Можайское благочиние. Можайск. Лужецкий Ферапонтов Монастырь

Лужецкий монастырь (Можайск, Россия) - экспозиции, время работы, адрес, телефоны, официальный сайт.

  • Туры на майские в Россию
  • Горящие туры в Россию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Можайский Лужецкий Рождества Богородицы Ферапонтов монастырь - последний из числа 18 обителей города, построенных в Средневековье. Остальные не уцелели. Этот объект культурного наследия датируется 15 веком, его основатель - святой Ферапонт был учеником Сергия Радонежского. Созданный в 1408 г. монастырь он посвятил Рождеству Богородицы по особенной причине - в этот день произошло сражение на Куликовом поле.

Первый собор обители был также посвящен этому празднику. У его северной стены святого Ферапонта погребли, когда он почил с миром в возрасте 95 лет. В 1681-1684 гг. монастырь окружила каменная ограда с двумя вратами, украшенная башнями. В годы Гражданской войны его закрыли, книги и ризы сдали в Краеведческий музей. Затем в зданиях размещалась фабрика, а в 1994 г. монастырь вернули церкви. В его стенах сохранилось немало достопримечательностей.

Что посмотреть

Собор Рождества Пресвятой Богородицы, один из старейших в Подмосковье, был построен в первой половине 16 веке, его облик значительно изменился в 18 веке, но по сей день заметен исходный замысел создателей. Мощные стены рассчитаны на века, узкие окна напоминают бойницы, золотые купола ослепляют. Божья сила и княжеская власть воплощены в этом строении. Духовный центр собора - узорчатая деревянная рака с мощами святого Ферапонта Белозерского и Можайского чудотворца.

Примечательно, что фундамент, оставшийся от разобранного храма Св. Ферапонта, сложен из древних надгробных плит, на белом камне которых высечены вилообразные кресты.

Церковь Введения Пресвятой Богородицы - трапезный храм первой половины 16 века, шатровую кровлю которого в 18 веке заменила простая кровля с главкой, а верхнюю часть стен разобрали. В подклете церкви был придел Феодора Стратилата. Это здание, закрытое в 1920-е гг., надолго отдали под фурнитурную фабрику. В 90-е - вернули церкви и отреставрировали.

Колокольня с усыпальницей рода Савёловых строилась 19 лет, с 1673 г. по 1692 г. На первом ее ярусе почиют потомки, жившие в 17-18 веках. Когда-то колокольню украшали массивные часы, о чем напоминает шахта для гирь, оставшаяся в одном из уголков здания.

Надвратная церковь Преображения Господня венчает ворота, называемые святыми. Они были возведены в 1603 г. и, с военной точки зрения, усиливали защиту Ферапонтова монастыря. В Смутное время их штурмовали польские захватчики. Когда в Россию вернулся мир, монастырь восстановили, и на пожертвования благочестивых горожан возвели надвратную церковь. Еще один штурм храм и ворота пережили в Отечественную войну 1812 г. и снова были восстановлены. Достойны внимания и кельи с настоятельским корпусом и въездные восточные ворота, а также руины не сохранившихся строений.

Основание монашеской обители в столице Можайского удельного княжества положено было в 1408 году молитвами и трудами преподобного Ферапонта, собеседника преподобного Сергия Радонежского и попечением удельного Можайского князя Андрея Дмитриевича. Житийная литература и летописные своды довольно подробно описывают события шестивековой давности.

Преподобный. Ферапонт (в миру Федор) род. ок. 1337 г. в г. Волоколамске от благочестивых родителей бояр Поскочиных. Около 1377 г. он тайно удалился из отеческого дома, пришел в новоустроенный Московский Симонов монастырь, где принял постриг от святителя Феодора, племянника преподобного Сергия Радонежского.

Кроме старца добрыми советниками и образцами иноческой жизни служили для Ферапонта его друг, прп. Кирилл и особенно прп. Сергий, часто посещавший Симонов монастырь. Около 1397 г. прпп. Ферапонт и Кирилл, оставив московскую обитель удалились на север. После многих странствий они прибыли в пределы Белозерские и, наконец, нашли то место, которое было указано прп. Кириллу в видении Пресвятой Богородицей. Отшельники водрузили здесь крест и ископали себе землянку.

Но вскоре по внушению Божьему прп. Ферапонт отошел в уединенное место (в 15 поприщах от прп. Кирилла) и водворился там. К подвижникам стали приходить ревнители пустынножительства – так было положено начало двум впоследствии знаменитым м-рям: Кирилло-Белозерскому и Ферапонтову. Когда молва об обителях дошла до владевшего Белозерьем кн. Андрея Можайского, он возгорелся желанием устроить обитель в своем стольном граде и умолил прп. Ферапонта стать ее основателем. Здесь, на берегу реки Москвы, в память о северном монастыре, князь поставил деревянный храм, освятив его во имя Рождества Пресвятой Богородицы. По некоторым сведениям, уже 1420 г. на месте деревянного он же возвел каменный собор. 27 мая (9 июня) 1426 г. прп. Ферапонт преставился и был погребен у северной стены соборного храма.

В начале XVI в. игуменом монастыря стал постриженик Пафнутьево-Боровской обители Макарий (Леонтьев), будущий глава Русской Православной Церкви. Перед отъездом из монастыря на Новгородскую кафедру он сделал крупный вклад, на который в период 1526-42 гг. были возведены новый Рождественский собор и трапезная с шатровым Введенским храмом. Около 1547 г. была возведена ц. Преображения Господня над Св. вратами (кон. XV – нач. XVI вв.). В 1549 г. по инициативе митр. Макария и Государя Иоанна IV Собор Русской Православной Церкви причислил прп. Ферапонта к лику святых. В конце XVI в. над могилой преподобного был сооружен каменный храм во имя прп. Иоанна Лествичника (В 1723 г. перестроен и освящен в честь прп. Ферапонта). В это время монастырь выполнял роль крепости-сторожи на зап. рубежах Московского государства. Был укреплен Борисом Годуновым. В период великой Смуты неоднократно разорялся польско-литовскими интервентами.

В 1681-92 гг. обитель обнесли каменной стеной с 6-ю башнями (обновлены в 1761-68 гг.). Тогда же (1673-92 гг.) были возведены 4-х ярусная шатровая колокольня (выс. 35м), Братский корпус и Настоятельские покои, которые, как и Казначейский корпус (1814 г.) были сильно перестроены в XIX-XX вв.

В 1812 г. монастырь был разграблен и опустошен. Вестфальский корпус ген. Жюно устроил казарму в Введенском храме, столярную мастерскую в ц. прп. Ферапонта, а в трапезной и келье конюшни. При отступлении врага служителю храма удалось предотвратить пожар, загасив объятый огнем иконостас соборного храма и убрав разбросанные повсюду мешки с порохом.

Обитель закрыли в 1926 г. В 1928 г. началось разрушение ц. прп. Ферапонта с приделом Усекновения Главы Иоанна Предтечи (храм окончательно разобран в 1960-х гг.). В годы Великой Отечественной войны в монастыре находились фурнитурная фабрика, цех завода медоборудования. Братские кельи были заняты под жилье. В период оккупации здесь устроили лагерь военнопленных.

В 1961-65 гг. были проведены реставрационные работы. В 1992 г. на территории монастыря размещался летний трудовой лагерь Всеправославного молодежного движения, а в 1994 г. Дом Пресвятой Богородицы в Лужках снова стал домом монашеской молитвы. На предполагаемом месте захоронения прп. Ферапонта игум. Борисом (Петрухиным) был утвержден крест и вскоре вокруг него среди зарослей репейника зацвел никем не сеянный розовый и белый клевер. То благоухали святые мощи преподобного, укрепляя малое Христово стадо насельников и прихожан монастыря. В 1997 г. были открыты фундаменты храма прп. Ферапонта. Именно они послужили ориентиром для определения места захоронения прп. Ферапонта. 26 мая 1999 г. его святые мощи были обретены, а 6-го июля того же года к обретенной святыне совершил паломничество Святейший Патриарх Алексий II.

Началась кропотливая работа по восстановлению соборного храма Рождества Пресвятой Богородицы. Пришлось заново реставрировать кровлю, покрывать купола, устанавливать кресты. Воссоздание галереи собора началось с устройства парадного крыльца. Собор был некогда расписан мастерами школы Дионисия, но сохранились и были отреставрированы лишь фрагменты росписи, позволяющие говорить о том, что одной из тем древней настенной живописи собора были сцены из Апокалипсиса. Современные мастера иконописи завершили работу над четырехъярусным иконостасом. Выпускниками Санкт-Петербургской академии художеств написана икона «Преподобный Ферапонт в житии» с шестнадцатью клеймами, на четырех из которых мы видим современников и сомолитвенников святого: святителя Феодора, архиепископа Ростовского, преподобных Сергия Радонежского, Кирилла и Мартиниана Белозерских. Уникальность иконы состоит в том, что на одном из ее житийных клейм впервые изображено событие новейшей церковной истории – обретение святых мощей преподобного Ферапонта. Храмовая икона «Рождество Пресвятой Богородицы», как и весь иконостас, написана заново и тоже имеет свою особенность – клейма со списками наиболее чтимых икон Божией Матери.

К 190-летию Отечественной войны 1812 года в местном ряду иконостаса появилась икона, какой прежде в Можайске не существовало – «Можайские святые». На ней изображены стоящими «на воздусех» над святыми храмами Можайской земли: покровитель города святитель Николай Мирликийский с мечом и градом в руках; святители Макарий, митрополит Московский, и новомученик Димитрий, архиепископ Можайский; новомученик протоиерей Константин; благоверные князья Феодор Смоленский и Димитрий Донской, начинавшие некогда княжить в Можайском уделе; преподобные Ферапонт Можайский и Рахиль Бородинская. Над святыми изображены два ангела, несущие явленную в 1413 году вблизи Можайска Колоцкую икону Божией Матери.

Здесь, в соборе Рождества Пресвятой Богородицы, в резной деревянной раке покоятся теперь мощи основателя монастыря преподобного Ферапонта Белозерского и Можайского чудотворца. Восстановление церкви его имени – дело будущего.

Ни один из старых монастырских колоколов не сохранился, но уже на средства благодетелей отлиты новые колокола, в том числе полутонный и тонный. В нижнем ярусе колокольни устроена часовня для поминовения усопших. Распятие из белого итальянского мрамора для нее подарил народный художник России скульптор Владимир Владимирович Глебов-Вадбольский в память о своем предке, князе Федоре Федоровиче Вадбольском, в иночестве Феодосии, который с 1702 по 1704 год был настоятелем Лужецкого монастыря. Но, как оказалось, и более давний предок дарителя также имеет отношение к монастырской истории. Княжеский род Вадбольских происходит от князей Белозерских, которые в XIV веке стали подчиняться Московскому князю. Интересно, что князь Юрий Васильевич Белозерский-Сугорский был тем самым наместником Можайского князя Андрея Дмитриевича, который и уговаривал преподобного Ферапонта оставить Белоозеро и прийти в Можайск.

В Лужецком монастыре на месте разоренного безбожниками некрополя водружен поминальный деревянный крест с надписью: «Блаженной памяти священноиноков, всей братии, строителей и благоукрасителей». Вырезан он за много верст от Можайска, – верст, что были пройдены преподобным Ферапонтом шесть столетий назад. Резали крест на Белом озере, в монастыре его друга и спостника преподобного Кирилла.

В 1686 году патриарх Иоаким сделал богатый вклад в монастырскую ризницу – напрестольное Евангелие, обложенное золоченым серебром. «У сего Евангелия передняя дска серебряная золоченая, хорошей чеканной работы, до 4 фунтов весом, а корешок и задняя дска тоже чеканные, золоченые, но медные; оно в большой лист, печатано в 1681 году», – так описывал в конце XIX века это святое Евангелие летописец монастыря архимандрит Дионисий. После революционных потрясений XX века богатейшая ризница монастыря перестала существовать. Имеется свидетельство о том, как в безбожные годы с богослужебных книг XVI–XVIII веков срывались драгоценные оклады. Святое Евангелие без оклада многие годы пролежало невостребованным и неузнанным в одном из двух незакрывавшихся храмов Можайска – церкви Илии Пророка. Потом, уже на исходе XX века, его переплели и передали в Лужецкий монастырь. 12 января (30 декабря по старому стилю) 2000 года, в день памяти святителя Макария, митрополита Московского, патриарший дар впервые оказался на престоле Преображенского храма. За Божественной литургией при чтении указанного зачала игумен монастыря обратил внимание на написанное старыми чернилами внизу страницы слово. Оно оказалось началом вкладной записи. Вся запись на сорока страницах гласила: «Сию книгу великий Кир Иоаким Патриарх Московский и всея России и северных стран даде во обитель Пресвятыя Богородицы в храм честнаго Ея Рождества в Лужецкой монастырь иже есть во граде Можайске в вечное поминание по родителех своих от мироздания 7104 лета месяца марта и из тоя обители книга сия да не похитится ни кимже во веки. Аминь аминь. Буди сие буди». Крепко первосвятительское слово! Святая книга вернулась туда, где предписано ей пребывать вовеки.

В деревне Исавицы близ монастыря был засыпан землей, завален мусором «источник прозрачной, студеной воды, замечательный по своему обилию и целебной силе». Колодезь этот, вырытый некогда, согласно монастырской летописи, руками преподобного Ферапонта, найден и приведен в порядок.

Можно утверждать, что колодец является если не первым, то одним из первых на Можайской земле. С давних пор сюда, как свидетельствует монастырская летопись, приходили «одержимые всяким недугом больные, вкушали эту воду, твердо уповая, что в ней по молитвам угодника Божия таится некая чудодейственная, врачующая всякие недуги сила». Как и в прежние времена, к колодцу преподобного идут богомольцы.

В апреле 2015 года на колокольне был установлен новый колокол весом более 2,5 тонн. На благовесте изображены иконы особо почитаемых русских святых - Спасителя, Божией Матери, Николая Чудотворца, Ферапонта Можайского.

9 августа 2015 года, после 10-месячной реконструкции, состоялось открытие колокольни, под которой находится усыпальница рода Савёловых.

Поддерживаемые на протяжении прежних столетий и, казалось бы, забытые в безбожные десятилетия XX века традиции начали возобновляться при игумене Борисе (Петрухине), назначенном настоятелем Лужецкой обители в 1994 году. Много и физических, и душевных сил отдал этот достойный пастырь монастырю. Из «охраняемого государством» памятника архитектуры, каким воспринимался монастырь можайцами, он вновь стал местом молитвы. Возрождение монашеской обители повлекло за собой возрождение человеческих душ, очищение их от греха и порока.

«Дом Пречистыя Богородицы честнаго и славнаго Ея Рождества и преподобнаго Ферапонта в Лужках в Можайске», продолжает преображаться, благодаря той посильной помощи, что оказывают ему прихожане, паломники и благодетели. Но дела рук человеческих немощны без молитвенного предстательства сонма святых угодников Божиих, наших святых и благочестивых соотечественников.

Можайский Лужецкий Богородицкий Ферапонтов мужской монастырь был основан в 1408г. преподобным Ферапонтом Белозерским по просьбе удельного князя Андрея Дмитриевича Можайского (младшего сына Дмитрия Донского) на высоком правом берегу Москвы-реки. Первым храмом обители была деревянная церковь Рождества Богородицы. Основатель монастыря, Ферапонт, в миру носил имя Федора Поскочина и дворянское звание, и родом был из Волоколамска. В 1370-х гг., когда ему было уже 40 лет, он принял постриг в Москве, в Симоновом монастыре. Вместе со своим другом, Кириллом они основали Белозерский монастырь, но в 1398г. Ферапонт по благословению друга ушел оттуда и стал жить отшельником. Спустя десять лет в местности Лужки под Можайском он основал новый монастырь, в котором провел настоятелем еще 18 лет. Умер Ферапонт Белозерский в возрасте 90 лет и погребен в монастыре. В 1514 г. были обретены его мощи, а канонизация произошла в 1547г.; вплотную к главному собору над его гробом в конце XVI века поставили церковь Иоанна Лествичника, не сохранившуюся до наших дней.


С первой половины XVI века монастырь начал застраиваться каменными зданиями. Немало тому поспособствовал богатый вклад новгородского архиепископа Макария (будущего митрополита московского), бывшего архимандритом в Лужецком монастыре. К 1542г. была окончена постройка собора Рождества Богородицы, а к 1547г. была построена трапезная с Введенской церковью, первоначально шатровой, затем сильно перестроенной. В соборе был устроен придел Макария Египетского – патрона архиепископа Макария, что дополнительно подтверждает вклад последнего в монастырь.

Лужецкий монастырь. КолокольняВ конце XVI века в монастыре были построены еще два каменных здания – церковь Иоанна Лествичника над гробом Ферапонта и надвратная Преображенская церковь, перестроенная после пожара 1732г. К концу XVII века ансамбль монастыря сложился практически полностью: в 1673-1692гг. была выстроена шатровая колокольня в три яруса, в 1680-1684гг. – кирпичная ограда с четырьмя круглыми башнями, в 1681-1692гг. – Братский корпус. В 1648г. в монастыре появилась важная «достопримечательность» – полиелейный колокол весом в 85 пудов. В небольшом помещении под колокольней была усыпальница Савеловых.

Лужецкий монастырь. Ограда и задние воротаНа этом строительство не окончилось. В 1732г. монастырь сильно пострадал от пожара, и большинство зданий пришлось перестраивать. Так, изменился вид трапезной с храмом и надвратной церкви; достроили ограду, а в 1761-1763гг. в ней сделали еще одну башню, четырехугольную, и хозяйственные ворота. Тогда же на месте более старого здания поставили настоятельские покои.

Лужецкий монастырь. БашняВо время войны 1812 года монастырь был занят французами, которые причинили ему немало вреда: в трапезной устроили конюшню, в храме Преподобного Ферапонта – столярную мастерскую. Перед уходом подожгли старинный иконостас собора и разбросали по территории монастыря мешки с порохом. Служитель Иван Матвеев, рискуя жизнью, сумел оттащить опасные мешки от огня и спасти обитель от взрыва. Вскоре после окончания войны монастырь был восстановлен, в 1814г. построен новый Казначейский корпус.

Лужецкий монастырь. ТрапезнаяВ советское время, в 1926г. монастырская община была упразднена, и в 1928г. разрушили древний Ферапонтов храм (храм Иоанна Лествичника). До войны в стенах монастыря располагались фурнитурная фабрика и цех по производству медицинского оборудования. Братские корпуса были перестроены под коммунальные квартиры для местных жителей, а на кладбище поставили складские помещения и гаражи.

Лужецкий монастырь. ОградаВо время Великой Отечественной войны монастырь был захвачен фашистами, которые устроили здесь лагерь для военнопленных. После того, как немцев отбили от Москвы, монастырь заняло НКВД, также под лагерь. Только в 1961г. началась реставрация разоренного памятника архитектуры и истории. Стены и башни увенчали тесовыми кровлями, разобрали позднейшие пристройки собора, открыли старинные фрески.

Лужецкий монастырь. Надвратная церковьВ 1993г. возродилась монастырская община, двор обители приведен в порядок. В 1999г. были заново обретены мощи преподобного Ферапонта, перенесенные сначала в надвратную Преображенскую церковь, а потом - в собор, и помещенные в новую дубовую резную раку. Почти полностью окончены работы по восстановлению основных зданий монастыря, снова издалека видны золотые шлемовидные купола главного собора, поднимающиеся на высоком берегу Москвы-реки. Снова тихим кажется отдаленный от дороги монастырь, переживший на своем веку немало бурных событий. Неподалеку от монастыря выстроена надкладезная часовня над источником преподобного Ферапонта, и к этому источнику непременно спускаются все приезжающие посмотреть эти красивые, насыщенные историей места.
Источник:http://hramy.ru/regions/r50/mojaisky/mojaisk/luzhecky/luzhmon.htm

Колокольня.

Некрополь.

Собор Рождества Пресвятой Богородицы.

Келейный корпус (XVII-XIX вв.)

Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы с трапезной и собор Рождества Пресвятой Богородицы.

Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы с трапезной.

Монастырские стены и башни.

Ещё фото.

Но вот пришло время для возрождения древней обители. Лужецкий монастырь был передан Русской Православной Церкви в 1994 году. 23 октября 1994 года в помещении трапезной церкви Введения Богородицы во храм состоялось первое архиерейское богослужение, которое возглавлял митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. Знаменательно, что в тот воскресный день читалось Евангелие о воскрешении сына наинской вдовы (Лк. 7, 11–16). Тогда казалось, что монастырь пробуждается к новой жизни в лоне матери-Церкви, как юноша, воскрешенный Господом и отданный матери его. Но, когда после пятивекового пребывания под спудом были обретены мощи основателя обители, преподобного Ферапонта, евангельская история о пробудившемся от смертного сна юноше приобрела другое звучание.

После возвращения монастыря на предполагаемом месте захоронения преподобного Ферапонта был утвержден крест, и вокруг него зацвел никем не сеянный розовый и белый клевер. Чудом казалось и то, что заросли репейника, заполонившие всю территорию монастыря, не могли заглушить этот душистый ковер. В 1997 году при открытии фундамента Ферапонтова храма обнаружили место, где прежде находилась гробница над могилой преподобного. 26 мая 1999 года по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия состоялось обретение мощей преподобного Ферапонта.

Перед началом работ у фундамента разрушенного храма архиепископом Можайским Григорием в сослужении собора духовенства был отслужен молебен, на котором все присутствовавшие испрашивали у Господа помощи в начинаемом деле и благословения неосужденно касаться грешными и недостойными руками честных мощей Его угодника.

Вскрытие грунта началось справа у фундамента солеи в юго-восточном углу разрушенного храма. Стали разбирать основание, на котором когда-то помещалась рака над гробницей святого. Первые три ряда кирпичей, скрепленные цементным раствором, относились к советскому периоду. Это была площадка для станка, установленного на месте гробницы, ведь церковь преподобного Ферапонта после закрытия монастыря была обращена в мастерскую. Дальше шла кирпичная кладка на известковом растворе, в которой использовались кирпичи XVIII века, уже бывшие в употреблении. На некоторых из них сохранились фрагменты фресок, некоторые имели фигурную форму, что объяснялось многочисленными перестройками храма. После того как был снят пятый ряд этой кладки, у комиссии появились сомнения, на том ли месте ведутся работы? Ряды кирпичей следовали один за другим. Обнажился одиннадцатый ряд. Сделанный по краю кладки шурф (небольшой раскоп) показал еще четыре ряда кирпичей в глубину. Ситуация требовала расширения всего раскопа, и через короткое время левее предполагаемого места захоронения и практически напротив царских врат на глубине около одного метра выявились контуры могильной ямы, заполненной серо-коричневой глиной. Чуть глубже были обнаружены контуры деревянной долбленой колоды антропоморфной формы, характерной для погребального обряда средневековой Руси XV–XVI веков. Произошло это около шести часов вечера. Небольшая погрешность в определении места погребения теперь объяснялась просто. Место расположения раки в храме соответствовало традиции, но надо помнить, что храм возводился над могилой преподобного и фундамент никак не мог быть заложен строителями вплотную к захоронению.

Обратимся к заключению Акта комиссии об обретении. «На основании исторических источников и монастырской традиции, указывающих на размещение могилы преподобного справа у солеи в храме преподобного Ферапонта, а также археологической информации, обретенные останки следует несомненно признать святыми мощами основателя Лужецкой обители - преподобного Ферапонта Можайского».

В официальный документ по понятным причинам не могло войти описание явлений и событий, сопровождавших обретение, которые христианской душе трудно объяснить случайным совпадением. Все время работ непрерывно читались канон с акафистом преподобному Ферапонту и Псалтирь. Обнаружение места захоронения произошло на шестой песне канона при чтении слов: «Устранил есть истление от тела твоего Господь Бог твой, Ему же ты пел еси со гласом хваления и исповедания». Наряду с этим нужно упомянуть о необыкновенно крупных каплях дождя, оросивших место работ, когда обнажилась вся колода, и разнесшемся при этом легком благоухании. Люди решили без передышки копать дальше, но ветер, поднявший клубы известковой пыли, и ливень, обрушившийся на монастырь, заставили всех уйти в Рождественский собор. Духовенством был вновь пропет акафист преподобному. С окончанием акафиста закончился и дождь…

Работа на раскопе продолжилась, и совсем скоро святые мощи были обретены. Владыкой Григорием Можайским они были подняты и перенесены в соборный храм.

В то время богослужения совершались в единственном освященном монастырском храме - надвратной церкви Преображения Господня. Именно здесь и покоились после обретения святые мощи преподобного Ферапонта. «Радуйся, верный хранителю обители, в ней же почивает тело твое; радуйся избавляяй обитель сию от разрушения», - поется в акафисте преподобному Ферапонту. Лужецкая обитель, молитвами преподобного Ферапонта сохраненная от многих бед и напастей, от полного разрушения, получив зримое благословение своего основателя в обретении его святых мощей, начала возрождаться. Нашлись и средства, и благодетели. Монастырь постепенно стал подниматься из полуразрушенного состояния. В кратчайшие сроки была очищена от мусора и благоустроена территория обители.

9 июня 1999 года состоялось торжественное празднование памяти преподобного Ферапонта и обретения его святых мощей. Богослужение проводилось под открытым небом, возглавлял его митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. В тот день монастырь был полон молящихся, несмотря на тридцатиградусную жару, от которой плавились свечи, так что их невозможно было поставить на подсвечник. Праздник запомнился радостью сродни пасхальной. И еще радостнее становилось от того, что преподобный Ферапонт теперь пребывал в своей обители и зримо, святыми мощами.

«Слава Богу, что еще одна святыня обретена. К мощам преподобного Ферапонта, основателя Можайского Лужецкого монастыря, почивающим ныне в обители, будут притекать люди Божии, прося молитвенного предстательства и укрепления на своем жизненном пути у подвижника земли Русской», - написал на представленном ему Акте обретения мощей Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. 6 июля 1999 года Его Святейшество одним из первых совершил паломничество к новообретенной святыне.

Закончились торжества по случаю обретения святых мощей, и началась кропотливая работа по восстановлению соборного храма Рождества Пресвятой Богородицы. Пришлось заново реставрировать кровлю, покрывать купола, устанавливать кресты. Воссоздание галереи собора началось с устройства парадного крыльца. Собор был некогда расписан мастерами школы Дионисия, но сохранились и были отреставрированы лишь фрагменты росписи, позволяющие говорить о том, что одной из тем древней настенной живописи собора были сцены из Апокалипсиса. Современные мастера иконописи завершили работу над четырехъярусным иконостасом. Выпускниками Санкт-Петербургской академии художеств написана икона «Преподобный Ферапонт в житии» с шестнадцатью клеймами, на четырех из которых мы видим современников и сомолитвенников святого: святителя Феодора, архиепископа Ростовского, преподобных Сергия Радонежского, Кирилла и Мартиниана Белозерских. Уникальность иконы состоит в том, что на одном из ее житийных клейм впервые изображено событие новейшей церковной истории - обретение святых мощей преподобного Ферапонта. Храмовая икона «Рождество Пресвятой Богородицы», как и весь иконостас, написана заново и тоже имеет свою особенность - клейма со списками наиболее чтимых икон Божией Матери.

К 190-летию Отечественной войны 1812 года в местном ряду иконостаса появилась икона, какой прежде в Можайске не существовало - «Можайские святые». На ней изображены стоящими «на воздусех» над святыми храмами Можайской земли: покровитель города святитель Николай Мирликийский с мечом и градом в руках; святители Макарий, митрополит Московский, и новомученик Димитрий, архиепископ Можайский; новомученик протоиерей Константин; благоверные князья Феодор Смоленский и Димитрий Донской, начинавшие некогда княжить в Можайском уделе; преподобные Ферапонт Можайский и Рахиль Бородинская. Над святыми изображены два ангела, несущие явленную в 1413 году вблизи Можайска Колоцкую икону Божией Матери.

Здесь, в соборе Рождества Пресвятой Богородицы, в резной деревянной раке покоятся теперь мощи основателя монастыря преподобного Ферапонта Белозерского и Можайского чудотворца. Восстановление церкви его имени - дело будущего.

В настоящее время на очереди - реставрация колокольни. Ни один из старых монастырских колоколов не сохранился, но уже на средства благодетелей отлиты новые колокола, в том числе полутонный и тонный. В нижнем ярусе колокольни устроена часовня для поминовения усопших. Распятие из белого итальянского мрамора для нее подарил народный художник России скульптор Владимир Владимирович Глебов-Вадбольский в память о своем предке, князе Федоре Федоровиче Вадбольском, в иночестве Феодосии, который с 1702 по 1704 год был настоятелем Лужецкого монастыря.

Но, как оказалось, и более давний предок дарителя также имеет отношение к монастырской истории. Княжеский род Вадбольских происходит от князей Белозерских, которые в XIV веке стали подчиняться Московскому князю. Интересно, что князь Юрий Васильевич Белозерский-Сугорский был тем самым наместником Можайского князя Андрея Дмитриевича, который и уговаривал преподобного Ферапонта оставить Белоозеро и прийти в Можайск.

Невидимой нитью связана и по сей день Можайская земля со столь любезным сердцу преподобного Ферапонта Белозерьем. В Лужецком монастыре на месте разоренного безбожниками некрополя водружен поминальный деревянный крест с надписью: «Блаженной памяти священноиноков, всей братии, строителей и благоукрасителей». Вырезан он за много верст от Можайска, - верст, что были пройдены преподобным Ферапонтом шесть столетий назад. Резали крест на Белом озере, в монастыре его друга и сопостника преподобного Кирилла.

Радует то, что не только новыми святынями может гордиться Лужецкий монастырь - сюда чудесно возвращаются и некоторые древние его реликвии. В 1686 году патриарх Иоаким сделал богатый вклад в монастырскую ризницу - напрестольное Евангелие, обложенное золоченым серебром. «У сего Евангелия передняя дска серебряная золоченая, хорошей чеканной работы, до 4 фунтов весом, а корешок и задняя дска тоже чеканные, золоченые, но медные; оно в большой лист, печатано в 1681 году», - так описывал в конце XIX века это святое Евангелие летописец монастыря архимандрит Дионисий. После революционных потрясений XX века богатейшая ризница монастыря перестала существовать. Имеется свидетельство о том, как в безбожные годы с богослужебных книг XVI–XVIII веков срывались драгоценные оклады. Могла ли в тех чудовищных условиях сохраниться святыня? Оказывается, могла. Святое Евангелие без оклада многие годы пролежало невостребованным и неузнанным в одном из двух незакрывавшихся храмов Можайска - церкви Илии Пророка. Потом, уже на исходе XX века, его переплели и передали в Лужецкий монастырь. 30 декабря / 12 января 2000 года, в день памяти святителя Макария, митрополита Московского, патриарший дар впервые оказался на престоле Преображенского храма. За Божественной литургией при чтении указанного зачала игумен монастыря обратил внимание на написанное старыми чернилами внизу страницы слово. Оно оказалось началом вкладной записи. Вся запись на сорока страницах гласила: «Сию / книгу / великий / Кир / Иоаким / Патриарх / Московский / и всея / России / и северных / стран / даде / во обитель / Пресвятыя / Богородицы / в храм / честнаго / Ея Рождества / в Лужецкой / монастырь / иже / есть / во граде / Можайске / в вечное / поминание / по родителех / своих / от мироздания / 7104 / лета / месяца / марта / и из тоя /обители книга сия / да не похитится / ни кимже / во веки. / Аминь аминь. / Буди сие буди». Крепко первосвятительское слово! Святая книга вернулась туда, где предписано ей пребывать вовеки.

Поддерживаемые на протяжении прежних столетий и, казалось бы, забытые в безбожные десятилетия XX века традиции начали возобновляться при игумене Борисе (Петрухине), назначенном настоятелем Лужецкой обители в 1994 году. Много и физических, и душевных сил отдал этот достойный пастырь монастырю. Из «охраняемого государством» памятника архитектуры, каким воспринимался монастырь можайцами, он вновь стал местом молитвы. Возрождение монашеской обители повлекло за собой возрождение человеческих душ, очищение их от греха и порока. Когда 7 июня 2001 года в преддверии дня памяти преподобного Ферапонта над новыми вызолоченными главами собора Рождества Пресвятой Богородицы были установлены кресты, автору этих строк довелось услышать в рейсовом автобусе высказывание одного далеко немолодого человека: «Надо же, красота какая! И не видел, и не предполагал, что у нас здесь рядом такая красота есть. Гляжу, и даже хочется и на себя крест надеть».

«Дом Пречистыя Богородицы честнаго и славнаго Ея Рождества и преподобнаго Ферапонта в Лужках в Можайске», настоятелем которого с октября 2005 года является игумен Мефодий (Соколов), продолжает преображаться, благодаря той посильной помощи, что оказывают ему прихожане, паломники и благодетели. Но дела рук человеческих немощны без молитвенного предстательства сонма святых угодников Божиих, наших святых и благочестивых соотечественников.

Дом для спасающихся душ хотел построить в своем городе князь Андрей Дмитриевич и призвал преподобного Ферапонта. «Воля Господня да будет», - сказал святой старец и пришел в Можайск. И монастырь был построен. Далее все было как в евангельской притче: «…и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне» (Мф. 7, 24–25). Княже Андрее, к дому Божиему снова тянутся души, жаждущие спасения.

Счет Можайского Лужецкого Ферапонтова монастыря:
р/сч 4070381053000140325
ИНН монастыря 5028008200
Филиал МАКБ «Возрождение» Можайск
БИК 044611475
Кор. сч. 30101810800000000475
ИНН банка 5000001042

Статья для публикации любезно предоставлена Историко-просветительским обществом памяти преподобного Ферапонта. В ближайшее время в свет выйдет брошюра «Можайский Лужецкий Рождества Пресвятой Богородицы Ферапонтов монастырь», изданная этим обществом. Полная подборки известных на сегодня материалов о Можайском Лужецком монастыре и его основателе преподобном Ферапонте Белозерском и Можайском будут опубликованы на сайте Лужецкого монастыря

Можайский Лужецкий Рождества Пресвятой Богородицы Ферапонтов мужской монастырь - старинная православная обитель, основанная на окраине Можайска в начале XV века святым Ферапонтом Можайским. Прошедшая путь длиною в шесть столетий и пережившая времена расцвета и забвения, обитель в наши дни является действующим монастырём Можайской областной епархии, а её архитектурный ансамбль включён в список объектов культурного наследия РФ.

О прошлом...

Более десяти лет настоятельствовал Ферапонт в новой обители, пока в 1408 году его не пригласил к себе можайский князь Андрей Дмитриевич (сын князя ), которому и достались в удел после кончины отца.

Князь Андрей, всячески украшавший столицу своего княжества, задумал основать в ней православную обитель, поэтому и предложил настоятелю Ферапонтова Белозёрского монастыря помочь ему в этом богоугодном деле. Святому Ферапонту скрепя сердце пришлось принять приглашение князя, и в 1408 году на живописном холме над Москвой-рекой новая обитель, посвящённая, как и первая, Рождеству Пресвятой Богородицы, начала своё существование.

Для князя Андрея Можайского посвящение монастыря празднику Рождества Пресвятой Богородицы было глубоко символично, ведь именно в этот день, в 1380 году, его отец - князь Дмитрий Донской, одержал победу над полчищами Мамая, а его мать - княгиня Евдокия Дмитриевна в память об этом сражении в 1393-1394 годах выстроила в церковь Рождества Богородицы на Сенях.

В том же 1408 году новая можайская обитель украсилась первым каменным Богородице-Рождественским собором, вокруг которого появились деревянные иноческие кельи и хозяйственные строения. Князь Андрей немало жертвовал на благоустройство соборного храма, а для игумена монастыря выхлопотал сан архимандрита. Целых восемнадцать лет настоятельствовал святой Ферапонт в монастыре и после преставления в 1426 году был торжественно похоронен у северной стены Богородице-Рождественского собора.

С самых первых лет своего существования в монастырь делали богатые вклады состоятельные жители Можайска, поэтому обитель быстро расширялась и благоукрашалась. Так, в годы настоятельства архимандрита Макария, будущего митрополита Московского, в 1523-1526 годах архитектурный ансамбль монастыря пополнился церковью Введения во Храм Пресвятой Богородицы с приделом Феодора Стратилата и трапезной палатой, а также новым каменным пятиглавым Рождественским собором с приделом Макария Египетского, выстроенным вместо обветшавшего первого собора Андрея Можайского. И именно при святителе Макарии, ставшем в 1542 году митрополитом Московским, был канонизирован в лике святых основатель обители Ферапонт Можайский, а над местом его захоронения спустя время была выстроена небольшая церковь Иоанна Лествичника.

О значимости Лужецкого монастыря для московских князей, а позднее царей говорит тот факт, что планомерно, в течении XVI-XVII столетий обители ими ( , ) были дарованы так называемые тарханные грамоты - специальные жалованные грамоты, освобождавшие монастырь от повинностей и подсудности обычным судам, кроме княжеского.

К концу XVI столетия Ферапонтов монастырь был довольно большим и благоустроенным. Его ансамбль, окружённый деревянной оградой с двумя проездными воротами, состоял из трёх украшенных иконами и богатых церковной утварью храмов, деревянных настоятельских и иноческих келий и колокольни с боевыми часами, а в монастырской ризнице хранились серебряная богослужебная утварь, расшитые золотом облачения священников и старинные рукописные и печатные книги. В собственности обители также числились пахотные земли и 27 крестьянских дворов.

Период расцвета обители сменился периодом её почти полного разорения. В начале XVII века, вошедшего в учебники истории России как Смутное время, Можайск оказался в самом центре трагических событий. В течение 1605-1618 годов обитель неоднократно разорялась то , то поляками, в результате чего сильно пострадали храмы и их интерьеры, а из ризницы исчезли ценные предметы.

Возрождение Лужецкой обители началось в 1627 году и благодаря богатым царским и княжеским пожертвованиям к концу XVII столетия она была полностью благоустроена.

В 1627 году над Святыми воротами монастыря появился храм в честь Преображения Господня и двухэтажный каменный корпус келий, в 1681-1684 годах (по другим данным, в 1629 году) - каменная ограда с шестью башенками, а в 1692 году - четырёхъярусная колокольня с шатровым навершием, одним из жертвователей на строительство которой был патриарх Московский . Стоит отметить, что вскоре после возведения колокольни в её нижнем ярусе был устроен некрополь членов семьи патриарха, одним из захоронений которого стала гробница родного брата Патриарха - постриженника Лужицкого монастыря Петра (в миру - Павла Петровича Савёлова).

В XVIII столетии благоустройство Ферапонтовой обители продолжилось. Несмотря на то, что в самом начале века по указу из монастыря для литья пушек было забрано некоторое количество колоколов (общим весом более 800 килограммов), постепенно ремонтировались его здания и строения. В 1723 году старинная церковь Иоанна Лествичника была приведена в порядок после большого, случившегося в 1717 году пожара и переосвящена во имя святого Ферапонта Можайского, в 1753 году её разобрали и выстроили вновь в 1755 году.

В 1764 году по новой таблице классификации епархиальных монастырей Лужецкой обители был присвоен II класс с правом иметь в своём штате 34 человека (17 иноков с настоятелем и 17 служителей). Стоит отметить, что эта классность монастыря была довольно высокой среди других обителей Московской епархии - Лужецкий Ферапонтов монастырь был третьим в епархиальном списке (после московских Спасо-Андроникова и Высоко-Петровского мужских монастырей).

Второе практически полное разорение Лужецкого монастыря пришлось на начало XIX века, во время Отечественной войны 1812 года. До подхода неприятеля всю братию с настоятелем перевели подальше от театра военных действий - в Ярославский Толгский монастырь, и возвратиться в родные стены они смогли только спустя два с лишним месяца, застав удручающую картину. Хозяйничавшие в обители французы разграбили храмы и надругались над святынями, а при отступлении даже намеревались сжечь все строения. Только благодаря штатному служителю обители - крестьянину Ивану Матвееву - вовремя заметившему пожар в соборном храме и разложенные везде мешки с порохом и вынесшему их, катастрофических разрушений удалось избежать.

Возвратившиеся в ноябре 1812 года иноки взялись за восстановление монастыря, приведя его в порядок всего за пять лет и посетивший обитель в 1837 году будущий император нашёл её уже в благоустроенном виде.

В 1871 году в Ферапонтовском храме был освящён придел в честь местночтимого образа Иоанна Предтечи, представлявшего собой написанную на доске главу Иоанна Крестителя на блюде и чудом сохранившегося во время наполеоновского разорения.

Всё XIX столетие Лужецкая обитель благоустраивалась и благоукрашалась, а к её 500-летнему юбилею, широко праздновавшемуся в 1908 году, были вызолочены центральная глава собора и его кресты, а также расписаны стены и своды собора, поновлены храмовые иконостасы, над гробницей святого Ферапонта устроена новая бронзовая рака с решёткой и верхней посеребренной доской.

К сожалению, торжества по случаю юбилея монастыря оказались последним светлым и радостным событием в его 500-летней истории. Грянувшая в 1917 году рабоче-крестьянская революция и последовавшие за ней кардинальные перемены во всех областях жизни не обошли стороной обитель Ферапонта Можайского.

В 1918 году в келейный корпус ещё действовавшего монастыря новые власти вселили солдат караульной роты, а в 1922 году обитель официально закрыли. Но ещё целых десять лет в её храмах совершались богослужения, что сильно нервировало новых жильцов. Постепенное вытеснение монашествующих продолжалось до 1929 года, когда храмы обители были официально закрыты, все ценности из них и монастырской ризницы вывезены, некрополь с белокаменными надгробьями разрушен (разбитыми на куски надгробьями городские власти вымостили улицы города).

В 1930-х годах в освободившихся зданиях монастыря, помимо коммунальных квартир военных, была размещена колония для малолетних преступников, позднее - цеха фурнитурной фабрики и завода медицинского оборудования, храмы были приспособлены под клуб и столовую воинской части, а на месте монастырского некрополя расположились гаражи и склады.

В 1960-х годах архитектурному ансамблю Лужецкого монастыря был присвоен статус памятника архитектуры, поэтому его здания и храмы были отремонтированы, только церковь святого Ферапонта спасти не удалось. Разрушения храма были настолько велики, что его попросту разобрали и место упокоения основателя обители оказалось скрытым под толстым слоем строительного мусора, а спустя время и вовсе заросло травой.

… и настоящем обители

Скорбный период в истории Лужецкой обители завершился в 1994 году, когда её передали в ведение РПЦ и в октябре того же года в трапезной Введенской церкви митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием было совершено первое богослужение.

В мае 1999 года в монастыре произошло знаменательное событие - были обретены мощи святого Ферапонта Можайского и в настоящее время они находятся в соборном Богородице-Рождественском храме.

Сейчас все храмы обители отреставрированы и в них в будние, воскресные и праздничные дни совершаются богослужения и отправляются церковные требы. Причт монастыря состоит из настоятеля - игумена Авеля (в миру - Леонид Павлович Пивоваров) и четырёх иеромонахов.

При монастыре действует паломническая служба, в которой можно заказать экскурсию, работает читальный зал, а в селе находится Покровская церковь, являющаяся подворьем Лужецкой обители.

Информация для посетителей

  • Лужецкий монастырь находится по адресу: , город Можайск, улица Герасимова, дом № 1.
  • Добраться до монастыря можно по железной дороге с Белорусского вокзала до станции «Можайск» или междугородним автобусом с автостанции «Тушинская» (станция метро «Тушинская»), потом на городском автобусе до остановки «Москва-река».