для снижения шумности все механизмы установлены на изолированные от корпуса демпфирующие опоры и фундаменты.

Варианты

Лодки типа 209 строятся в 5 сериях, несколько отличающихся размерами и ТТХ . Серии обозначаются по надводному водоизмещению. Например, лодки второй серии обозначаются «тип 209/1200». К году построено: 8 единиц серии 1100, 26 серии 1200, 8 серии 1300, 15 серии 1400 и 4 серии 1500. Заказы на еще 3 лодки отменены.

1100 1200 1300 1400 1500
Водоизмещение подводное 1207 т 1285 т 1390 т 1586 т 1810 т
Размеры 54,1 × 6,2 × 5,9 м 55,9 × 6,3 × 5,5 м 59,5 × 6,2 × 5,5 м 61,2 × 6,25 × 5,5 м 64,4 × 6,5 × 6,2 м
Диаметр прочного корпуса 6,8 м
Силовая установка 4 дизель-генератора в составе 4 дизеля MTU 12V 396 SB83 - 4x1250 л.с. и 4 генератора - 4x900 кВт

1 гребной электродвигатель 4000 л.с., 1 гребной вал

3730 кВт (5000 л.с.) 4550 кВт (6100 л.с.)
4 батареи по 120 ячеек 4 батареи по 132 ячейки
Скорость (надводная) 11 узлов 11,5 узлов
Скорость (подводная) 21,5 узлов 22 узлов 22,5 узлов
Дальность хода (надводная) 11 000 миль (20 000 км) при скорости 10 узлов = (18,52 км/ч)
Дальность хода (шно́ркель) 8000 миль (15 000 км) при скорости 10 узлов = (18,52км/ч)
Дальность хода (подводная) 400 миль (700 км) при скорости 4 узла (~=7 км/ч)
Автономность плавания 50 дней
Глубина погружения 200 м - рабочая, 280 м - предельная (по другим данным 300 м - рабочая, 500 м - предельная)
Вооружение

8 носовых торпедных аппаратов калибра 533 мм:

  • 14 торпед
  • возможна установка противокорабельных ракет «Sub Harpoon»
  • возможна установка морских мин
Экипаж 31 33 30 36

Представители

Страна Локальный Подтип Название Вступление в строй Примечание
Salta 1100 ARA Salta (S-31) 1974 прошла модернизацию в 1988-1995 и 2004-2005
ARA San Luis (S-32) 1974 не окончена ремонтом; списана в 1997
Tupi
1400 Tupi (S-30) 1989
Tamoio (S-31) 1994
Timbira (S-32) 1996
Tapajó (S-33) 1999
Tikuna 1400 (мод.) Tikuna (S-34) 2005 Tikuna (S-34) - модификация типа 209/1400. Вторая аналогичная лодка типа 209/1400, Tapuia (S-35) отменена. Все лодки типа 209 планируется снабдить новой БИУС , способной применять торпеды Mk.48
Thomson 1300 SS Simpson (SS-21) 1984 планировалась к модернизации на верфи ASMAR , Чили. После цунами в Талькауано статус неизвестен
SS Thompson (SS-20) 1984 прошла ремонт и модернизацию в начале 2009, включая совмещение БИУС SUBTICS и торпеды BlackShark
Pijao 1200 Pijao (S-28) 1975 Обе лодки планировались к модернизации в 2009-2011 г на государственной верфи COTECMAR , при технической помощи HDW
Tayrona (S-29) 1975
Shyri 1300 Shyri (S101) 1977 в обширном ремонте на верфи ASMAR , Чили; получила небольшие повреждения от цунами в Талькуано. Статус неизвестен. Модернизирована в 2008-201? годах .
Huancavilca (S102) 1977 Модернизирована в 2011-2014 годах .
Type-209/1400 class 1400 861 (S41) 2016 Первая лодка из 4 заказанных
Glavkos 1100 Glavkos (S-110) 1971 тип Glavkos прошел ремонт по программе Neptune I в 1993-2000
Nireus (S-111) 1972
Triton (S-112) 1972
Proteus (S-113) 1972
Poseidon 1200 Poseidon (S-116) 1979 программа модернизации Neptune II для лодок типа Poseidon отменена. Okeanos (S118) прошел модернизацию по Neptune II до её отмены
Amfitriti (S-117) 1979
Okeanos (S118) 1979
Pontos (S-119) 1979
Shishumar (тип 209) 1500 Shishumar (S44) 1986 После нескольких ревизий, опция на постройку еще двух единиц в Индии не использована. Оборудованы встроенной спасательной камерой. Прошли средний ремонт в 1999-2005
Shankush (S45) 1986
Shalki (S46) 1992
Shankul (S47) 1994
Cakra 1300 KRI Cakra (401) 1981 Прошла ремонт на Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering , Южная Корея, в 2004−2006.
KRI Naggala (402) 1981 Контракт на ремонт выдан Daewoo в 2009. Предполагаемая дата окончания - июнь 2011
Южная Корея Chang Bogo 1200 Chang Bogo (SS-061) 1993
Lee Chun (SS-062) 1994
Choi Museon (SS-063) 1996
Park Wi (SS-065) 1996
Lee Jongmu (SS-066) 1996
Jeong Un (SS-067) 1998
Lee Sunsin (SS-068) 2000
Na Daeyong (SS-069) 2000
Lee Eokgi (SS-071) 2001
Islay
1100 Islay (SS-35) 1975 Обе лодки 209/1100 (типа Islay ) прошли модернизацию на месте в 2008
Arica (SS-36) 1975
Angamos 1200 Angamos (SS-31), бывший Casma 1980 Рассматривается ремонт лодок 209/1200 (типа Angamos )
Antofagasta (SS-32) 1980
Pisagua (SS-33), бывший Blume 1982
Chipana (SS-34), бывшая Pisagua 1983
ЮАР Heroine 1400 (мод.) Manthatisi (S101) 2005 Вступили в строй в 2006 - 2008. Заменили лодки типа «Daphné»
Charlotte Maxeke (S102) 2007
Queen Modjadji (S103) 2008
Atilay
1200 Atilay (S-347) 1976 Средний ремонт с установкой воздухонезависимого двигателя отменен. Планируется ограниченная модернизация.
Saldiray (S-348) 1977
Batiray (S-349) 1978
Yildiray (S-350) 1981
Doganay (S-351) 1984
Dolunay (S-352) 1989
Preveze
T1.1400 Preveze (S-353) 1994 Начиная с 2015 часть будет заменена лодками типа 214.
Sakarya (S-354) 1995
18 Mart (S-355) 1998
Anafartalar (S-356) 1999
Gur T2.1400 Gür (S-357) 2003
Canakkale (S-358) 2005
Burakreis (S-359) 2006
Birinci Inönü (S-360) 2007


ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ ТИП 209 (ГЕРМАНИЯ)

SUBMARINES OF THE TYPE 209 (GERMANY)

13.04.2019


11 апреля 2019 года на индонезийском государственном судостроительном предприятии РТ PAL в Сурабае после неоднократных отсрочек состоялся спуск на воду первой построенной в Индонезии дизель-электрической подводной лодки Alugoro (бортовой номер «405»). ‏Строительство лодки ведется РТ PAL для ВМС Индонезии при содействии южнокорейской корпорации Daewoo Shipbuilding and Marine Engineering (DSME) по ее проекту DSME1400 (модифицированный германский проект 209/1200). На церемонии спуска лодки присутствовали министр обороны Индонезии Рямисард Рьякуду и начальник штаба ВМС Индонезии адмирал Сиви Сукма Аджи.
Постройки подводной лодки Alugoro (бортовой номер «405») по контракту 2011 года на индонезийском предприятии РТ РAL в Сурабае, то оно было начато только в 2016 году, и велось относительно невысокими темпами, хотя 80 % стоимости лодки импортируется. Спуск лодки на воду был первоначально намечен на октябрь 2018 года, но неоднократно переносился. Уже намеченная на 28 февраля 2019 года церемония спуска также была перенесена. Сейчас официально ввод Alugoro в строй планируется не ранее 2021 года.
https://bmpd.livejournal.com

Подводная лодка ВМФ Турции проекта 209/1200 типа «Atilay» в проливе Босфор в Стамбуле, с сайта commons.wikimedia.org

Подбор фото BSNews

«За боновыми воротами» Гёльджюка, Трабзона, Севастополя и Новороссийска

Сегодня Турецкая Республика, извечно стремящаяся выгодно для себя использовать свое геополитическое положение транзитной страны поставок ресурсов из России, Ближнего Востока и Центральной Азии на Запад, предлагает прибрежным государствам-соседям по Черноморскому региону, не входящим в Североатлантический альянс, стратегическое партнерство.

Проявление подобной военно-политической инициативы, прежде всего, позволяет Анкаре защитить собственные интересы на Черном море, не подвергаясь риску внешнего вмешательства. Примером тому служит инициированная в 2004 году Турцией операция «Черноморская Гармония» (Black Sea Harmony), предусматривающая постоянное патрулирование турецкими кораблями коммуникаций юго-западной части черноморской акватории.

Существующая с 2001 года Черноморская военно-морская группа оперативного взаимодействия «Блэксифор» (BLACKSEAFOR) , состоящая из болгарских, грузинских, российских, румынских, турецких и украинских кораблей, своему появлению также обязана Анкаре.

Вместе с тем на обнародованное в августе 2010 года в Москве и Ереване политическое решение пролонгировать на 49 лет дислокацию в Гюмри (Армения) российской военной базы официальные Анкара и Баку («два государства одной нации» (Гейдар Алиев)) отреагировали, хотя и по-восточному завуалированно, но молниеносно.

Представители «одной нации» обсудили в кулуарах своих правительств возможность развертывания в Нахичевани (Азербайджан) турецкой военной базы как гаранта безопасности газо- и нефтепроводов двух государств, находящихся вблизи от театра недавних грузино-абхазских боевых действий.

Наряду с Нахичеванью продолжается развертывание новой военно-морской базы (ВМБ) ВМС Турции в Трабзоне, что на восточной части черноморского побережья страны, где сможет базироваться бригада разнородных сил.

Не будем забывать события лета 1941 года, когда с согласия турецкой стороны через Босфор и Дарданеллы в Черное море устремились немецкие и итальянские боевые корабли. В 1945 году США и Великобритания восприняли в штыки советские предложения о необходимости внесения изменений в положения Конвенции в Монтре 1936 года, предоставляющие Турции права закрыть проливы в случае, «когда Турции покажется, что существует угроза войны, причем вопрос о том, когда эта угроза возникнет, решает сама Турция» (Иосиф Сталин).

Соединение турецких подводных лодок в море, с сайта С сайта defencetalk.com

Создание в зоне Босфора и Дарданелл советской ВМБ (военно-морской базы - BSNews ) было расценено союзниками по антигитлеровской коалиции как посягательство на суверенитет Турецкой Республики. В 1952 году Турция стала членом блока НАТО, и в этом же году на стамбульском рейде Мальтепе завел швартовы первый американский авианосец.

В Североатлантическом альянсе, наряду с защитой проливов, одной из главных задач турецкого флота с наступлением времени «Ч» является уничтожение кораблей потенциального неприятеля в местах их постоянного базирования.

Поэтому командиры турецких кораблей и их штурманы хорошо знают средиземноморские, черноморские, азовские и каспийские лоции, а их, казалось бы, стареющие корабли и подводные лодки не ржавеют у пирсов, а постоянно выходят в море на отработку учебно-боевых задач.

В повседневной боевой подготовке и заключается сила турецкого военного флота, а пребывание страны в НАТО, как и прежде, дисциплинирует ее моряков.

Турция долгое время была вынуждена приобретать у союзников по блоку старые корабли, дабы иметь их в боевом строю ровно столько, сколько требовалось для выполнения задач Североатлантического альянса. Замена или модернизация этих кораблей при участии тех же союзников по НАТО осуществлялась по графикам с жестким регламентом, так как при ротации турецких военных кораблей, прежде всего, учитывались задачи альянса.

Сегодня же турецкие адмиралы, заключая долгосрочные контакты с иностранными судостроителями, не спешат огульно с «проамериканской» модернизацией кораблей, а проводят ее соизмеримо как с реальными экономическими возможностями своей страны, так и завтрашними потребностями ее флота.

Семь раз отмеряя, они постепенно переносят тяжесть выполнения кораблестроительных контрактов на национальные верфи,

чем создают дополнительные рабочие места соотечественникам, стандартизируют морское оружие и постепенно отдаляются от иностранной, прежде всего американской и немецкой, зависимости от военного кораблестроения.

За счет своевременной и комплексной модернизации своих национальных военно-морских сил главная турецкая военно-морская база Гёльджюк достигла в наши дни оперативно-стратегического преимущества в Черном море над Севастополем и Новороссийском.

Все это позволяет Анкаре не допускать в военно-политической и военно-технической области ухудшения нынешних отношений с Москвой, Брюсселем или Вашингтоном. Как, впрочем, и не следовать пророссийским или пронатовским политическим фарватером. Представляется, что

Турция, опираясь на положения Конвенции 1936 года и свой крепнущий изо дня в день военный флот, будет и впредь расширять влияние на причерноморские страны, стараясь экономическими и политическими (дипломатическими) шагами оттеснить Россию в северных от Анкары регионах.

Командование ВМС и оборонная промышленность Турции, изыскивая средства, изо дня в день реализуют национальную программу 1996 года по созданию качественно нового военного флота. Причем видение турецкого военно-политического руководства на новые ВМС страны осуществляется через призму обновления (модернизации) уже существующих сил. Тогда, по мнению адмиралов из Гёльджюка, их флот обеспечит сдерживание внешних угроз посредством своего присутствия в морях, прилегающих к турецким берегам.

В Анкаре считают, что выполнить эту задачу смогут лишь хорошо вооруженные маневренные корабли - фрегаты, корветы и небольшие подводные лодки.

Будущее глубин Черноморья и Средиземноморья
- за турецкими подводными лодками

Сегодня в составе ВМС Турции находятся 6 подводных лодок немецкого проекта 209/1200 типа «Атылай» (TCG «Atilay» - прим. BSNews ) постройки Howaldtswerke-Deutsche Werft, HDW.

Справка BSNews : TCG - корабли и суда ВМФ Турции имеют префикс TCG от тур. Turkiye Cumhuriyeti Gemisi - Корабль Турецкой Республики.

Головная лодка «Атылай» с тактическим номером S-347 сдана еще в 1975 году, а замыкающая серию S-352 «Долынай» (TCG «Dolunay» - прим. BSNews ) сошла со стапелей в 1989 году.

Водоизмещение этих кораблей небольшое: 990 т - надводное и 1200 т - подводное соответственно. Длина - 56 м, ширина - 6 м и осадка - 5,5 м. Наибольшая надводная скорость - 10, подводная - 22 узла. Дальность плавания - до 5000 миль при скорости 8 уз. Одновальная энергетическая установка корабля состоит из четырех дизель-генераторов (ДГ) мощностью по 1000 л.с. каждый, и главного гребного электродвигателя (ГЭД) мощностью в 5000 л.с. Вооружение состоит из восьми 533-мм торпедных аппаратов с боекомплектом до 20 торпед. Экипаж - 33 человека.

Согласно турецкой программе перевооружения флота до 2015 года, начиная с головной, более старой лодки этой серии, корабли поочередно пройдут на турецких верфях незначительную модернизацию в плане оснащения их ракетным оружием, выстреливающимся из торпедных аппаратов.

Подводная лодка TCG «Atilay» в Севастопольской бухте, fghtkm 2009 г., с сайта sevastopol.info

Перевооружение позволит подводным лодкам серии «Атылай» наносить удары не только торпедами SST4 и Mk37 немецкого и американского производства, но и ракетами класса «корабль-корабль» UGM-84L Harpoon.

В ближайшем будущем завершение американского проекта DCGS-N (Distributed Common Ground System-Navy) позволит военно-морским группировкам НАТО при стрельбе ПКР Harpoon располагать несколькими альтернативными центрами обработки полетных данных ракет при их боевом применении. В настоящее время данные в боевой обстановке, как правило, транслируются посредством палубного вертолета SH-60B системы LAMPS на корабль управления экспедиционной группировки, где звенья этой управленческой цепи, собственно, и замыкаются.

В черноморских условиях применять упомянутую двухзвеньевую цепь управления при стрельбе ПКР Harpoon (ПКР - противокорабельные ракеты - прим. BSNews ) по быстроходным катерам и другим маневренным целям неприятеля турецким морякам представляется нецелесообразным. Если для серьезного поражения ракетного катера двухсоттридцатикилограммовой боевой части одной ракеты UGM-84L вполне достаточно, то для потопления эсминца или существенного разрушения крейсера потребуется не менее 3-4 ракет Harpoon . Зачем создавать и подвергать риску в черноморском прибрежье ракетный крейсер, например, такой, как проекта 1164, если в акватории скрытную атаку успешно произведет подводная лодка, командир которой хорошо знает ранее упомянутые лоции?

В боевом строю турецкого флота находится сходная с типом «Атылай» серия из 8 единиц ДЭПЛ (дизель-электрическая подводная лодка - прим. BSNews ) проекта 209/1400 типа «Превез», построенных уже на турецкой верфи Colcuk Naval Shipyard , но опять-таки по немецкому, хотя и усовершенствованному проекту.

Головная лодка S353 «Превез» (TCG Preveze - прим. BSNews ) пополнила состав национальных ВМС в 1994 году накануне принятия национальной программы, а замыкающая серию S360 «Инону» сошла со стапелей относительно недавно - в 2007 году.

BSNews: автор несколько упрощает классификацию - на самом деле TCG S-360 «I.Inonu» и еще 3 подводных лодки - TCG Gur (S-357), TCG Canakkale (S-358), TCG Burakreis (S-359) относятся к следующей модификации серии 209/1400. В турецком ВМФ их относят к классу Gur , в других специальных источниках называют серия 209/1400mod ...

Немецкие и британские конструкторы (HDW и MFI, Marine Force International) увеличили водоизмещение этих кораблей до 1464/1586 тонн. Не потеряв скорости своих предшественниц, подводные лодки типа «Превез» несколько выросли в габаритах (длина - 62 м, ширина - 6,2 м с неизменной осадкой в 5,5 м). Дальность плавания осталась прежней - 5000 миль - однако при вдвое меньшей скорости хода, т.е. всего в 4 уз. Энергетическая установка на подводных лодках типа «Превез» состоит из четырех ДГ MTU 12V396 SB83 по 900 л.с. и одного ГЭД мощностью в 4000 л.с. Экипаж - 35 человек.

BSNews: соответственно, 4 подводных лодки типа «Gur» имеют те же габариты, но несколько большую осадку - 5,8 м., электродвигатель мощностью 3800 л.с., чуть меньшую скорость и больший экипаж - до 45 чел. (см. сайт ВМФ Турции www.dzkk.tsk.tr)

На кораблях проекта 209/1400 по-прежнему восемь 533-мм ТА (торпедных аппаратов - BSNews ) . Спрашивается, в чем состояло усовершенствование подводной лодки?

Боекомплект торпед Mk37 на «Превез» снижен до 14 ед. ради размещения на борту лодки еще 6-8 ПКР Harpoon или полной замены ее торпедного боезапаса ракетным, позволяющим производить стрельбу из торпедных аппаратов. Оказалось, что незначительные конструктивные изменения в проекте лодок 209/1400 по сравнению с проектом 209/1200 позволили существенно повысить угрозу потенциальному противнику в черноморском и средиземноморском прибрежье.

Подводная лодка проекта 209/1400 типа Preveze в районе Стамбула, с сайта commons.wikimedia.org

Работа над движительным комплексом лодок серии «Превез» сделала их еще менее шумными, а, с учетом небольших габаритов кораблей обоих типов подводные лодки проекта 209/1400 (1200) остаются все так же трудно обнаруживаемыми. Малая же автономность и небольшая подводная скорость турецких лодок компенсируются повышающейся боевой эффективностью из-за ввода в боекомплект противокорабельных ракет Harpoon.

Вместе с тем ракеты, контейнеры, испытательное и вспомогательное оборудование, запчасти, техническую документацию по ПКР Harpoon Анкара получает и будет получать из Вашингтона. Пентагон продолжит обучение турецкого флотского персонала, техническую поддержку ракет UGM-84L и выполнение другие задач по материальному обеспечению Harpoon.

По планам турецкого военно-морского командования, шесть лодок типа «Атылай» пробудут стражами Конвенции 1936 года до 2015-2025 годов, когда им на смену постепенно придут новые шесть неатомных подводных лодок с воздухонезависимыми энергетическими установками проекта 214/1500 немецко-британского консорциума HDW - MFI.

По сравнению с ПЛ типа «Превез» размерения новых кораблей незначительно вырастут: длина - 63 м, ширина - 6,3 м, подводное водоизмещение 1700 т. Максимальная скорость в подводном положении будет составлять не более 20 уз. Численность экипажа уменьшится до 27 человек. Неизменным останется количество торпедных аппаратов - 8. Они будут использоваться как для стрельбы торпедами и ракетами подводного старта, так и для осуществления минных постановок. Конструкция двигателей и специальное покрытие корпуса подводной лодки снизят уровень ее шумов, улавливаемых гидроакустикой. Лодка способна нырять на глубину до 400 м. Модульный принцип ее конструкции и закладка кораблей на национальных верфях будут способствовать дальнейшей модернизации этой лодочной серии уже турецкими кораблестроителями.

Подводная лодка проекта 214 на стапеле компании HDW в Киле (ФРГ), с сайта en.wikipedia.org

Таким образом, принятие в состав флота подводных лодок проекта 214/1500 отвечает турецким амбициям всецело контролировать и влиять на обстановку в Черноморском бассейне и проливах - «исконно османских», по мнению Анкары, территориях.

Примечательно, что списание кораблей проекта 209/1200, модернизация подводных лодок проекта 209/1400 и ввод в боевой состав лодок проекта 214/1500 будут осуществляться турецкими военными моряками таким образом, чтобы в кампании постоянно находились не менее 13-14 единиц, способных выйти в море и нанести торпедный или ракетный удар по противнику. К завершению замены ПЛ «Атылай» кораблями с воздухонезависимыми энергетическими установками, модернизованные «Превез» смогут, как и новые НАПЛ проекта 214, скрытно ставить мины.

Упомянутые амбиции турецких подводников на господство в Черноморье, помноженные на расчеты отечественных (турецких - BSNews) корабелов, успешно материализуются в наши дни.

Турецкие адмиралы ожидают первенца из четырех специальных судов серии MOSHIP (дословно - материнский корабль, матка), предназначенных для проведения поисково-спасательных операций спасения экипажей и вышедших из строя, поврежденных или затонувших на глубине до 600 м подводных лодок.

По планам военных и расчетам корабелов, для проведения успешной спасательной операции новому судну-матке достаточно максимум 72 часа, чтобы поднять на поверхность команду потерпевшей кораблекрушение лодки или обеспечить живучесть лежащей на грунте (дрейфующей) субмарины на время, за которое экипаж со специалистами MOSHIP справится с неисправностями.

Опубликованные данные свидетельствуют, что судно будет иметь дальность плавания до 4500 миль (14 уз.), а максимальную скорость хода - до 18 узлов, что позволит ему за двое суток достичь любой точки в двух зонах оперативной ответственности ВМС Турции в Черноморье или Средиземноморье.

Длина спасательного первенца по ватерлинии - 82,5 м, ширина - 20,4, м, осадка - 5,0 м, водоизмещение - 4500 т. Судно MOSHIP в избытке располагает средствами для декомпрессии и аварийной рекомпрессии. В частности, в его барокамере, рассчитанной на 32 человека, помещается практически вся команда подводных лодок проектов 209/1400 или 214. Кран с телескопической стрелой грузоподъемностью 35 т способен принимать грузы на кормовую палубу судна площадью 314 кв. м при волнении моря до 6 баллов.

Cудно серии MOSHIP. С сайта defencetalk.com

Когда судов типа MOSHIP станет четыре, что, как отмечалось, входит в планы турецких адмиралов, суда-спасатели будут поделены командованием ВМС между шестью военно-морскими районами: Черноморским, Босфорским, Дарданельским и Мраморным морем (Северная зона), Эгейским и Средиземноморским (Южная зона), что заметно сократит временные показатели прибытия спасательных команд к месту оказания помощи подводной лодки.

Обстоятельство закладки турецким военно-политическим руководством на национальных стапелях судов типа MOSHIP одновременно с лодками проекта 214/1500 вызывает уважение. Невозможно оставаться равнодушным к трагедиям, связанным с гибелью подводников в море в мирное время, в том числе из-за так называемого человеческого фактора. Вспомним уроки спасательной операции подводной лодки «Курск» на Северном флоте. Комментарии здесь излишни.

Продолжение следует

Германия

Тактико-технические характеристики

Тип 209/1200
Водоизмещение: надводное 1185 т., подводное 1290 т.
Размерения: длина 56 м (183 фута 9 дюймов); ширина 6,2 м (20 футов 4 дюйма); осадка 5,5 м (15 футов 1/2 дюйма.
Силовая установка: четыре дизель-генератора «MTU-Сименс мощное ью 3730 киловатт 5000 л.с.) и электродвигатель Сименс мощностью 2685 киловатт (3600 л.е.), один вал.
Скорость: надводного хода 11 уз. и подводного хода 21,5 уз.
Глубина погружения: рабочая 300 м (985 футов) и предельная 500 м (1640 футов).
Торпедные аппараты: восемь носовых 533-мм (21-дюймовых) для 14 (типовой боезапас) противокорабельных и противолодочных торпед AEG SST Mod 4 или AEG SUT .
Радиоэлектронное вооружение: РЛС обнаружения надводных целей «Калипсо», ГАС CSU 3, ГАС DUUX 2С или PRS 3, комплект аппаратуры РЭР, информационно-управляющая система обеспечения торпедной стрельбы «Сепа» Мк 3 или «Синбад М8/24.
Экипаж: 31-35 человек.

В 1962 г. конструкторское бюро IKL начало исследования по дальнейшем; развитию проекта лодок типа 205. Лодки нового типа 206 из высокопрочной немагнитной стали предназначались для использования в прибрежных водах и соответствовали предусмотренным для Западной Германии договорными обязательствами ограничениям тоннажа. На лодках были использованы новые схемы обеспечения безопасности экипажа, а вооружение было рассчитано на применение управляемых по проводам торпед.

После того как окончательно был утвержден проект, в 1966-1968 гг. было проведено производственное планирование, а в следующем году был выдан первый заказ на строительство лодок (всего на 18 единиц). К 1975 г. все лодки от U-13 до U-30 находились в составе действующего флота. В последующем этот тип был оснащен двумя внешними стекпопластиковыми контейнерами общей вместимостью 24 мины в дополнение к стандартному торпедному вооружению. С 1988 г. 12 лодок прошли модернизацию, включавшую установку новой электронной аппаратуры и торпедного вооружения, и получили новое обозначение тип 206А. В середине 1960-х гг. конструкторское бюро IKL разработало для внешнего рынка новую лодку типа 209. Разрабатывавшиеся как океанские, подводные лодки типа 209 из-за относительно небольшой длины корпуса могли успешно применяться и в прибрежных водах. Тип 209 завоевал такую известность, что были построены или заказаны 50 единиц для зарубежных партнеров.


Основные модификации
Шесть главных вариантов типа 209:
— первоначальный 54,3-метровый тип 209/1100 (длина 178 футов 1 дюйм, водоизмещение надводное 960 т и подводное 1105 т);
— 56-метровый тип 209/1200 (длина 183 фута 9 дюймов, водоизмещение надводное 980 т и подводное 1185 т);
— 59,5-метровый тип 209/1300 (длина 195 футов 2 дюйма, водоизмещение надводное 1000 т и подводное 1285 т);
— 62-метровый тип 209/1400 (длина 203 фута 5 дюймов, водоизмещение надводное 1454 т и подводное 1586 т);
— 64,4-метровый тип 209/ 1500 (длина 211 футов 4 дюйма, водоизмещение надводное 1660 т и подводное 1850 т);
— меньших размеров прибрежный 45-метровый тип 640 (длина 147 футов 7 дюймов, водоизмещение надводное 420 т и подводное 600 т).


Лодки закупили следующие страны: Греция (четыре типа 209/1100 и четыре типа 209/1200), Аргентина (две типа 209/1200), Перу (шесть типа 209/1200), Колумбия (две типа 209/1200), Южная Корея (девять типа 209/1200), Турция (шесть типа 209/1200 и восемь типа 209/ 1400, большинство из которых было построено на турецких верфях с помощью Германии), Венесуэла (две типа 209/1300), Чили (две типа 209/1400), Эквадор (две типа 209/1300), Индонезия (две типа 209/1300, еще четыре заказаны, постройка последних, возможно, не будет реализована), Бразилия (пять типа 209/1400), Индия (четыре типа 209/1500 и две в стадии рассмотрения заказа). Южная Африка (три типа 209/1400) и Израиль (три типа 640). Каждая страна определяла параметры оснащения и численность экипажа в зависимости от своих финансовых возможностей.

Во время фолклендской войны подводная лодка типа 209/1200 «Сан Луис» (San Luis) ВМС Аргентины трижды безуспешно проводила торпедные атаки против кораблей британского оперативного соединения, но обнаружила свое присутствие, что заставило командование группировки ВМС Великобритании привлечь значительные корабельные силы и авиацию для ее поиска.