Одесский морской порт. Украина, Одесса «Одесский порт. Прием нефтезагрязненных вод

Множество портов существует в мире. Они начали появляться ещё много веков назад, когда самым удобным способом передвижения были морские пути. Они использовались в первую очередь для торговли, а уже позже - для путешествий. Конечно, такие перемещения не всегда были безопасны. Но других способов могло просто не быть. Морские путешествия всегда были окутаны романтикой и различными увлекательными историями. Казалось бы, с годами актуальность судоходства постепенно снижается. Однако это совсем не так. В настоящее время функционирует множество морских узлов, среди которых особенно выделяется порт Одесский. В данной статье речь пойдёт именно об этом объекте, его истории и особенностях.

Одесский порт: основные сведения

Теперь стоит разобраться, что же представляет собой этот морской узел. Для начала следует дать общую его характеристику и рассказать о том, какое значение он имеет для современности. Итак, Одесский морской порт - это крупный объект, можно даже сказать, морские ворота на побережье Чёрного моря. Он характеризуется как один из самых крупных торговых узлов, который имеет важный международный статус. Располагается он, как уже говорилось выше, на побережье, в Одесском заливе. Отдельно нужно отметить, что порт включает в свой состав один из самых больших пассажирских терминалов во всей Европе. И по этой части может соревноваться с крупнейшими морскими узлами мира.

Когда он появился?

Многих интересует вопрос о том, когда же был возведён Одесский порт. Начало строительства относится к концу XVIII века, а точнее к 1794 году. Конечно же, объект был обустроен не за один год. Приблизительно в 1905-м он приобрёл вид, приближенный к сегодняшнему его облику. Если обратиться к истории Российской империи, то порт Одесский занимал второе место по объему оборота различных грузов. По этим показателям на тот момент его опережал только Петербургский морской узел.

История

Итак, нами были представлены основные сведения о том, что такое Одесский морской порт, а также некоторые подробности его функционирования. Теперь стоит подробнее познакомиться с его историей, поскольку она действительно богата различными событиями. Изначально на этот объект возлагались большие надежды. Планировалось, что здесь будет осуществляться основной экспорт товаров Новороссии и Украины в другие страны через Чёрное море. Именно эта цель преследовалась при строительстве.

Как уже говорилось выше, возведение объекта началось в 1794 году. Неслучайно, что уже к 1801-му лидером по грузообороту и основным центром торговли становится порт к этому времени занял видное место. На его постройку было потрачено уже более 300 тыс. рублей, что по тем временам считалось огромной суммой. К своему 50-летнему юбилею морской узел уже оправдал все возложенные на него надежды и побил всевозможные рекорды. Из Одессы на тот момент было экспортировано больше зерна, чем с территории всей Америки. По грузообороту из всех российских портов он уступал только Петербургскому.

Участие порта в Великой Отечественной войне

Стоит отметить, что Одесса принимала большое участие в Великой Отечественной войне. В 1941 году город оказался в окружении. Потребовались невероятные героические усилия, чтобы отбить нападение немецких захватчиков. Оборона длилась довольно долгое время - целых 73 дня. Порт Одесский оказал неоценимую помощь в это нелёгкое время. Он позволил облегчить многие процессы, например снабжение бойцов различными боеприпасами, оружием и другими нужными вещами.

Именно порт позволял эвакуировать из города людей, раненых бойцов и перевезти оборудование различных предприятий. Существование данного узла и возможность доставки нужных вещей морскими путями позволили проводить успешную и невероятно долгую оборону города, который в тот момент находился в окружении. За это время порт был значительно разрушен. Однако его восстановление началось в 1944 году, ещё до окончания войны.

Таким образом, теперь стало понятно, насколько значительную роль играл порт в жизни города и страны за всё время своего существования. Морские ворота Чёрного моря действительно были и остаются важным транспортным узлом. Кроме того, существует множество интересных фактов и историй, связанных с этим важнейшим объектом. Одна из них связана с пакгаузами, построенными здесь. Это помещения, используемые в качестве складов.

Тут они были построены в начале XX века и привлекли к себе внимание множества известных писателей. Они попали как своеобразные достопримечательности в путеводитель по городу. Также про них упоминал в своём произведении «Кладбище в Скулянах» писатель В. Катаев. Описание пакгаузов встречается и у другого русского писателя - А. Куприна. В одном из его рассказов под названием «Гамбринус» можно встретить интересный отрывок. Он рассказывает о том, как происходила разгрузка судов. Причём писатель описывал этот процесс с натуры.

Порт сегодня

Итак, было рассмотрено важное стратегическое значение порта во все времена. Многие, наверное, зададутся таким вопросом: какова его роль в наши дни? Не потерял ли он своей актуальности? Однозначного ответа на этот вопрос не существует. В наше время порт Одесский также играет значительную роль в различных грузоперевозках. Конечно, нужно отметить, что в 1990-е годы, как и большинство других объектов, он переживал кризис, поскольку объём перевозимых товаров заметно снизился. Многим работникам в такой нелёгкой ситуации пришлось искать работу в других портах.

Однако уже с начала 2000 годов ситуация начала исправляться: грузооборот постепенно наращивался. К настоящему моменту произошло значительное обновление этого объекта. Причалы Одесского порта обладают протяжённостью более 9 километров. Были реконструированы многие составляющие части. Например, морской вокзал, гостиница и другие. По данным на 2009 год, грузооборот порта за год составил около 34 млн тонн грузов, что является отличным показателем.

Одесский морской торговый порт

Он входит в порт, огромный, неуклюжий,
Обглоданный ветрами пароход,
Из труб куделью, душной и верблюжьей,
Сползает дым и за корму плывет.
А порт не спит. Товарные вагоны
По рельсам двигаются и скрипят.
Течет зерно струей неугомонной,
И грузчики у сходен голосят.
И дни текут, пропахшие душистой
Пшеничной пылью, дымом и смолой…
____________________________
Эдуард Багрицкий , г.

Одесский морской порт - крупный торговый порт международного значения, расположен на северо-западном побережье Чёрного моря, в юго-западной части Одесского залива . Имеет один из крупнейших в Европе пассажирских терминалов. Признан базовым круизным портом Украины.

Строительство порта началось в году. К году порт в основном приобрёл свои современные очертания. В Российской империи был вторым по грузообороту. Наибольший грузооборот в независимой Украине был в году - 12,4 миллиона тонн сухих грузов и 21,1 наливных. Включает в себя Каботажную, Карантинную, Практическую (она же Арбузная), Угольную (она же Военная), Новую, Нефтяную и другие гавани .


Современный вид на Каботажную гавань

История

  • Начиная с 1801 года Одесса постепенно становится центром торговли Северного Причерноморья и главным портом России после Санкт-Петербурга . Постоянными гостями порта стали торговые суда со всего Средиземноморья - французские, итальянские, греческие, турецкие, австрийские.

В том же году в Одессе открылся первый Банкирский торговый дом.

  • В январе по указу императора Александра Первого одесским градоначальником (в городе 8500 жителей) назначается католик «дюк » Арман Эмманюэль де Ришелье . В порту в это время был только мол Платоновской пристани. Через два месяца после назначения он «выбивает» у правительства понижение таможенных пошлин, что сразу привело к резкому увеличению товарооборота Одессы и всех других русских портов Черного моря.
  • В из Одессы отплыли 449 кораблей с пшеницей на сумму 3 млн 367 тыс. рублей, в - на 6 миллионов рублей. В городе появляются скоробогачи.

Масштабная реконструкция порта, придавшая ему почти современные очертания и построившая Практическую гавань, была завершена в ноябре года. В порту теперь имелись три гавани. Строятся Карантинный и Военный мол.

  • «Ночь, ночь, ночь лежала над всей страной. В Черноморском (Одесском) порту легко поворачивались краны, спускали стальные стропы в глубокие трюмы иностранцев и снова поворачивались, чтобы осторожно, с кошачьей любовью опустить на пристань сосновые ящики с оборудованием Тракторостроя (закупленное в США оборудование Форда для ХТЗ)» - писали в году в романе «Золотой теленок (роман) » Илья Ильф и Евгений Петров , противопоставляя эту жизнь возне Остапа Бендера и его «контрагентов ».

Пароходство

Наконец, самым знаменитым и мощным стало основанное 21 мая 1857 года общество РОПиТ - Русское Общество Пароходства и Торговли.

Своеобразными были поезда, использовавшиеся на эстакаде. Рассказывая в «Книге юности» о друге своей гимназической поры, Сергей Бондарин писал, что его отец «работал на „кукушке “, паровозике, который бегал по портовой эстакаде, осыпанной зерновой пылью…» К этим «кукушкам» цепляли специальные вагоны с конусообразным, для удобства разгрузки, днищем. Крошечные, особенно если смотреть на них с бульвара , паровозики и «пузатые» вагончики остались в воспоминаниях детства Юрия Олеши . «В пыли, в дыму Смешные поезда Сновали все, Гремя по эстакаде», писал он в юношеском стихотворении «Пятый год».

«Эстакаду, по которой катились красные товарные вагоны с бессарабской пшеницей», описал Валентин Катаев в книге «Разбитая жизнь, или Волшебный рог Оберона ». Он показал её и в совершенно ином виде, разрушенной, в повести «Белеет парус одинокий».

Устроена эстакада была так: настил, нечто вроде моста, с расположенными на расстоянии шести с половиной метров опорами или, как их называли, быками . Настил и быки были сработаны из таких толстенных дубовых досок, брусьев и бревен, что выдерживали составы, двигавшиеся или разгружавшиеся одновременно на двух железнодорожных путях. Через каждые двести метров в эстакаду были врезаны глухие каменные «коробки» - брандмауэры , которые в случае пожара должны были препятствовать распространению огня на всю длину деревянного сооружения.

Эта предусмотрительность строителей не спасла эстакаду, и она сгорела во время пожара порта в июне года, тогда же, когда и пакгаузы Одесского порта. Когда Петя Бачей из повести «Белеет парус одинокий » возвращался в конце лета года в Одессу на пароходе «Тургенев », он увидел в порту «на железнодорожном переезде… сожженную дотла эстакаду, горы обугленных шпал, петли рельсов, повисших в воздухе, колеса опрокинутых вагонов, весь этот неподвижный хаос.»

Позже эстакаду восстановили и оснастили самыми совершенными по тогдашним временам электрическими транспортерами. Но под ней по-прежнему копошились те, кто социальным неравенством были выброшены на самое дно жизни.

  • «Под этой эстакадой творились развеселые дела,-с горькой иронией вспоминал Леонид Утесов в книге „Спасибо, сердце“,-во всю её длину в маленьких домиках ютились харчевни, которые назывались „обжоркой“. Здесь одесская портовая босячня жила, „как бог в Одессе“… Одежда бога - рваные парусиновые штаны и мешок с прорезью для головы и рук. Под эстакадой сидят бог и неудачник. Бог одет по вышеуказанной моде, неудачник-почти голый. Все прОпито. Осень.

Бог: Сирожа, что ты дражишь? Неудачник: Холодно. Бог: Ничего, было время, у меня тоже не было что надеть».

Грустная улыбка судьбы: насквозь продуваемая черноморскими ветрами эстакада согрела одесситов бестопливной зимой года.

  • «В эти дни погибла знаменитая эстакада в одесском порту. Одесситы гордились ею не меньше, чем оперным театром, лестницей на Николаевском (Приморском) бульваре и домом Папудова на Соборной площади. О длине и толщине дубовых брусьев, из которых она была выстроена, в городе складывали легенды. Будь эти брусья потоньше и похуже, эстакада, возможно, простояла бы ещё десятки лет. Но в дни топливного голода столь мощное деревянное сооружение не могло не погибнуть. Эстакаду спилили на дрова » - писал А. Козачинский в повести «Зеленый фургон ».

И на этот раз уже безвозвратно канула в прошлое одесская портовая эстакада, от которой сохранилась лишь некогда предварявшая её железнодорожная насыпь, прорезанная мостами.

Пакгаузы

Грузовые краны Одесского порта

  • «В порту стояло множество торговых заграничных судов, анатолийских фелюг, бригантин , дубков , легкокрылых яхт , среди которых иногда виднелись черные трубы колесных пароходов , покрывающих вокруг себя воду сажей. Грузчики тащили на спинах тюки товаров и сваливали их в пакгаузы ».

Шло время, возрастал грузооборот порта, строились, ветшали и заменялись новыми пакгаузы, а технология обработки грузов долго оставалась прежней.

  • «Громадный порт, один из самых больших торговых портов мира, всегда бывал переполнен судами. От судов к бесчисленным пакгаузам и обратно по колеблющимся сходням сновали грузчики: русские босяки, оборванные, почти оголенные, с пьяными, раздутыми лицами, смуглые турки в грязных чалмах и в широких до колен, но обтянутых вокруг голени шароварах , коренастые мускулистые персы , с волосами и ногтями, окрашенными хной в огненно-морковный цвет» - писал с натуры картины разгрузки судов А. Куприн в рассказе «Гамбринус » в году.

О том, что происходило в душном полумраке за широкими воротами пакгаузов, рассказал Александр Грин , которому в короткую его бытность в Одессе довелось служить тут «маркировщиком».

  • «Это вот что: на каждой клади, ящике или мешке стоит марка или литер, например: А-5 или С-К. Благодаря таким знакам грузы различных отправителей не смешиваются в одну кучу, потому что в дверях пакгауза стоит маркировщик и каждого носильщика направляет в тот угол, где уже сложен товар, отвечающий своим знаком знаку следующей ноши» - объясняет Грин читателям в рассказе «Случайный доход».

«Я полюбил пряный запах пакгауза, все пахло: ваниль, финики, кофе, чай.»

Запах пакгаузов не преминул отметить знаток портовой жизни Л. Кармен :

  • «Когда, бывало, войдешь внутрь, тебя сшибают с ног сотни запахов». Но, отдав в рассказе «Мурзик» дань традиции, предписывающей обязательно помянуть ароматы, как говорили, «колониальных» товаров, писатель с беспощадной документальностью и точностью очевидца показал пакгаузы, подожженные и разграбленные в июньские дни года:
  • «Крыса (портовый босяк) заглянул в пакгауз и остолбенел: крыша его провалилась, и под нею, в грудах золы, в одном из уголков робко прятался ещё кусочек огня - остаток бушевавшей стихии. Он оплакивал старый порт и ни на минуту не задумался над тем, что на пепелище и развалинах старого порта должен вырасти новый, молодой, здоровый».

Пакгаузы восстановили, но до рождения нового Одесского порта должны были пройти годы, гражданская война , интервенция.

На закате интервенции в порту появляется самозванный граф Невзоров, блистательно описанный Алекссем Толстым в повести «Похождения Невзорова, или Ибикус»:

  • «Продавец каракуля подошёл к Семену Ивановичу и предложил пойти в порт, посмотреть товар. У одного из пакгаузов разыскали сторожа, дали ему карбованцев , и он разрешил осмотреть пакгауз. Среди огромных кип сукна, холста, кожи, консервов отыскали три, обитые цинком , ящика со шкурками».

Пакгаузы Одесского порта

Но если авантюрист-одиночка Невзоров беззастенчиво купил и вывез казенный каракуль, а потом спекулировал им за границей, то французы -интервенты, соразмерно масштабу, разграбили порт, увели все суда и продавали их за границей иностранным пароходным компаниям.

Здесь гулок шаг.
В пакгаузах пустых
Нет пищи крысам.
Только паутина
Подернула углы.
И голубиной
Не видно стаи
В улицах немых.
Крик грузчиков на площадях затих.
Нет кораблей…<…>

Эту щемящую своей печальной точностью картину парализованного разрухой, грабежом и блокадой порта показал весной года Эдуард Багрицкий .

Бомбардировка во время Крымской войны г

10 апреля года береговая батарея из четырёх орудий под командованием юного прапорщика Александра Щеголева , проявив необыкновенное мужество, сумела отбить атаку целого англо-французского флота.

Великая Отечественная война

Героическая оборона окруженной Одессы в году продолжалась 73 дня. Порт облегчил доставку пополнения защитникам города, их снабжение боеприпасами, военным снаряжением и горючим. Через порт эвакуировались жители города, раненые, оборудование заводов. Именно снабжение морем сделало возможным такую длительную и успешную оборону в окружении.

По решению командования, Одесса была организовано оставлена. Все сухопутные воинские части были переброшены в Севастополь . Переброска была произведена морем, и прошла без потерь. Все воинские части погрузились на корабли в Одесском порту, в ночное время.

В ходе оборонительных боев защитники города взорвали Воронцовский маяк . Когда кольцо вокруг города сжалось, противник получил возможность обстреливать порт дальнобойной артиллерией, что по воспоминаниям адмирала Азарова очень затруднило снабжение оборонительного района. Маяк был прекрасным ориентиром для артстрельбы по порту.

Порт потерпел значительные разрушения во время Великой Отечественной войны. «Дым затянул взорванные и сожженные портовые сооружения… склады, пакгаузы» - писал военный корреспондент и писатель Вадим Собко из только что освобожденной Одессы.

Менее чем через полгода, в начале октября 1944 года , благодаря самоотверженному труду одесситов порт уже принял и разгрузил первые суда. В порт достиг половины грузооборота довоенного, 40-го года, в превзошёл его.

Вид на Морской вокзал и отель «Одесса»

Порт сегодня

Любой одесский мальчишка может очень многое рассказать об особой, для многих,- таинственной,- жизни нашего порта. Бродя по уютным аллеям парка Шевченко , гуляя по Маразлиевской или Екатерининской, Пушкинской или Канатной, вы слышите его загадочный голос: хриплые гудки буксиров , тепловозов , лязг перегружаемого металла , короткие реплики-информации железнодорожных диспетчеров , разобрать смысл которых способен только профессионал… А какая панорама предстает перед вами, окажись вы на Приморском бульваре! Достаточно повидав на своем веку, авторы заявляют: ничего более величественного, чем вид Одесского порта - в любое время года и суток - вам не увидеть.

В период экономического кризиса

Одесский морской порт, вид на пассажирский терминал порта.

Пересыпь и порт на плане Одессы. 1919

Порт. Погрузка русского хлеба на французские корабли во время оккупации Одессы союзниками. Начало 1919

Карантинная гавань в конце XIX в. Литография

Иллюстрация гавани Одесского порта. Видна спускающаяся с плато Гигантская лестница, ныне Потёмкинская лестница. Середина XIX века

Вид на «карантинную» гавань. Фотография начала XX века

Вид на Платоновский мол и Карантинную гавань. Фотография начала XX века

Вид на Одесский порт со стороны моря. Фотография начала XX века

Одесский порт с гаванями: Карантинной - для судов заграничного плавания, площадью в 51 тыс. кв. саженей и протяжением по береговой линии 980 погонных саженей, с 3 молами и глубиной от 24 до 40 футов; Новой - протяжением 481 погонная сажень, с 2 молами и с глубиной 26 футов; гаванью между Новым и Военным молами - с глубиной 16-17 футов; Практической или Каботажной - протяжением 786 погонных саженей, с 3 молами и глубиной 16-17 футов; казенной, для судов министерства путей сообщения - протяжением 84,5 погонные сажени; Нефтяной - протяжением 929,4 погонных саженей, с молом и глубиной 24 фута; с брекватером (волноломом) в 573 сажени, глубиной 16-15 футов, и аванпортом - бассейном в 136 тыс. кв. саженей, с причальной линией в 173 погонные сажени. Электрическое освещение во всех гаванях и портовой территории, вымощенной и канализированной, с маяками и сигнальными огнями на молах и волноломе, что дает возможность производить работы по выгрузке и погрузке ночью. Водопровод по всему порту; эстакада Юго-Западных железных дорог с 4 конвейерами и головными трубами, высыпающими зерно прямо в брезенты; рельсовые пути по всем молам; подвижные паровые краны; нефтепровод русского общества пароходства и торговли, переливающий керосин из пароходов в баки станции "Наливная"; особые приспособления для выгрузки каменного угля, русского общества пароходства и торговли и Юго-Западных железных дорог. 3 эллинга: для катеров министерства путей сообщения, товарищества Беллино-Фендерих и русского общества пароходства и торговли, с водной площадью в 7000 кв. саженей и многочисленными механическими мастерскими. Общество спасания на водах; мареографическая станция; телефон . Общее протяжение всех портовых набережных, устроенных на бетонных массивах из твердого известняка, с покрытием из гранита, составляет 2921 погонную сажень. Прилегающая к порту территория - 11 5 488 кв. саженей; общая водная площадь порта - до 306900 кв. саженей; площадь крытых помещений - 9 тыс. кв. саженей. Подъездные пути к порту вымощены гранитом на 40465 кв. саженей; рельсовые пути занимают 23133 кв. сажени. Из жителей порта только 16,4% местных уроженцев; остальные - пришлое население разных мест империи и других стран и частей света. В г. пришло в порт паровых судов 3894, парусных - 3789, барж - 3435; отошло паровых судов 3901, парусных - 3868, барж - 3454. Из них пришло судов дальнего плавания: пароходов русских - 179, в 273 тыс. тонн, иностранных - 1028, в 1525 тонн; парусных русских 1 в 154 тонны, иностранных 69, в 18 тыс. тонн. Отошло пароходов русских 173, в 266 тыс. тонн, иностранных 1044, в 1549 тыс. тонн; парусных - иностранных 6 6, в 17 тыс. тонн. Каботажных судов: пришло паровых 1930, в 1047 тыс. тонн, отошло 1929, в тыс. тонн; парусных пришло 2167, в 120 тыс. тонн, отошло 2257, в 127 тыс. тонн. Буксирных судов пришло 635, в 47 1 / 2 тыс. тонн; отошло 642, в 50 1 / 2 тыс. тонн. Первое место в приходе судов занимает английский флаг, затем русский, австрийский, итальянский, норвежский, датский, греческий, французский, германский, голландский, турецкий и испанский. Русское общество пароходства и торговли (46 пассажирских, 17 товарных и 12 буксирных пароходов, в 136 тыс. тонн водоизмещения; 5 катеров, 66 железных барж, 6 блокшифов и пр.) поддерживает сообщение по линиям александрийской прямой (Александрия , с заходом в Константинополь , Смирну и Пирей) и александрийской круговой (с заходом в Константинополь, Дарданеллы , Афон , Салоники , Смирну, Хиос , Лимассоль, Ларнаки , Мерсину, Триполи , Бейрут , Яффу, Порт-Саид), в СПб. и порты Балтийского моря (так называемый "большой каботаж") и по черноморско-болгарской линии. Между О. низовьями pек Днепра и Буга и Аккерманом ходят пароходы нескольких владельцев, между Одессой и днестровскими пристанями - пароходы Баптизманского. Срочные рейсы между Одессой и Батумом поддерживает российское общество морского, речного, сухопутного страхования и транспортирования кладей и товарных складов, с выдачей ссуд (6 пароходов). По Черному и Азовскому морям ходят 2 парохода южнорусского общества пароходных сообщений. В том же направлении делают рейсы пароходы и баржи частных владельцев. Из Мариуполя в порты Черного моря доставляют каменный уголь до 20 пароходов; несколько пароходов возят керосин из Батума. Черноморско-дунайское пароходство (10 пароходов с многими баржами) поддерживает сообщение с дунайскими пристанями. Срочное сообщение с дальним Востоком установлено 1 0 пароходами добровольного флота и несколькими иностранными пароходными обществами. Начинает развивать свои рейсы общество азовского пароходства. О. порт - первый в империи порт по размерам отпускной торговли. В начале 40-х годов, по ценности отпуска, Одесса уступала не только СПб., но и Риге; с г. она превосходит Ригу, с г. - СПб., но окончательное первенство О. порта установлено с г., а в г. его отпуск превысил вдвое отпуск СПб. порта. Общий оборот внешней торговли О. порта равняется, по таможенным данным ( г.), 146 1 / 2 , млн. руб. (без транзита) или 12 2 / 5 % общего оборота империи, а с транзитом достигает до 14%. Весь экспорт определяется в 135 млн. пудов, ценностью в 108207 тыс. руб., а с транзитом - в 110 млн. руб. Импорт 22 млн. пудов, ценностью в 38254 тыс. руб., составляет по отношению к экспорту 16 2 / 7 % или (по ценности, с транзитом) около 9% всего импорта Империи, уступая по размеру лишь одному Петербургскому порту. Главнейшим предметом отпускной торговли О. порта являются зерновые продукты и из них пшеница , почему О. порт нередко называют "пшеничным городом". В г. отпущено пшеницы до 60 1 / 2 млн. пудов, на 39 млн. руб.; ячменя 25 млн. пудов, на 10 1 / 2 млн. руб.; ржи 21 млн. пудов, на 11 млн. руб.; кукурузы 11 млн. пудов, на 6 млн. руб.; пшеничной муки 1700 тыс. пудов, на 2182 тыс. руб.; овса 1143 тыс. пудов, на 581 тыс. руб.; гороха 633 тыс. пудов, на 538 тыс. руб. Весь хлебный отпуск достиг 122 млн. пудов, на 70 млн. руб. Из этого количества доставляется к О. порту: Юго-Западными железными дорогами 42,96%, каботажем 45,92%, гужом 11,12%. Кроме того, до 8 млн. пудов хлеба идет на внутреннее потребление и 2700 тыс. пудов отпускается внутрь Империи в виде зерна и муки. Таким образом, на О. хлебном рынке циркулировало до 134 млн. пудов хлеба. Поставщиками хлебных продуктов являются северо-западные части губерний Херсонской, Бессарабской, Подольской, Киевской, Волынской, обслуживаемые Юго-Западными железными дорогами; местности нижнего течения реки Днепр , от города Александровска (губернии Екатеринославская, Херсонская и Таврическая); южная Бессарабия ; Прибужье; местности, лежащие по рекам Дунаю и Пруту, в том числе часть Румынии ; черноморские порты и окрестности Очакова, доставляющие хлеб путем каботажа и, наконец, местности, удаленные от Одессы на 100-200 верст и доставляющие хлебные грузы по чумацким трактам. Магазины Одессы вмещают до 4 млн. пудов хлеба, элеватор Юго-Западных железных дорог - до 3 млн. пудов. Maximum вывоза хлеба падает на октябрь-ноябрь и весну при начале навигации. Хлебная торговля и экспорт занимают огромное число лиц и предприятий, среди которых есть старинные хлеботорговые фирмы. Зерновые продукты отпускаются главным образом в Великобританию (52 млн. пудов), Голландию (28 млн. пудов), Германию (17 млн. пудов), Францию (10 млн. пудов), Бельгию (8 млн. пудов), Данию и Италию (по 5 млн. пудов). Швецию и Норвегию (4800 тыс. пудов); затем следуют Турция и Египет , Португалия , Австро-Венгрия , Испания , Черногория , Восточная Сибирь . Мука отправляется в Турцию , Египет, Великобританию; отруби - в Данию, Германию, Голландию, Великобританию, Бельгию; крупа - во Владивосток . Из других предметов отпуска вывозится сахара-рафинада 3 млн. пудов, на 8 1 / 2 млн. руб.; семени льняного, конопляного, рапсового, репного, макового и др. 2832 тыс. пудов, на 1829 тыс. руб.; рыбы соленой, маринованной и копченой 494 тыс. пудов, на 1485 тыс. руб.; шерсти 147 тыс. пудов, на 1256 тыс. руб.; железа всех сортов 477 тыс. пудов, на 985 тыс. руб.; железных изделий 289 тыс. пудов, на 2295 тыс. руб.; бумажных тканей 501 тыс. пудов, на 2 млн. руб.; оружия - 10 тыс. пудов, на 978 тыс. руб.; белья, платья и готовых вещей 5 тыс. пудов, на 826 тыс. руб.; чугунных изделий 130 тыс. пудов, на 783 тыс. руб.; табака в листах и крошеного 26 тыс. пудов, на 626 тыс. руб.; спирта 51 млн. градусов, на 661 тыс. руб.; поделочного дерева (главным образом бочарных клепок) 560 тыс. пудов, на 671 тыс. руб.; сукна 7 1 / 2 тыс. пудов, на 614 тыс. руб. Остальные предметы вывоза не достигают, по ценности, 1 / 2 млн. руб. Экспорт одесских товаров (кроме хлеба) направляется в Восточную Сибирь и дальнюю Азию (

В порту сохранилось много дореволюционных построек, но самая заметная его достопримечательность - многочисленные эстакады, первые из которых начали строиться ещё в 1874 году. Впрочем, все нынешние эстакады уже послевоенные, и почему их тут столько - не знаю. Видимо, из портов постсоветского пространства Одесса в наибольшей степени ориентирована на автотранспорт.

Жизнь под эстакадами:

Почти на траверсе Тёщина моста стоял огромный парусник "Дружба". Он был построен в 1987 году на Гданьской верфи по заказу СССР, и польские корабелы тогда выпустили целую серию таких парусников, отправленных в Петербург ("Мир"), Севастополь ("Херсонес"), Владивосток ("Надежда" и "Паллада").

Вообще, малоизвестный факт, но каждый крупный порт в СССР имел хотя бы один учебный парусник, причём отнюдь не на случай ядерной войны, а для тех же целей, для которых держат парусники в развитых странах - праздники, регаты, кругосветные плавания, дружественные визиты, круизы... Словом, для красоты. Самый большой российский парусник "Седов" (второй по величине в мире) обитает в Мурманске, но я там его ни разу не видел. А парусники серии "Дружбы" считаются самым быстроходными в мире.

Пройдём немного по Приморскому бульвару - и вот она, Потёмскинская лестница, ведущая к главной одесской площади:

Обратите внимание - лестница лишена перспективы, то есть не сужается книзу. На самом деле наверху её ширина 12 метров, а внизу 21 метр. Длина лестницы - 146 метров, в ней 191 ступень. И благодаря всё тому же эффекту снизу лестница кажется вдвое выше, чем она есть:

К тому же, она довольно пологая, с очень удобным чередованием маршей и площадок - подниматься по ней немногим труднее, чем просто идти по горизонтальной улице. Построил лестницу в 1837-41 годах всё тот же губернатор Воронцов по проекту архитектора Боффо (который строил ансамбль Приморского бульвара) - то ли к визиту Николая Первого, то ли в подарок своей жене, то ли просто с целью украсить город. Проект вышел мега-дорогой, но лестница раз и навсегда стала символом Одессы. И кстати, к Потёмкину она не имеет никакого отношения - до Революции она вообще не имела официального названия, а нынешнее получила в 1955 году в честь броненосца "Потёмкин".
Причал крупнее - справа Карантинная гавань, слева - Каботажная. Высотка - пятизвёздочный отель "Одесса", у подножья - Морской вокзал, на заднем плане - Воронцовский маяк.

Параллельно лестнице проходит фуникулёр - один из первых в Российской империи (1902), за свою историю трижды закрывавшийся на несколько лет: 1919-26, 1941-48 и 1969-2005. Последний раз фуникулёр вообще заменили эскалатором, который к 1996 году пришёл в негодность. Как работает фуникулёр сейчас, я не знаю - но в день нашего визита он был закрыт. В действии эта штука выглядит так .

Спускаемся пешком. Воронцовский маяк лучше всего виден отсюда - основан он был в 1845 году, несколько раз заменялся, в нынешнем виде построен в 1950:

Стены из дикого камня, поддерживающие крутой берег:

Портовые краны и диспетчерский пункт:

Чтобы попасть на пристань, надо пересечь очередную эстакаду - пешеходы туда проходят через здание у конца Потёмкинской лестницы, но где-то устроен въезд и для автомобилей:

С этой эстакады хорошо видны и другие над железной дорогой. Слева, откуда мы пришли:

И справа, у подножья Ланжерона с его новостройками:

Виды с пристани на город:

Здесь из-за зданий выглядывает крыша Оперного театра:

На входе встречается небольшой сувенирный базарчик и скульптура "Золотое Дитя" - между прочим, Эрнста Неизвестного. Многие работы этого скульптора мне нравятся, но здесь я в своей оценке солидарен с Хрущовым.

Суда у пристаней - почему-то не пассажирские, видимо ещё не сезон, так как летом в Одессу частенько заходят круизные лайнеры из Средиземного моря. Слева - кажется, контейнеровоз "Зоя" под флагом Панамы (не виден):

Справа - увы, не знаю, как называется судно этого класса, но приписано оно к Мальте:

Ничего удивительного - это практика "дешёвых флагов", то есть владельцам, будь они в США, Германии или России, выгоднее передать судно этим странам и взять его в бессрочную аренду, чем содержать и платить налоги самим.

Катер на фоне Воронцовского маяка. Обратите внимание на бетонные молы, которые закрывают Одесскую гавань от штормов:

За Карантинной гаванью грузят уголь:

Ещё какие-то пристани и терминалы за Каботажной гаванью:

Но в целом в огромном порту как-то пусто и даже сонно. Видно, что он мог бы работать гораздо активнее, чем сейчас. Некогда один из крупнейших портов мира, ныне Одесса вместе с пригородом Ильичёвск (где порт едва ли не крупнее) даже на Чёрном море занимает лишь третье место (грузооборот 25-35 миллионов тонн) после Новороссийска (115 миллионов тонн) и румынской Констанцы (около 40 миллионов). Украине просто нечем загрузить Одесский порт на полную мощность:

Он знал в прошлом много выдающихся страниц. Сто лет назад это была главная в мире хлебная гавань - Россия производила до 2/3 мирового зерна, и большую его часть вывозила именно через азово-черноморские порты. Но в общем-то как и во всей Одессе, экономическая слава тут блекнет перед славой литературно-фольклорной. Сколько с одесским портом связано песен, стихов, прозы! А тем более - с теми, кто жил этим портом, включая контрабандистов, голодранцев, портовых девок... А режим "порто-франков" ("вольного порта"), введенный Ланжероном в 1817 году и превративший Одессу в этакий Гонког 19 века с беспошлинной торговлей в пределах центра? А "паломнические ворота" между Россией и Афоном, Святой землёй? А белая эмиграция? В сравнении со всеми этими образами нынешний Одесский порт выглядит мемориалом самому себе.

Очень проникновенная скульптура женщины, провожающей мужа в дальнее плавание. У меня ассоциации с китобоями... но может быть это лишь потому, что мой папа - моряк-гидробиолог, много лет работавший в промысловых рейсах на краба и гребешка, и образ "уходящего в море" у меня ассоциируется не с торговыми портами тропических стран, и не с походами военных кораблей, а именно с морским промыслом.

В самом конце пристани - церковь Николая Чудотворца, покровителя моряков. "Теплицы" - крыши помещений морского вокзала, большая часть которых находится внутри пристани.

Между ними - Музея якорей, рядом с которым динамик рассказывает кратко об истории якоря и каждом экспонате в отдельности, причём почему-то по-русски без украинского дубляжа.

А рассказывать, да ещё и по-русски, тут есть кому. Даже в промозглый серый день под сильным дождём мы видели несколько стаек туристов. Особенно удивили две женщины, которых я сначала принял за каких-нибудь арабизированных француженок. Одна из них по-русски попросила меня их сфотографировать, а я спросил, откуда они. Оказалось - из Баку, причём одна была азербайджанка, а другая - армянка.
В отеле же есть смотровая площадка, открытая только летом.

Рядом с Музеем якорей на стене церкви вот такие мемориальные знаки. Обратите внимание на правую плиту, которую я почему-то не догадался заснять крупнее:

Никольская церковь снизу - здесь её вход. Дальше тянутся причалы лодок и мелких катеров. Кстати, берег здесь обращён к северо-востоку, а чуть дальше береговая линия резко поворачивает и идёт строго с севера на юг.

Вот таким бывает Чёрном море - холодным, мрачным, угрюмым. И пожалуй, и я теперь буду вспоминать его именно таким. На обратном пути мы увидели, как отходит уже знакомое нам судно:

И не "корабль отплывает", а "судно отходит"! Потому что корабли - это только военные суда, кораблями называть не принято не то что супертанкеры или гигантские лайнеры, а даже атомные лодоколы. И, как говорят моряки, "г...но в проруби - плавает, а суда - ХОДЯТ".

На ближайшие несколько постов с морем мы попрощаемся - впереди центр Одессы, дворики, Молдаванка. Но водами Понта мы ещё полюбуемся в постах об одесских курортах - Аркадии и Большом Фонтане.

НОВОРОССИЯ-2011

Одесский порт - один из крупнейших портов Черноморско-Азовского бассейна, расположенный в северо-западной части Черного моря на пересечении исторически сложившихся торговых путей Востока и Запада. Порт является лидером по объемам перевалки грузов среди портов Украины и самым крупным пассажирским портом на Черном море.
Общее управление портом и контроль за судоходством в акватории Одесского порта осуществляет Одесский филиал Государственного предприятия «Администрация морских портов Украины» (сокращенные названия - администрация Одесского морского порта, ОФ ГП «АМПУ»).
Географические координаты: широта - 46°32"N, долгота - 30°54"Е. Площадь территории: 141 гектар. Количество причалов: 54. Протяженность причальной линии: более 9000 м. Максимальные параметры принимаемых судов: длина - до 330 м, ширина – до 40 м, осадка - до 13,0 м.
Технические возможности порта позволяют перегружать более 21 млн. тонн сухих и 25 млн. тонн наливных грузов в год. Контейнерные терминалы рассчитаны на перегрузку более 900 000 TEU в год. Пассажирский комплекс способен обслужить до 4 млн. туристов в год.
Принимаются к перевалке следующие виды грузов: нефть и нефтепродукты наливом, сжиженный газ, тропические и растительные масла, технические масла, контейнеры всех типов и размеров, цветные и черные металлы, руда, чугун, сахар-сырец навалом, зерновые насыпью, скоропортящиеся грузы в таре, различные грузы в мешках, ящиках, пакетах, биг-бегах и укрупненные грузовые единицы, автотранспорт. Исключение составляют грузы, потенциально опасные для окружающей среды.
На территории порта функционируют восемь производственно-перегрузочных комплексов по переработке сухих грузов, пассажирский комплекс, нефтяной и два контейнерных терминала, комплексы по перевалке растительных и технических масел, имеются специализированные причалы для приема ро-ро судов, перевалки зерновых грузов.
На территории Карантинного мола действует свободная (специальная) экономическая зона "Порто-Франко".
Развитая транспортная инфраструктура позволяет доставлять грузы в порт автомобильным, железнодорожным, морским и речным транспортом. Для обеспечения высокой производительности порта по обработке контейнеров создан и развивается «Сухой порт» и специальный путепровод, что позволяет грузовому автотранспорту заезжать в порт, минуя автодороги города, и ожидать заезда на специально оборудованной площади «Сухого порта».
Современный порт представляет собой конгломерат компаний, организаций и фирм разных форм собственности, выполняющих широкий спектр портовых услуг и сотрудничающих между собой на принципах государственно-частного партнерства.
В администрации Одесского морского порта, ГП «ОМТП» и стивидорных компаниях насчитывается свыше 8 тысяч рабочих мест. Около 100 тысяч человек задействованы в частных и государственных структурах, работа которых прямо или косвенно связана с деятельностью порта. Экономика города и региона тесно связана с работой Одесского порта, как мощного торгово-транспортного узла, около которого сосредоточено большое количество экспедиторов, автотранспортных предприятий, морских агентств, предприятий оптовой торговли, строительства и других. На территории порта осуществляют свою деятельность более 400 компаний малого и среднего бизнеса.

Одесский порт
The port of Odessa
Адрес: Украина, Одесса Таможенная площадь, 1
Тел: 048 -729-35-00
Факс: 048-729-36-08