Самые известные сады мира. Три знаменитых сада японии. Бухарестский ботанический сад, Румыния

Что вы представляете себе, когда слышите слово «Сад»? Несомненно, Сад - то место, где вы можете найти душевное спокойствие, вдохнуть аромат цветов, услышать щебетание птиц, дуновение свежего ветра. Это успокоительная среда, которая успокаивает вашу душу. Утренняя прогулка в саду - настоящее благословение и вдохновение на целый день. Здесь представлено 10 самых красивых садов в мире. Эти места созданы людьми, чтобы чувствовать красоту природы и в полной мере наслаждаться ею. Итак, представляем вам самые красивые сады со всего мира.

Сады Мирабель, Зальцбург

Это классический европейский сад в духе Версаля. Дворец Мирабель с его красивыми садами — памятник культурного наследия ЮНЕСКО и часть исторического центра города Зальцбурга. Дворец был построен принцем-архиепископом Вольфом Дитрихом фон Райтенау в 1606. Этот красивый сад перепроектировали в 1690. Мирабель полон красивых скульптур, фонтанов, цветочных клумб и карликовых растений.

Королевский Ботанический сад Мельбурна

Королевский ботанический сад Мельбурна является всемирно известным садом, расположенным в центре Мельбурна на южном берегу реки Ярры. Эти красивые сады простираются на 100 акрах парковой зоны, включая детский сад, тропу наследия аборигенов, открытый гербарий и обсерваторию. Здесь можно наслаждаться специальными мероприятиями, как Философия в Саду, Арфа в Саду, и Йога для Детей. Этот красивый сад — одна из наиболее популярных достопримечательностей в Виктории, с более чем 1.5 миллионами посетителей каждый год.

Сад Чжи Чхан Юань

Расположенный в парке Сихуэй, первоначально этот сад 16-го века в провинции Цзянсу был известен, как Сад Экстаза. Этот небольшой сад иллюзий занимает всего один акр, но производит впечатление глубины, широты и высоты. Искусственная гора кажется естественной частью холмистого пейзажа, окружающего сад, а длинный бассейн создает чувство натурализма. Красивый павильон словно нависает над водой, в то время как дальний конец бассейна пересекается Мостом Семи Звезд. Сад Чжи Чхан Юань распадается на большее количество отделений с павильонами и аллеями. Тот факт, что сад был полностью восстановлен в 19-м веке, не изменяет факт его необычайной красоты.

Сады Фина в Иране

Сады Фина расположены в Кашане, Иран и являются историческим персидским садом. Завершенный в 1590,Сад Фина — самый старый существующий сад и один из самых красивых садов в Иране. Сад занимает 2.3 гектара главного двора, окруженного крепостными валами и четырьмя круглыми башнями. Вода подается сюда с гор через подземную систему труб. В саду растут многочисленные кипарисы и другие растения.

Ботанический сад пустыни

Основанный Аризонским Обществом любителей Кактусов и Местной флоры в 1937, сад в данный момент содержит более 21,000 растений. В то время, как есть много прекрасных Ботанических садов по всему США, Ботанические сады пустыни Финикса можно назвать самыми красивыми. Они предлагают посетителям совершить уникальный вояж в мир флоры пустыни. Посетители должны быть готовы столкнуться с жарой и сухостью, но тур по обширному парку, окруженному ярко-красными скалами, определенно стоит того.

Сады Кэнрокуэн в Японии

Один из Трех Великих Садов Японии, Кенрокуэн является гаванью мира и спокойствия в Ишикаве. С площадью в 11.4 гектаров, сад расположен на высотах центральной части Канадзавы рядом с замком Канадзава. Семья Маеда, управлявшая имениями в феодальные времена, поддерживала сад из поколения в поколение. Из-за его масштаба и красоты, Кэнрокуэн по праву считается из самых красивых садов в Японии. Он особенно прекрасен в течение сезона вишневого цвета весной. В это время, в течение двух недель вход в сад абсолютно бесплатный.

Сады Версаля

Исторические сады в Версальском дворце — одни из самых впечатляющих во всей Европе. Эти красивые сады покрывают приблизительно 800 гектаров площади, благоустроенной в классическом французском стиле. Территория роскошного дворца Людовика XIV была объектом гордости для Короля Солнца, для которого сады были так же важны, как сам дворец. Посетители могут провести целый день в одних только садах, наслаждаясь цветами, фонтанами, вьющимися тропами и сценическими видами. Сады Версаля являются одним из наиболее посещаемых общественных мест во Франции, принимая более шести миллионов посетителей в год.

Сады Мажорель в Марокко

Сад Мажорель — двенадцатиакровый ботанический сад в Марракеше, Марокко. Его прекрасный синий оттенок позволяет отличить Мажорель от любого другого ботанического сада. Владельцем является легендарный модельер Ив Сен Лоран. Он даже назвал в честь сада оттенок лака для ногтей из роскошной линии косметики. Созданный в 1920-х живописцем Жаком Мажорелем, сад назвали одним из 50 самых красивых садов в мире и одним из самых популярных туристических направлений в Марокко. В саду также размещается исламский Художественный музей Марракеша, коллекция которого включает североафриканский текстиль из личной коллекции Сен-Лорана, а также керамики, драгоценностей и картин Мажореля.

Сад Клода Моне в Живерни

Один из самых красивых садов в мире — Сад Моне во Франции. Сад был собственностью Оскара Клода Моне, основателя французской импрессионистской живописи. Эти сады походят на его картины — ярко окрашенные участки, небрежные, но уравновешенные. Цветы действительно похожи на его мазки, немного дикие и небрежные, но являющиеся частью тщательно составленного дизайна. Живописец жил в своем доме во французской сельской местности в течение 43 лет, тщательно выращивая его цветники и развивая удивительный сад. Территория и дом открыты для посетителей с апреля до октября. Обязательно прогуляйтесь по собственности, сделайте фотографии известных кувшинок и посетите соседний Музей Импрессионизма, в то время как вы там. Этот сад, действительно владеет захватывающим местом в списке красивых садов.

Сады Кирстенбош в Кейптауне

Кирстенбош — всемирно известный национальный ботанический сад Южной Африки, раскинувшийся на фоне Столовой горы и Пика дьявола, дом более чем 22 000 местных растений. Кирстенбош по праву занимает первое место в списке самых красивых садов из-за его красивого расположения. Сад был основан в 1913, чтобы сохранить уникальную флору страны — на то время это был первый ботанический сад такого плана в мире. Особенно интересен для иностранных посетителей сад Протеи – витрина потусторонних растений в характерных темно-зеленых и коричневых оттенках. Кирстенбош — один из лучших ботанических садов мира, о которых есть отдельная подборка на LifeGlobe.

Особым видом искусства является садоводство. Пусть кто-то и не согласен с этим мнением, но в данной области работают настоящие креативные профессионалы - архитекторы, дизайнеры, садовники, а одним из соавторов творчества выступает сама природа. Именно она занимается сменой сезонов, устанавливает поведение воды в прудах. Ни один, даже самый искусный проектировщик не может приказать солнцу светить ярче, идти снегу или же спуститься туману, чтобы украсить свое творение.

Но трудолюбие и талант человека могут сотворить самое настоящее чудо, красоту природы, искусно ограненной человеческими рамками. В выборе двенадцати самых лучших садов мира мы руководствовались принципом: старше, экзотичнее, ярче и красивее. На самом деле, чтобы полностью ощутить все впечатления от этих знаменитых садов, лучше там все же побывать. Ни одно описание не сравнится с личным взглядом на этот симбиоз труда человека и природы. Итак, вот двенадцать лучших садов мира, которых непременно надо посетить.

Сады Версаля во Франции

Эти сады, пожалуй, самые известные в мире. Когда-то на удалении 24 километров от Парижа располагалось маленькое селение с небольшим охотничьим домиком Людовика XIII, который очень любил охоту. Это увлечение передалось его сыну. Людовик XIV, Король-солнце был очень недоволен к тому же своими дворцами - Лувром и Тюильри, вот почему он решил перестроить Версаль и создать на этом месте такой роскошный дворец, чтобы разместить весь свой двор. Сад при этом должен был соответствующих масштабов и качества. Огромный дворцово-парковый комплекс вырос тут в конце 1660-х годов. Естественно, такая грандиозная стройка короля обошлась стране в немалую сумму. Основные сооружения были воздвигнуты к 1700 году, однако еще все следующее столетие продолжалось строительство. Парк расположился на низком и болотистом месте, это послужило причиной для того, чтобы весь рельеф - водоемы, посадки и перепады были возведены заново. В итоге версальские сады раскинулись на 101 гектар, здесь есть фонтаны, гроты и скульптуры. Именно тут любила отдыхать и веселиться парижская знать. В садах звучали оперы Люлли, ставились пьесы Мольера и Расина. Королева Мария Антуанетта разыгрывала здесь целые пасторали, которые ставились на территории всего парка.

Космический сад в Южной Шотландии

Автором этого творения стал Чарльз Дженкс, известный своим постмодернистическим подходом в архитектуре. Новой областью его творчества стало садово-парковое искусство. Для Чарльза сад - воплощение сложных научных мыслей, доказательство возможностей природы по реализации собственных ощущений и чувств. Сады архитектора - самые настоящие визуальные метафоры. Между элементами наблюдаются сложные взаимоотношения, которые, что неудивительно, вдохновляют поэтов и музыкантов. В Космическом саду не может стать скучно, ведь местные пейзажи являются одними из самых оригинальных вообще на планете. При посещении этих мест люди получают массу впечатлений, созерцая окрестности. Идея создания сада пришла Дженкинсу благодаря жене, также дизайнеру. Она в 1988 году получила в наследство от матери этот шотландский земельный участок. Вот и решили супруги с помощью садовых форм показать всем людям красоту Вселенной, начиная от микрокосмоса и заканчивая глобальными элементами. Сад представляет собой Вселенную в миниатюре, это место идеальной формы, своеобразный рай. Хотя жена Дженкинса, Мэгги, умерла в 1995 году, идея продолжает воплощаться. В саду особое место уделено спиралям, так как такую форму имеет и ДНК, и ураганы, да и вся наша галактика. В саду в загадочном порядке представлены разные вещи - здесь есть уравнения, атомы, черные дыры, химические элементы, драконы. Это место нечто среднее между вселенским хаосом и природной симметрией. Сад можно представить в виде книги, каждая новая страница которой дарит новые эмоции. Космический сад является частным, однако для посещения он открыт. Тем же, кто не в состоянии туда добраться стоит уделить время книге Чарльза Дженкса о создании этого проекта и о его теориях в целом. Космический сад стал отправной точкой для Дженкса в его дальнейших работах. Вскоре архитектор создал для Шотландской галереи современного искусства в Эдинбурге парк "Лендформ". Новое создание Чарльза в своих формах воплотило теорию хаоса. Этот проект принес создателю престижную премию Гулбенкяна, вручаемую в Великобритании за музейные проекты в современном искусстве.

Сады Боболи во Флоренции

Одним из самых интересных флорентийских дворцов является Палаццо Питти. Здание имеет три этажа, каждый из которых свыше 10 метров высотой. Дворец отделан грубыми материалами и поставлен на возвышение, что смотрится впечатляюще. Название садов Боболи, скорее всего, произошло от фамилии землевладельцев. В 1549 году дворец с вековой историей приобрел герцог Козимо Медичи, женившийся затем на Элеоноре Толедской. После свадьбы вельможа перестраивает дворец, создав внутренний двор. Тут и раскинулся один из самых прекрасных ренессансных дворов. Вокруг всего этого великолепия располагаются Сады Боболи. Историки полагают, что именно для Элеоноры герцог и разбил Сады, которые ныне являются образцов садово-паркового искусства Высокого Ренессанса. Прогулочные аллеи здесь прямы, они ведут в интимно-уединенные гроты. Деревья удачно гармонируют с газонами, фонтанами и статуями. В парк выходит внутренний двор, здесь находится фонтан Артишоков, а также терраса и амфитеатр в виде подковы. Именно тут проходили все праздничные церемонии двора Медичи. В саду в 1589 году состоялась свадьба Фердинандо I и Кристины Лоранской, что стало одним из самых потрясающих зрелищ того времени. Представление включало в себя самую настоящую морскую битву, ради которого всю площадь двора даже пришлось затопить. Проектировщиком садов Боболи называется Никколо Периколо, а архитектурная идея была позже использована при разбиении других европейских королевских парков, в том числе и Версаля.

Сады Рикуген в Токио

Буквальный перевод слова "Rikugien" означает "сад шести поэм". Этот сад, пожалуй, является самым красивым в столице Японии. Это самый настоящий образец японской стилистики в садовом дизайне. В 1695 году сёгун подарил эти земли одному из своих верных самураев, он вырыл тут озера и создал горы в миниатюре. Первый сад на этом месте возник, стало быть, еще более трехсот лет назад, но и сегодня тут самый натуральный оазис спокойствия, хотя и окруженный уже высокими строениями. В садах Рикуген есть центральный пруд с островами, целые лесные массивы, искусственные холмы, спрятанные среди природы чайные домики. Архитекторы смогли перекрутить стволы сосен, используя необычные деревья в своем дизайне. Сады полны разнотравья, а в лагунах водятся карпы и небольшие черепахи. Через водоемы тут перекинуты оригинальные изогнутые мостики. В парке среди 6000 деревьев проживает множество птиц. Как и любой крупный японский сад здесь не обошлось и без знаменитой плакучей сакуры. По ночам Сады Рикугена подсвечиваются, что придает им еще большую элегантность. Когда-то парк был частным, однако меценат Хисайя, наследник основателя "Мицубиси", подарил этот парк Токио, как и другой крупный городской сад Kiyosumi-Teien. Филантропом также была основана библиотека, в которой ныне хранятся предметы искусства Востока.

Сад Клода Моне в Живерни

Франция. Семья Клода Моне обосновалась в Живерни в 1883 году, тогда на участке росли фруктовые деревья, а его окружала высокая каменная стена. Сад был разделен на две части центральной аллеей, очерченной соснами. Клод Моне приказал вырубить все сосны, оставив лишь два тиса около дома для своей жены Алис. На площади около одного гектара Моне и разбил свой новый сад, в котором нашлось место живописным перспективам, разноцветьям и симметриям. Вся площадь отдана клумбам, в которых заросли цветков обладают различной высотой, что и создает объем. Моне не любил сады с расчерченным заранее планом. Здесь цветы располагались в соответствии со своими оттенками, им давалась возможность свободно расти. Художник так любил свой сад, что даже признавался: "Все мои деньги уходят на мой сад". Спустя 10 лет Моне приобрел участок по соседству, по другую сторону от железной дороги. Имеющийся тут небольшой ручей Клод превратил в небольшой пруд. Здесь расположился знаменитый японский мостик, увитый глициниями, а также другие небольшие мостики. На пруду растут кувшинки и плакучие ивы, неподалеку заросли бамбука. Пруд со своим окружением заметно контрастирует с окружающим его сельским миров. Моне уделил своему саду 20 лет, а после его смерти земли отошло сыну живописцы, Мишелю, который парком не занимался. Частично сад поддерживался падчерицей Моне, но после Второй мировой войны здесь все пришло в упадок. Мишель, недолго думая, отдал Сад в собственность Академии изящных искусств. Теплицы и дом в результате исчезли, а вот сад удалось восстановить. Сегодня здесь все построено заново, заново вырыт и известный пруд.

Сады Будхарт, Британская Колумбия

Канадские сады Будхарт по праву считаются одним из самых красивых мест на планете. Сюда ежегодно приезжают тысячи туристов, чтобы воочию лицезреть знаменитые будхартовские цветники. Сегодня цветущие сады занимают 50 акров, но так было далеко не всегда. Семейство Будхартов владело 130 акрами земли, которая была богата известняком. Постепенно здесь возник гигантский карьер. Дела семейства шли неплохо, оно стало лидеров в производстве цемента в округе, только вот изуродованная земля не доставляла никакой духовной радости. И вот глава семьи решил превратить эти негодные уже ни к чему земли, затопленные и заваленные отбросами в райский сад, цветущий и благоухающий. Прошло около ста лет и сегодня все вспоминают с благодарностью семейство Будхартов. Они создали ухоженный и живой сад, который манит всех настоящих ценителей природы, заботливо поддерживаемой человеком.

Ботанический сад Кирстенбош, Кейптаун

Этот сад является главным в ЮАР и расположен он в пригороде Кейптауна. Эти земли до 1902 года принадлежали небезызвестному Сесилю Родсу, но согласно его завещанию отошли после смерти политика и бизнесмена государству. На восточном склоне Столовой горы в 1913 году был создан ботанический сад, ставящий своей целью сохранить уникальную флору южной части Африки. Стало хорошей традицией получение садом медалей различных достоинств на соответствующих выставках. Ботанический сад раскинулся на 560 гектаров, а произрастает тут около 9 тысяч видов растений. Однако помимо богатства флоры и фауны эти места уникальны благодаря уникальному сочетанию ландшафтов Капского полуострова. Тут есть и горы, и океан, и богатый сад - это не может не впечатлять. Местные жители обожают гулять тут целыми днями, здесь часто разбиваются пикники с детьми, а теплыми воскресными вечерами в саду проводятся концерты. Здесь звучит разная музыка - от оперы до рока и джаза. Провести Рождество в саду Кирстенбош считается довольно престижным занятием, неудивительно, что цены на самолеты в ЮАР и местные отели взлетают в эти дни. Зато гостям представляется уникальная возможность увидеть и услышать таких звезд, как Ронан Китинг, Джон Гробан или же Брайн Адамс.

Сад Йю, Шанхай

В этом месте воплощены архитектурные мотивы времен древних китайских юго-восточных династий Мин и Цин. Сад известен своей четырехсотлетней историей, а также же уникальным стилем Suzhou. Название саду было дано по имени его строителя, видного китайского вельможи Йю (Yu). Сегодня, гуляя по саду, можно увидеть, как в древности жили богатые и знатные люди и члены их семей. Пускай сад в целом и небольшой, однако на этой площади создатели разместили более сорока живописнейших мест. Здесь находятся разнообразные палаты и залы, павильоны и мосты, а также сады камней. Сейчас в саду можно увидеть и драконов, чего практически нельзя было осуществить в те времена, так как эти животные считались символом императорской семьи. Но хитрые строители сумели обойти этот запрет - их драконы трех- и четырехпалые, тогда как у классического дракона пять пальцев.

Мемориальный сад Авраама Линкольна, Иллинойс, США

Это место создано было в Спрингфильде в 1936 году Харриетом Кнудсоном, как своеобразный природный памятник Аврааму Линкольну. Удивительно, но все растения, живущие тут, являются выходцами из трех штатов, в которых какое-то время проживал президент - Индианы, Кентукки и Иллинойса. Городские власти в 1930-х годах отвели под эти цели участок земли вдоль побережья озера, а местный клуб садоводов спонсировал проект. Проектировать сад было доверено одному из ведущих ландшафтных дизайнеров того времени - Йенсу Йенсону, который уже успел отметиться созданием нескольких городских парков Чикаго, а также сада в Мичигане для семейства Фордов. В итоге сад даже был включен в государственный реестр исторических мест. Сегодня многие, гуляя по лугам и лесам парка, даже не подозревают, что когда-то тут были фермерские поля. На одной из их частей в 1936 году были посажены желуди, которые превратились сегодня в роскошные дубравы, соседствующие с открытыми просторами. В мемориальном парке можно встретить круговые скамейки, который ставят целью налаживание дружеских бесед. К ним ведут специальные дорожки, вдоль которых высажены цветущие весною кустарники и деревья. Кажется, что все здесь создано природой, однако для создания такого чувства естественности потребовались долгие годы человеческого труда.

Сады Эксбери, Нью Форест

Семейство Ротшильдов создало по Европе целую группу парков и садов, они и поныне считаются одними из красивейших в мире. Однако самый красивый из них расположился в английском предместье Эксбери. В 1919 году Лайонель Натан Ротшильд изобрел первую в мире ирригационную систему, создав ее здесь. Под землей было проложено 35 километров труб, работающих и по сей день. Путешествуя по Гималаям, Юго-Восточной Азии и другим экзотическим местам, Лайонель привозил и высаживал в саду ливанские кедры, гигантские секвойи, разноцветные вишни и рододендроны. На содержание сада уходили огромные суммы! Всю жизнь этот представитель Ротшильдов посвятил заботе о саде. Здесь им скрещивались растения, продлевался период их цветения, выводились более устойчивые к климату сорта. В итоге число созданных гибридов превысило тысячу. Парк сам по себе довольно молодой, тут оказалась удивительно подходящая почва и климат для рододендронов и азалий. Как результат - достижение ими удивительных размеров всего через несколько лет после высадки. Выращенная коллекция растений сегодня стоила бы миллионы долларов. Тогда на Лайонеля работало более сотни садовников. Одна Вторая мировая война тяжело далась парку - семейство в течении двух суток покинуло Эксбери, а земли перешли во владение военно-морского флота. После смерти создателя парка его вдова не могла поддерживать сад в надлежащем виде, ведь с ней осталось всего 4 садовника-пенсионера. Когда с войны вернулся сын Лайонеля, Эдмунд, то он смог в 50-х годах восстановить сад к виду, годному для приема посетителей, вскоре тут возник торговый центр. Это дало возможность восстановить парк, сегодня он в прекрасном состоянии. Семейное дело продолжает правнук создателя - Николас. Его фирма "Эксбери Энтерпрайзис" занимается выращиванием и продажей растений, за год их расходится более 300 тысяч штук.

Сады Кейкенхоф, Голландия

Эти сады расположены в небольшом городке Лиссе, что между Гаагой и Амстердамом. Считается, что местный цветочный парк площадью в 32 гектара - самый крупный в мире. Он был основан еще в 15 веке, тогда, правда, тут выращивались овощи, фрукты и лечебные травы. Это-то и дало названию саду - Кейкенхоф, или "кухонный двор". Идея создать в этих местах цветочный парк принадлежит мэру Лиссе, который в 1949 году решил, что в саду можно будет представлять гибриды со всей страны и даже Европы. И теперь каждую весну парк расцветает разноцветными и узорчатыми цветочными коврами. Главным же цветком тут, конечно же, является знаменитый тюльпан. Зрелище длится целых два месяца, увядшие при этом цветы незамедлительно заменяются на новые. При подготовке к празднику еще осенью в 4 слоя высаживается до 8 миллионов луковиц. В самом низу располагаются поздноцветущие тюльпаны, над ними - раннецветущие, выше располагаются гиацинты, а ближе всего к поверхности садятся крокусы, являющиеся первыми предвестниками весны. Компания "Кодак" утверждает, что сад Кейкенхоф является вторым в мире по числу фотографируемости посетителями после индийского Тадж Махала.

Сад Мирабель, Зальцбург

Этот австрийский город построен в стиле барокко, в таком же духе выполнен и местный зальцбургский сад Мирабель. Он был разбит в 1690 году рядом с одноименным дворцом на месте бывшего огорода. Здание было возведено принцем-архиепископом Вольфом Дитрихом для своей любовницы Саломеи Альт, родившей ему в итоге 15 детей. Сначала дворец и сад носили имя Альтенау, со временем здание многократно перестраивалось, тут были пожары, и сегодня от первоначального вида мало что осталось. Сад же Мирабель был переустроен в 1730 году, оставив сегодня многие те черты. Старинные рисунки и чертежи помогли сохранить его облик - террасы, мраморные фонтаны и скульптуры. Сегодня в бывшем птичьем вольере располагается выставочный павильон. Сад Мирабель славен тем, что тут находится один из старейших в мире "зеленых театров", здесь же с 1715 года сохранился и сад 28 гномов. Когда-то давно господам доставляло удовольствие смотреть за сердитыми и уродливыми фигурками. Кто-то из правителей удалял из сада жутких гномов, а кто-то возвращал назад. В результате несколько фигурок было утеряно. Благоустроенный сад способствует расслаблению жителей Зальцбурга и его гостей. Здесь в полной мере можно насладиться и красотой природы, и творением рук человека. Местные фонтаны поражают роскошью, разнообразны скульптурные композиции. Главный же фонтан сада окружен четырьмя скульптурными группами, характеризующими разные стихии - воду, воздух, землю и огонь. Сад Мирабель с удовольствием используют кинематографисты, именно тут снимался кинофильм "Звуки музыки", в котором дети распевали "До-ре-ми".

Tim Richardson / The Telegraph, Jan. 2012 / UK



12 января 2012 года

Кто есть кто в английском ландшафтном дизайне? Кто правит балом и определяет моду и тенденции будущего сезона? Своим мнением о наиболее влиятельных британских садовниках 2011 года делится Тим Ричардсон - известный журналист британского издания "The Daily Telegraph", в прошлом - редактор садового раздела в журналах "Country Life", "Wallpaper", и в журнале о современном садоводстве "New Eden". Тим считается экспертом во многих вопросах, касающихся садоводства и ландшафтного дизайна, регулярно публикует актуальные статьи и жестко отстаивает свою точку зрения по многим вопросам.

1. Алан Тичмарш (Alan Titchmarsh) (на фото выше) - дизайнер, садовник и телеведущий - бесспорно остается самым дружественным "лицом" британского садоводства, несмотря на его недавние резкие выступления в телевизионных ток-шоу и многих публичным местах. Так, в одной из программ на Radio Times, 62-летний Тичмарш посетовал, что люди больше не в состоянии чувствовать природу, потому что они стали "приклеены к экрану". Садоводство всегда было делом жизни для многих поколений людей, но сегодняшнее поколение проводят всё свое время перед телевизорами и компьютерами. Он также утверждал, что садоводство имеет более важное значение для человечества, чем политика, и это его стойкая точка зрения.

Попросите любого человека в Великобритании назвать имя известного ему садовника, и он наверняка упомянет великого Тичмарша. Такой статус обеспечивает ему огромное влияние - неслучайно компания B&Q (сеть супермаркетов) наняла его в качестве своего представителя в 2010 г.


2. Сью Биггс (Sue Biggs)

Королевское Садоводческое Общество (RHS) до сих пор находится в состоянии некоторого потрясения. Несмотря на то, что членов Общества с каждым годом становится всё больше, оно продолжает бороться с внутренними проблемами, связанными с чрезмерной коммерциализацией RHS на нужды благотворительности и управления. Сью Биггс, генеральный директор Общества, заняла эту должность в августе 2010 года после внезапного ухода со своего поста предыдущего директора. Сью успешно взялась за дело, и решила многие проблемы, с которыми сталкивалось в последнее время Общество, однако проблемы с чрезмерной коммерциализацией RHS пока остаются. Обществу даже пришлось продать за 18 млн. фунтов стерлингов принадлежащий ему Лоуренс-Холл в Лондоне.

Исполнительные директора компаний B&Q (Мартин Филипс) и Homebase (Терри Дадди) занимают в списке 3 и 4 места соответственно, поскольку их компании постоянно соперничают друг с другом и в общей сложности имеют сегодня в Великобритании около 330 супермаркетов. Садовые центры и питомники также пользуются большой популярностью у садоводов, но обороты супермаркетов этих двух компаний значительно выше. Предпочтения покупателей этих магазинов могут даже оказывать влияние на садовые тенденции Британии. B&Q является серьезным игроком на садовом рынке и обладает 14,8% общей доли рынка, но Homebase, возможно, сделал лучший стратегический выбор с помощью Джейми Оливера в качестве своего основного представителя, так как Оливер - убежденный сторонник того, чтобы сделать супермаркеты более привлекательными для садоводов, чем садовые центры.


5. Монти Дон (Monty Don)

Вернувшись на второй срок в качестве главного ведущего канала для садоводов BBC Gardener’s World, аристократический, неугасающий Монти Дон вернул на телевидение ряд программ, связанных как с историческими аспектами садоводства, так и поднимающих вопросы практического решения многих насущных проблем. Превратив "канал для домохозяек" в нечто гораздо большее, Дон получил большую армию поклонников, и упрочил свое влияние, выпустив серию фильмов и книг о садах мира.

6. Марк Фэйн (Mark Fane)

Онлайн-магазин по продаже посадочного материала Crocus стал поставщиком растений для многих ведущих дизайнеров, принимающих участие в выставках цветочного и ландшафтного дизайна, в том числе, и в Chelsea Flower Show. Огромное количество садов, созданных с использованием растений питомника, получили золотые медали этих престижных выставок, поэтому питомник пользуется заслуженной славой к кругах садоводов.

Содиректор магазина Марк Фэйн, и без того широко известная личность, в последнее время усилил свое влияние, согласившись стать членом совета Королевского Общества Садоводов (RHS) и директором Музея Садоводства.


7. Элисон Киркхем (Alison Kirkham)

Телевидение остается самой мощной силой в садоводческом мире Великобритании. На плечах Элисон Киркхем - выпускающего редактора BBC - лежит большой груз ответственности, ведь именно от ее мнения во многом зависит, кто станет ведущим программы Gardener’s World, кого на этот раз изберут "лицом британского садоводства" и какой стратегии будет следовать направленность ведущих садовых программ канала. Среди последних спорных решений, принятых на BBC - бесцеремонное увольнение основного ведущего Тоби Баклэнда (Toby Buckland) в 2010 г. и одновременная потеря восходящей звезды канала Эллис Фоулер (Alys Fowler).

8. Саймон Дженкинс (Simon Jenkins )

Будучи председателем Национального Фонда (National Trust) с 2008 года - Дженкинс (в тандеме с генеральным директором Фионой Рейнольдс (Fiona Reynolds)) целиком и полностью курировал процесс глобальной реорганизации этого общества. Решение пересмотреть традиционную структуру консультантов (советников), которые до настоящего времени имели значительное влияние на принятие решений по управлению садами Фонда, и заменить их консультантами, чьи мнения скорее стоит рассматривать как аргументированные рекомендации, должно было сыграть свою роль. Дженкинс, при поддержке Рейнольдс, вел от имени Фонда агитационную кампанию,по совершенствованию системы планирования, используя свое значительное влияние в СМИ - как бывший редактор издания The Times.

9. Кристофер Вудворд (Christopher Woodward )

Директор Музея Садоводства (Garden Museum) занял этот пост в 2006 году и достаточно быстро восстановил его. На тот момент музей находился в плачевном состоянии и нуждался в срочной реконструкции. Вудворд привнес культуру проведения выставок, и что более важно, организовал постоянную программу мероприятий (лекции, образовательные дни, круглые столы), которые превратили музей в настоящий центр мирового садоводства. Вудворд является также членом правления Фонда Культурно-исторического наследия (Heritage Lottery Fund), который выделяет средства на развитие общественных парков и ландшафтных проектов.

10. Кристина Уолкден (Christine Walkden )

Практические садовые консультации с деловым подходом по-прежнему занимают ведущие позиции в печати и на телевидении, а Кристина Уолкден в настоящее время - основной "поставщик" пользующейся спросом информации. Она может похвастаться верной аудиторией благодаря двум сериям о ее собственном саде, а сейчас выступает и как эксперт по садам на канале BBC в программе "The One Show". Стиль Уолкден наследует традиции Джеффа Хэмилтона (Geoff Hamilton) и Перси Троуэр (Percy Thrower), поэтому мы склонны верить в то, что она говорит.


11. Его Королевское Высочество Принц Уэльский (HRH Prince of Wales)

Сомнительное для многих увлечение Принца в 1980-е гг. принципами органики сейчас доказывает, что на самом деле он тогда опередил своё время... Впоследствии он сконцентрировался на законах возобновления и самовосстановления, которых придерживалось садоводческое общество. В свой собственный сад, в Хайгруве (Highgrove) Принц пригласил ведущих дизайнеров, включая Розмари Верей (Rosemary Verey) и Роя Стронга (Roy Strong). Сад продолжает обновляться ежегодно.

12. Пит Удольф (Piet Oudolf )

Влиятельный датский садовник, лидер движения "Новые многолетники" , стал законодателем моды на травы и злаки, подчеркивая в большей степени формы и контуры растений, а не их цвета. Британия долгое время была для него вторым домом, равно как и стартовой площадкой для его дальнейшего профессионального роста в Америке, где хорошо известны его работы в High Line (Хай-Лайн, парк в Манхэттене) и в Парке Миллениум (Millennium Park) в Чикаго. В Великобритании его проекты можно увидеть и в Скэмпстон Холле (Scampston Hall) и в Трентэме (Trentham), где Удольф работал в соавторстве с Томом Стюартом-Смитом (Tom Stuart-Smith) и Доминик Коул (Dominic Cole). Удольф только что получил заказ на восстановление посадок в Олимпийском Парке.

13. Доминик Коул (Dominic Cole )

Доминик Коул - енсьма знакомое имя для многих садоводов, хотя этот человек больше находится за кадром, чем у всех на виду. Он уверенно и не торопясь, в течение последнего десятилетия распространял свое влияние в качестве председателя Совета Национального Фонда и Общества Истории Садов (Garden History Society). Коулу приписывают спасение Общества в период больших финансовых трудностей. Он является сторонником идеи повышения оплаты труда садовникам в рамках Национального Фонда. Ежедневная работа Коула - это внушительные и профессиональные консультации по истории садов Британии.


14. Пенелопа Хобхауз (Penelope Hobhouse )

Сегодня Пенелопу Хобхауз можно без преувеличения назвать "царствующей особой" на английской садовой сцене. Об этой женщине с солидной репутацией говорят почтительно, с большим уважением не только поклонники, но и коллеги. Пенелопа - автор многочисленных бестселлеров по ландшафтному дизайну и истории садоводства, а уж если она начинает говорить, то садовый мир внемлет каждому ее слову.

15. Кэрол Клейн (Carol Klein )

На сегодняшний день - главное женское лицо и второй по значимости человек на телевизионном канале для садоводов BBC Gardener’s World. Многие полагают, что в дальнейшем именно она займет главенствующий пост на этом канале. В прошлом году одним из ее достижений стала серия фильмов о частных садах.

16. Джульет Робертс (Juliet Roberts)

Gardens Illustrated - по-прежнему одно из самых влиятельных английских изданий в области садового и ландшафтного дизайна, которое формирует чувство стиля и прививает вкус к деталям. Последние 7 лет оказались для журнала и его редактора Джульет Робертс весьма непростыми: сменился владелец (журнал уже больше не принадлежит BBC), а само издательство переехало из Лондона в Бристоль. Однако, тираж журнала даже вырос - он не стал менее интересным из-за того, что Робертс сократила количество репортажей о зарубежных садах.


17. Робин Лейн - Фокс (Robin Lane-Fox)

Лейн-Фокс - автор рубрики "Сады" в газете The Financial Times и член совета колледжа New College в Оксфорде. Бывали времена, когда он дискутировал с великим Кристофером Ллойдом на страницах газеты, а сейчас Лейн-Фокса заслуженно считают его последователем. Он способен откровенно и беспристрастно писать на любые, даже не очень увлекательные темы, например, о том, как бороться с кротами, и с удовольствием делится с читателем своим богатым внутренним миром.

18. Джон Уоткинс (John Watkins)

Общественная организация Английское Наследие (English Heritage) заведует всего несколькими знаменитыми английскими садами и не имеет таких масштабов деятельности, как Национальный Фонд (National Trust). Однако, в последние годы эта организация развивалась более динамично за счет реализации таких крупных проектов, как Замок Kenilworth и Дом Chiswick. Английское Наследие также ведет перепись, присваивая садам, представляющим историческое наследие, категории I, II* или II, что в дальнейшем должно оградить их от неприятных планировочных реорганизаций. Управляющий организацией Джон Уоткинс также во многом усовершенствовал ставшую привычной работу по управлению историческими садами.

19. Рой Стронг (Sir Roy Strong)

Сэр Рой Стронг - наиболее именитый историк Британии, в прошлом директор музея V&A (Музей Виктории и Альберта). Его уважают за обширные знания в области искусств. Он сделал многое в направлении признания истории садов в качестве независимой дисциплины и дважды избирался президентом Общества Истории Садов (Garden History Society). Книги Роя Стронга о садах эпохи Ренессанса - образовательная база в области садово-паркового искусства, в то время как его собственный, весьма неплохой сад The Laskett, по-прежнему подпитывает буйные дискуссии и ожесточенные споры.


20. Дэвид Джеральд Хессайон (David Gerald Hessayon)

Его имя всегда значится в списках садовых бестселлеров. Избегающий публичности, доктор Дэвид Джеральд Хессайон завоевал популярность благодаря старомодно оформленной серии книг под маркой "Expert", основанной еще в 1958 году. Во всем мире проданы десятки миллионов копий его бестселлеров, и, хотя бы одну из его книг наверняка можно найти на полке почти каждого английского садовника. Издания хорошо иллюстрированы и всегда готовы предложить безупречный и неоспоримый совет.

21. Марк Диаконо (Mark Diacono)

Эта яркая звезда в мире садоводства зажглась в 2011 году. Диаконо достиг таких вершин благодаря проекту Hugh Fearnley-Whittingstall’s River Cottage. Он пишет книги, он делает классные фотографии, он стал все чаще появляться на телевидении. Гений Диаконо однозначно набирает высоту, стремясь все выше и выше…

22. Том Стюарт - Смит (Tom Stuart-Smith)

Том Стюарт-Смит сегодня, пожалуй, наиболее влиятельный и формирующий вкус дизайнер Англии. Стиль Стюарта-Смита раскрывает суть самой природы. Он неоднократно становился победителем в номинации "Best in Show" на выставке цветочного и ландшафтного дизайна в Челси - чаще чем кто-либо из его современников. Его везде и всегда рады видеть. Стюарт-Смит также был избран Королевой и вскоре будет создавать новый сад при Виндзорском замке (Windsor Castle).


23. Джейми Оливер (Jamie Oliver)

Являясь директором телевизионной программы, Оливер, следуя примеру своих коллег, в последнее время увлекся садовой тематикой. Он также привыкает к своей новой роли представителя Homebase (британский садовый центр). Как он любит говорить: "Одна из самых увлекательных вещей в жизни - это посадить что-то своими руками, вырастить и собрать урожай". Оливер много путешествует. На его сайте есть целый раздел, посвященный садоводству. В 2012 году Оливер также планирует открыть собственную торговую марку "Jamie".

24. Ричард Рейнольдс (Richard Reynolds)

Садовый "диверсант" Ричард Рейнольдс живет в деловом квартале в центре Лондона на главном перекрестке "Слон и Замок", который дал имя площади по соседству. За последнее десятилетие Рейнольдс завоевал международное признание. "Диверсантом" или "партизаном" его называют за ночные вылазки - это работа с заброшенными городскими участками по всему миру, которая вдохновляет новое поколение дизайнеров.

25. Рой Ланкастер (Roy Lancaster)

Этот человек - настоящее национальное достояние Британии. Ланкастера любят, им восхищаются тысячи садовников, за глубину и широкий охват его знаний, опыт, накопленный в зарубежных экспедициях и подкрепленный врожденным талантом. Ланкастер - голос нации (смелый и откровенный), к которому всегда будут прислушиваться.


26. Джордж Пламптре (George Plumptre)

Он пишет о садах (в прошлом для издания The Times). В настоящее время - исполнительный директор National Gardens Scheme (NGS) - благотворительного общества, известного своим изданием Yellow Book. Этот ежегодный справочник содержит информацию о 3700 (главным образом частных) садах, открытых для посещения. Пламптре отдают свой голос тысячи лучших садовников страны - в 2012 году будет праздноваться 85-тилетний юбилей NGS.

27. Бледдин и Сью Винн-Джонс (Bleddyn & Sue Wynn-Jones)

Владельцы Crüg Farm Plants, известного питомника Соединенного Королевства, супруги Винн-Джонс известны своей страстью к путешествиям (в последнее время Корея и Япония) в поисках новых растений, без которых они домой не возвращаются. Супруги называют свой питомник Меккой для садовых энтузиастов - и это действительно так!

28. Энн Вэйхэм (Anne Wareham)

Книга "Садовник, не привыкший сражаться" (The Bad Tempered Gardener, 2011 год) - истинная панацея от скуки и заурядности в садовом дизайне.


Являясь главной движущей силой проекта thinkingardens.co.uk, Вэехэм вызвала настоящую бурю своими нападками на сад Сэра Роя Стронга The Laskett (о Рое Стронге мы рассказывали выше). У Энн есть и свой собственный, экспериментальный сад The Veddw в Уэльсе.

29. Джеймс Хитчмоу и Найджел Даннетт (James Hitchmough & Nigel Dunnett)

Не будучи широко известной в кругу садовников, эта семейная пара ученых академиков взлетела в списке наиболее влиятельных дизайнеров 2012 года благодаря своей работе в Олимпийском Парке, в восточной части Лондона. Растения их "Школы Шеффилд" (Sheffield School) в основной своей массе - многолетники и однолетники, которые с успехом используются как в корпоративных и муниципальных, так и в городских, парковых посадках.

30. Тим Ричардсон (Tim Richardson)

Обычно, он никогда не упоминает свое имя… Автор статьи, которую вы читаете достаточно влиятелен: журналист, критик, автор 10 книг, директор фестиваля Chelsea Fringe (Окраина Челси, событие 2012 года), член совета Общества Истории Садов, член Национального Садового Фонда, лектор Оксфодрского Университета (ведущий курса по истории сада).

Парк в Богородицке под Тулой занимает особое место в истории русского садово-паркового искусства. Во-первых, из-за того, что создавался в тот переломный период, когда новый пейзажный стиль паркостроения только начинал свое победное шествие по многочисленным усадьбам, разбросанным по центральным и отдаленным провинциям России. В этот момент решался вопрос о том, будут ли они следовать зарубежным образцам или пойдут своими собственными путями, исходя прежде всего из местных природно-климатических условий, сложившихся национальных культурных традиций, богатого отечественного опыта садового зодчества.

Центральный парк культуры и отдыха в Ленинграде. Никольский A.С.

«Центральный парк культуры и отдыха в Ленинграде». Никольский A.С. Публикуется по изданию «Проблемы садово-парковой архитектуры. Сборник статей». Издательство Всесоюзной академии архитектуры. Москва. 1936. История ленинградского Центрального парка культуры и отдыха начинается с 3 декабря 1931 г., когда ЦК ВКП(б) и СНК СССР в своем историческом решении о социалистической реконструкции Ленинграда решили создать на Елагином и Крестовском островах парк культуры и отдыха с большим спортивным стадионом. В 1932 г. ленинградский ЦПКиО развернул свою работу только на Елагином острове с его чудесным, хорошо сохранившимся парком. Крестовский же остров, эта голая, заболоченная, обдуваемая ветрами низменность, должен был еще получить свой парк.

Парк им. Кирова в Баку. Ильин Л.А.

«Парк им. Кирова в Баку». Ильин Л.А. Публикуется по изданию «Проблемы садово-парковой архитектуры. Сборник статей». Издательство Всесоюзной академии архитектуры. Москва. 1936. Резко выраженные особенности географического положения Баку, сухие припустынные условия, трудные для паркового строительства, делают этот опыт не только интересным с точки зрения преодоления природы и одновременного ее использования, но и поучительным для практики парковой композиции в аналогичных и близких условиях. Парк расположен на склонах холмов и плато - наиболее высоких в пределах города отрогах Кавказского хребта при его выходе к Каспию. На всем побережьи к югу от Махач-Кала нет ни одной точки, где горы так близко и так рельефно подошли бы к морю.

Ансамбль Екатерининского парка Царского Села

Ансамбль Екатерининского парка: Регулярная часть Екатерининского парка (Старый сад). Садовая скульптура. Эрмитаж. Грот. Зал на острове Большого пруда. Гранитная терраса. Верхняя ванна. Нижняя ванна. Эрмитажная кухня. Адмиралтейство. Садовая набережная и Нижние пруды. Пейзажная часть Екатерининского парка. Башня-руина. Чесменская колонна. Кагульскнй обелиск. Морейская колонна. Крымская колонна. Турецкая баня. Палладиев мост. Горка из «дикого камня», «Пудостский мост» и Красный каскад. Гатчинские ворота. Пирамида. Памятник А.Д. Ланскому. Концертный зал. Кухня-руина. Малый каприз. Вечерний зал. Чугунная беседка. Готические ворота. Ворота «Любезным моим сослуживцам». Кадетские ворота. Фонтан «Молочница».

Ансамбль Александровского парка Царского Села

Ансамбль Александровского парка: Регулярная часть Александровского парка (Новый сад). Китайская деревня. Большой каприз. Китайский театр. Крестовый мост. Скрипучая беседка. Китайские мосты. Александровский дворец. Пейзажная часть Александровского парка. Шапель. Белая башня. Ферма. Пенсионерские конюшни. Ламский павильон. Арсенал. Федоровский городок. Египетские ворота. Баболовский дворец и парк. Александровский парк, в силу различия природных ресурсов и исторических особенностей формирования, значительно отличается по своему характеру от Екатерининского парка. Старейшая часть Александровского парка - Новый сад - распланирована в регулярном стиле. Разбивка пейзажной части парка осуществлена лишь в начале XIX столетия.

Летний сад в Санкт-Петербурге

Место для своей летней резиденции Петр I выбрал на левом берегу Невы, в устье р. Ерика (Фонтанки), почти напротив Петропавловской крепости. Сад был заложен в 1704-1706 гг. и занял поначалу лишь северную часть участка, которая выходит непосредственно на Неву. Тогда же определились основные контуры той системы прямых перпендикулярных друг к другу аллей, которая в общих чертах дошла до нашего времени. Некоторые исследователи полагают, что владелец сада сам наметил направление аллей, положение первых цветников и фонтанов, но первый известный нам план Летнего сада составлен Я. Роозеном. На этом плане уже показан только что выстроенный по проекту Д. Трезини дворец, занявший не центральное положение на участке, а его северо-восточный угол рядом с маленькой гаванью на Фонтанке...

Исторический очерк развития дворцово-парковых ансамблей Царского Села

Ансамбли дворцов и парков Царского Села складывались на протяжении полутора столетий. В их формировании прослеживаются четыре этапа. Первый из них - 1710-1720 гг. Это время возникновения загородной царской резиденции - Сарской мызы, с небольшим каменным дворцом Екатерины I и регулярным садом. В середине XVIII в., после перестройки дворца, перепланировки и расширения парков, Сарская мыза превратилась в грандиозный ансамбль, превзошедший по своим размерам все другие дворцовые резиденции в России. Следующий период начался в 1760-1770-х гг., одновременно с возникновением в русской архитектуре нового стиля - классицизма. Осуществлявшиеся на этом этапе работы по созданию пейзажных парков на территории, прилегающей к старым регулярным садам, не были полностью закончены в конце XVIII столетия. Они продолжались и в первой половине XIX века.

Фонтаны Петергофа

Ансамбль парков, дворцов и фонтанов Петергофа-Петродворца, расположенный в 29 км от Ленинграда и возникший в первой четверти XVIII века, является своеобразным триумфальным памятником в честь успешного завершения борьбы России за выход к Балтийскому морю. Регулярные парки, 144 фонтана и 3 каскада, золоченые статуи богов и героев древности, величественная архитектура дворцов - все это выражает идею торжества России, «пирующей на морском просторе». Начало строительства Петергофа датируется 1714-м годом. Замысел создания ансамбля (основная схема планировки центральной и восточной частей Нижнего парка, соединение в одно композиционное целое дворца, грота с каскадом и канала) принадлежит Петру I. Нередко, упоминая о желании Петра I видеть здесь в Петергофе резиденцию, которая «первейшим государям приличествует»...

Архитектурно-парковый ансамбль Кусково

Архитектурно-парковый ансамбль Кусково является одним из замечательных памятников русского искусства. Созданный в XVIII в., он в полной мере вобрал в себя достижения усадебного строительства эпохи. Своеобразные архитектурные ансамбли под Москвой получают распространение в конце первой трети XVIII в., когда в древние родовые вотчины возвращается знатное дворянство. Из уцелевших подмосковных усадеб Кусково наиболее ранняя, дающая представление о типе елизаветинских усадеб. Она находилась в 7 верстах от Москвы, между Владимирской и Рязанской дорогами. С 1715 г. эти земли принадлежали сподвижнику Петра I - видному военачальнику, герою Полтавской битвы фельдмаршалу Б.П. Шереметеву. Ансамбль Кусково создавался на протяжении нескольких десятилетий. В 1755 г. здесь был вырыт большой пруд, который позволил осушить низменное и болотистое место...

Усадьба Останкино

Древняя подмосковная усадьба Останкино представляет для нас особый интерес тем, что ее ансамбль сложился в основном за очень короткий срок - 10 лет, хотя существует она с XVI в. Другая особенность - это ее «увеселительное» назначение, что отразилось на специфическом характере садовых композиций. Останкино - уникальный памятник русской культуры XVIII в., удивительный по своему совершенству пример творческого синтеза архитектуры, садово-паркового искусства, театра, живописи, скульптуры, произведений декоративно-прикладных ремесел, которые слились в единое художественное целое. Усадьба, дворец, парк и все, что в них находится, созданы талантом и трудом сотен крестьян, ремесленников и умельцев. Сады Останкина являются неотъемлемой составной частью этого единственного в своем роде ансамбля...

Павловский парк

Когда в Царском Селе уже сиял своим великолепием Большой Екатерининский дворец, на месте будущего Павловска еще стояли глухие леса, тишину которых изредка нарушали лишь придворные охоты. Павловский парк моложе царскосельского и других императорских резиденций в окрестностях Петербурга, он лучше сохранился. В нем в наиболее чистом виде отразился период расцвета русского классицизма, он был создан за довольно короткий срок - 50 лет - и отличается особой художественной цельностью своего ансамбля - садов, архитектуры, скульптуры. Это единственный в своем роде образец русского пейзажного зодчества, прославленный шедевр, в котором нашли самое полное выражение новые направления в садово-парковом искусстве...

Дворцово-парковый комплекс Царского Села

Загородная резиденция жены Петра I Екатерины Алексеевны Царское Село была основана в 1708 г., через 6 лет после освобождения Копорья от шведских войск. Она располагалась на месте бывшей шведской «Сарской мызы» в живописной и обширной местности, на пологом холме, у небольшой речки Вангази. Старые деревянные постройки, плодовый сад, пруд стали на первых порах ядром будущей усадьбы. После 1716 г., когда здесь была построена деревянная Успенская церковь, Сарская мыза («Остров-мыза») получила наименование Царского Села. К этому времени относится и создание здесь первых каменных палат, расширение хозяйственных построек. В отличие от дворцово-парковых комплексов Петра I имение Екатерины долго сохраняло вид русской усадьбы и отражало в своем облике традиционный и простой уклад жизни...

Мемориальный комплекс «Курган Славы» в Минске

Курган Славы увековечил ратный подвиг Советской Армии и партизан. Заложен он 30 сентября 1966 года. Земля Белоруссии смешалась в нем с землей городов-героев, других мест, прославивших себя боевыми и трудовыми свершениями. Воздвигнут мемориал к 25-летию освобождения Белоруссии от гитлеровцев. Торжественное открытие состоялось 5 июля 1969 года. Его авторы - скульпторы А. Бембель, А. Артимович, архитекторы О. Стахович, Л. Мицкевич и инженер В. Лапцевич. Курган высотой 70 метров 60 сантиметров венчают четыре штыка, символизирующие четыре фронта, освобождавшие Белоруссию. У основания штыков, которые скрепляет лента-пояс двухметровой высоты,- мозаичные ордена Славы и Отечественной войны.

Сады Гранады. Альгамбра и Генералиф. Alhambra & Generalife

Заимствовав опыт Египта и Рима по устройству ирригационных сооружений, арабы сумели использовать таяние снегов на горных вершинах и создали мощную гидротехническую систему, превратив безводную Испанию в цветущий край. Здесь сформировался новый тип сада - испано-мавританский. Это небольшой дворик (200-1200 м²) атриумно-перистильного типа (патио), окруженный стенами дома или оградой, представляет собой продолжение парадных и жилых покоев под открытым небом. Комплекс таких миниатюрных патио, включенных в сложную структуру дворца, представляют сады Гренады, созданные в XIII в. в резиденциях халифов - Альгамбре (650 X 200 м) и Генералифе (площадь 80X100 м). В Альгамбре помещения дворца группировались вокруг Двора мирт и Двора львов. Двор мирт (47 Х 33 м) окружен стенами зданий с изящной аркадой, богато украшенной орнаментом.

Версаль. Parc de Versailles

Местечко Версаль, расположенное недалеко от Парижа, было королевским угодьем и представляло собой равнинную заболоченную местность, частично покрытую мелколесьем. На этой территории в период с 1661 по 1700 г. Ленотром вместе с арх. Лево и Мансаром и художником Лебреном был создан дворцово-парковый ансамбль. Его размеры грандиозны: так называемый Малый парк занимал площадь 1738 га, а примыкающий к нему Большой охотничий парк - 6600 га. Сначала развернулись предварительные работы по подготовке территории - осушению местности с помощью каналов, созданию резервуаров, питающих водные устройства парка, подсыпке земли на значительной площади. Для посадки было привезено огромное количество деревьев из различных районов Франции и других стран. Однако, несмотря на все старания, посадки оказались недолговечными и уже через 150 лет часть деревьев пришлось заменить.

Во-ле-Виконт. Château de Vaux-le-Vicomte

Во-ле-Виконт - (фр. Château de Vaux-le-Vicomte) - классическая французская усадьба-дворец XVII века, расположенная в окрестностях Мелёна, в 55 км к юго-востоку от Парижа. Построена для Николя Фуке, виконта Во и Мелёна, суперинтенданта финансов при Людовике XIV. Парковый ансамбль создан А. Ленотром совместно с арх. Лево и художником Лебреном. При закладке (1656-1661) сада трудились 18 тыс. человек. На обширной территории было снесено 3 деревни, вырублен лес, преобразован рельеф, изменено русло реки. Площадь парка 100 га. В северной его части расположен дворец, окруженный каналом в духе старинных замков, являющийся центром композиции. Южным фасадом дворец обращен к парку. От него тремя невысокими террасами мягко спускается к югу широкая полоса открытого пространства, обрамленного массивами боскетов.

Парк Стоу. Stowe Landscape Gardens

Парк Стоу (Stowe Landscape Gardens) находится в 96 км от Лондона. Площадь парка 100 га, а вместе с прилежащими угодьями, составляющими с ним одно целое - 500 га. Первоначально здесь был регулярный парк, созданный арх. Дж. Ванбергом, в 1714 г. его перестраивает арх. Ч. Бриджмен, а в 1738 г.- У. Кент и Л. Браун. Центром композиции является дворец, который стоит на повышенных отметках рельефа в створе открытого луга, вытянутого с севера на юг и образующего главную ось парка. В пониженной части устроен пруд - его второй композиционный центр. Объемно-пространственное решение основано на сочетании чередующихся закрытых массивов с открытыми пространствами водоема и лужаек, где отдельно стоящие деревья и группы образуют пейзажные картины. Парк насыщен сооружениями в духе романтизма, стилистически связанными с архитектурой дворца.

Вилла Ланте. Villa Lante

Строительство виллы Ланте (Villa Lante) осуществлялось также по проекту арх. Бароцци да Виньола в 50-е годы XVI в. Она находится в городке Баньяйя в 84 км от Рима. Владельцем виллы был герцог Монтальто, Площадь сада 1,5 га, перепад рельефа 16 м. Здесь, как и в вилле Капрарола, использована тема ручья, стекающего с горы и образующего продольную ось сада. Однако при общей схожести плана решение этой темы существенно отличается. Зодчий, «разделив» дом на два объема и расположив их симметрично оси, как бы раздвинул путь ручью. Нижняя терраса - входная часть сада - решена в виде плоского партера (75X75 м), разделенного на ряд квадратов. В их модуль вписан водный партер с круглым островом в центре, где скульптурная группа юношей (высота 10 м), поддерживающих руками герб Монтальто, дает монументальную вертикаль.

Вилла д"Эсте. Вилла Тиволи. Villa d"Este

Вилла д"Эсте, Вилла Тиволи (итал. “villa d"Este”) находится в 80 км от Рима в г. Тиволи, ее владельцем был кардинал д"Эсте. Построена в 40-х годах XVI в. Автор - арх. Пирро Лигорио, водные устройства создавались инженером Оливиери. Площадь сада 3,5 га, перепад рельефа 35 м. Дворец расположен на верхней точке, а на склоне разбит сад. Крутой откос террасирован, по узким террасам проходят поперечные оси, в нижней, наиболее пологой части устроен партер (70X70 м). Взаимно перпендикулярные дороги образуют прямоугольники боскетов. Главная ось направлена от нижнего партера к дворцу. На этой оси важнейшим композиционным узлом является Фонтан драконов, расположенный на площадке ниже подножия дворца, и три группы кипарисов - на партере, у водоемов поперечной оси и Фонтана драконов, образующие мощные вертикальные акценты.

Сефтон-парк в Ливерпуле. Sefton Park. Liverpool

Сефтон-парк в Ливерпуле (Sefton Park. Liverpool). Автор - арх. Э. Андре. Строительство парка начато в 1867 г. на площади 156 га. Местность ранее использовалась под хозяйственные угодья и была окружена частной застройкой. С севера на юг она пересекалась протокой, превращенной затем в серию искусственных прудов и ручьев. Парк имеет четкое функциональное зонирование и включает лужайки для спорта, сад, Парк оленей, ресторан, музыкальный павильон и ботанический сад, выделенный в отдельный участок со своей планировкой. Сеть дорог образует в плане эллипсы, круги и плавные кривые, ограничивая контуры открытых пространств. Благодаря крупному масштабу линии дорог не воспринимаются в натуре как геометрические кривые. По периферии проложена дорога для верховой езды и устроены домики-приюты для отдыха.

Вилла Фарнезе. Замок Капрарола. Villa Farnese

Вилла Фарнезе (итал. Villa Farnese), известная также как замок Капрарола. В 70 км от Рима, недалеко от местечка Капрарола, арх. Бароцци да Виньола в 1547-1550 гг. построил замок для кардинала Фарнезе. Выше по склону в 300 м от замка был сооружен небольшой дом и разбит сад, предназначенный для уединенного отдыха (пример «секретного сада»). Несмотря на незначительные размеры, сад решен монументально - в крупных пропорциях, без лишних мелких деталей, с использованием местного материала. Тем самым он органически сливается с окружающим ландшафтом и ансамблем замка. От нижней площадки первого уровня, украшенной фонтаном, дорога поднимается по пологому пандусу, оформленному стекающим по нему ручьем и замкнутому с двух сторон стенами, ко второму уровню - площадке, богато оформленной фонтанами и монументальными изваяниями речных богов.

Ансамбль императорской виллы Сюгакуин в Киото

На северо-восточной окраине Киото удалившимся от дел императором Гомицуно был распланирован ансамбль Сюгакуин с обширным садом-парком. Первая часть работ была закончена между 1656 и 1659 годами, но затем с перерывом работы продолжались еще несколько лет. Уникальность композиции Сюгакуин среди японских садовых ансамблей связана с его расположением на трех уровнях - террасах, поднимающихся друг над другом по склону горы. Именно это определило общее пространственное построение ансамбля и конкретное решение каждой его части. В отличие от Кацура основной масштаб и основной эмоциональный тонус Сюгакуин был задан дальним планом - видом далеких силуэтов гор и деревьев (что носит название «саккэи»), а все искусственно построенные элементы сада становились передним планом композиции и получали подчиненную роль.

Мемориальный парк Мира в Хиросиме

Один из первых общественных ансамблей послевоенной Японии - Парк Мира в Хиросиме (архитектор Кэндзо Тангэ, 1949-1956), задуманный и осуществленный как синтез национальных и современных пространственных и конструктивно-пластических идей. Парк расположен на территории бывшего округа Накадзима, целиком уничтоженного в результате атомной бомбардировки японского города Хиросимы в 1945 году. На территории в 12,2 гектара находятся Мемориальный музей Мира, множество памятников, ритуальный колокол и кенотаф. Ансамбль состоит из обширной площади для манифестаций (она засыпана белой галькой) с лаконичным и скорбным памятником-аркой (Монумент «Пламя Мира»), легких, поднятых на столбах зданий музея, административного корпуса и библиотеки. Виднеющийся на заднем плане остов одного из немногих строений, уцелевших во время атомной бомбардировки, также визуально включается в ансамбль.

о Сады монастыря Мёсиндзи в Киото

Сады Боболи. Giardino di Boboli

Сады Боболи (итал. Giardino di Boboli) - знаменитый парк во Флоренции, один из лучших парковых ансамблей итальянского Ренессанса.Сады Боболи находятся на склонах холма Боболи за палаццо Питти, главной резиденцией великих герцогов Тосканы Медичи и являются одним из самых известных произведений садово-паркового искусства XVI в. В соответствии со вкусами того времени парк разделяют длинные осевые дорожки, широкие гравийные дорожки, он украшен декоративными элементами из камня, статуями и фонтанами. Сады Боболи разделяются на частную зону с лимитированным посещением и публичную зону с гротами, нимфами, открытыми садовыми храмами с колоннадами, выполненными в классическом стиле. Необычной для своего времени особенностью садов Боболи являются открывающиеся из них великолепные виды на город.

Сад монастыря Дзёруридзи в Киото

Сад монастыря Дзёруридзи в предместьях Киото относится к редчайшему типу садов хэйаньской эпохи амидийского типа. Здание храма было построено в 1107 году, на нынешнее место было установлено в 1157 году. Оно считается одним из лучших образцов архитектуры буддистских храмов позднего периода Хэйана. На восточном берегу пруда среди деревьев высится изящная пагода, первоначально возведенная в Киото, и перемещенная сюда в 1178 году. Храм и пагода расположены друг напротив друга, символизируя восточный и западный буддистский рай. Планировка сада у храма - попытка найти и выразить в компонентах живой природы символическое выражение миропорядка, высшая точка которого - «Западный рай Будды Амиды». Подобно тому как не было принципиального различия религиозной и светской архитектуры, так близки по своим особенностям амидийские храмовые сады и сады дворцовые.

Сад храма Кинкакудзи (Золотой павильон) в Киото

Довольно значительные по размеру дзэнские пейзажные сады нередко возникали из дворцовых садов типа синдэн. Так, дворец Китаяма, построенный сегуном Асикага Ёсимицу в 1397 году, был затем переделан в храм Рокуондзи (Храм оленьего сада), или Кинкакудзи (Золотой павильон), а сад реконструирован в соответствии с эстетическими канонами дзэн школы риндзай. В отличие от более ранней японской архитектуры смысл такого произведения, как Золотой павильон, его содержательность раскрываются лишь в сопоставлении с природой, единстве с ней. Архитектура и природа становятся равнозначными частями художественного образа. Но природа естественная, художественно не организованная не могла войти в это единство, она должна была быть преобразована в соответствии с теми же принципами, которыми руководствовался и архитектор-строитель.

Сад храма Гинкакудзи (Серебряный павильон) в Киото

Серебряный павильон - Гинкакудзи (или Хигасияма-дэн, официальное название храма - Дзисё-дзи), построенный в 1489 году сёгуном Асикагой Ёсимасой под впечатлением Золотого павильона Кинкаку-дзи, который построил его дед Асикага Ёсимицу и позже ставший буддийским храмом. В истории японской архитектуры Серебряный павильон - явление переходное, он соединяет в себе черты стиля синдэн с новыми элементами жилой архитектуры так называемого стиля сёин. Как и Золотой павильон, он стоит на берегу озера, и раздвигающиеся стены (новая деталь стиля сёин) непосредственно отделяют интерьер от пространства сада. Когда стены раздвинуты, это разделение исчезает и природа как бы входит внутрь дома. Такое слияние с природным окружением отразилось на пространственном решении интерьера и более того - на всей концепции архитектуры, ее новой связи с окружающей средой.

Сады монастыря Тофукудзи в Киото

Тофукудзи - буддийский храмовый комплекс на юго-востоке Киото. Ворота храма саммон - самые древние из ворот дзэнских храмов в Японии и являются национальным достоянием. Высота сооружения составляет 22 метра. На территории храмового комплекса расположены множество садов, самые крупные из которых Северный, Южный, Западный, Восточный и сад Ходзё. Мирэи Сигэмори, автор одного из самых известных современных храмовых ансамблей Комё-ин в монастыре Тофукудзи в Киото (1939). Вся «лексика» искусства Мирэи Сигэмори восходит еще к дзэнским символическим садам (типа карэ сан-суй), но само применение общеизвестных символов, их сочетание и контраст в одной композиции отмечают мастера с новым видением и ощущением. Сигэмори, прежде чем стать садовым дизайнером, старательно изучил историю садового дела, провел обмеры и сделал планы более 500 садов.