Ростральные колонны. Васильевский остров - стрелка, ростральные колонны, биржа Как называются колонны на васильевском острове

В Древнем Риме существовал обычай: в честь морских побед возводили триумфальные колонны, украшенные рострами (носами) вражеских кораблей. В Петербурге Ростральные колонны были сооружены в 1810 году по проекту французского архитектора Тома де Томона. У основания колонн появились аллегорические скульптуры, олицетворяющие четыре русские реки: Неву и Волхов, Днепр и Волгу.

Сам Тома де Томон писал, что «база каждой колонны украшена огромными фигурами, которые символизируют божества моря и коммерции». Однако такое рациональное объяснение не слишком понравилось почтенной петербургской публике. Гораздо романтичнее выглядело сравнение с великими русскими реками, оно и закрепилось в истории.

Волгу олицетворяет статная женская фигура. Она основательна, массивна, даже несколько тяжела. Лицо ее серьезно, без намека на любое проявление легкомыслия. Однако Волгу по-другому трудно и представить: полноводная река-труженица, река-кормилица – она и должна выглядеть сильной и уверенной в себе.

Скульптура выполнена из белого пудостского камня (этот известняк добывали на реке Пудость в Гатчине). Автором проекта был сам Тома де Томон, а вот воплотил его в камне каменотес Самсон Суханов, простой вологодский крестьянин-самоучка, обладавший великим художественным талантом.

Скульптуры Клодта на Аничковом мосту

В 1841 году Петербургский скульптор Петр Карлович Клодт работал над композициями скульптур «Конь с идущим юношей» и «Юноша, берущий коня под уздцы», которые должны были установить на набережной Невы напротив Академии художеств. Но после того, как набережную украсили сфинксы, отлитые бронзовые скульптуры поместили с западной стороны Аничкова моста, ближе к Адмиралтейству. А с восточной стороны поместили их временные копии из гипса, которые планировалось заменить на бронзовые фигуры. Петр Клодт отлил скульптуры из бронзы, но прошло почти десять лет, прежде чем композиция была завершена. Коней несколько раз дарили и они украшали то один, то другой дворец.

Скульптура "Елисей Котович Питерский"

Скульптура обаятельного кота расположена в скрытом от глаз прохожих месте – на втором этаже гастронома «Елисеевский» (в Доме торгового товарищества «Братья Елисеевы»). Это милое животное петербуржцы назвали Елисеем Котовичем Питерским.

Многие местные жители шутят, что кот сбегал от Доброй собаки и забрался так высоко. Существует интересное мнение по поводу монумента – считается, кто кота создали, удостоив чести черного кота известного графа Шувалова - ранее, в середине XVIII столетия, на месте гастронома был расположен дворец Ивана Ивановича Шувалова.

Дмитрий Кокоринов, работавший над проектом здания, после постройки обнаружил, что в его чертежах наблюдаются нелепые ошибки. Елисей Котович, обитающий на втором этаже гастронома, будто насмехается над произведенными просчетами главного архитектора. Конечно, все это легенды, которые слагают петербуржцы, но от этих историй Санкт-Петербург становится только интересней.

Скульптуры гномов в Сестрорецке

Скульптуры гномов в Сестрорецке.Расположены по адресу: Россия, г. Сестрорецк, в сквере напротив детской библиотеки на ул. Токарева.

Эта композиция находится у центральной детской библиотеки. Его поставили ко дню рождения города Сестрорецка, пригорода Санкт-Петербурга.

Семь гномов всем своим видом выражают любовь к чтению и истории.

Главный гном-хранитель держит книгу в полтонны весом- походный журнал Петра I, где написано как первый император России побывал на реке Сестре.

Другой гном - сладко спит на дубовых листочках - символе Сестрорецка.

Один из гномов забрался по лесенке и светит фонарем над походной книгой. Фонарь светит и ночью, а работает за счет солнечной батареи.

Также в сквере установили четыре большие скамьи из натурального камня, а гномики расположились рядом.Один, очень забавный, в шапке викинга, другой - в треуголке петровских времён, гномики с интересом читают книгу...

Выглядят все гномы металлическими, но, на самом деле, сделаны из прочного и долговечного полимербетона, выкрашенного под чугун. Каждый высотой 1 м и весит около 200 килограммов.

Скульпторы - Николай Иванов, Вадим Сазонов, Тимур Юсуфов, Степан Коваленко и архитектурно-художественная мастерская Мастерпроф

Скульптура "Царь-плотник"

Бронзовая скульптура Петра I, общеизвестная как «Царь-плотник», стала подарком Санкт-Петербургу Королевством Нидерландов. Ее установили напротив восточного павильона Адмиралтейства в 1996 году к 300-летию Российского флота.

Дарение скульптуры имеет предысторию, в которой немудрено запутаться. К 200-летию Санкт-Петербурга Николай II заказал отливку двух жанровых фигур Петра в бронзе как дар городу. Автор «Петра, спасающего рыбаков близ Лахты» и «Петра-плотника» Леопольд Бернштам считался любимым мастером Николая Александровича.

Эти памятники установили в 1909-1910 годах, а год спустя Саардаму, городу где русский царь осваивал корабельное дело, Николаем II был подарен дубликат «Царя-плотника». Бронзовые изваяния в Петрограде чем-то не угодили большевикам и в 1919 году были демонтированы. Спустя сто лет с первого своего появления в городе на Неве «Царь-плотник», благодаря уже голландской копии, вновь занял почетное место на Адмиралтейской набережной.

Скульптура "Танец"

В Санкт-Петербурге, возле Конюшенного корпуса на Елагином острове установлена скульптура "Танец", созданная по картине Анри Матисса. Автор скульптурного произведения Александр Таратынов.

Скульптура "Днепр" у основания Ростральной колонны

У подножия Ростральных колонн восседают величественные скульптуры, созданные в начале XIX века, одновременно со всем архитектурным ансамблем Биржевой площади. Четыре аллегорических статуи из пудожского камня (известковая порода, добываемая Ленинградской области) символизируют четыре великие реки: Волхов, Неву, Волгу и Днепр. Скульптуры были выполнены по моделям французских скульпторов И. Камберлена и Ж. Тибо.

По поводу авторов скульптурного убранства здания Биржи и Ростральных колонн до недавнего времени почти не было точной информации. Известно, что когда Комиссия по постройке биржевого здания и облицовке берега Невы камнем обратилась с заказом в Академию художеств, Совет Академии определил коллектив лучших скульпторов того времени. Однако академические скульпторы запросили столь высокую цену за свою работу, что Комиссии пришлось отказаться, снизить цену и провести торги. В результате проект выиграли французские скульпторы, работавшие в то время в Петербурге.

В 1928 году была проведена реставрация скульптур Ростральных колонн. Исследователи, занимавшиеся реставрацией, обнаружили, что за годы после Октябрьской революции, скульптуры пережили непростые времена - "псевдореставраторы" красили их масляной краской, мазали гипсом, цементом и штукатуркой. В течение длительного времени скульптуры находились в аварийном состоянии, и были полностью восстановлены только в конце 1990-х годов.

Сфинксы

Сфинксы, украшающие гранитный спуск к Неве перед зданием Академии художеств, являются самыми знаменитыми в Санкт-Петербурге. Возраст этих статуй насчитывает около трех с половиной тысяч лет. Когда-то эти величественные скульптуры, высеченные из сиенита, украшали вход в храм в Фивах, сооруженный для фараона Аменхотепа III.

Сфинксы были обнаружены в 1820 году во время археологических раскопок, и французское правительство планировало приобрести их. Однако в 1831 году по решению императора Николая I и с одобрения Академии художеств они были выкуплены русским путешественником А.Н. Муравьевым для Санкт-Петербурга. И уже спустя три года сфинксы были перевезены на "постоянное местожительства" на Университетской набережной.

Вплоть до 1910-го года спуск к Неве рядом со сфинксами был задействован для разгрузки барж со строительными материалами, затем на этом месте выгружали дрова. В годы блокады, чтобы сохранить древние изваяния, над ними был построен специальный навес. Только спустя два года после окончания войны, спуск к Неве был полностью восстановлен.

В наши дни египетские сфинксы перед зданием Академии художеств стали одним из неофициальных символов северной столицы. А спуск к Неве на Университетской набережной входит в список обязательных для посещения мест у каждого, кто приезжает насладиться Петербургом.

Скульптура "Нева" у основания Ростральной колонны

Ростральные колонны в Санкт-Петербурге на Стрелке Васильевского острова созданы в 1810 году архитектором Тома де Томоном как памятники морских побед России. Также они служили маяками. Колонны украшены носовыми частями кораблей - рострами,а также скульптурами,символизирующими четыре великие реки - Волхов, Волгу, Неву и Днепр.

Скульптура,символизирующая Неву, расположена у основания южной колонны. Она создана скульптором Самсоном Сухановым из пудостского камня по модели Ж.Тибо. Скульптура представляет собой женскую фигуру, сидящую на троне.

В 1926-1928 и 1947-1949 годах проводилась реставрация Ростральных колонн. В ходе реставрационных работ в 1998-1999 годах статуи южной колонны "Нева" и "Волхов" были возрождены и предстали в своей первозданной красоте.

Скульптура "Гаврюша" - собака счастья

Скульптура была открыта 8 октября 1999 г. и становлена во дворе дома № 3 по Малой Садовой ул. Материал: железо, ковка. Кузнечные работы выполнены худ. А. Г. Кузнецовым-Сергеевым. Высота скульптуры - 60 см, высота постамента - 18 см. 4 сентября 2001 года рядом был открыт "Почтовый ящик собаки Гаврюши". На ящике стальная пластина с гравировкой "Доброй собаке города Санкт-Петербурга от кузнецов творческой мастерской Юрия Круша. г. Гродно. Юрий Круш, Алесь Воробьев, Антон Вашкелевич". Материал: железо, ковка. 1 июня 2007 года "Добрая собака" установлена на новом месте в сквере у дома № 11 по улице Правды.

1 июня 2007 года памятник собаке Гаврюше, или как его часто называют «памятник доброй собаке» установлен у дома № 11 по улице Правды. Сюда он перенесен с Малой Садовой улицы, где впервые был открыт 8 октября 1999 г. Скульптор В. А. Сиваков. Позднее около памятника был укреплен «Почтовый ящик собаки Гаврюши», где те, кто приходили в гости оставляли письма для Гаврюши

Скульптура "Мир имейте между собой"

Памятник «Мир имейте между собою» посвящен жертвам советско-финской войны 1939 – 1940 годов. Из-за отказа отодвинуть границу на север от Ленинграда в те дни СССР напал на Финляндию. Возможно, поэтому финская сторона не поддержала предложение Зеленогорска о совместном создании памятника. Тогда власти города решили его установить только русским солдатам, но позднее отказались от этой идеи.

Бронзовая скульптура высотой более трех метров и весом 300 килограммов представляет собой две воткнутые в землю винтовки, из которых произрастают деревья, а между ветвями – прослеживаются очертания креста. Крест символизирует примирение двух народов. В праздничные дни в ветвях деревьев устанавливаются свечи.

Памятник установлен в Зеленогорске 31 июля 2004 года по инициативе «Общества ветеранов советско-финской войны». Автор – талантливый армянский скульптор – Арсён Аветисян, известный своими работами в России и за рубежом, который много лет жил и работал в Санкт-Петербурге.

Скульптура "Организатор" ("Глашатай" или "Помреж")

Организатор (Глашатай или "Помреж"), ул. Правды, Санкт-Петербург

Парк современной скульптуры на улице Правды: скульптура «Помреж», скульптор Каминкер Д.Д., 2005 г.

напротив Университета кино и телевидения

Возможность выставлять свои работы в музее под открытым небом получили петербургские мастера монументального искусства: в пешеходной зоне улицы Правды открыт парк современной скульптуры. Идея выделения под парк свободного пространства в центре города принадлежит региональному Архитектурно-художественному фонду.

Первыми на шести бетонных постаментах появились бронзовые фигуры «Слепой» и «Организатор» Дмитрия Каминкера. Изваяния на аллее максимально приближены к прохожим. Вандалов авторы работ не боятся - они уверены, что доступность общения с новыми городскими «жителями» войдёт в привычку, и досаждать статуям не будут.

Скульптура "Рыцарь"Смерть и Дьявол"

В Александровском парке Царского Села,за Белой башней разместилась загадочная и жутковатая скульптура "Рыцарь, Смерть и Диавол", созданная по знаменитой гравюре величайшего мастера Северного Возрождения, немецкого графика и художника Альбрехта Дюрера. Это гравюра входит в тройку Великих гравюр мастера, созданных в начале XVI века. На фоне руины очень органично смотрится сложная четырехфигурная композиция. Невозмутимый рыцарь в латах на боевом коне, рядом с ним на костистой кляче - смерть в короне и песочными часами в руках, символизирующая быстротечность земного времени. Сзади уродливое чудовище - дьявол, символ пороков. Рыцаря сопровождает лишь один друг - его собака.

Скульптура "Аллегория красоты"

Скульптура "Аллегория красоты", итальянского мастера Дж. Зорзони, (ок. 1719 года). Скульптура является украшением в Летнем саду, в городе Санкт-Петербурге.

Скульптура студента-политехника

Памятник студенту-политехнику торжественно открыли в Санкт - Петербурге в апреле 2010 года. Его установили у Первого учебного корпуса Политехнического университета. Идея создать образ студента-политехника появилась еще в 2005 году. Для того чтобы воплотить ее в жизнь, Михаил Радкевич - декан механико-машиностроительного факультета, изучил в архивах детали студенческого мундира, различные шинели и фуражки начала XX века, в которых посещали занятия лучшие студенты Петербургского Политехнического института имени Петра Великого.

Изначально над памятником работали абитуриенты и студенты–дизайнеры, а затем к ним подключился член Союза художников, профессиональный скульптор Эвелина Соловьева. Монумент отлили из качественной бронзы на заводе «Монументскульптура». В настоящее время памятник установлен рядом с фонтаном «Мы», который был открыт в сентябре 2009 года. В ближайшее время композиция должна принять законченный облик - у фонтана появятся скамейки и фонари. Спонсорами этого проекта являются выпускники, окончившие университет в 1975 году.

Ростральные колонны на Стрелке Васильевского острова были возведены в 1810 году. Колонны входят в большой ансамбль Cтрелки, который формировался более ста лет.

Однако основа этого ансамбля (здание Биржи и Ростральные колонны) была заложена в начале XIX века французским архитектором Тома де Томоном.

В отличие от Чесменской и Морейской колонн в Царском Селе Ростральные колонны на Стрелке не являются памятником конкретной морской победы, но являются символом торжества русского флота, как военного, так и торгового.

Кроме важной декоративной роли в создании ансамбля Стрелки, колонны имели и сугубо практическое значение. Они были маяками, которые зажигали по ночам, и когда над Невой стелился туман. Один из них показывал путь для прохода судов по малой Неве, другой освещал путь по Большой Неве.

Такова распространенная версия о назначении колонн. Но не все с ней согласны. Некоторые историки указывают на то, что маяки на берегах рек ставят редко, тем более в центре большого города.

Как знать? Расположенные на стрелке* в местности с непростым климатом и своенравной рекой, маяки возможно и не были бесполезны? Но это не более, чем размышления дилетанта. * — место слияния, или разделения двух водных потоков.

Так или иначе, в 1885 году порт на Стрелке прекратил свое существование, и Ростральные колонны перестали служить маяками, даже, если таковыми и являлись.

Украшением мощных колонн стали стилизованные ростры кораблей.Правда, в отличие от римских триумфальных колонн, которые несли на себе носы настоящих побежденных судов, на питерских колоннах ростры условны.

Нижние ростры украшены фигурами русалок с крыльями


Ростры, расположенные на втором “ярусе”, декорированы головой животного Третья пара украшена головой морского бога, или водяного Самые верхние ростры рассекают питерское небо морскими коньками

Дорический ордер, который выбрал Тома де Томон для создания Ростральных колонн, более всего соответствовал идее могущества российского МОРСКОГО государства. Этот ордер самый строгий, мужественный (если так можно сказать) и мощный.Работая над ансамблем Стрелки Васильевского острова, Тома де Томон не удовлетворился единственным вариантом, и с каждым новым проектом менялись пропорции и декор Ростральных колонн.

Андреян Захаров – русский зодчий, который помогал в поисках оптимального решения, писал:

Колонны (высота 32 метра) выполнены из пудостского камня, оштукатурены, и выкрашены в темно красный (кирпичный) цвет.Внутри колонн – винтовая лестница ведет на верхнюю площадку, на которой установлены светильники в виде треножников с чашами, в которых пылали горящие фитили.Сначала это были смоляные факелы, позже смолу попытались заменить конопляным маслом, но при горении масло выбрасывало множество огненных брызг, что было небезопасно.

С появлением электричества была попытка (1896 г.) подключить к светильникам мощные лампы, однако этот способ оказался слишком дорогим. И от него отказались “по причине великого расхода”. В 1957 году, когда в Ленинграде началась масштабная газификация города, к Ростральным колоннам подвели газ. С тех пор мощные горелки в дни больших праздников выбрасывают в питерское небо семиметровые огненные струи.У подножия Ростральных колон – четыре фигуры из пудостского камня. Первоначально предполагалось отлить скульптуры из чугуна, но работа оказалась слишком сложной для того времени.По моделям скульпторов И. Камберлена и Ж. Тибо были выполнены модели, а знаменитый мастер Самсон Суханов высек по ним четыре фигуры, которые сидят у подножия колонн уже более века.Кого же изображают эти каменные сидельцы?

Чаще всего туристам говорят, что это символы рек – Волги, Днепра, Невы и Волхова. Но это не более, чем расхожая версия. Во-первых, обязательные атрибуты рек (сосуды с льющейся водой) есть только у двух фигур. К тому же сам Тома де Томон писал:

В городском фольклоре существует своя версия. По одной из легенд, объясняющей название Васильевского острова, здесь во времена оны жил некий рыбак Василий с женой Василисой. Предание гласит, что именно эта супружеская пара дала название острову.

Тот же фольклор утверждает, что именно эти старожилы удобно устроились у подножия Ростральных колонн, охраняя любимый остров.

Великая Отечественная война отметилась и на Ростральных колоннах: украшения были пробиты осколками и сильно поржавели. В 1947 – 1948 годах металлические украшения заменили дубликатами. Были восстановлены и скульптуры.

В моем студенческом прошлом (я училась в строительном институте) был предмет “История архитектуры”. Не могу сказать, что будущие инженеры хорошо знали историю города, а от зачета никуда не денешься. Кто-то учил, а кто-то пытался выхватить факты на ходу. Помню такой разговор:

— А почему колонны – Ростральные?

— Да их Растрелли построил!

— Да нет, это потому, что около них расстреливали)))

А современная молодежь называет их “факелами”.

Впрочем, никакие шутки не мешают Ростральным колоннам оставаться одним из узнаваемых символов Санкт-Петербурга.

Где искать:

Васильевский остров, Биржевая площадь

Ближайшие станции метро: Спортивная, Адмиралтейская

© Елена Асташкевич, блог Я - петербурженка

Адрес: СПб, стрелка Васильевского острова

Как добраться от метро: от станции метро «Невский проспект» на автобусе № 7 или троллейбусе № 10, 11 в сторону Невы, выйти на первой остановке после Дворцового моста, 15 минут
От метро "Адмиралтейская" - до Невского проспекта, затем налево через Дворцовый мост. 10 минут пешком


Сегодня этот факт воспринимается с некоторым затруднением, но стоит напомнить, что величественный ансамбль Стрелки Васильевского острова это прежде всего порт. Да, здесь нет кранов, доков и других привычных нам портовых атрибутов, но именно сюда, под окна Зимнего дворца, на протяжение более чем 150 лет прибывали торговые и пассажирские суда. А все грандиозные здания, составляющие вместе ансамбль Стрелки, имеют сугубо утилитарное предназначение: Биржа , пакгаузы (там сейчас расположены Зоологический музей и музей почвоведения), таможня (Пушкинский дом) . Даже знаменитый гранитный пандус, спускающийся к воде, был устроен для быстрой и удобной разгрузки товаров. И конечно, трудно представить себе порт без маяков, которые архитектор Тома де Томон стилизовал под Ростральные колонны.

Впервые, такие колонны появились в Древнем Риме. Они служили символом морского триумфа и декорировались рострами (носовыми украшениями) вражеских кораблей. Появление Ростральных колонн в Петербурге подчеркивало величие русского флота того времени и морскую славу страны (в дальнейшем, ростральные колонны были установлены и в других городах России от Томск до Владивостока). Это было особенно актуально, после крайне неудачной для русских военно-морских сил, англо-русской войны 1808 года.

Строителем колонны был французский архитектор Тома де Томон, но в проекте кроме него участвовала, как бы мы сказали сегодня, большая команда мастеров.

Изначально Тома де Томон набросал несколько вариантов колонн. Они различались масштабом и декоративным оформлением. По поводу одного из этих вариантов весьма критически отозвался известный русский скульптор Андрей Захаров: «Ростральные колонны или маяки по конфирмованному масштабу выстроены быть не могут, потому что лестницы в них будут так тесны, что и человек по оным лезть будет не в состоянии, а стены их будут тонки и непрочны; если же их будет угодно выстроить, то непременно надобно сделать по большему масштабу…»

В своем окончательном виде, ствол каждой башни был декорирован накладными якорями и четырьмя парами металлических ростр. Высота колонн достигал 32 метра. На верхние площадки, где находятся треножники для сигнальных огней, вели расположенные внутри винтовые лестницы.

У подножия колонн находятся сидящие монументальные статуи: по две мужские и женские фигуры, олицетворяющие четыре русские реки - Днепр, Волгу, Неву, и Волхов (у южной колонны - «Волхов» и «Нева», у северной - «Днепр» и «Волга»). Фигура Днепра выполнена архитектором из Антверпена И. Камберленом. Остальные три - французом Ф. Тибо. Кстати, общепринятая «речная» трактовка этих образов появилось относительно недавно. Сам Тома де Томон писал, что «база каждой колонны украшена огромными фигурами, которые символизируют божества моря и коммерции».

Первоначально, Тома де Томон предполагал отлить все скульптуры в бронзе или чугуне, однако из-за сложности работ от этой идеи пришлось отказаться. Был выбран известковый туф из-под села Пудость (вблизи Гатчины), известный также как пудосткий камень. В свежем, только добытом виде камень обладаем красивым ярко-желтым цветом. Благодаря пористой структуре он легко подавался обработке, за что приобрел особенное расположение скульпторов. Однако противостоять петербургскому климату и загрязненному воздуху пудосткий камень, увы, неспособен. Сегодня скульптуры на Ростральных колоннах уже утратили свой первоначальный цвет.

Сами колонны были сложены из кирпича артелью С.К. Суханова. Якоря и Ростры были выполнены кузнецами Васильевым, Шаповым и Корольковым.

До сих пор среди историков и краеведов ведутся споры, использовались ли Ростральные колонны как маяки, или с самого начала они имели только декоративное предназначение. Но огонь на вершине колонн, можно было зажечь всегда. Первоначально в жаровнях жгли конопляное масло, но в 1896 году колонны были электрифицированы. После Революции маяки на колоннах долгое время не функционировали, пока в 1957 году, к 250-летию города, к колоннам не подвели газ. С тех пор по праздникам и торжественным дням, на вершинах Ростральных колонн вспыхивают семиметровые языки пламени.


Жан-Франсуа Тома де Томон

О месте и дате рождения этого французского архитектора существуют разночтения. Одни утверждают, что он родился в 1759 году в Нанси, в других источниках говориться, что Жан Франсуа де Томон появился на свет в 1760-ом году в Берне.

Тома де Томон окончил Парижскую Академию архитектуры, и как лучший ученик получил право на стажировку в Италии. Затем, молодой зодчий был принят ко двору графа д’Артуа в качестве рисовальщика и архитектора, но начавшаяся Великая Французская революция круто изменило его судьбу.

Спасаясь от ужасов либерализма, Томон решил бежать в нормальную феодальную страну, и после несколько лет скитаний по Польше и Венгрии приехал в Россию.
Первоначально француз работал на князя Дмитрия Михайловича Голицина.

Главным творением Тома де Томона в России, разумеется, является ансамбль Стрелки Васильевского острова, но французский архитектор строил и другие объекта. Он перестраивал интерьеры Зимнего дворца , возводил новую императорскую резиденцию на Каменном острове, работал в Павловске, Одессе и в Царском Селе.

Завершилась жизнь мастера трагически. 1 января 1811 года Тома де Томон обследовал здание пострадавшего после пожара Большого театра, сорвался с лесов и серьезно разбился. Оправиться от травм он уже не смог и 23 августа 1813 года Тома де Томон скончался. Первоначально архитектор был похоронен на Смоленском кладбище, но в 1940 году, его прах был перенесен в Некрополь мастеров искусств в Александро-Невской лавре .


В 1928 год была проведена первая капитальная реставрация Ростральных колон. Скульптор И.В. Крестовский писал: «Скульптуры к моменту их реставраций, проводившихся после Октябрьской революции, оказались окрашенными масляной краской, и не один раз, а несколько, и каждый раз новым цветом <...> Все скульптуры из пудожского известняка были уродливо намазаны гипсом, цементом или штукатуркой не только в местах поломок, но и в совершенно целых местах. При реставрации каменных фигур Ростральных колонн с каждой из фигур было снято воза два-три посторонних цементных, гипсовых и штукатурных намазок».

В годы Отечественной войны Ростральные колонны сильно пострадали от бомб и осколков. Это повлекло за собой новые реставрационные работы в 1948-1949 года. Последний раз творение Тома де Томона реставрировалось в 1998-1999 годах.

Разумеется, в истории Ростральных колонн были и забавные моменты. В 1990-хх годах на них снимался один из эпизодов легендарного фильма «Белые ночи Санкт-Петербурга». А в 2011 году Ростральные колонны стали объектом нашествия любителей экстремальных развлечений. 7 июня 2011 года на южную Ростральную колонну взобрались любители руфинга. А спустя два месяца, 23 августа, неизвестный, проник внутрь одной из ростральный колонн где и зажег газовый факел. Жертв и разрушений все эти инциденты не повлекли.

Ростральные колонны являются неотъемлемой частью ансамбля стрелки Васильевского острова . Построены они по проекту архитектора Тома де Томона одновременно со зданием Биржи в 1805-1810 годах.

На стволах колонн укреплены металлические изображения ростр - носовых частей кораблей. Отсюда и их название, так как нос корабля моряки называли латинским словом "рострум", что переводится как "клюв". Такой обитый металлом "клюв" во время морских битв использовался для тарана противника. Впоследствии, ещё в древнем Риме, рострами украшались триумфальные колонны в честь морских побед.

При работе над архитектурным ансамблем стрелки Тома де Томон создал несколько разных вариантов её образа. От проекта к проекту менялись масштаб и декоративное оформление Ростральных колонн. В поиске лучшего решения французу помогал русский зодчий А. Д. Захаров . Он советовал: "Ростральные колонны или маяки по конфирмованному масштабу выстроены быть не могут, потому что лестницы в них будут так тесны, что и человек по оным лезть будет не в состоянии, а стены их будут тонки и непрочны; если же их будет угодно выстроить, то непременно надобно сделать по большему масштабу ". [Цит. по: 3, с. 22, 23]

Для создания скульптурного убранства Ростральных колонн "Комиссия по построению биржевого здания и обложению невского берега камнем" обратилась в Академию художеств. Её совет решил поручить этот заказ скульпторам В. И. Демут-Малиновскому, С. С. Пименову, А. С. Анисимову, И. А. Кащенкову, И. И. Воротиловау, И. И. Теребенёву, П. П. Соколову, М. П. Александрову и И. М. Моисееву. Однако, Комиссия посчитала запрошенную ими цену слишком большой. Заказ был выставлен на торги. Желающие исполнить работу за меньшие деньги нашлись. Согласно финансовым отчётам Комиссии авторами аллегорических фигур у Ростральных колонн стали И. Камберлен и Ж. Тибо. Производством якорей и ростр занимались кузнецы Шапов, Васильев и Корольков.

Кирпичная кладка Ростральных колонн и каменотёсные работы были выполнены артелью мастера С. К. Суханова.

Четыре фигуры у подножия Ростральных колонн высечены из пудостского камня. Первоначально Тома де Томоном предполагалось разместить здесь скульптуры из чугуна, но для такой сложной работы не нашлось исполнителей. В 1809 году было принято решение о создании скульптур из камня, что было сделано в 1809-1813 годах. Фигуры принято считать аллегориями русских рек: Волга и Днепр у северной Ростральной колонны, Волхов и Нева у южной. Однако, у двух статуй отсутствуют атрибуты рек (сосуды с льющейся водой), что позволяет спорить о действительной интерпретации скульптур. Фигура Днепра выполнена мастером из Антверпена Камберленом. Остальные три - французом Ф. Тибо.

Считается, что изначально Ростральные колонны, высотой в 32 метра, служили маяками для кораблей, идущих в находящийся когда-то рядом торговый порт. В чашу на вершине наливали смолу и поджигали её. Некоторые историки подвергают это сомнению. Ведь маяки обычно ставят на берегу моря, океана. У реки - весьма редко. И уж тем более не очевидна необходимость маяков в центре большого города. Возможно, Ростральные колонны, как и сейчас, всегда являлись лишь триумфальными колоннами, а факел их горел только по праздникам.

Украшения Ростральных колонн значительно пострадали во время Великой Отечественной войны. Они были пробиты осколками бомб и снарядов и сплошь проржавели. В 1947-1948 годах их заменили дубликатами из медных патинированных листов. Тогда были заменены в том числе четырёхугольные площадки, на которых покоятся чаши-светильники. Восстановлением скульптурных групп у Ростральных колонн руководил скульптор И. В. Крестовский.

В 1957 году к горелкам Ростральных колонн был проведён газ.

В 1926-1928 и 1947-1949 годах проводилась реставрация Ростральных колонн. Утраченные металлические детали были заменены их копиями. Последние реставрационные работы проходили в 1998-1999 годах.

Совершил прорыв в архитектуре Европы. Он превратил в площадь водное пространство, замкнув таким образом главный петербургский треугольник, вершиной которого стали Петропавловская крепость, Зимний дворец, ростральные колонны и Биржа.

Начало застройки

Петр Великий, остерегаясь нападения с моря, в начале XVIII столетия распорядился заложить морской порт для купеческих кораблей на Васильевском острове, а не на берегу Финского залива. Царский указ был исполнен в 1710 году. Однако уже к концу века стало очевидно, что порт нуждается в расширении.

Округлые очертания мыса Васильевского острова, самого крупного в дельте Невы, получили название «стрелки». В начале XIX столетия здесь не было ничего, кроме заливной пустоши. На том месте, где сегодня располагается здание Биржи, находилось болото, а на месте нынешних ростральных колонн и вовсе плескались воды Невы.

С мыслью о торговле

Когда архитектор де Томон приступил к застройке острова, он поднял берег и выдвинул его вперед более чем на 100 метров. Таким образом, вся архитектурная композиция получила завершенность. Однако французский зодчий преследовал не только эстетическую цель.

Главной его заботой было строительство удобного порта на Васильевском острове. По этой причине вся эта территория застраивалась сугубо функциональными зданиями: пакгаузами, где хранились товары, таможней, Гостиным двором, Биржей.

В первой трети XIX столетия прибытие иностранных кораблей в порт являлось настоящим событием. На набережной, где возвышались ростральные колонны, собиралось огромное количество столичных жителей, рассматривавших заморские товары. Васильевский остров был местом проведения всех торговых операций, пока в 1885 году порт не переехал на Гутуевский остров.

История создания

В ходе работ стрелка была поднята за счет подсыпки грунта, чтобы избежать затопления невскими водами. Помимо этого, реку «отодвинули» приблизительно на 100 метров.

По проекту де Томона в были включены колонны-маяки. Французский зодчий тщательно и долго работал над совершенством их пропорций. Ростральные колонны в Санкт-Петербурге на Васильевском острове установили в 1810 г. Одна из них указывала судам путь в Большую Неву, другая же служила маяком кораблям, плывшим по Малой Неве.

Все, связанные с ростральными колоннами, строительные и проектные работы контролировались советом Академии художеств, который возглавлял знаменитый архитектор Захаров. Обсуждалось все: и практическое назначение, и художественный облик, что свидетельствовало о важности этих сооружений.

Согласно первоначальному проекту де Томона, колонны-маяки были небольшого размера и располагались ближе к зданию Биржи. На этот недостаток справедливо указал ему архитектор Захаров. Позднее в проект внесли изменения, маяки обрели свою нынешнюю высоту и были установлены дальше от Биржи.

Мощные колонны с выразительным силуэтом и четкими пропорциями хорошо вырисовывались на фоне северного неба и были заметны с далеких перспектив. Маяки зажигались в туманную погоду и ночью, с этой целью они использовались до 1885 года.

Почему колонны ростральные

Еще в античные времена элементы неприятельских кораблей применялись в качестве деталей парадных сооружений. Рострумом называли переднюю часть носа судна. С латинского это переводится как «клюв». Он использовался в качестве тарана во время атаки корабля противника.

Первоначально рострами украшали трибуну ораторов, установленную на древнеримском форуме. Затем ими стали декорировать триумфальные колонны, которыми было принято отмечать морские победы. Их-то и украшали носами захваченных неприятельских кораблей.

Аналогично ростральные колонны в Санкт-Петербурге служили аллегорией торжества морского судоходства России, они символизировали могущество страны как торговой и военной державы.

Общее описание

При создании маяков де Томон использовал столпы дорического ордера, вид которых определяется сдержанностью, строгостью и отсутствием базы. Ростральные колонны в Петербурге сложены из камня и достигают в высоту 32 метров. Внутри их находится винтовая лестница, на верхней же площадке установлен металлический треножник, удерживающий чашу светильника, как это делали в античных жертвенниках.

Маяками служили горящие фитили светильников. Первоначально это были смоляные факелы, затем пробовали жечь в жаровнях конопляное масло, однако раскаленные брызги сыпались на головы прохожих. подключили к светильникам в 1896 г., но и этот метод освещения был отвергнут по причине большого расхода. Наконец, в 1957 г. в чашах светильников установили мощные газовые горелки.

С тех пор в праздничные дни зажигаются на ростральных колоннах в Питере ярко-оранжевые 7-метровые факелы. В обычные же дни - это просто известные всему миру символы Северной столицы.

Декоративное оформление

У подножия колонн находятся монументальные скульптуры. Сидящие две женские и две мужские фигуры символизируют 4 реки: Волхов, Днепр, Волгу и Неву. Статуи выполнили по моделям Жака Тибо и Жозефа Камберлена, французских скульпторов, которых хорошо знал архитектор де Томон. Первоначально он хотел, чтобы статуи были отлиты из бронзы. Однако никто не хотел браться за столь сложный проект.

В итоге их сделали из пудостского камня - мягкого и податливого при обработке, но обладающего одним недостатком: он очень легко разрушается. В конечном итоге это стало достоинством скульптур. Хотя отдельные их части временами осыпаются, но это-то как раз и придает им некую древность.

В создании триумфальных колонн-маяков принимал участие Самсон Суханов, легендарный каменотес. Он высек из камня сидящие у основания колонн фигуры. В то время Суханов сотрудничал с самыми столицы, но потом разорился и умер в полной безвестности.

Колонны также украшены рострами в память о том, как Петр Великий за выход к Балтийскому морю вел войну со Швецией целых 20 лет. Внизу находится первая пара, укрепленная таким образом, что один корабельный нос обращен к Бирже, а другой - к Неве. Эти ростры украшены фигурами крылатых русалок. Перпендикулярно первой расположена вторая пара, она декорирована морскими коньками, головой крокодила и рыбами. Третья пара декорирована головой водяного, а четвертая, самая верхняя, изображениями морских коньков.

Подводя итог

С колоннами-маяками связано несколько любопытных фактов:

  • Брэнсон Деку, посетивший Ленинград в 1931 г., запечатлел их на цветных слайдах.

  • Изображение ростральных колонн в Питере можно увидеть сегодня на 50-рублевой купюре.
  • Последняя реконструкция маяков проводилась в 1999 году.
  • В 90-е годы здесь сняли эпизод кинофильма «Белые ночи Санкт-Петербурга».

Панорама Васильевского острова с неизменными маяками кирпичного цвета нередко встречается на открытках Северной столицы. Это вполне закономерно, так как история ростральных колонн неотделима от истории Петербурга.