Пантеон рим италия. Пантеон, «Храм всех Богов» в Риме. Правила посещения и время работы Пантеона

Недалеко от площади Навона, возвышается величественный , о котором сам Микеланджело говорил, как о творении ангелов, а не людей. Посещение Пантеона – уникальный опыт! Это удивительное сочетание красоты, техники и гармонии. Обязательный этап программы посетителей вечного города.

Для начала, что означает Пантеон? Название происходит от греческого пан (все) и теон (божественный), так как храм посвящен всем римским богам.

Задуманный в 27-25 гг до н.э. консулом Агриппой по воле императора Августа, впоследствии не раз перестраивался. После двух пожаров, в 80 и 110 н.э. храм возобновили в той форме, в которой он дошел до наших дней, во времена императора Адриана (128 г н.э.) в расцвет Римской империи. Несмотря на отличия от оригинального сооружения, Адриан пожелал увековечить память архитектора Агриппы надписью на латыни:

«Построен Марко Агриппа, сыном Лучо, трижды консулом».

Благодаря раскопкам мы знаем, что изначально храм был почти квадратным, больше широким, чем длинным, выполненным в греческом стиле и посвященным семи римским богам. Современное здание ниже первого почти на шесть метров. Тут нечему удивляться, так как античный Рим находится прямо под ногами – на глубине 5-10 м под землей. В частности, довольно заметны работы над фасадом храма, частично расположенным под землей.

Если верить Кассио Дионе Коччейано, храм назвали Пантеон из-за подобия его купола небесному своду – жилищу богов.

Также известно, что Агриппа проектировал династический храм, посвященный богам – защитникам рода Юлии, Марсу и Венере, со статуей Октавиана Августа в центре. Внутри Агриппа установил статую божественного Юлия, а снаружи, на портике, статую Октавиана и рядом – свою, в честь их дружбы.

Храм был украшен Дионисом из Афин, но разрушен в результате пожара в 80 г н.э., а также пострадал в нескольких войнах, пока в 123-125 гг не был выстроен заново по приказу Адриана.

Hимский пантеон отличался от других храмов. В то время как внутри других храмов разрешалось быть только священникам, был открыт для публики, которая стала участвовать в церемониях. Это новшество затем переняли в римском храме Исиды, впустив верующих внутрь, а после и современные христианские церкви.

В 7 в. храм переделали в церковь Святой Марии, что гарантировало его безопасность и сохранность, хоть исчезли и некоторые элементы декора.

Пантеон – легенды

Hимский пантеон окружен историями и легендами. Прежде всего они касаются места, на котором он стоит. Говорят, именно отсюда Ромула, легендарного основателя Рима, после смерти орел забрал на небо к богам.

Или Цибела, древнегреческая богиня, Мать богов, которая якобы явилась к Агриппе во сне с просьбой построить храм.

Или христианские легенды, которые более простые и менее романтичные, чем языческие. Гласят, что стал христианской церковью Святой Марии и мучениц в 608 – дар византийского императора Фока папе Бонифацию IV. На церемонии в честь освящения нового храма в него на 28 повозках перевезли останки множества мучениц. Они должны были прогнать семь демонов – семь языческих божеств, обитавших в храме. Так, в центре купола раньше не было отверстия: его пробил дьявол, убегая, выбив золотую шишку, закрывавшую отверстие.

Пантеон: искусство и архитектура

Римский пантеон – шедевр архитектуры и инженерии. Как лучше всех сохранившийся исторический памятник Рима, он сильно повлиял на всю западную архитектуру.

Храм состоит из круглого зала с полукруглым куполом и греческим портиком с 16 коринфскими колоннами, поддерживающими фронтон. Сегодня фронтон пуст, но во времена Империи там был бронзовый рельеф со сценой битвы между гигантами и амазонками. Потолок портика также был бронзовый, но папа Урбан VIII в 1932 приказал снять бронзу для другой работы – балдахин алтаря скульптора Бернини внутри базилики Святого Петра.

Когда вы проходите огромные колонны и бронзовый вход, вашим глазам открывается великолепная архитектура. От избытка пространства начинает кружиться голова. В такой атмосфере легко почувствовать божественное присутствие!

Самая интересная и прогрессивная вещь – это то, что диаметр купола соответствует высоте храма и образует идеальную полусферу. Появляется ощущение, что находишься подвешенным в центре гигантского шара. Купол выполнен из смеси бетона и более легких материалов – травертина, пемзы – по мере приближения к вершине. Эта идея стала абсолютно гениальной и позволила куполу Пантеона выдержать почти две тысячи лет и дойти на нас практически нетронутым.

Поднимите глаза вверх и обратите внимание, что единственным источником света является круглое отверстие в центре купола диаметром 9 м. Именно этот свет создает особенную атмосферу Пантеона. Если вы зайдете в храм в полдень, вы увидите, что лучи солнца, попадающие через отверстие, создают непередаваемый, уникальный эффект. Этим он и отличается от других храмов древности, построенных с целью удивлять снаружи, а не изнутри.

Внутри храма вы увидите семь шикарных ниш, заключенных между коринфскими колоннами, изначально символизировавшими семь богов, связанных с культом планет – Солнца, Луны, Венеры, Сатурна, Юпитера, Меркурия и Марса. Когда в начале 7 в. переделали в христианскую базилику, некоторые ниши заполнили христианскими святынями.

Базилика получила название Санта Мария Ротонда или Санта Мария и мученицы, и в ее стенах хранятся останки выдающихся людей, таких как Ганнибал Караччи и Рафаэль Санти. Кроме того, в январе 1878, после смерти первого короля Италии Витторио Эмануэле II, в Пантеоне стали хранить и могилы королей. Сейчас там собраны останки Витторио Эмануэле II, Умберто I и королевы Маргариты Савойской.

Наружное убранство

Первое, что бросается в глаза – квадратный вход, типичный для храмов, и неожиданное пространство, открывающееся за ним, типичное для терм. На входе стоят величественные статуи Августа и Агриппы, высятся 16 гранитных колонн 13 м высотой серого и розового цвета. Сам округлый храм выполнен в римском стиле, а вот квадратный портик – очевидно, в греческом. Квадратный портик размерами 34,2*15,62 м с 8 колоннами из серого гранита впереди и 4 розовыми по бокам на 1,32 м поднят над площадью. К нему ведут 5 ступеней. Общая высота сооружения – 14,15 м, а диаметр колонн – 1,48 м в основании. На фасаде есть бронзовая табличка с надписью об авторе храма Гриппе. Купол диаметром 43,44 м выложен в 5 рядов 28 кессонами с круглым окном в центре диаметром 8,92 м.

Чтобы облегчить всю эту громаду, чем выше к потолку, были использованы более легкие кессоны (из туфа и вулканической лавы). Внутри купол выложен мрамором, остальная часть – бронзовыми пластинами, привезенными византийским императором Константином II. Использование с высотой более легких материалов позволило уравновесить нагрузку купола.

Внешнее убранство

В портике Пантеона два ряда колонн делят пространство на три нефа: центральный, самый широкий, и два боковых с нишами, в которых стоят статуи Августа и Агриппы.

Само здание – цилиндр с полусферой наверху. Высота цилиндра равна радиусу (21,72 м), а высота всего сооружения – диаметру сферы (43,44 м). В куполе 7 экседр, полукруглых и прямоугольных, с колоннами и нишами. Напротив входа расположен абсид. Между экседрами множество маленьких ниш. Стены выложены полосками цветного мрамора. На втором ряду находятся «окна», также украшенные цветным мрамором.

Пол здания слегка выпуклый с самой высокой частью (в 2 м на северо-запад от центра), возвышающейся на 30 см. во время дождя это возвышение помогает воде попасть в каналы по периметру. Однако, по легенде вода вообще не попадает внутрь благодаря системе стоков на крыше. Понятно, что это не так. Внешнее убранство завершает украшение ценным порфиром.

Говорят, дождь не попадает внутрь Пантеона.

Маловероятно, что это правда. Отверстие в середине купола – единственный источник света и его диаметр 9 м! Однако есть мнение, что несмотря на это «окно», вода все же не попадает внутрь. Тем не менее, она попадает! В полу видны сливы, куда стекает вода. Возможно, легенда родилась в античные времена, когда из-за тепла и дыма свечей дождевая вода не достигала пола – она просто испарялась.

Паркет в Пантеоне

В Пантеоне расположены могилы двух первых королей Италии – Витторио Эмануэле II и Умберто I. В прошлом огромное внимание уделялось тому, чтобы в храме сохранялась тишина и нанимались рабочие, чтобы разбрасывать по площади опилки, приглушающие звуки. Так делали вплоть до 1906, когда коммуна Буэнос-Айрес подарила Риму достаточно дерева, чтобы устлать им всю площадь. Более того, жители получили указания по его обработке и приемах ухода (таких как периодическое натирание жиром). Такое покрытие имело достойный вид и сохраняло тишину около могил королей. Паркет пробыл на площади с 1931 по 1950, а затем его убрали – по многочисленным просьбам местных жителей: люди часто поскальзывались и падали на жиру.

Ослиные уши

Великий Бернини наделил двумя колокольнями. Римский народ прозвал их ослиными ушами, так как выглядели они неуместно. Соперник архитектора, Борромини, использовал это определение, чтобы оскорбить его. Говорят, что Борромини вырезал этот символ на дворце напротив дома великого Жана Лоренцо (ответ Бернини не заставил себя ждать и был гораздо более нецензурный!!) Не ищите уши и ответ… со временем их стерли! Как и сами колокольни в конце 19 в.

Самый большой купол Рима

Микеланджело – один из моих любимых художников. Ему было доверено спроектировать гигантский купол базилики Святого Петра и он, как настоящий ценитель античного искусства, предложил Папе повторить купол Пантеона. Эта модель была жестко отвергнута по причине своих языческих корней, и художник отказался от нее.

… должен был отказаться??

Это то, что знают все. Микеланджело умер, закончив лишь основание купола базилики. Работы прервали, а когда возобновили, оказалось, что диаметр меньше на 50 см купола Пантеона. Ничего не оставалось делать. Таким образом, самым большим куполом Рима остается Пантеон, а купол базилики Святого Петра стоит на втором месте. Как посмертная дань Микеланджело любимой им классической архитектуре.

Как был опустошен Пантеон?

Римский пантеон как здание не перестает поражать со времен своего строительства. Удивителен огромный купол, до сих пор рождающий дискуссии о том, как подобное вообще возможно было сконструировать. Но в Риме живет легенда и на этот счет. Говорят, что для этого использовали специально насыпанный холм. А в конце нужно было как-то избавиться от земли. И кто же взялся за такую тяжелую работу? Народ Рима на добровольной основе! Да, потому что говорили, что в земле зарыты монеты. Понятно, что работа была сделана очень быстро.

Буквально на каждом углу можно соприкоснуться с историей. Уникальный римский памятник – Пантеон (Pantheon), благословенный «Храм всех богов» — стал образцом непревзойдённой инженерной мысли архитекторов Древнего Рима.

Вехи в истории Пантеона

Вначале величественное здание на площади Piazza della Rotonda служило языческим святилищем. В античные времена здесь поклонялись главным древнеримским богам и приносили в жертву животных. Агриппа, зять императора Августа, возвел здание Пантеона в 27 году до н.э. Тогда строение было квадратным. Огромный пожар 80 года практически уничтожил храм. При Домициане он был восстановлен, но в 110 году снова сгорел. Современный Пантеон построен в начале II века при императоре Адриане на месте предыдущего.

Император Фока в 608 году передал Пантеон папе Бонифацию IV. В 609 году языческий храм освятили как христианскую церковь — в честь Святой Марии и Мучеников. Сюда из римских катакомб были перенесены останки первых христиан. Освящение состоялось 1 ноября.

Пантеон почти не тронуло время. Он и сегодня выглядит грандиозным и величавым. Миллионы туристов и паломников стекаются к нему со всей планеты. Древнеримский «Храм всех богов»– Усыпальница великих граждан Италии.

Архитектура здания

В 118-25 гг. нашей эры (уже при императоре Адриане) Пантеон отстроили и реконструировали, пристроив ротонду. Эту часть здания перекрыли полусферическим куполом 43-метрового диаметра. Купол был выполнен из кирпича и бетона. В центре свода архитектор предусмотрел отверстие для освещения — «окулус». В этот круглый проём (диаметром 9 метров) в дневное время проходил столб света, придававший внутреннему пространству особый одухотворённый облик.

Высота ротонды вместе с куполом тоже составляла 43 метра. Это соотношение делало облик здания удивительно пропорциональным. Мощные стены (их толщина составляет 6 м) надёжно поддерживали тяжёлую купольную конструкцию. Входной портал обрамлял портик с 16-ю массивными колоннами. Парадный фасад здания выходил к площади делла Ротонда (Piazza della Rotonda), где и сегодня стоит небольшой египетский обелиск.

На тимпане храма выбита торжественная надпись на латыни, прославляющая имя Марка Агриппы, построившего первый Пантеон.

Внутреннее пространство

Внутреннее пространство храма поражает впервые пришедших своими огромными размерами. Интерьер Пантеона составляет резкий контраст с подчёркнуто аскетичным внешним обликом здания.

Под куполом Пантеона одновременно помещаются две тысячи человек. Огромное пространство не нарушается опорами и другими несущими элементами. Грандиозный купол выглядит подобием небесного свода. Светящееся отверстие в центре окружают концентрические ряды квадратных ниш-кессонов, создающих иллюзию бесконечности. Кессонные ниши облегчают конструкцию купола.

Невидимыми глазу пустотами пронизана и вся круглая стена ротонды. Внутренняя стена разделяется на два яруса. В нижнем ярусе симметрично расположены шесть высоких ниш, оформленных пилястрами и отделённых от основного помещения колоннами. Между ними в малых нишах расположены статуи. Верхний ярус стены отделён антаблементом. В нём выстроены ряды неглубоких ниш, разделённых пилястрами.

Внутренняя мраморная отделка стен не сохранилась. Были утрачены и бронзовые скульптурные украшения на тимпане портика (там изображалась сцена битвы богов с титанами). В XVII веке по велению Папы Урбана VIII было снято бронзовое кровельное покрытие портика. Его использовали для создания балдахина в соборе Святого Петра.

Римский Пантеон послужил показательным образцом центрическо-купольной архитектуры для сооружений следующих веков.

Место захоронения великих людей

Древний храм стал и усыпальницей. Здесь похоронены итальянские правители разных времён: королева Маргарита Савойская, король Виктор Эммануил II, король Умберто I. В скромной нише из мрамора, под лавровым венком покоится гениальный художник Италии – Рафаэль Санти из Урбино. Ещё при жизни он выказал желание быть похороненным в Пантеоне. Великий Рафаэль прожил всего 37 лет.

Название «пантеон» стало сейчас нарицательным. Это слово обозначает торжественную усыпальницу – мавзолей, где хоронят достойных сынов народа.

Слово «Пантеон» происходит от древнегреческого «Πάνθειον», которое означает «принадлежащий/относящийся ко всем богам» («παν-» это «все», а «θεῖον» это «принадлежность богам»). Римский консул греческого происхождения Дион Кассий (автор «Римской истории»; 155 – 235) писал, что такое название было дано храму или от того, что вокруг него стояло необычайно много статуй различных богов, или из-за схожести его купола с небесами. Он предполагал, что «Пантеон» (или «Пантеум») было лишь народным прозвищем храма, а не его официальным названием. Маловероятно, что храм действительно был посвящён всем богам – скорее всего, только к 12 богам или другой определённой группе. Единственным пантеоном, построенным раньше этого, был храм в Антиохии (Сирия).

Современное состояние Пантеона

Годфрей и Хемсолл в книге «Пантеон: храм или ротонда?» указывали на то, что древние авторы никогда не использовали в адрес Пантеона Адриана слово «эдес » («aedes» – храм как здание) и даже в надписи Северия Севера, сделанной на архитраве используется просто «Пантеум», а не «эдес Пантеи» (храм всех богов). Кроме того, сам Дион Кассий, практически современник здания, также не объяснял происхождение названия тем, что храм был посвящён всем богам. Ещё римский историк Тит Ливий (64 г. до н.э. – 17 г. н.э.) писал, что издавался указ, запрещавший посвящать храмовые здания (или, возможно, только их целлы) более, чем одному богу , чтобы было понятно, какой бог гневается, если, например, в храм ударит молния, а также потому, что жертвоприношение полагалось совершать только для конкретного божества. По мнению Годфрея и Хемсолла слово «Пантеон» «не обязательно указывает на конкретную группу богов или, и правда, на всех богов, поскольку оно могло иметь и другие значения… Слово «пантеус» или «пантеос» определённо могло использоваться для указания на конкретного бога… Также следует иметь ввиду, что греческое слово «θεῖος» могло означать не только «[относящийся к] богу», но также «сверхчеловек» или даже «великолепный».

Вид сверху

Древний Пантеон, его описание и архитектура

После битвы при мысе Акций в 31 году до н.э. полководец и зять императора Октавиана Августа Марк Агриппа начал в Риме широкомасштабное строительство. Храм Пантеон был частью комплекса, созданного им на его собственной земле на Марсовом поле в 29 – 19 годах до н.э. Этот комплекс также включал бани его имени и базилику Нептуна. По всей вероятности, эта базилика и Пантеон были частной собственностью Марка Агриппа, а не общественным достоянием. Это объясняет тот парадокс, что за очень короткий промежуток времени храм утратил оригинальное имя и назначение.

На протяжении долгого времени считалось, что современное здание Пантеона было построено при Агриппе, поскольку это написано на его архитраве. Однако, археологические изыскания, и, главным образом, печати на кирпичах с датами 118 и 119, показали, что Пантеон Агриппы, имевший деревянную крышу или вовсе не имевший крыши, был разрушен вместе со многими другими зданиями во время огромного пожара в 80 году . Император Домициан его восстановил, но в 110 году он сгорел вновь после удара молнии.

Пантеон с площади Минервы

Археологические раскопки конца XX века показали, что Пантеон Агриппы, вероятно, имел круглую форму и треугольный портик и, также как современный, смотрел на север. Однако возможно также, что все новые находки были следами разрушения второго храма, построенного при Домициане. В этом случае круглым был второй Пантеон, а первый был таким, каким его описал итальянский археолог Родольфо Ланчани в XIX веке – в виде буквы Т, причём вход находился на узкой части и смотрел на юг.

Плиний был единственным современником, видевшим и Пантеон Агриппы и описавшим его в книге «Естественная история» в 77 году. От него мы знаем, что «также капители колонн, которые были поставлены М. Агриппа в Пантеоне, сделаны из сиракузской бронзы», что «Пантеон Агриппы был украшен Диогеном Афинским, и его кариатиды, которые служат колоннами храма, считаются образцом совершенства: то же самое, также, со статуями, которые размещены на крыше» и что «одна из жемчужин Клеопатры была распилена на две части, чтобы каждая из них могла служить подвеской в ушах Венеры в Пантеоне в Риме».

Соотношение наружных и внутренних фасадов

Вероятно, строительство современного здания началось в 114 году при императоре Траяне (прав. 98 – 117) через четыре года после того, как оно было разрушено во второй раз. В любом случае, работы над новым зданием начали вести вскоре после 110 года и завершили около 126 года, когда римским императором стал Адриан (прав. 117 – 138). Архитектором мог быть Аполлодор из Дамасска (50 – 130 гг.).

Неизвестно, в какой степени архитекторы императора Адриана использовали планы и схемы предыдущих зданий. Предполагается, что на архитраве его фасада была сделана та же надпись, которая была на первом Пантеоне. Это было обычной практикой для строений, которые восстанавливал Адриан (единственное здание, на котором он оставил своё собственное имя, был храм божественного Траяна). Назначение этого здания неизвестно – это мог быть храм, зал приёмов, место династического культа Августов или что-то другое. «Авторы жизнеописаний Августов» считали, что Адриан посвятил Пантеон его первому строителю, однако современная надпись может и не быть копией той, что была сделана на оригинальном храме, поскольку Домициан на всех восстановленных им зданиях оставлял своё имя, поэтому упоминания Агриппы на втором Пантеоне не было. Кроме того, буквы надписи чрезвычайно большие для своего времени, а широкое использование позолоченной бронзы началось лишь после 17 года до н.э. В надписи не сказано, кому именно Агриппа посвятил этот храм, а также маловероятно, что в 25 году до н.э. он представлялся «консулом в третий раз». Такая надпись есть на монетах, отчеканенных после его смерти. Упоминание о трёхкратном консульстве было напоминанием о том, что он, единственный из своего поколения, кроме самого Августа, удостоился этой чести. В чём бы ни заключалась причина изменения старой надписи, новая свидетельствует о том, что назначение здания после перестройки также могло стать иным.

Модель Пантеона и его окрестностей времён Адриана

Консул Дион Кассий (ок. 155 – 230), написавший хорошо сохранившуюся «Римскую историю», всего, примерно, через 75 лет после третьей реконструкции Пантеона, ошибочно приписывал его Агриппе. Он является единственным из более-менее современных Пантеону писателей, который упомянул о нём в своей книге. Таким образом, уже около 200 года не было ясности ни с датой строительства здания, ни с его назначением. Кассий писал: «Агриппа закончил строительство здания, называемого Пантеоном. Он получил такое имя, возможно, потому что среди идолов, которыми он украшен, есть статуи многих богов, включая Марса и Венеру; но, по моему личному мнению, имя он получил из-за сводчатого потолка, который напоминает небо» (53.27.2).

Из-за слов Диона Кассия стало принято считать Пантеон храмом, хотя его ориентация на север была крайне необычной для храма. Например, входы в святилища греческого типа были ориентированы на восток, чтобы в определённые дни солнце могло проникать внутрь, а этрусские и италийские (дороманские и раннероманские) были ориентированы на юг.

В нижней части барабана (1) находится семь больших ниш (2), отделённых от зала парами колонн (3), поддерживающими архитектурный пояс, в которой сделаны фальшивые окна (4), не сообщающиеся с внешними стенами, но за которыми находится внутренний проход (5). В третьем уровне «барабана» купола сделаны маленькие окна, сообщающиеся с внешним миром (6), за которыми находится ещё один внутренний проход (7). У основания купола сделано утолщение в виде семи концентрических колец (8), которые первоначально были отделаны мрамором, после которых начинается сужение (9), завершающееся самой тонкой частью с окулусом (10).

Современная история

В 609 году византийский император Фока передал Пантеон папе Бонифацию IV, который 13 того же года освятил его как церковь Святой Марии и мучеников . Считается, что из римских катакомб было извлечено 28 повозок останков мучеников, которые разместили в отделанной порфиром нише под главным престолом. Превращение Пантеона в церковь спасло его от забвения и разрушения – того, чему подверглось большинство античных римских построек в Средневековье. Тем не менее, некоторых частей он лишился, например, были сняты все металлические украшения, за несколько столетий была разворована внешняя мраморная отделка (капители некоторых пилястр сейчас в Британском музее), две колонны, одна из которых стала частью примыкавшего с востока здания, были утеряны вместе со скульптурами на архитраве. При папе Александре VII (1655 – 1667) отсутствующая с XV века в третьем ряду слева розовая колонна была заменена серой, а при папе Урбане VIII крайняя левая серая колонна первого ряда была заменена розовой – обе были взяты в разрушенных термах Нерона. Из-за этого колонны выглядят перепутанными – в первом ряду среди всех серых стоит одна розовая, а в третьем ряду – среди розовых одна серая. Также при папе Александре VII был понижен уровень площади перед Пантеоном – сейчас она является самой низкой точкой Рима , поскольку находится всего в 13,4 метрах выше уровня моря. Внутренняя мраморная отделка Пантеона, в целом, сохранилась, хотя и претерпела некоторые изменения.

Крайняя левая колонна розовая, хотя должна была быть серой

После 1000 года Пантеон назывался «церковь Санта-Мария-Ротонда ». Это имя закрепилось также за площадью перед ним и сохраняется до сих пор.

В 1153 году папа Анастасий IV построил для себя дворец, примыкавший к Пантеону. При папе Евгении IV (1431 – 1447) храм был отреставрирован.

В 1270 году слева над портиком была пристроена маленькая колокольня .

Пантеон с одной колокольней в XVI веке

Когда папский двор переехал во , в Риме начались конфликты между наиболее влиятельными семьями (особенно между Колонна и Орсини). Борьба за власть привела к тому, что многие здания, включая Пантеон, были превращены в крепости внутри города. Так, например, семья Колонна владела , семья Орсини – , а семья Франджипани – . Когда резиденция папы была возвращена в Рим, началось восстановление античного Пантеона.

Начиная с эпохи Ренессанса (начало XIV в.), храм стал использоваться в качестве гробницы . В Пантеоне были похоронены художники Рафаэль и Аннибале Карраччи, композитор Арканджело Корелли и архитектор Бальдассаре Перуцци, а в XX веке – ещё и два короля Италии. В XV веке храм был украшен фресками (см. раздел про часовни и портики ниже).

Вид на Пантеон сбоку

В начале XVII века папа Урбан VIII (1623 — 1644) убрал бронзовую крышу портика , и заменил средневековую колокольню знаменитыми башнями-близнецами Бернини, называвшимися в народе «ушками осла», которые были разрушены только в 1882 году. Бронза была переплавлена и использована для обстрела замка Святого Ангела, а остатки перешли в ведение Апостольской Палаты. Существует версия о том, что из неё Бернини создал знаменитый в соборе Святого Петра, однако, более вероятно, что на него пошла бронза, доставленная из Венеции . Анонимный римский сатирик написал на папу пасквиль «quod non fecerunt barbari fecerunt Barberini», то есть, «что не сделали варвары (barbari) доделал Барберини (Barberini – фамилия папы Урбана VIII)».

Пантеон с двумя колокольнями, построенными Бернини

В 1926 году, во время реставрации римского Пантеона 1925 – 1933 годов, внутри был установлен орган . Его звучание раздаётся из-за статуи Святого Разия, стоящей в портике слева от главного алтаря.

Архитектура

Римский Пантеон состоит из двух основных частей – колонного портика и круглой ротонды (барабана с куполом). Хотя его часто изображают как свободно стоящий храм, к его заднему фасаду пристроено здание, служащее ему опорой. Оно не сообщается с Пантеоном.

Портик

Размер портика составляет 34,2 х 15,62 метров. В нём 16 колонн без каннелюр, которые делят его на три прохода – центральный и два боковых. Коринфские капители, основания колонн и часть архитрава сделаны из пентелийского греческого белого мрамора.

Коринфская капитель портика Пантеона

Портик сбоку

Пол в портике, как и внутри Пантеона, сделан из разноцветного мрамора, выложенного в форме кругов и квадратов. Первоначально пол был выше уровня улицы на один метр, и в портик вела лестница из пяти ступеней , однако во время одной из реконструкции уровень земли перед храмом был поднят, и ступени оказались под землёй. Во время последней реставрации Пантеона они были открыты, но затем вновь засыпаны.

Пол в портике Пантеона

Фронтон (треугольное пространство над входом) портика был украшен рельефными скульптурами, сделанными вероятно, из позолоченной бронзы. Судя по отверстиям, обозначающим места креплений рельефа, это был орёл с лавровым венком, от которого развивались ленты. Орёл был символом апофеоза – обожествления или превращения смертного в бога, а ленты – символом божественного царства.

Двойная надпись на архитраве

Надпись на архитраве под фронтоном :
M·AGRIPPA·L·F·COS·TERTIVM·FECIT
(Марк Агриппа, сын Луция, консул три раза, создал [это здание])
Длина этой надписи составляет 22 метра, а высота– 70 сантиметров. Буквы были сделаны из металла в 1887 году и вставлены в оригинальные вырезанные для них лакуны.

В 202 году здание Пантеона было отремонтировано императором Септимием Севером и его сыном Каракаллой, что можно узнать из второй надписи , расположенной под большой. Сейчас эти две строки едва различимы:

IMP · CAES · L · SEPTIMIVS · SEVERVS · PIVS · PERTINAX · ARABICVS · ADIABENICVS · PARTHICVS · MAXIMVS · PONTIF · MAX · TRIB · POTEST · X · IMP · XI · COS · III · P · P · PROCOS
ET IMP · CAES · M · AVRELIVS · ANTONINVS · PIVS · FELIX · AVG · TRIB · POTEST · V · COS ·PROCOS · PANTHEVM · VETVSTATE · CORRVPTVM · CVM · OMNI · CVLTV · RESTITVERVNT
(Император Цезарь Луций Септимий Север Пий Пертинакс, победитель Аравии, победитель Адиабены, великий победитель Парфии, великий понтифик, 10 раз трибун, 11 раз император, 3 раза консул, отец отечества, проконсул, и император Цезарь Марк Аврелий Антонин Пий Феликс Август, 5 раз трибун, консул, проконсул, бережно восстановили Пантеон, разрушенный временем).
Вероятно, для большей чёткости эта надпись была обведена красной краской.

Крыша портика

Потолок левой части портика Пантеона

Потолок правой части портика Пантеона

Двускатная крыша портика поддерживается деревянными балками, которые крепятся к аркам, опирающимся на внутренние колонны. До 1625 года у портика был бронзовый кессонный потолок , переплавленный папой Урбаном VIII.

Второй фронтон обозначен на стене лишь рядом кирпичей

Портик не подходит по размеру к основному зданию, что хорошо видно по наличию второго фронтона. Его можно увидеть, только если отойти и посмотреть на портик с угла. Одна из версий, объясняющих эту странность, гласит, что первоначально портик должен был быть выше и должен был стоять на монолитных гранитных колоннах 50 римских футов высотой (весом 100 тонн) с коринфскими капителями в 10 римских футов. Однако, после того как колонны нужного размера доставить не удалось, строителям пришлось изменить проект. В результате были установлены 8 колонн из розоватого и 8 колонн из серого гранита, вырезанные в в каменоломнях Монс Клаудианус (в 100 км от современной ). Каждая колонна была 39 римских футов высотой (11,9 м ), 5 футов (1,5 м) в диаметре, 60 тонн весом и имела капители высотой в 8 футов (2,8 м). От каменоломни до реки колонны тащили более 100 километров на деревянных волокушах, затем на барже, когда весной уровень воды в Ниле повысился, перевезли к Средиземному морю, где перегрузили на другое судно и доставили в римский порт Остия. Там их снова перенесли на баржи и по реке Тибр доставили в Рим. Колонны были выгружены недалеко от мавзолея Августа, откуда ещё около 700 метров их каким-то образом тащили до места строительства Пантеона. Мрамор такого цвета не добывали нигде в , поэтому одно только присутствие необычных «египетских» колонн в портике было символом необычайного могущества его создателя.

В дальней стене портика Пантеона по обеим сторонам от двери сделаны большие полукруглые ниши , в которых, вероятно, стояли статуи Октавиана Августа и Агриппы. В стенах за ними находятся две лестницы, ведущие в коридоры на втором и третьем ярусах Пантеона.

Ниша справа от главной двери пустая

В нише слева от центрального прохода находится дверь, в которую могут войти лишь члены папской академии изящных искусств

Большая двустворчатая бронзовая дверь , ведущая в целлу, которая когда-то была покрыта листами золота, является копией, сделанной при папе Пие IV (1559 – 1565). Она, вероятно, была похожа на дверь Пантеона Агриппы. Её размер составляет 7,53 х 4,45 метра.

Вход в Пантеон

Дверь открытая

Дверь закрытая

Лестница, ведущая в портик, и невидимый с узкого пространства площади купол, создавали у смотрящего иллюзию, что он находится перед храмом в греческом стиле.

Боковая дверь

Ротонда (барабан с куполом)

4535-и тонный купол из римского цемента опирается на восемь полуциркулярных сводчатых арок. Толщина свода купола сокращается от 6,4 метра в самом низу (в «барабане») до 1,2 метра вокруг отверстия «окулуса». Материалы, использовавшиеся в бетонных блоках купола, отличаются – если в самом широком месте в качестве зернистого наполнительного материала был использован тяжёлый травертин, то выше – керамические плитки и горшочки, а в самом верху – лёгкие и пористые туф и пемза. В самой высокой точке купола кольцо из клинчатого кирпича окружает окулус диаметром 8,92 метра, на котором сохранился оригинальный бронзовый ободок. Окулус, если бы он был заделан, был бы самой слабой точкой всего потолка ротонды, которая бы, кроме того, создавала чрезмерную нагрузку на опоры.

Размеры Пантеона

Окулус

Безопорный идеально полусферический купол Пантеона диаметром 43,44 метра – это один из наиболее выдающихся примеров человеческой гениальности. До сих пор он является самым большим в . Например, диаметр купола собора Святого Петра составляет 42,52 метра, диаметр купола собора Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции – 41,47 метра (хотя главная диагональ восьмигранника больше – 44,97 метра). Только в 1881 году в английском Девоншире была построена Королевская больница с куполом 44,2 метра.

Кирпичные арки , облегчающие давление, можно увидеть снаружи – они выглядят как огромные заделанные окна. Подобные арки есть не только в куполе, но и по всему зданию, например, над нишами. Все они были первоначально скрыты: внутри – мраморной облицовкой, а снаружи – покрытием из камня или штукатуркой.

Кирпичные арки снаружи

Высота ротонды от пола до окулуса равна её диаметру в нижней части (43,44 метра). Таким образом, её можно вписать в куб или же внутрь неё вписать сферу. В римских футах цифры выглядят более логично: диаметр Пантеона 150 футов, окулус — 30 футов, высота двери – 40 футов.

В 1747 году Паоло Пози по заказу папы Бенедикта XIV отреставрировал широкий архитектурный пояс с четырнадцатью поддельными окнами ниже купола так, что он перестал походить на оригинал. В 1930 году два окна справа от алтаря (выше последней ниши-портика справа) были отреставрированы по рисункам и схемам времён Ренессанса.

Небольшая часть отреставрированного оригинального пояса

Основным строительным материалом Пантеона является цемент , изобретённый римлянами. Технология его производства была забыта после падения Римской империи и была восстановлена лишь через тысячу лет. При этом такое же широкое использование цемента как в древности началось лишь в конце XVIII века.

К северному фасаду ротонды была пристроена большая базилика, посвященная Нептуну . От неё на внешней стене остались лишь небольшие фрагменты — скульптуры , трезубцев и . Базилика была построена Агриппой в 25 году до н.э. в честь победы, которую он одержал в битве при мысе Акций. Это был не храм, а, скорее, место для встреч и совещаний. Эта базилика находилась между Пантеоном и банями, также построенными Агриппой (см. модель выше).

Базилика Нептуна практически сливается с барабаном Пантеона

Базилика находилась с противоположной от портика стороны

Алтарь? в центральной нише базилики

В день Святой Троицы через окулус на прихожан рассыпают лепестки роз , что символизирует сошествие Святого Духа.


Интерьер

Потолок ротонды должен был, вероятно, символизировать небесный свод , пол – землю, а по сторонам в арках и на «небе» в окнах должны были стоять статуи богов. Через окулус Пантеон освещается, охлаждается и проветривается.

Потолок купола кессонный и состоит из пяти рядов по 28 кессонов, облегчающих вес свода. Их равное и равномерное распределение по потолку являлось для античных строителей сложной задачей, поэтому принято считать, что такая схема имела либо числовое, либо геометрическое, либо астрономическое символическое значение. Возможно, число 28 было использовано потому, что оно считалось идеальным – его можно получить, сложив 1+2+3+4+5+6+7 (7 – число идеала, потому что существует только 7 планет, видимых невооружённым глазом). Первоначально в кессоны могли быть встроены бронзовые звёзды, розетки или иные орнаменты.

Кессонный потолок и часть пояса

Кессоны также облегчают свод над наружной дверью

Пол , сделанный из полихромного мрамора с включением египетского порфира и гранита, большей частью оригинальный. Как и в портике, здесь выложены квадраты и круги в больших квадратах. По-видимому, круги символизировали небесную сферу, а квадраты – земную. Круг в квадрате это также упрощённая схема самого Пантеона. В центре, под окулусом, в полу сделано 22 маленьких отверстия для отвода дождевой воды. Как и в греческом Парфеноне, пол в центре (точнее, в 2 метрах к северо-западу от центра) на 30 сантиметров выше, чем по краям, что должно было символизировать изгиб горизонта.

Пол под куполом

Часть пола под окулусом, в которая сделаны отверстия для слива, огорожена

В Пантеоне есть семь глубоких ниш – в центральной эскадере (полукруглой нише напротив входа), находится главный престол, а в боковых – часовни. Каждая из часовен (две полукруглые и четыре прямоугольные) отделена от главного зала двумя колоннами с каннелюрами высотой 8,9 метра (всего колонн внутри 14). Они сделаны из монолитного тунисского жёлтого мрамора. Между ними с каждой стороны находится четыре небольшие эдикулы (ниши) с портиками, обрамлённые двумя колоннами по сторонам и полукруглым или треугольным фронтоном сверху. И большие и малые ниши были сделаны строителями Пантеона, вероятно, для статуй богов, и впоследствии были приспособлены для нужд христианского храма.

Главный алтарь

Копия иконы VII века

Внутреннее устройство Пантеона, его освещение и ориентация, могли быть связаны с этрусской мифологией . Например, в «Этрусской Дисциплине» боги были выстроены в определённом порядке и ориентированы по сторонам света. Это наглядно видно по бронзовой «печени из Пьяченцы» II века до н.э., которая разделена на 16 секторов, занимаемых шестнадцатью этрусскими богами. В римском пантеоне богов было намного больше, но храм Пантеон был разделён только на 16 секторов . Благодаря движению солнца внутри Пантеона освещались всего три ниши и три окна у входа (т.е. с севера). Остальные не освещались солнцем никогда. Наиболее любимыми в Римском империи были боги северной части неба и, особенно, Рома. Южная часть Пантеона, которая никогда не освещалась, должна была быть посвящена хтоническим (подземным) богам.

Вид на главный алтарь справа

Мозаика XVIII века над главный алтарём

Современный главный престол был создан при папе Клименте XI (1700 – 1721) архитектором Алессандро Спекки. Во время этих работы были найдены мощи Святых Разия и Анастасия . Они были помещены в средневековый бронзовый ящик и демонстрируются верующим только во время больших религиозных праздников. Также при Клименте XI в полукуполе главной эскадеры на месте фрески Джованни Гуэрра XVI века из плиток золота и лазурита была сделана мозаика. Над главным алтарём закреплён список с византийской иконы VII века , на которой изображена Богоматерь с младенцем. Она была подарена императором Фокой папе Бонифацию IV по случаю превращения языческого Пантеона в христианский храм. Копия заменила оригинал в начале XX века. Деревянные хоры работы Луиджи Полетти были поставлены за алтарём в 1840 году.

Вид на главный алтарь слева

Центральная ниша пантеона — «апсида»

Расположение часовен и портиков. За нишами, в которые ведут зелёные двери, находятся лестницы

Часовни

Первая справа – это часовня Благовещения , в которой находится одноимённая фреска, авторство которой приписывается Мелоццо да Форли. Справа от неё висит картина «» (1633) Пьетро Паоло Бонци, а слева – « » (1645 — 1650) Клемента Майоли. Внутри часовни также стоят две мраморные скульптуры ангелов ( и ), а в нишах в правой и левой стенах находятся четыре мраморных – всё это работы школы Бернини от 1696 года.

«Благовещение» Мерлоццо да Форли

Часовня Благовещения

Вторая часовня справа первоначально была посвящена Святому Духу , однако в конце XIX века здесь был похоронен король Италии Виктор Эммануил II (1820 – 1878). Его гробницу в 1885 году начал строить архитектор Манфредо Манфреди. Она выглядит как большая бронзовая плита, на которой сидит римский орёл. Золотая лампа над гробницей горит в память о короле Викторе Эммануиле III, умершем в изгнании в Александрии в 1947 году.

Гробница Виктора Эммануила II

Гробница Виктора Эммануила II издалека

В центре третьей часовни справа висит картина «Милосердная Дева Мария между Святым Франциском и Святым Иоанном Крестителем». Она была выполнена неизвестным представителем Умбрийской живописной школы XV века. Картина также известна как «огороженная Мадонна», поскольку первоначально она висела в нише в левой стене внешнего портика, в которой для безопасности она была огорожена решёткой. В какой-то период времени она была перенесена в часовню Благовещения, а после 1837 года – на своё сегодняшнее место. На правой стене этой прямоугольной часовни висит картина « » (1750), которая принадлежит кисти неизвестного автора. Здесь же встроена бронзовая надпись с благодарностью папе Клементу XI за реставрацию Пантеона. В полу находится ещё .

Фреска XV века

Часовня с «огороженной Мадонной». В портике справа скульптура Св. Анны и Богородицы, слева — Св. Анастастия

Красивая капитель на пилястре внутри часовни

Первая слева – это часовня Святого Иосифа в Палестине . Она является часовней братства Ценителей искусства в Пантеоне («виртуози»), которое сформировалось к XVI веку из лучших художников, архитекторов и музыкантов Рима. Среди первых членов были: архитектор Антонио да Сангалла младший, скульптор Джованни Мангоне, художник Таддео Цуккаро, художник Доменико Беккафуми и скульптор Фламинио Вакка; позже присоединились архитектор Лоренцо Бернини, художник Пьетро да Кортона, скульптор Алессандро Альгарди и многие другие. Эта организация существует до сих пор под названием «Папская академия изящных искусств» (Academia Ponteficia di Belle Arti) и располагается во дворце Канчеллерия. В этой часовне стоит алтарь , покрытый искусственным мрамором, на котором установлена статуя Святого Иосифа с младенцем Иисусом скульптора Винченцо де Росси (1525 – 1587). По обеим сторонам от неё висят картины, написанные Франческо Коцца в 1661 году: «» слева и «» справа. Лепной рельеф слева – « » Паоло Беналья, рельеф на противоположной стене – « » Карло Мональди. Во втором ряду в этой часовне висит пять картин XVII века (слева направо): « » Людовико Джиминьяни, « » Франческо Роза, « » Джованни Перуццини, « » Луиджи Гарци и «Эритрейская сивилла» Джованни Андреа Карлоне. В нижнюю часть часовни встроены в память о похороненных здесь Фламинио Вакка, Таддео Цуккаро и Пьетро Бонаккорси. Также здесь покоятся композитор Арканджело Корелли и архитектор Якопо Бароцци.

Статуя Св. Иосифа с младенцем Иисусом Винченцо де Росси

Алтарь со скульптурой

Часовня Виртуози издалека

Вторая часовня слева изначально была посвящена Святому Михаилу Архангелу , затем перепосвящена Святому Апостолу Фоме. Сейчас в ней похоронен король Италии Умберто I (1844 — 1900) и его жена Маргарита Савойская (1851 – 1926). Эта королева знаменита тем, что по случаю её приезда в Неаполь местные повара придумали пиццу «Маргарита» с цветами итальянского флага (белый – моцарелла, красный – помидоры и зелёный — базилик). Начал строительство этой гробницы архитектор Джузеппе Саккони , а завершил после его смерти его ученик Гвидо Чирилли. Она представляет собой выгнутый по форме ниши большой бронзовый лист, в который встроена алебастровая плита. Справа и слева от неё стоят женские фигуры – одна является аллегорией на (работа Эудженио Макканьяни), другая – на (работа Арнольдо Дзокки). Между колоннами установлен порфирный алтарь с « », на которой лежат символы королевской власти, созданный Гвидо Чирилли. Поддержанием в порядке обеих королевских гробниц занимается Национальный институт почётных стражей при королевских гробницах, основанный в 1878 году.

Гробница Умберто I и его жены

Гробница Умберто I издалека

Алтарь перед гробницей

Следующая – часовня Распятия . Она не отделана мрамором, как остальные, поэтому в ней видна римская кирпичная стена и кирпичная арка. На алтаре в центре стоит большой деревянный крест с распятием, сделанный в XV веке. На левой стене висит картина «» (Пьетро Лабруци, 1790), а на правой стене – барельеф «Кардинал Консальви представляет папе Пию VII пять провинций, возвращённых Святому Престолу», который был сделан в 1824 году датским скульптором Бертелем Торвальдсеном (сейчас отсутствует). Перед барельефом стоит маленький .

Распятие

Часовня Распятия издалека (в портике слева от него гробница Рафаэля, а справа — статуя Св. Разия)

Схема Пантеона — все портики и часовни (её можно распечатать и взять с собой)

Эдикулы с портиками

В первом портике справа от входа находится двойная фреска: «Пояс Богоматери » (сверху) и «Святой Николай из Бари» (1686; снизу).

Пояс Богородицы и Святой Николай из Бари

Двойная фреска издалека

Во втором портике справа можно увидеть фреску XV века Тосканской школы живописи, на которой изображено Коронование Богоматери.

Коронование Богородицы

Фреска издалека

В третьем портике стоит скульптура Лоренцо Оттони (1658 — 1736) «Святая Анна и Богородица ».

Святая Анна и Богородица

Статуя издалека

В последнем с этой стороны, четвёртом, портике находится статуя Святого Анастасия (1725) скульптора Бернардино Каметти.

Святой Анастасий

Слева от статуи находится главный алтарь, а справа — часовня Девы Марии

В первом портике с левой стороны от главного входа находится картина «Успение Девы Марии» (1638) Андреа Камассеи.

Успение Девы Марии

Слева от картины главный вход, а справа — часовня Виртуози

Во втором портике слева стоит статуя Святой Агнессы работы Винченцо Феличи (XVIII век). По обеим сторонам от портика сделаны овальные ниши. Правая пустая, а в левой находится начала XVI века Бальдассаре Перуцци, созданный по гипсовому портрету Джованни Дюпре.

Святая Агнесса

Справа от статуи видна гробница Умберто I

В третьем портике стоит саркофаг , в котором покоится прах великого художника XVI века Рафаэля Санти. Этот саркофаг был знаком уважения папы Григория XVI. Надпись на нём гласит: «ILLE HIC EST RAPHAEL TIMUIT QUO SOSPITE VINCI / RERUM MAGNA PARENS ET MORIENTE MORI» («Здесь покоится Рафаэль, которым мать всех вещей [природа] боялась быть превзойдённой когда он жил, и умирала, когда он умирал»). Этот эпиграф был написан кардиналом Пьетро Бембо. В нише над саркофагом стоит статуя женщины с ребёнком, известная как «Мадонна-дель-Сассо » (Богородица Горы), поскольку одной ногой она опирается на валун. Рафаэль заказал её венецианцу Лоренцо Лотто в 1524 году. Справа и слева от статуи сделаны две небольшие округлые ниши, в одной из которых стоит работы Джузеппе Фабиса (1833). Невеста Рафаэля Мария Биббьена , скончавшаяся до свадьбы, похоронена справа от его гроба (хотя его письма свидетельствуют о том, что, несмотря на нажим кардинала, Рафаэль был решительно настроен не жениться на ней). Здесь висят две таблички – в память о Марии и о художнике Аннибале Карраччи, которого похоронили здесь в 1609 году по его собственному желанию. Оформление этого портика было разработано в 1811 году Антонио Муньосом.

Гробница Рафаэля с надписью

Гробница Рафаэля всегда окружена туристами

Гробница Рафаэля издалека

В четвёртом портике слева стоит статуя Святого Разия (1727) работы скульптора Франческо Модерати.

Святой Разий

Слева от скульптуры находится часовня Распятия, а справа — главный алтарь

Пантеон как солнечные часы и символ апофеоза

Поскольку назначение Пантеона неизвестно, была выдвинута убедительная версия о том, что он был построен как символ апофеоза (вознесения на небо, к солнцу, причисления к сонму богов) императора и как символ божественной природы его власти. Для этого Пантеон был сделан в форме неточного гемицикла – солнечных часов, в которых не тень отбрасывается на освещённое пространство, а солнечный свет попадает в затемнённое помещение. Поскольку по Пантеону нельзя было определить точное время или день, он был лишь символом связи с солнцем.

Солнечные часы из Карфагена

Единственные природные источники освещения в Пантеоне это окулус и входная дверь. Вход с погрешностью в 5,5 градусов ориентирован на север, поэтому солнечные лучи могут проникать внутрь Пантеона только через окулус.

В полдень солнечные лучи всегда находятся на меридиане – линии, ведущей от окулуса к входной двери.

В истинный полдень солнечные лучи через окулус падают:

— во время осеннего равноденствия 23 сентября и весеннего равноденствия 21 – примерно две трети солнечного пятна приходятся на пояс с фальшивыми окнами и одна треть – на кессонный потолок. В это время лучи падают под углом 48 градусов.
— во время зимнего солнцестояния – на ровное пространство выше кессонов над дверью. В это время лучи падают под углом 24 градуса.
— во время летнего солнцестояния 21 – на пол, но никогда не достигают центра потому что солнце на широте Рима не бывает в зените. В это время лучи падают под углом 72 градуса.

Падение солнечных лучей через окулус в разные сезоны

Таким образом, точка, освещаемая полуденным солнцем, движется по меридиану от пояса вверх, достигает максимальной высоты в день зимнего солнцестояния, и затем начинает двигаться вниз, достигая минимальной позиции на полу Пантеона в день летнего солнцестояния, после чего вновь начинает движение вверх. Поэтому осенью и зимой солнечное пятно в любое время дня находится выше середины пояса с окнами, а летом и зимой – ниже.

Солнечное пятно в середине сентября

21 апреля – в день основания Рима в полдень солнечные лучи падают под углом 60 градусов прямо на входную дверь, создавая так называемую «арку света » (по другим данным истинная арка света образуется между 7 и 10 апреля – во время празднеств в честь Кибелы или Магна Матер). Когда римляне, находившиеся внутри Пантеона, смотрели через арку света наружу, то они видели стоявший невдалеке прямо напротив мавзолей императора Августа. Кроме того, император мог праздновать день основания Рима в Пантеоне и тогда он входил внутрь вместе с солнцем, что также могло создавать символическую связь между человеком и богом (идея правителя-богочеловека могла быть позаимствована у египтян). Идеальное совпадение круга света из окулуса и полукруглой арки над дверью возможно благодаря тому, что их диаметр идентичен. Второй раз «арка света» повторяется между 2 и 5 сентября , когда проходило чествование Юпитера Оптимуса Максимуса – одного из античной капитолийской триады. В дни, когда создаётся «арка света», солнечные лучи проникают также за дверь, в портик, освещая часть пола – там, где находится первый от входа квадрат с вписанным кругом.

Между весенним и осенним равноденствиями полуденное солнечное пятно можно увидеть снаружи через решётку над дверью.

Решётка над дверью в Пантеон

Входная дверь изнтури

Похожим образом был построен восьмиугольный зал в Золотом доме Нерона. У него также есть окулус, а четыре его стороны ориентированы точно по сторонам света, поэтому в полдень солнечный круг освещает северный вход в это здание. Зал был построен таким образом, что 13 , в день, когда Нерон стал императором, солнце начинало движение вверх по его стенам, а с начала марта двигалось вниз. Это делалось для создания ассоциации между Нероном и солнцем. Функции этого зала, как и функции Пантеона, точно не известны.

Кто похоронен в Пантеоне

В третьем портике слева художники Рафаэль Санти и Аннибале Карраччи, невеста Рафаэля Мария Биббьена.

В первой часовне слева: Фламинио Вакка, Таддео Цуккаро, Пьетро Бонаккорси, композитор Арканджело Корелли, архитектор Якопо Бароцци.

Во второй часовне слева: король Италии Умберто I и его жена Маргарита Савойская.

Во второй часовне справа: король Италии Виктор Эммануил II.

Также: художники Джованни да Удине и Перино дель Вага, архитектор Бальдассаре Перуцци.

Кроме того, здесь хранятся мощи Святых Разия и Анастасия.

Достопримечательности поблизости: базилика Сан-Эустакио-ин-Кампо-Марцио (8-18 в.), церковь Сант-Иво-алла-Сапиенца (1662), базилика Санта-Мария-сопра-Минерва (1370), с , палаццо Джустиньяни (16 в.), церковь Санта-Мария-Маддалена (1699)


Полезная информация о Пантеоне в Риме

Где находится:
В старой части Рима; недалеко от площади Навона

Как добраться:
Ближайшая станция метро – Барберини (Barberini, линия А) находится в полутора километрах от Пантеона.

Автобусы 30, 70, 81, 87, 130F, 492, 628, N6 или N7 до остановки Senato.

Ближайшая остановка туристического автобуса – Vaticano.

Путеводители утверждают, что Пантеон – единственное здание Древнего Рима, не превратившееся в руины и сохранившееся в целости до наших дней. Путеводители слегка лукавят: стоит разобраться, что именно сохранилось, потому что даже неискушенному глазу видно, что нынешний Пантеон не похож на древнеримский храм.
Как ни странно, самой древней частью пантеона является надпись на фронтоне: «Марк Агриппа, сын Луция, консул в третий раз, построил это», но эта надпись не совсем соответствует действительности. Марк Випсаний Агриппа, друг императора Октавиана Августа, муж его дочери, а главное – самый талантливый полководец Октавиана, действительно построил на этом месте храм, посвященный Марсу и Венере, покровителям древнего рода Юлиев, к которому номинально принадлежали Октавиан и Агриппа; первый - по праву усыновления; второй – по факту женитьбы на дочери первого.

Вот ведь как забавно: первые лица государства были людьми не слишком благородного происхождения, грубо говоря – выскочки, и не вредно им было лишний раз подчеркнуть свою, даже номинальную принадлежность к одному из лучших родов Рима. Кстати, Пантеон был воздвигнут в 27 году до н.э. в ознаменование победы в битве при мысе Акций, то есть разгрома Марка Антония и Клеопатры.


На фронтоне здания и была сделана эта надпись: «Марк Агриппа, сын Луция…», а внутри храма. около входа, стояли статуи Октавиана Августа и Агриппы. Но… Этот храм простоял очень недолго и сгорел в 80 году. Великолепное некогда здание пытались восстановить последовательно несколько римских императоров, но удалось это сделать только Адриану. Люди, поверхностно знакомые с историей Древнего Рима, об императоре Адриане знают только то, что он «был нетрадиционной сексуальной ориентации и весьма благосклонен к своему красавцу-рабу Антиною». Однако, помимо этого, Адриан был хорошим воином, хорошим администратором, страстным путешественником и – главное – тонким интеллектуалом. Из длинного ряда римских императоров, бывших до него и после, Адриан выделяется подлинной и неподдельной страстью к искусству(были конечно, и у него недостатки, но сейчас – не о них речь).


Здание, построенное при Адриане(125г.) – Пантеон Всех Богов – намного превзошло первоначальную постройку по грандиозности замысла и исполнения; однако император проявил скромность и, нигде не упомянув своего имени, приказал на фронтоне здания снова высечь надпись: «Марк Агриппа, сын Луция, консул в третий раз, построил это».

Сейчас путеводители часто указывают, что внешний вид Пантеона не оправдывает ожиданий людей, которые его видят в первый раз: слишком скромен и неприметен. Якобы, Пантеон – это «вещь в себе», которую оценить можно только изнутри. Это не соответствует действительности: построенный во времена Адриана храм был великолепен и снаружи. Он гордо возвышался на открытом месте, к его входу поднималась широкая величественная лестница, и весь он сиял бронзовыми позолоченными деталями украшений.
За прошедшие века поднялся уровень земли, и храм оказался на одном уровне с окружающими его домами, коих настроили столько, что Пантеон оказался зажат между ними так плотно, что, выйдя на площадь, буквально упираешься в него носом. Какое уж тут величие!

Кроме того, позолоченная бронза украшений Пантеона обладала большой ценностью и постепенно была разграблена. Первым приложил руку к разграблению Пантеона византийский император Констант II: по его приказу с храма была снята позолоченная бронзовая черепица. Неизвестно, кто и когда снял украшавшую фронтон бронзовую квадригу; был снят барельеф, изображавший битву богов с титанами; пропал гигантский бронзовый орел в короне; и, наконец, уже в 17 веке по приказу папы римского Урбана VIII были сняты бронзовые стропила и бронзовый декоративный потолок.
Интересно, что следы награбленной в Пантеоне бронзы всегда теряются: корабли Константа II были захвачены сарацинскими пиратами; бронза, снятая Урбаном VIII, неизвестно, то ли была использована на колоссальный бронзовый киворий в Соборе Святого Петра, то ли перелита на пушки для форта Святого Ангела; квадрига вдруг выплывала из мусора и снова пропадала…


Не только внешний вид Пантеона – интерьер его также изменился за прошедшие два тысячелетия. С одной стороны, Пантеону повезло: его не разграбили полностью, потому что он всегда был действующим храмом – сначала римским, затем христианским. Но с другой стороны… В 609 г. византийский император Фока передал Пантеон папе римскому Бонифацию IV; папа освятил храм, и стех пор он стал католической церковью»Святой Марии и мучеников», или «Санта-Мария дела Ротонда». Но звание христианской церкви обязывает: из Пантеона выбросили статуи языческих божеств и все, что напоминало о поклонении им; вместо этого появились росписи на евангельские сюжеты и статуи христианских святых.


Поскольку христианской церкви положена колокольня, то ее пристроили когда-то к Пантеону; а когда она обветшала, по заказу того же папы римского Урбана VIII Бернини пристроил Пантеону две небольших колоколенки.

Сейчас принято имя Бернини произносить не иначе, как с придыханием; в тихом восторге восклицать: «Великий гений барокко!» Но римляне 17 века оценили его произведение иначе: в народе за колокольнями закрепилось стойкое прозвище «ослиные уши». «Уши» эти существовали до конца 19 века, пока их, наконец, не убрали, вернув Пантеону прежний строгий римский облик.


Что же осталось от древнеримского Пантеона? Стены, колонны и купол. И даже это не сохранилось полностью: мраморная облицовка стен частично была переделана, частично затем реставрирована; пара колонн куда-то пропала… Бронзовые позолоченные входные двери тоже затерялись в веках; нынешние, тоже достаточно древние, существуют с 15 века.


Единственная часть Пантеона, на которую не замахнулась ничья кощунственная рука, которая неизменно существует с начала 2 века нашей эры – это купол. Диаметр купола – 43,3 метра; это чудо инженерного гения древних смогли повторить строители Европы только через 13 столетий. Купол Пантеона – единственный в своем роде еще и потому, что это – самое большое в мире сооружение из НЕАРМИРОВАННОГО бетона. Армированных, то есть с металлическим каркасом внутри, который и держит на себе вес сооружения – таких сколько угодно, а вот неармированных, да еще такого размера, больше в мире нет.


Нетронутым осталось и «око» Пантеона – девятиметровое отверстие в куполе, единственный источник освещения храма(в Пантеоне не темно: для человеческого глаза освещения вполне достаточно; но фотоаппарат уже начинает капризничать и выдает снимки не очень хорошего качества). Через это отверстие в Пантеон проникает солнечный свет, дождь, а также потоки космических энергий, которые, как говорят, связывают Пантеон с ноосферой Земли и всем космосом.
У купола Пантеона есть еще одна интересная особенность: если полусферу купола мысленно продолжить, создав полную сферу, то нижняя точка этой сферы будет расположена на полу точно в центре Пантеона. Представьте, что вы стоите: на полу, но полностью внутри этой сферы, и льются на вас потоки космической энергии, божественное благоволение… и вы слышите песнопения ангелов… или музыку сфер – кому что по вкусу. Примерно так...

Не помню точно, знала ли я об этой особенности во время посещения Пантеона, но вдруг у меня появилось желание найти центр здания и постоять там. Найти нелегко: здание огромно, внимание рассеивается обилием ниш, скульптур… Может быть, это – центр?

Нет, еще немного пройти вперед… Вот это, наконец - центр.

Постояла. Ничего не ощутила. Или время неподходящее, или центр неправильно вычислила.
А сейчас – то, с чего, может быть, следовало начинать. Пантеон – само это слово в нашем современном понимании обозначает место захоронения известнейших людей, цвета нации. И больше, пожалуй, известен этим Парижский Пантеон; построен он был, в подражание Римскому Пантеону, значительно позже, но французы за 3 столетия захоронили там множество выдающихся личностей. Римскому Пантеону повезло меньше: из сколько-нибудь знакомых нам, неитальянцам, знаменитостей, похороненных в Пантеоне, можно назвать только Рафаэля Санти и смутно знакомое имя Перуцци.

В конце 19 века казалось, что это положение изменится: там был захоронен первый король объединенной Италии Витторио Эммануэле II ,

Его сын, тоже король, Умберто I ,

жена Умберто Маргарита Савойская. На этом традиция захоронения в Пантеоне августейших особ прервалась. Секрет этого прост: Виктор-Эммануил II был неплохим человеком и неплохим королем; Умберто I уже сумел ввязаться в колониальные войны в Эфиопии и Сомали, не послужившие славе Италии и сделавшие его непопулярным. А Витторио Эммануэль III после захвата Муссолини власти в Италии, не возражая, принял положение «карманного короля» и «друга дома» дуче; подарки, которые ему Муссолини щедро дарил, принимал: титул Императора Эфиопии; титул Короля Албании; звание Первого Маршала Империи; и молчал… молчал… молчал… К концу Второй мировой войны оказался в Эфиопии и там умер в 1947 году, не возвращаясь в Италию. Его сын, Умберто II, прозванный «майским королем», вообще царствовал один месяц, а затем итальянский народ на референдуме отменил монархию и провозгласил Италию республикой. Ясно, что двух последних королей в Пантеоне уже не хоронили – не заслужили.


Во время пребывания в Пантеоне я обратила внимание, что время от времени кто-то подходит к известному ему месту, достает какую-то книгу – очевидно, книгу посетителей, и делает запись. Вечером спросила об этой книге у гида; она ответила: «И Вы могли сделать запись в этой книге». Я не сожалею, что не отметилась в книге посетителей: мое имя ничего не добавило бы к славе Пантеона. Не знаю, о чем пишут эти люди: о своем преклонении перед инженерным гением древних римлян, построивших Пантеон; о восхищении результатами труда Рафаэля и других мастеров Возрождения, превративших Пантеон в величественный христианский храм; или же, наконец, они выражают свою благодарность королю-объединителю Италии «отцу отечества» Витторио Эммануэле II. Кто знает…

У слова «пантеон» есть несколько определений, так или иначе связанных между собой, в данной статье подробно разобраны все его значения.

Что такое пантеон?

Слово "пантеон" происходит от греческого pan ("все") и theos ("бог"), что является общим наименованием для всех богов, относящихся к какой-либо религии или мифологии. и римляне так называли храм, посвященный всем божествам. Также такое определение подходит для обозначения монументального здания, строения, где покоятся выдающиеся личности. Чаще всего данное слово употребляется для обозначения группы богов той или иной мифологии (шумерской, греческой, римской, египетской, славянской и других). Верованиям древних цивилизаций, в отличие от более современных религий, свойственно большое количество божеств, относящихся к разным сферам жизни общества.

Пантеон в Риме

На вопрос «что такое пантеон» в Риме наверняка ответят «храм всех богов». Это уникальная достопримечательность современной столицы Италии, архитектурный шедевр Древнего Рима. Он был воздвигнут во времена правления в 126 году н. э., в период последнего расцвета Империи. Римский пантеон стал реконструкцией "храма всех богов", который построил Марк Агриппа. Его имя как первого строителя увековечено на здании. Это самый масштабный купольный храм той эпохи, и вплоть до XIX века его не могли превзойти. Пантеон в Риме (фото представлено в статье) является образцом купольной архитектуры храмов. Многие пытались его скопировать, но не смогли обойти его в масштабности и величии. Он выглядит весьма массивно. Монолитные глухие стены по всему периметру переходят в передний портик, состоящий из двух рядов гигантских колонн, целиком вытесанных из гранита. Купол Пантеона является чудом инженерного искусства того времени. Он выполнен в виде правильной полусферы, его диаметр составляет 43 м, высота купола равна высоте стен. В центре купола находится так называемый глаз Пантеона - огромное круглое окно диаметром 9 м. Он является единственным источником света в ротонде - основной зале Пантеона. Вдоль ротонды находятся ниши, в которых изначально были статуи верховных римских божеств, а ныне - захоронения известных личностей и алтари. Когда Рим принял христианство, Пантеон был заброшен, а позолоченное бронзовое покрытие купола и портика забрали на другие храмы. Позже, в 609 году н. э., римский Пантеон отдали под христианский храм. С того времени в нем начали хоронить выдающихся деятелей культуры и искусств, а также членов королевских семей. Там находится, к примеру, усыпальница Рафаэля, первого короля Италии Виктора Эммануила II и других.

Боги Древнего Рима

Одна из версий ответа на вопрос: «Что такое пантеон?» - это совокупность божеств той или иной мифологии, в данном случае речь пойдет о римской. Ведь именно в честь богов древности построили такое чудо, как римский Пантеон, о котором говорилось ранее. Римляне были невероятно практичны и перенимали лучшее от различных народов, соседних или покоренных. Богов основного пантеона они переняли у древних греков и, переименовав, вписали их в свои основные догмы. В отличие от древнегреческих, у древнеримских божеств не было своего Олимпа, они зачастую изображались в виде символов. Юпитер, Марс и Квирин составляли главную триаду пантеона, отражающую три главных функции общества: религиозно-жреческую, военную и хозяйственную. Помимо них был целый сонм других богов, низших божеств и духов. Различные боги покровительствовали всем сферам человеческой жизни и окружающей среды. Были, например, лесов, охоты, плодородия, земледелия, скотоводства, домашнего очага; боги, которые оберегали жизнь, помогали в родах, заботились о детях, хранили брак и множество других. Из наиболее известных: Янус - сотворивший мир и человеческий род, Юпитер - верховный, покровитель императоров, Плутон - бог смерти и подземного царства, Нептун - бог морей и всего водного пространства, Вулкан - покровитель кузнечного ремесла и бог огня, Марс - воинственный, хотя изначально он был богом плодородия. Считается, что он отец Ромула и Рема - основателей Рима, посему он признан его защитником и покровителем. Также известны Меркурий, Минерва, Венера, Бахус, Феб, которые входили в основной пантеон

Древняя Греция

В древнегреческой мифологии очень важной составляющей является своеобразная и запутанная генеалогия. Также важен хронологический порядок развития событий. Изначально был Хаос как основа Вселенной, из которой с помощью Эроса появились Уран и Гея (небо и земля), они стали супругами. От них родились великаны и циклопы, которых Уран низверг в Тартар. Следом родились титаны, наиболее известные из которых: Фемида (богиня правосудия), Мнемосина (богиня памяти), Океан, Рея и Кронос, который стал править миром и женился на Рее. Согласно пророчеству его должны были низвергнуть собственные дети, поэтому он проглатывал всех рожденных своих детей. Но жена его спасла младшего, Зевса, которого она спрятала. Когда Зевс вырос, он заставил отца вернуть других проглоченных детей. Далее была война между богами и титанами, в которой Зевсу и другим богам помогли выиграть великаны и циклопы, которых он вернул из Тартара. Зевс стал верховным богом небес, грома и молний, властвующим над всем сущим. Вместе со своими братьями и сестрами он обитал на священной горе Олимп. Греческий пантеон состоит из двенадцати главных сам Зевс, Посейдон (бог морей), Гера (его жена, богиня брака и семьи), Аид (бог царства мертвых), войны), Афродита (жена Ареса, богиня любви и красоты), Афина (богиня мудрости), Деметра (богиня плодородия), Гефест (бог кузнецов и ремесленников), Артемида (богиня охоты), Гермес и красноречия), Дионис (бог виноделия). Помимо них также существуют другие божества, духи, нимфы.

Заключение

В данной статье получен развернутый ответ на вопрос: «Что такое пантеон?» - на основных его примерах. Конечно, помимо греческого и римского пантеонов, существуют также египетский, шумерский, славянский и множество других в культурах и мифологиях различных народов. Они достойны изучения и пристального внимания, однако их детальному разбору следует посвятить отдельную статью.