Вифлеем иисуса. Где находится Вифлеем, в какой стране? Где находится Вифлеем

Храм Рождества Христова представляет собой непрерывно действующую церковь, расположенную в Вифлееме. Первый храм был построен в 330 году и неоднократно подвергался реконструкции. Построена обитель из камня, ее крыша покрыта деревом. Храм имеет пять нефов, они разделены колоннадой из десяти колонн, увенчанных капителями.

Интерьер храма выглядит очень богато - для оформления стен и пола был использован мрамор. На стенах частично сохранились мозаики. Изначально пространство храма освещалось 22 окнами, однако, в настоящее время они заложены.

Паломники приезжают сюда, чтобы увидеть чудотворную икону улыбающейся Божьей Матери - подарок царицы Елизаветы.

Базилика Рождества Христова

Первая церковь была возведена над пещерой Христа еще в 326 году. Спустя двести лет она оказалась разрушена во время восстания в Самарии, но император Юстиниан подошел к ее восстановлению со всей отвестсвтвенностью: церковь не только возникла на прежнем месте в кратчайшие сроки, но и обросла новыми приделами. В этом виде она и сохранилась почти нетронутой до наших дней мусульманские владыки, в последствии захватившие эти земли, к святыне относились уважительно, и многочисленные войны не затронули больше ее камней.

Снаружи стены базилики выглядят довольно скромно. Главная ее достопримечательность, притягивающая тысячи паломников со всего мира, заключена внутри, где винтовые лестницы ведут вниз, к Гроту Рождества...

Место рождения Иисуса отмечено вделанной в пол серебряной звездой и мраморным алтарем. Пространство вокруг озарено светом многочисленных лампад. С икон на стенах грота молчаливо взирают лики святых, и все пространство пещеры пронизано атмосферой божественного...

А какие достопримечательности Вифлеема вам понравились? Рядом с фотограйией есть иконки, кликнув по которым вы можете оценить то или иное место.

Гробница Рахели

Одной из достопримечательностей Палестины является Гробница Рахели, расположенная недалеко от Иерусалима. По преданию, в этом месте была погребена праматерь Рахель. Гробница является местом паломничества евреев и святым местом для христиан и мусульман уже на протяжении многих веков.

Первые сведения о ней приводятся в Книге «Берешит». Это сооружение состоит из надгробия и помещения, построенного вокруг него. В XVI веке к зданию были пристроены еще два купола, соединенные с другими сооружениями, и таким образом гробница превратилась в закрытое помещение. В середине XIX века сооружение было отреставрировано, к помещению добавилась еще одна комната, право пользования которой было разделено между евреями и мусульманами. В 2002 году здание было обнесено высоким бетонным забором, который служил для защиты посетителей от враждебно настроенных арабских жителей. Внутри сооружения находится синагога, в которой ежедневно проходят молитвы и изучение Торы.

В настоящее время Гробница Рахели является историческим памятником, популярным у туристов. Она считается символом возвращения еврейского народа на Священную землю.

Значимой достопримечательностью Палестины является греческий православный мужской Монастырь Искушения, расположенный в окрестностях Вифлеема в Иудейской пустыне. Он построен на одноименной горе, которая отождествляется с местом искушения Иисуса Христа дьяволом, которое описано в Евангелии.

Большинство помещений монастыря вырублено в скале, а в пещере устроена небольшая часовня. Престол церкви установлен около камня, над которым, по преданию, молился Христос. В настоящее время монастырь является действующим, здесь проживает десять человек, единственным настоятелем монастыря является греческий монах. Гора Искушения находится на высоте 350 метров над уровнем моря, поэтому из монастыря открывается великолепная панорама Мертвого моря и долины реки Иордан, где, по преданию, Иисус провел 40 дней и ночей поста.

Это уникальное место представляет большую историческую ценность, привлекая огромное количество туристов. Добраться в монастырь можно по крутой тропинке, что займет полчаса, или за пять минут по канатной дороге из Тель-Иерихона. В отличие от некоторых греческих мужских монастырей, сюда допускаются и женщины.

Монастырь Феодосия Великого

Монастырь Феодосия Великого, расположенный в 12 километрах к востоку от Вифлеема, в Палестинской национальной администрации, был основан Феодосием Великим, христианским святым, в 476 году.

Феодосий Великий основал монастырь возле пещеры, где по приданию на обратном пути отдыхали волхвы, приходившие на поклонение Христу. Пещера сохранилась до наших дней. В ней находятся гробницы святых, в том числе самого святого Феодосия.

Монастырь Феодосия Великого – это первый в Палестине общежительный монастырь. В VI - начале VII веков количество насельников превышало 700 человек.

В настоящее время Монастырь Феодосия Великого - это православный греческий женский монастырь в подчинении Иерусалимской патриархии, которая выкупила его в 1898 году.

Молочный грот

Молочный грот Богородицы, расположенный в городе Вифлеем, в Палестинской администрации, является местом паломничества для женщин, которые мечтают стать матерью или имеют проблемы с лактацией – кормлением грудью. Он был создан на месте пещеры, в которой, по преданию, спасались бегством в Египет Иосиф и дева Мария – родители Иисуса Христа.

Когда Мария кормила младенца молоком, капля молока попала на красные пол и стены грота и окрасила их в белый цвет. Именно с тех самых пор считается, что порошок из грота избавляет от бесплодия и помогает с кормлением. Часовню над пещерой воздвигли монахи-францисканцы. Помимо чудотворной иконы Божьей Матери, в гроте висят фотографии матерей с младенцами, которым помогло посещение этого святого места. Совсем рядом с Молочным гротом находится Вифлеемский Храм Рождества Христова.

Лавра Саввы Освященного

Лавра преподобного Саввы располагается на территории пустыни Иудейской, в долине Кедрон. Ее второе название - монастырь Мар-Саба. Лавра преподобного Саввы - это мужской греческий монастырь в Палестинской автономии. Основан в V веке и освещен Саввой Освященным.

В прошлые века Мар-Саба был одним из наиболее густонаселенных монастырей, так как мог себе позволить вместить большое количество монахов. Ранее на территории лавры проживало пять тысяч монахов, в наши дни здесь проживают всего лишь двадцать монахов. Савва был отшельником, аскетом и глубоко верующим, поэтому первой постройкой в пустыне была церковь. С течением времени к нему начали подтягиваться ученики и селиться возле него. Так и начала расширяться лавра. В начале VII века на монастырь напали персы, уничтожили значительное количество построек и убили монахов. Их нетленные мощи и черепа до сих пор хранятся в усыпальницах.

Лавра Саввы Освященного – одно из немногих мест, куда не добрался прогресс. Монахи сознательно отказываются от многих благ цивилизации. Так, например, свет в Лавру не проводят и в наши дни, монахи пользуются свечами и керосиновыми лампами. За все XVI веков, что существует лавра, в нее ни разу не ступала женская нога. Как рассказывают местные легенды, даже мать Саввы жила далеко от территории лавры. Савву и его молитвы считали святыми - после долгих молитв прп. Саввы из камней, располагавшихся возле лавры, начал бить ключ, который не пересыхает до сих пор.

А вам интересно знать насколько хорошо вы знаете достопримечательности Вифлеема? .

Монастырь Дейр Каранталь

Монастырь Дейр Каранталь возведен в VI веке и располагается он на месте пещеры, где по преданию жил Иисус Христос. Монастырь находится на западной части Иерихона, на отвесной скале в 380 метрах над уровнем моря. Гора имеет несколько названий и одно из них в духе библейских традиций - «Гора искушений». Как повествуется в Библейском писании, именно в этой пещере находился Иисус в течение сорока дней после крещения, искушаемый Сатаной и отказывающийся от всякой еды и питья.

Дорога к монастырю очень тяжела и изнурительна для восхождения. Каждый год все больше туристов стремится побывать в этом диковинном месте, и сравнительно недавно было дано разрешение властями Палестины на строительство канатной дороги, которая ведет почти к подножию монастыря от раскопок старейшего Иерихона.

У подножия горы протекает река Иордан, с каскадами небольших водопадов, располагающихся на расстоянии друг от друга. Несмотря на тяжелый путь, который приходится преодолеть на пути к монастырю, те необычайные красоты, которые открываются перед паломниками, и атмосфера, которая царит в этом особенном месте, действительно стоят этих потраченных усилий. В дни великих праздников, стены монастыря принимают особенно много паломников, желающих помолиться именно в какой-то особенный религиозный день.

Самые популярные достопримечательности в Вифлееме с описанием и фотографиями на любой вкус. Выбирайте лучшие места для посещения известных мест Вифлеема на нашем сайте.

Еще достопримечательности Вифлеема

Более 2000 лет назад в тесной пещере палестинского города Вифлеем родился Иисус Христос. С тех пор маленький населенный пункт неподалеку от Иерусалима стал мировым центром притяжения паломников, туристов и исследователей. О городе Христа, исторические факты, библейские события и современные святыни Вифлеема – в нашем материале.

История города Вифлеем

Древнейшие археологические артефакты, найденные на территории современного Вифлеема, принадлежат к эпохе бронзового века (XVIII-XVII вв. до н.э.). Город на западном берегу реки Иордан никогда не был крупным, но тесно связан с рядом персонажей библейской истории и, конечно, с Иисусом Христом.

«Вифлеем» с еврейского переводится как «Дом хлеба». Рождение Спасителя в городе с данным названием очень символично: значение слов из молитвы Господней «хлеб наш насущный» экзегеты толкуют и как «духовный хлеб», подразумевая Тело и Кровь Христа.

В архивах Тель-Авива сохранились сведения, что в 1350-1330 до н. э. Вифлеем носил название Бит-Лами и был населен финикийцами. В третьем тысячелетии жители города построили языческий храм на возвышенности, в наше время известной как холм Рождества Христова. Вифлеем находится менее чем в 10 километрах от Иерусалима. Именно на этом пути была похоронена супруга ветхозаветного патриарха Иакова Рахиль.

Город Вифлеем в наши дни

Люди и события

Рахиль и ее сестра Лия были дочерями дяди Иакова Лавана. Рахиль отличалась красотой и дерзким нравом. Она не раз спорила с Богом, если события складывались не так, как ей хотелось. Лия же уступала сестре во внешности, но была доброй, скромной и кроткой девушкой. Иаков, приехавший к Лавану свататься, выбрал себе в жены Рахиль, за что вынужден был служить у дяди целых 7 лет. Путем обмана Лаван выдал за племянника Лию. Но Иаков не смог смириться с этим, и взял себе в жены и Рахиль.


Иаков сватает Рахиль

Рахиль умерла на пути в Вифлеем во время родов сына. Она была похоронена «у дороги», на въезде в город. Гробница жены Иакова сохранилась до наших дней и стала центром паломничества для иудеев. Рядом с захоронением Рахиль находится арабское кладбище, и место также пользуется почитанием у мусульман.

Ветхозаветный пророк Иеремия иносказательно упоминал Рахиль, рассказывая о событиях эпохи Вавилонского плена:

(Иер. 31:15)

В VI веке до н.э. страна иудеев находилась в подчинении Вавилонского царства. После очередного восстания царь Навуходоносор II принял решение «обезглавить» Иудею: казнил ряд представителей знати, пленил правителя страны и принудительно вывел в Вавилон десятую часть еврейского населения. Пророк Иеремия также оказался в плену вавилонян, но был освобожден. Город Рама, о котором говорит пророк, находится севернее Иерусалима на возвышенности. С его холмов открывался вид на опустевшую Иудею. Рахиль вспоминалась как мать всех иудеев, горько сожалеющая об их пленении.

Слова пророка о «горьком плаче» Рахили вспоминались и евангелистом Матфеем в новозаветное время. Когда царь Ирод узнал о рождении Иисуса, он испугался, что Младенец будет претендовать на его власть. Иудейский правитель отправил в Вифлеем войска с приказом убить всех детей в возрасте до 2-х лет. Иосиф Обручник, Пресвятая Мария с Маленьким Христом смогли сбежать, а 14 000 младенцев были жестоко убиты. В Православной Церкви невинно убиенные дети почитаются в лике мучеников.


Икона “Рахиль, плачущая о чадах”

Псалмопевец

Иисус Христос был потомком царя Давида, известного православным христианам как создатель сборника Божественных гимнов – Псалтыри. Давид также был уроженцем Вифлеема.

Юный Давид прославился в своем народе после героической победы иудеев над филистимлянами. Будущий еврейский царь в буквальном смысле «проходил мимо» поля боя. Перед войсками иудеев, поигрывая оружием, прогуливался огромных размеров воин по имени Голиаф. Голиаф вызывал на бой самого сильного из евреев, но никто не решался с ним сразиться. Филистимлянин насмехался над иудеями и хулил Бога. Именно это задело юного Давида, который вышел против Голиафа без щита и меча, а с метательным орудием и убил великана точным попаданием камня в лоб. Филистимляне бежали, иудеи торжествовали, а царь Саул сделал Давида полководцем. Позже, после смерти иудейского правителя, Давид был помазан на царство.


“Битва Давида и Голиафа”, художник Nicolaas Goetzee, 1748 г.

В роли царя пророк также преуспел: Израильское царство стало единым государством, а Ковчег Завета – главная иудейская святыня, была перенесена в Иерусалим. Впоследствии для нее сыном Давида Соломоном будет построен Иерусалимский храм. Однажды царь Давид согрешил, вступив в связь с женой своего полководца. За совершенный грех псалмопевец расплачивался всю жизнь.

Раскаиваясь о содеянном, Давид написал ряд псалмов, легших в основу Псалтыри. Сегодня эта книга стала универсальной в жизни православного человека: она применяется и как богослужебная, и как назидательная, и как читаемая во всякой нужде верующими в домашних молитвах.

С Вифлеемом связано также имя прабабушки царя Давида, Руфи. Руфь была язычницей из народа моавитян, но позже вышла замуж за иудея Вооза и приняла веру в Единого Бога. В Ветхом Завете описывается, что в окрестностях Вифлеема девушка собирала колоски пшеницы. О событиях из жизни прабабушки царя Давида подробно рассказывает одноименная ветхозаветная «Книга Руфи».

Рождество Христово

Безусловно, главным событием, которым знаменит Вифлеем, было, есть и будет Рождество Иисуса Христа.

В 63 году до н.э. римские войска под командованием Помпея Великого захватили Иудейское царство. Страна превратилась в провинцию Римской империи, а еврейские правители отныне становились вассалами императора. Форма управления и территориальное деление Иудеи постоянно менялись, в итоге местность вошла в состав Сирии. После административных реформ римский наместник Квириний решил провести на подвластных ему землях перепись населения. Делалось это с целью учета потенциальных налогоплательщиков. Согласно распоряжению Квириния, жители Сирии должны были явиться в города, из которых происходил их род и пройти процесс переписи.

Из рода царя Давида, уроженца Вифлеема, происходили Иосиф Обручник и Пресвятая Богородица. По призыву римских властей они отправились на родину предков. Перепись была масштабной, и, прибыв из Назарета в Вифлеем, Иосиф и Мария заночевали в пещере, поскольку городские гостиницы были переполнены.

Здесь-то и появился на свет Спаситель мира, Младенец Иисус. Вскоре после рождения Христа пастухам из предместий Вифлеема явился ангел, сообщил о великом событии и направил в пещеру к Новорожденному. Вслед за появлением одного ангела евангелист Лука описал появление всего небесного воинства, которое торжественно произносило слова, ставшие одним из гимнов праздника Рождества:

«Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!»

(Лк. 2:14)


Рождество Христово, Греция. Современная фреска

Пастухи разыскали пещеру, сообщили родителям Иисуса о необычном явлении и в восторге среди ночи отправились рассказывать жителям Вифлеема о рождении Мессии.

Знамение в виде яркой звезды заметили волхвы (маги) из страны, восточнее Иудеи. Они расценили событие как знак свыше и направились прямиком к царю Ироду, убежденные в связи правителя с Иисусом. Царь лишь развел руками, но попросил волхвов сообщить, где находится Христос. Восточные маги вышли из дворца и проделали путь до Вифлеема, сопровождаемые таинственной путеводной звездой.

Иосиф и Мария к тому моменту уже нашли себе приют в доме. Прибыв в Вифлеем, волхвы принесли Новорожденному знаменитые дар: золото – как царю, ладан – как священнику, смирну – как тому, кто должен умереть. Поклонившись Христу, волхвы возвратились в свою страну, не став возвращаться к Ироду.

Ирод был разгневан, так как считал, что Христос – претендент на его царскую власть. Страх лишиться титула заставил Ирода пойти на убийство нескольких тысяч младенцев. Гнев иудейского царя не коснулся семьи Иисуса, так как ангел явился Иосифу Обручнику и велел ему вместе с семьей бежать в Египет.

Рождество Христово стало одним из величайших событий в человеческой истории, так как через него Бог вошел в мир людей и своим примером показал дорогу к обретению вечного счастья в земной и загробной жизни.


Фреска “Избиение младенцев”

После Христа

В 132 году в Израиле произошло антиримское восстание Бар-Кохбы, которое было подавлено и сопровождалось разрушением еврейских городов. Эта участь постигла и Вифлеем. Город находился в запустении до времен императрицы Елены, христианки, которая отправилась на Святую Землю в паломничество и активно помогала строительству храма Рождества Христова над пещерой, бывшей местом рождения Спасителя.

В VI веке базилика Рождества была разрушена восставшими самарянами, но церковь восстановили при императоре Юстиниане. 100 лет спустя Вифлеем захватили персы, но храм был оставлен неприкосновенным. На протяжении многих столетий город переходил из рук в руки крестоносцев и сарацин, а духовенство, в зависимости от политической обстановке, менялось с латинского на православное. Вифлеем подвергался регулярным разрушениям, но храм Рождества оставался невредимым.

Сегодня Вифлеем является городом в составе Палестинской автономии. На территории города проживают как христиане, так и мусульмане. Несмотря на пестрый этнорелигиозный состав Вифлеема и напряженную обстановку на Ближнем Востоке, город открыт для паломников и туристов со всего мира, а жителей гости характеризуют, как радушных хозяев.

Святыни Вифлеема

Пещера Рождества


Вид с воздуха на Церковь Рождества Христова, Вифлеем

Именно здесь от Пресвятой Богородицы родился Иисус Христос. При императрице Елене здесь появился подземный храм. Место рождения Христа отмечено в полу звездой с 14 лучами, символизирующую Вифлеемскую. Вокруг звезды расположены 16 лампад, принадлежащие разных христианским деноминациям, в том числе и православным. Над местом Рождества расположен престол и алтарь подземного храма, где регулярно служится Литургия . Проводить ее позволяется только представителям Православной и Армянской Церквей.


Макет Церкви Рождества Христова. Главная Базилика Рождества находится в ведении Православного патриархата Иерусалима. Она выглядит как обычная базилика в романском стиле, с пятью нефами, разделенными коринфскими колонами и апсидой в восточной части, где находится святая святых. Базилика представляет собой прямоугольник 53,9 метров в длину, неф 26,2 метра в длину, трансепт 35,82 метра в длину. Войдя в церковь, вы увидите четыре ряда колон, которых всего насчитывается 44.

Пещера представляет собой небольшую комнату, в которую ведут так называемые северная и южная лестницы, построенные еще во времена императора Юстиниана. В момент Рождения Иисуса пещера, скорее всего, выполняла хозяйственную функцию. Грот из известняка – обычное дело для Вифлеема, над ним, как правило, местные жители надстраивали дома. В самих пещерах содержался скот, о чем свидетельствуют сохранившиеся в стенах железные кольца для привязи. Подобная практика существовала в Вифлееме вплоть до XX столетия.


Место рождения Христа отмечено в полу звездой с 14 лучами, символизирующую Вифлеемскую

Пещера Иеронима Стридонского

Святой Иероним был римским священником, очень образованным человеком, которого интриги завистников и злопыхателей, вынудили покинуть город. Блаженный отправился на святую землю, где и прожил остаток своей жизни.

Иероним основал христианскую общину в Вифлееме, а сам поселился в пещере, соседствующей с Гротом Рождества. Затворничество стало для святого временем плодовитых трудов: Иероним составил новый латинский перевод Библии под названием Вульгата, признанный в более поздние века наиболее точным в Западной Церкви. Святой Иероним почитается в Русской Православной Церкви как блаженный, его память совершается 28 июня. Вход в келью Иеронима находится в западной стене Пещеры Рождества Христова.


Пещера Иеронима Стридонского

Пещера Вифлеемских младенцев

Под Вифлеемом естественным путем устроена целая сеть подземных пещер. Еще одним святым подземельем считается Пещера Вифлеемских младенцев. Здесь покоятся останки убитых по приказу царя Ироду детей, а также кости убитых персами в VII веке христиан. Пещера младенцев также является местом паломничества верующих со всего мира. Перед их мощами людями молятся об умерших насильственной смертью детях, раскаиваются в совершенном грехе аборта.


На фото кости христианских мучеников, погибших в 614 году. Вместе с костями взрослых лежат и детские косточки.

Здесь же, в подземелье, находится одна из самых древних катакомбных церквей, относящаяся к IV веку.

Базилика Рождества

Над всеми перечисленными святыми пещерами расположена базилика Рождества Христова. Ее строительство в Палестине было закончено в 339 году при равноапостольном императоре Константине Великом. Храм Рождества уникален тем, что это единственная церковь, сохранившаяся в регионе с домусульманской эпохи. Под амвоном базилики расположена пещера, в которой родился Христос. Храм находится под совместным управлением греков, армян и католиков. С момента строительства храм богослужения здесь не прерывались. Престольным праздником и центральным торжеством в базилике является праздник Рождества Христова. Кроме святых пещера в храме находится еще одна почитаемая христианская святыня – Вифлеемская икона Пресвятой Богородицы.


Базилика Рождества Христова

Вифлеемская икона Божьей Матери

История создания образа восходит к первым векам христианства. Согласно преданию, евангелист Лука написал икону Пресвятой Богородицы, названной позже Иерусалимской. Образ находился в Византии, был передан в Россию и исчез после занятия Москвы войсками Наполеона в 1812 году. Икона относится к иконописному типу «Путеводительница».

Вифлеемская икона была написана в России. Основное ее отличие – улыбка на лице Богородицы. Точных данных о дате создания и передаче образа в базилику Рождества нет. По одной версии, это сделала императрица Елизавета Петровна Романова, исцелившись перед иконой от тяжелой болезни. Другое мнение говорит, что Елизавета – это преподобномученица, жена великого князя Сергея Александровича, расстрелянная большевиками в 1918 году. Известно, что великая княгиня также получила исцеление от болезни после молитв перед образом. С тех пор Вифлеемская икона находится в базилике Рождества Христова около спуска в пещеру, в которой родился Христос.

С молитвами к Вифлеемской иконе приходят не только христиане, но и мусульмане. Люди просят у Пресвятой Богородицы помощи в самых разных нуждах: выздоровления, благополучия, даровании детей при бесплодии . День памяти иконы установлен на 28 августа, в праздник Успения Пресвятой Богородицы.

Вся пещера отличается тем, что ее стены – молочно-белого цвета. И христиане, и мусульмане приходят сюда с молитвой и просьбами исцелить их от бесплодия. Первый храм над пещерой появился в V веке, но из-за запустения был выкуплен францисканцами в XIV столетии, с тех пор католикам.


Икона “Млекопитательница”

Другие знаменательные места и достопримечательности Вифлеема

Центром Вифлеема считается Ясельная площадь, вокруг которой расположены христианские святыни. На площади расположена базилика Рождества и вход в святые пещеры. Здесь встречаются паломники и жители города.

На юго-восточной стороне базилики расположен греческий монастырь, на северной – францисканский. В городе есть и «колодцы царя Давида» – резервуары, из которых пророку принесли воду воины во время битвы с филистимлянами.

На окраинах Вифлеема и вокруг него находится несколько монастырей. Самыми известными считаются Лавра Саввы Освященного, обители Феодосия Великого и Каранталь (Искушения). К ведению Русской духовной миссии на Святой Земле относятся монастырь Святой Троицы в Хевроне, подворье Иоанна Предтечи и скит Харитона Исповедника. На территории хевронской обители находится Мамврийский дуб, под которым праотец Авраам беседовал с тремя явившимся ему ангелами.


Лавра Саввы Освященного

К историческим достопримечательностям города можно отнести крепость Ирода Великого и пруды царя Соломона.

Вифлеем был и остается городом Рождества нашего Бога, Иисуса Христа, пришедшего к людям, чтобы показать им дорогу к вечной жизни и вечному счастью. Спустя 2000 все святыни города были сохранены Господом с тем, чтобы верующие могли прикоснуться к библейской истории и живому миру веры. Места и храмы, в которых сохранен отпечаток святости Христа и Богородицы, издревле помогали людям найти ответы на вечные вопросы и получить помощь в разрешении самых тяжелых вопросов. Вифлеем открыт для каждого человека, входящего в него с добрым сердцем и намерением встретить Бога.

    Вифлеем - Вифлеем. Церковь Рождества. ВИФЛЕЕМ (церковнославянское; древнееврейское Бетлехем, современный Бейт Лахм), город в Палестине, к Югу от Иерусалима. Согласно Библии, родина царя Давида и место рождения Иисуса Христа. Вифлеем. Святыня церкви… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - (русифицированная форма Бетлехем) ханаанейский, затем иудейский город близ Иерусалима в Палестине (ныне город Бейт Лахм в Израиле). Основан, вероятно, около середины 2 го тыс. до н.э. Согласно библейскому преданию, при дороге у Вифлеема… … Исторический словарь

    Город на зап. берегу р. Иордан, к Ю. от Иерусалима. Совр. араб. назв. Бейт Лахм, иврит Бет Лехем, русск. традиц. Вифлеем; согласно Библии место рождения Иисуса Христа. Предполагаемая этимология др. евр. дом хлеба. См. также Белен, Бетлехем … Географическая энциклопедия

    - (церковнославянское; древнееврейское Бетлехем современное Бейт Лахм), город в Палестине, к югу от Иерусалима. Согласно Библии, родина царя Давида и место рождения Иисуса Христа … Большой Энциклопедический словарь

    - (дом хлеба): 1) город колена Иуды, назв. так за плодородие окрестных земель (см. Руфь 2), граничивших с иуд. пустыней. В док тах архива Телль Амарны (XIV в. до Р.Х.) этот город называется Бет Лахама дом (или храм) богини Лахамы и относится к… … Библейская энциклопедия Брокгауза

    Сущ., кол во синонимов: 1 город (2765) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    Палестинский город, в Ветхом Завете известный как родинавеличайшего иудейского царя Давида, а в Новом как родина ИисусаХриста. Он находится в двух часах пути к югу от Иерусалима и лежит вплодородной местности, на двух холмах, склоны которых… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    - (дом хлеба) (Быт.35:19 , Мих.5:1 , Мат.2:1 , Руф.1:2), называемый также Вифлеем Ефрафа (Мих.5:2), был столь малый и незначительный городок, в колене Иудином, что он даже не упомянут в общих списках городов Иудиных, как например Неем. гл. 11. В… … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    Вифлеем - Бейт Лехем. Вифлеем, дом хлеба. 1) Иудейский «город Давидов», приблизительно 7,5 км к югу от Иерусалима; живописно расположенный на скалистой возвышенности, в 726 м выше уровни моря, откуда открывается замечательный вид на все стороны. Это был… … Словарь библейских имен

    Вифлеем - Другое название Ефрафа (Ефрата). Город, расположенный на иудейском нагорье в 8 км к юго западу от Иерусалима. Близ Вифлеема была похоронена жена Иакова Рахиль. Здесь жили Руфь и Ноеминь. В Вифлееме родился Давид, и именно здесь пророк Самуил… … Подробный словарь библейских имен

Книги

  • В землю Завета вечного. Описание странствования моего через Киев, Одессу и Константинополь на Афон, в Иерусалим, на св. гору Синай, в Бар-Град, Рим, на Иордан, в Галилею, в Вифлеем и Хеврон. , Кусмарцев П.И.. Книга представляет собой репринтное издание 1904 года. Несмотря на то, что была проведена серьезная работа по восстановлению первоначального качества издания, на некоторых страницах могут…

Очерк написан в начале XX века

Вифлеем – отечественный город Давидов и место рождения славного потомка Давидова, Христа Спасителя, – расположен на возвышенности (2704 фут. над уровнем моря) двух продолговатых холмов (восточном и западном), соединенных между собою коротким хребтом. На юге и севере он окружен долинами, а на востоке и западе более отлогими спусками. От Иерусалима Вифлеем отстоит на юг всего в двух часах пути. Окрестнсти Вифлеема очень привлекательны, на них лежит какой-то отпечаток уюта, радости.

Самые холмы Вифлеема покрыты богатой растительностью и целыми садами различных деревьев – маслин, виноградников, фиговых и проч. Зеленью садов покрыты холмы и долины окрестностей. Когда любуешься живописными окрестностями Вифлеема, говорит один путешественник, то невольно припоминаешь все те библейские события, которые некогда совершились здесь. Вот вдали виднеется небольшое четыреугольное здание, покрытое куполом: это могила прекрасной Рахили, нежно любимой супруги праотца Иакова; здесь она умерла, была им оплакана и погребена вблизи дороги в Вифлеем (). А вот и развалины той Рамы, о которой упоминает пророк; предсказывая избиение невинных младенцев Вифлеемских: голос слышен в Раме , вопль и горькое рыдание; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться о детях своих, ибо их нет (). Вот нивы, на которых бедная Руфь собирала позади жнецов колосья, чтобы прокормить свою престарелую свекровь, которую она любила, как мать, за что и наградил ее Господь так, что она сделалась женою почетного и богатого жителя Вифлеемского Вооза и праматерью Спасителя мира. А там внизу, на долинах Вифлеемских и по окрестным плодоносным холмам, богатым родниками сладкой воды, пас стада отца своего прекрасный правнук Руфи – юноша Давид; там он вступал в бой со львом и медведем, защищая свое стадо, и там же играл на арфе свои дивные псалмы. В этих же горах впоследствии не раз укрывался он от Саула, когда тот повсюду преследовал его, как беглого раба или какого-нибудь злодея. И невольно вепоминаются трогательные, умоляющие слова кроткого юноши. обращенные к злобному гонителю: за что господин мой преследует раба своего? что я сделал? какое зло в руке моей? (). Здесь же в Вифлееме отыскал Давида пророк Самуил и впервые помазал его на царство, а впоследствии, когда Давид сделался царем во Израиле, то Вифлеем стал называться почетным именем города Давидова. Тут же на полях вифлеемских и колодезь Давидов, из которого он, томимый жаждою, хотел напиться в то время, когда Вифлеем был занят «филистимлянами; тогда трое из храбрецов его войска с опасностью для своей жизни пробрались чрез стан неприятельский и достали воды своему любимому вождю; но мужественный царь вылил эту воду «во славу Господню» и сказал: сохрани меня Господь, чтобы я сделал это! Не кровь ли это людей, ходивших с опасностью собственной жизни? (). Вслед затем он разбил наголову врагов и овладел Вифлеемом. Далее к югу за горами находятся знаменитые пруды Соломоновы, откуда этот мудрый царь устроил водопровод в Иерусалим, и доныне являющийся поразительным сооружением.

Таковы библейские воспоминания, оживающие в душе христианина при виде Вифлеема и его окрестностей. Но как слабы и тусклы они пред святым воспоминанием о величайшем событии, озарившем человечество новым светом и создавшем Вифлеему истинное величие и славу, – рождеством Христовым! Вся последующая история Вифлеема проходит в зависимости от значения его, именно как места рождения здесь Спасителя мира, как места христианского благоговения и почитания. Уже в первые века христианства Вифлеем развивался благодаря путешествию сюда благочестивых паломников. В 830 году построил в Вифлееме великолепную базилику, а впоследствии Юстиниан сделал в ней перестройки. Позднее здесь были построены монастыри и храмы, так что к 600 году христианской эры город был известен всему христианскому миру своим сравнительным процветанием.

Однако разрушительные удары истории не пощадили Вифлеема, как и большинство дорогих христианскому сердцу мест Святой Земли. В XII в. при приближении крестоносцев арабы почти совершенно уничтожили Вифлеем, который был снова восстановлен крестоносцами. В 1244 году Вифлеем был опустошен харезмийцами, а в 1489 году почти совершенно уничтожен. Восстановлен он был только в последние столетия и сделался почти исключительно христианским городом. В 1831 году из Вифлеема были изгнаны мусульмане по случаю восстания их из-за новой подати, а в 1834 году, вследствие нового восстания их, был, по приказанию Ибрагима-паши, разрушен весь квартал, который они раньше занимали.

В настоящее время в Вифлееме около 11 тыс. жителей и почти все они – христиане. Главное занятие жителей – земледелие и скотоводство; кроме того, они уже несколько столетий занимаются приготовлением различных вещиц для паломников и особенно искусны в приготовлении различных предметов из перламутра: крестиков, изображений библейских событий и проч. Впрочем, выделываются эти вещицы также из коралла и из камня, который называется «свиньей» или «вонючим камнем» (соединение извести и горной смолы; этот камень добывается из Мертвого моря).

Весь небольшой город, разделенный на восемь кварталов, украшен сооружениями и постройками христиан различных вероисповеданий. Католики имеют здесь большой францисканский монастырь со странноприимным домом, красивую новую церковь на склоне горы позади прежней болыпой церкви, школу для мальчиков и школу для девушек – сестер св. Иосифа, сиротский дом, аптеку. На юго-востоке города находится католический монастырь кармелиток, построенный по образцу замка св. Ангела в Риме, тоже с церковью и семинарией. На северо-востоке, на улице Хеврон, находится госпиталь сестер милосердия. Армяне также имеют в Вифлееме большой монастырь, примыкающий к греческому монастырю и монастырю францисканскому, – все это вместе образует на юго-восточном краю города, большую постройку, похожую на крепость. Протестантов в городе мало (до 60 чел.).

Но главную и столь дорогую для каждого христианина святыню города составляет храм и пещера Рождества Христова, находящиеся в конце города на восточном холме, невдалеке от крутого спуска в долину. Храм Рождества Христова замечателен не только тем, что он построен на месте рождения Спасителя мира, но и древностью своих основных сооружений. Известно, что уже Константин Великий воздвиг базилику на месте пещеры, в которой родился Христос. Можно думать, что эта древняя базилика в своем общем и основном виде и есть теперешнее здание, конечно, с теми изменениями и, так сказать, морщинами, какие положены на нее временем и историей. Во всяком случае такое предположение находит свое подтверждение и в единстве общого стиля теперешнего здания и в отсутствии особого характера, свойственного более недавнему времени. Если даже допустим, что храм Рождества Христова был значительно реставрирован Юстинианом (527–565 гг.), то и в таком случае это здание предотавляет собою образец древнего христианского исскуства. Конечно, и в последующие века храм подвергался исправлениям и изменениям, но они не были существенными. Так в XII в. стены храма были украшены мозаикой по золотому полю по повелению византийского имп. Мануила Комнена (1148 – 1180 гг.); самый храм тогда был покрыт оловом. В XV в. (в 1482 г.), вследствие порчи крыши, потребовались ремонтные работы, которые и были произведены на средства западных государей (Эдуарда IV Английского и Филиппа Бургундского). В конце XVII в. турки сняли с крыши храма свинец и перелили его на пули, а мозаика Мануила Комнена почти вся осыпалась еще раньше.

Храм Рождества Христова расположен пред большой, вымощенной камнем площадью; пред главным входом в храм с запада и доселе открывают следы древнего двора (атриума) первоначальной базилики. Из трех дверей, которые первоначально вели в притвор храма, существует средняя дверь, образующая теперешний главный вход; но и она заложена с давнего времени, а для прохода в храм оставлена только низенькая дверь. Притвор храма, занимающий ширину среднего корабля здание, темный и разделен стенами на несколько частей. Из притвора внутрь храма прежде вели три двери, но две из них замурованы, а оставлена лишь средняя. Внутренность храма поражает своею величественною простотою. Она имеет форму величественной залы, разделенной четырьмя рядами колонн из красного мрамора (цельного) с белыми жилками (по 11 колонн в каждом ряду; высота колонн 6 м.) на пять продолъных кораблей; причем средний корабль своею шириною (10, 40 м.) вдвое и даже больше превосходит боковые с одной и другой стороны; боковые корабли и ниже среднего. По устройству своему колонны храма не лишены значительной красоты и оригинальности: основание их опирается на четыреугольную плиту; капители их, по виду коринфские, но стиля несколько превращенного; наверху имеют маленькие кресты, высеченные глубоко. По стенам храма кое-где видны остатки мозаики Михаила Комнена; кроме того, есть изображение (семь) последних предков св. Иосифа (полуфигуры), важнейших Вселенских и Поместных Соборов, выше – группы украшений из ветвей с листьями, ликов ангелов на сводах и проч. Эта часть храма отделяется глухою стеною от третьей части храма, в которой и помещается собственно храм над пещерой Рождества Христова. В эту часть храма ведут три двери. Она представляет собственно продолжение среднего корабля, пересекаемого поперечным. Оба эти корабля образуют форму латинского креста; в четырех углах их пересечение находятся четыре пилястра. В абсиде главного среднего корабля находится греческий алтарь и престол, отделенный от западной части храма небольшим амвоном и иконостасом. Остатки мозаики по стенкам этой частй храма изображают различные событие из жизни Христа: в южном абсиде очень своеобразное изображение входа Господа в Иерусалим; в северной абсиде – изображение явления воскресшего Спасителя апостолам вместе с Фомою; у апостолов нет сияний (нимбов); третий рисунок представляет картину Вознесения Христова: апостолы также без сияний; посреди апостолов находится Пресвятая Дева; верхней части рисунка не достает.

Две лестницы из этой части храма ведут вниз, в пещеру Рождества Христова. Эти лестницы расположены на правой и левой стороне солеи православного алтаря; в настоящее время правая (южная) лестница принадлежит православным, а левая (северная) католикам. Самая пещера Рождества Христова, находящаяся под православным алтарем, имеет продолговатый вид: длина ее – 12 м. 40 см., ширина – 3 м. 90 см. и высота – 3 м. Вся пещера освещена 32-мя лампадами. Пол ее покрыт плитами мрамора так же, как и стены. В восточной нише находится престол, а над престолом серебряняая звезда с надписью на земле по латински: Нiс de Virgine Maria Iesus Christus natus est (Здесь от Девы Марии родился Христос). Без благоговейного трепета и духовного восторга нельзя читать эту надпись, так много говорящую сердцу и уму христианина! Вокруг этой ниши горят 15-ть лампад, из которых 6 принадлежат грекам, 5 армянам и 4 католикам. Как ни ярко горят эти лампады, но как немощно и слабо их свет напоминает о свете присносущном, о свете мира, некогда воссиявшем здесь!

Почти напротив пещеры находятся три ступеньки, по которым спускаются в капеллу яслей, находящихся в особой пещере. Самые эти ясли сделаны из мрамора: дно из белого мрамора, а боковые стенки из коричневого мрамора; в яслях лежит сделанное из воска изображение младенца Христа. Здесь же на западе находится латинский престол поклонения волхвов с изображением (позднейшего времени) этого события. Невдалеке от этой пещеры из юго-западного угла церкви св. Екатерины ведет лестница в южные части пещеры, сначала в так называемую капеллу невинных младенцев, где, по позднему преданию ХV-го века, Ирод повелел умертвить нескольких младенцев, спрятанных здесь их матерями. Пять ступеней вверх ведут в капеллу св. Иосифа, воздвигнутую в 1621 году на месте, где будто бы св. Иосиф получил от ангела приказание бежать в Египет с младенцем Христом. Кроме всего этого весьма почитаются христианами, особено католиками, находящиеся в особых пещерах гроб блж. Иеронима (отца IV в.), гроб u престол пресвитера Евсевия Кремонского, гробы учениц блж. Иеронима Павлы и ее дочери Евстохии и, наконец, келлия, где этот блж. Иероним провел 36 лет мирной жизни в своих трудах над переводом книг св. Писания на латинский язык (Вульгата) и другими трудами на пользу Церкви. Есть еще тут так называемая пещера молока, где будто бы капли молока падали на землю из груди Богоматери; есть долина пастырей и селение пастырей – Бет Сагур, откуда были родом пастухи, удостоившиеся первые получить весть от небожителей о рождении Спасителя мира.

Все в этом святом месте овеяно духом великого события – рождения Христа, все здесь возносит мысль христианина к Божественному Младенцу, все побуждает склонить колена сердца пред величием неизреченной милости Сына Божия!

Один из недавних путешественников так описывает эти Соломоновы пруды. «По самому дну долины идут один за другим три огромных пруда. Вблизи слышался шум воды, подобный тому, который бывает от колес водяной мельницы при ее действии... Самые пруды устроены по дну долины в одинаковом почти расстоянии один от другого (ок. 23 саж.), притом так что каждый следующий лежит ниже предшествующего в 6 метров (­8, 4 арш.). Каждый пруд в отдельности имеет вид огромного резервуара, наполненного водой: длина каждого из них имеет саж. 50 слишком, ширина саж. 30, а. глубина от 2 до 6 саж. Они высечены большей частью в скалах, а отчасти выложены тесаным камнем и внутри укреплены контрфорсами; к востоку каждый пруд закачивается крепкою поперечною стеною. От этих прудов проведена вода подземными каналами на протяжении нескольких десятков верст в Иерусалиме; каналы эти или водопроводы идут по двум различным направлениям и соединяются лишь в долине сынов Гинномовых у моста, под Иерусалимом. Отсюда вода идет уже одним общим каналом по южному скату западного холма Иерусалима (Сиона) к горе Мориа: «Говорят, в ныне там получается вода из этого источника» (П. Петрушевский. Каникулярная поездка в св. землю. Киев 1904 г., отр. 151 – 152).

Недалеко от Вифлеема (ок. двух верст) стоит бедная часовня, называемая «Ангела пастухам». По преданию, она была построена на том месте, где ангел явился пастухам. Теперешняя часовня, быть может, является остатком церкви, построенной здесь св. Еленой. Замечательно, что в глубокой древности здесь стояла башня Мигдал-Эдер – «Башня Стад» (), находившаяся вблизи города, по дороге к Иерусалиму. Блж. Иероним говорит, что «она самым своим именем предзнаменована пророчески пастухов, бывших при рождении Господа» (De loс. hebr.). Можно полагать, что и пастухи, пасших здесь стада, были не обыкновенными пастухами, т. к. они пасли стада жертвенных животных» (Эдершейм, стр. 238).

Вифлеем настолько древний город, что определить точную дату его основания историки не могут. Датируют его ориентировочно 17 16 веками до нашей эры. Земли, где находится Вифлеем, относятся к Палестинской автономной области (к югу от Иерусалима). Город расположен на берегу реки Иордан. В Библии он упоминается как Эфрат, Бет Лехем Иехуда. Но это название, скорее, относится ко всей местности, на которой сейчас находится современный Вифлеем.

Выясняя, где находится Вифлеем, в какой стране, можно с уверенностью сказать, что на спорной территории. На эту часть земли претендуют Израиль и Палестина. Периодически возникающие конфликты тому подтверждение. Пока мирная договоренность удерживает город в палестинском владении.

Площадь города занимает 5,4 квадратных километра. Эта маленькая территория на протяжении веков завоевывалась неоднократно. Первые упоминания датируются 17 16 веками до нашей эры в связи с рождением царя Давида и помазанием его на царство пророком Самуилом.

Базилика и крестовые походы

В 326 году была построена базилика Рождества Христова, и с этого момента начинается череда войн за право владения Вифлеемом, связанным с христианским миром и ставшим одним из символов веры. В 1095 году Папой Урбаном II был организован первый Крестовый поход с целью завоевать и освободить Иерусалим, Назарет и Вифлеем от мусульманского правления. Цель была достигнута в 1099 году. По следам побед было организовано Иерусалимское королевство, оно просуществовало до 1291 года.

Османский период

С начала 16 и до 20 века Вифлеем, Святая Земля, Иерусалим входили в Османскую Империю. Несмотря на мусульманское владение, паломники попадали в Святые места свободно. Но в 1831 41 годы доступ в Вифлеем был закрыт Муххамедом Али (египетским хедивом), под контролем которого находился город в течение десяти лет.

Россия вступила в Крымскую войну с Османской империей в 1853—1856 годах, поводом послужил отказ предоставить Российской империи руководство христианскими храмами на Святой Земле.

Недавний 20 век

В 1922 году Вифлеем после ослабления Османской империи перешел под протекторат Британии. Под юрисдикцию ООН город попал в 1947 году, а в 1948 Иерусалим и Вифлеем были захвачены иорданцами.

Где находится Вифлеем? - город на карте и координаты

С 1967 года и до 1995 года город был под контролем Израиля. В результате переговоров в 1995 году, он был отдан Палестинской автономии, где и находится по сей день.

Дорога в Вифлеем

Палестинская автономия в части, где находится Вифлеем одно из самых посещаемых мест в мире. Город никогда не играл заметной роли в жизни региона. Его ценность находится в другой плоскости: рождение в этой местности великих людей, событийный ряд, произошедший в глубине веков и определивший современную культурную и духовную жизнь.

Древние даты определяются с трудом, но первый ориентир почитаемых мест находится по дороге из Иерусалима в Вифлеем - это гробница Рахили. Имя этой женщины упоминается в Ветхом Завете как любимой жены праотца Исаака. Могила является объектом паломничества иудеев. В этой местности все пересекается: место упокоения Рахили расположено посреди бедуинского кладбища, куда стекаются мусульмане, чтобы почтить память своих предков.

Библейский Царь

В месте, где находится Вифлеем, родился один из самых известных царей - Давид. Там же он был помазан на царство. Давид объединил земли Израиля, завоевал и присоединил Иерусалим, сделал его столицей своего царства. В Иерусалиме сын Давида Соломон построил почитаемый всеми иудеями храм.

В связи с именем Давида часто упоминается его прабабка Руфь. Она вошла в библейские анналы благодаря своей святости и любви к свекрови. Чтобы прокормить престарелую женщину, Руфь собирала колосья на полях вокруг Вифлеема, остававшиеся после жнецов, работавших на ее будущего мужа. Пройдет несколько столетий, и над этими же полями прозвучат слова Ангелов, протрубивших Рождество Христово. Это место теперь носит название «Поле пастухов» и относится к маленькому городку Бейт Сахур.

Главная достопримечательность

Само место, где находится город Вифлеем, его история окутаны тайнами. Проследить древнейшую часть исторических событий можно, опираясь на спорные источники и археологию. В Вифлееме родился Иисус Христос, что и определило основную ценность этого города в глазах верующих и историков. В связи с нахождением в Вифлееме пещеры Рождества, город приобрел мировое значение. За святыню христиане бились с мусульманами много веков. Крестовые завоевания уступали место восточным царям. История вокруг Святыни знает много кровавых битв.

В 326 году по повелению императрицы Византии Елены над пещерой Рождества была воздвигнута базилика Рождества Христова. В 529 году храму был нанесен значительный урон самаритянами, взбунтовавшимися против Византийского правления. Подавив восстание, император Юстиниан восстановил базилику, расширив помещение храма.

С 1517 года и до окончания Первой мировой войны вся Святая Земля, включая Вифлеем, относились к Османской империи. Однако паломникам вход к Святыне не закрывался, каждый верующий мог прийти на поклонение без препятствий. Однако путь был небезопасным.

В 1995 году благодаря переговорам место, где находится Вифлеем, перешло под правление Палестинской автономии. Так маленький исторический город стал центром небольшой провинции.

Христианский анклав

Город Вифлеем это где мирно уживаются мусульмане и христиане. До недавнего времени (еще 50 лет назад) город был почти полностью православным, но сейчас численность верующих христианских конфессий сократилась.

Главное место православного мира Храм Рождества Христова имеет обширную территорию. Непосредственно к святыне примыкают три монастыря: православный, армянский и францисканский. Храмом владеют три конфессии, проводить службы за главным алтарем имеют право только православные священники.

Сердце храма находится под алтарем. Спускаться к нему необходимо по древней лестнице, достигнув грота, в полу можно увидеть серебряную звезду, означающую место, где родился Христос. Это главная цель паломничества христиан всего мира. За возможностью прикоснуться к святыне верующие люди проделывают длительные путешествия.

Замечателен и сам храм. Построенный много веков назад из неотесанного камня он хранит древнюю архитектуру и больше похож на крепость, всегда готовую к обороне и защите своих паломников и служителей. Недавно проведенные реставрационные работы позволяют увидеть в некоторых местах мозаичный пол, сделанный еще при императоре Юстиниане. Остатки мозаичной отделки видны на стенах, там же присутствует роспись. Написанные образы Святых поражают воображение и усиливают чувства верующих, посещающих храм. Шестнадцать колонн, поддерживающих свод, датируются пятнадцатым веком и относятся к периоду крестоносцев. Они украшены росписью, но ее уже трудно рассмотреть.

Христианские святыни

Вифлеем, где находится пещера Рождества, имеет еще несколько библейских мест. Они интересны не только верующим паломникам, но и кому важна история. Здесь можно найти или опровергнуть те или иные теории. Множество женщин совершают паломничество в Молочный грот. Внутри него стены белые. По легенде, в этом гроте Мария и Иосиф с новорожденным Христом прятались от воинов Ирода в течение сорока дней.

Недалеко от Храма Рождества Христова находится еще одно памятное библейское место - пещера Вифлеемских младенцев. Согласно преданию, в ней женщины прятали своих сыновей, но не смогли их уберечь. По приказу Царя Ирода было умерщвлено около 14 тысяч (по разным источникам) младенцев мужского пола. Приказ истребить детей Ирод отдал из за предсказания о том, что родится мальчик, будущий царь Иудейский и свергнет его. В глубине пещеры есть маленькая церковь, построенная в системе катакомб. Это самая древняя христианская постройка из сохранившихся святынь датируется шестым веком.

Другие достопримечательности

Также в окрестностях Вифлеема находятся пруды Соломона огромные резервуары для сбора пресной воды. Вода в них поступала самостоком, а система настолько совершенна, что восхищает и сегодня. Они дор сих пор используются по назначению для орошения полей.

Также любопытный путешественник может посетить Иродион город, построенный царем Иродом на рукотворной горе. Холм возвышается над городом, напоминая о тленности великих цивилизаций. Считалось, что гора является гробницей самого царя, но раскопки, проведенные в 2005 году, разочаровали адептов этой теории. Саркофаг был найден, но никаких останков в нем обнаружено не было.

Наши дни

Современность влияет на течение жизни города, но в основном все события связаны с духовной ценностью произошедших здесь событий. Сегодня Вифлеем, где находится около 25 000 тысяч жителей, открыт для всех желающих. Люди его посещают как ради любопытства, так и с духовной целью. Конфликт Израиля и Палестины, медленно тлеющий в этом регионе, никак не мешает посещению мест, где находится Вифлеем.

В городе никогда не проживало много людей. С древности сохранился размеренный уклад жизни горожан. Вся инфраструктура, услуги и мелкое производство ориентированы в развитии на паломников и туристов. Большая часть населения - палестинцы, исповедующие ислам. Их проживает около 80 85 процентов от всего населения города. Остальные жители христиане различных конфессий.

Место, где находится Вифлеем (страна Палестина), стараются уберегать от военных конфликтов, ведь основную прибыль приносят туристы. Зависимость от туристического потока делает палестинцев предприимчивыми, процветают ремесла, торговля и другие виды предпринимательства.

Безопасное посещение

Многие утверждают, что город Вифлеем в Израиле родной город Иисуса Христа. Это правда в части рождения Спасителя в Вифлееме и лукавство в принадлежности города Израилю. Вифлеем относится к Палестинской автономии и от Иерусалима находится в двух часах езды. Попасть на территорию города можно через пропускной пункт. Довольно часто приходится стоять в очереди, это связано с наплывом паломников и проверкой документов.

Никаких особых разрешающих бумаг на въезд не требуют: только обычные отметки иностранного гражданина в паспорте. Пропускные пункты периодически закрываются на несколько дней, обусловлено это напряженной ситуацией палестино израильских отношений. Но в целом в этой части границы Палестинской автономии и Израиля ситуация наиболее спокойная.

Если вы собираетесь посетить город, чтобы изучить достопримечательности или совершить паломничество, лучшим вариантом будет путь: город Вифлеем Израиль. Подробная информация о городе позволит каждому туристу ориентироваться в нем, поэтому заранее приобретите карту Вифлеема.

Материалы по теме:

Вифлеем

Вифлеем - город в Палестинской автономии, на территории Западного берега реки Иордан, в исторической области Иудея, столица провинции Вифлеем; центр палестинской культуры, паломничества и туризма. Его древнееврейское название звучит как Бейт-Лехем, что означает "дом хлеба". Расположен город примерно в 8 км. к югу от Иерусалима и в настоящее время фактически граничит с ним. На юге и севере он окружен долинами, а на востоке и западе — более отлогими спусками. Население города составляет 26 тыс. человек, площадь — 6 кв.км.

Вифлеем - один из самых древних городов на Земле. Основан примерно в XVII-XVI веке до н. э. в земле Ханаанской. Сначала в городе проживали хананеяне, после - иудеи. Здесь, согласно Библии, родился и был помазан на царство Давид.

Вифлеем — это священный для христиан город, второй по значимости после Иерусалима, потому что здесь, согласно Евангелию, родился Иисус Христос. В городе проживает одна из старейших христианских общин в мире, хотя в последние годы её численность сократилась вследствие эмиграции. Весь небольшой город, разделенный на восемь кварталов, украшен сооружениями и постройками христиан.

Католики построили здесь большой францисканский монастырь со странноприимным домом, красивую новую церковь на склоне горы позади прежней большой церкви, школу для мальчиков и школу для девушек — сестер св. Иосифа, сиротский дом, аптеку. На юго-востоке города находится католический монастырь кармелиток, построенный по образцу замка св. Ангела в Риме, тоже с церковью и семинарией. На северо-востоке, на улице Хеврон, находится госпиталь сестер милосердия.

Где находится Вифлеем: описание, история, достопримечательности и интересные факты

Армяне также имеют в Вифлееме большой монастырь, примыкающий к греческому монастырю и монастырю францисканскому, — все это вместе образует на юго-вооточном краю города, большую постройку, похожую на крепость. Протестантов в городе мало (до 60 чел.).

В Вифлееме во II веке после второй римско-иудейской войны, на месте Рождества Иисуса Христа, римляне поставили святилище Адонису, которое простояло до посещения Палестины святой Еленой, матерью первого императора-христианина Константина. На месте языческого святилища в 326 году был построен первый христианский храм — Храм Рождества Христова.

Во время восстания самаритян Храм Рождества Христова был разрушен, но после его подавления Юстинианом Великим в 529 году, здание было восстановлено. В 614 году город был захвачен персами, но Храм устоял. В 637 году Вифлеем был захвачен мусульманской армией, однако, второй халиф ислама Умар ибн Хаттаб оставил Храм во владении христиан.

Разрушительные удары истории не пощадили Вифлеема. В XII в. при приближении крестоносцев арабы почти совершенно уничтожили Вифлеем, который был снова восстановлен крестоносцами. В 1244 году город был опустошен хорезмийцами, а в 1489 году — снова почти полностью уничтожен.
С начала XVI века до начала XX века Иерусалим, Вифлеем и Святая Земля были частью Османской империи.

Восстановлен город был только в последние столетия и стал почти исключительно христианским городом.

В 1831 году из Вифлеема были изгнаны мусульмане по случаю их восстания из-за новой подати, а в 1834 году, вследствие нового их восстания, по приказанию Ибрагима-паши, был разрушен весь квартал, который они раньше занимали.

После распада Османской империи, в 1922 году Вифлеем отошёл к Британской Палестине.

В 1947 году с образованием государства Израиль, Вифлеем и Иерусалим стали особыми анклавами под юрисдикцией ООН (Большой Иерусалим). После арабо-израильской войны в 1948 году территория Иерусалима и Вифлеема были захвачены Иорданией, под контролем которой Вифлеем находился до Шестидневной войны 1967 года. С 1967 года и еврейская и арабская часть города были полностью под контролем Израиля.

Лишь в 1995 году, согласно мирным договорённостям, Вифлеем перешёл под контроль Палестинской автономии.

В 2000 году в Вифлееме прошли празднования 2000-летия христианства, когда город посетили многие руководители государств и различных христианских конфессий, в том числе и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

Сейчас Вифлеем — один из главных центров христианского паломничества.

Вифлеем на карте израиля с городами

Карта Вифлеема

=== Скачать файл ===

Страны мира

Карта Вифлеем, Израиль

Где находится Вифлеем?

Амстердам Афины Баку Бангкок Барселона Берлин Будапешт Вена Венеция Гонконг Дели Дубай Дубровник Ереван Казань Киев Краков Лас-Вегас Лиссабон Лондон Лос-Анджелес Мадрид Милан Минск Москва Неаполь Нью-Йорк Осло Париж Паттайя Пекин Прага Рига Рим Рио-де-Жанейро Санкт-Петербург Сидней Астана Сочи Стамбул Стокгольм Таллин Тель-Авив Токио Хельсинки Чикаго Шанхай Ярославль Все города мира. Башни Водопады Вулканы Галереи Городские парки Горы Дворцы Деревни Долины Дома Замки и крепости Заповедники Зоопарки Историческое Каньоны Кладбища и склепы Курорты Леса Мечети Монастыри Моря и океаны Мосты Музеи Набережные Национальные парки Небоскребы Области Озера Острова Памятники и мемориалы Парки развлечений Пещеры Пирамиды Площади Пляжи Подводный мир Пустыни Районы и кварталы Реки Сады Скалы Соборы Совр. Рай и Ад, 13 сезон Перезагрузка, 14 сезон Орёл и Решка Мир наизнанку Верю - не верю Еда, я люблю тебя Выжить любой ценой Орёл и Решка: Лучший способ купить авиабилеты дешево Самый надежный сервис бронирования отелей Выгодная и удобная система аренды авто по всему миру Сервис по продаже туров от ведущих туроператоров Квартиры посуточно по всей России без посредников. Достопримечательности Фото Карта Отели. Для просмотра улиц на картах перетащите человечка в интересующее Вас место. Вы без труда сможете найти Храм Рождества Христова и другие популярные места в Вифлееме Координаты Вифлеема Широта: Музей Яд ва-Шем на карте. Мечеть Аль-Акса на карте. Стена Плача на карте. Храм Гроба Господня на карте. Мечеть Купол Скалы на карте. Скорбный путь Виа Долороса на карте. Елеонская гора на карте. Лучший способ купить авиабилеты дешево Самый надежный сервис бронирования отелей Выгодная и удобная система аренды авто по всему миру Сервис по продаже туров от ведущих туроператоров Поиск и бронирование экскурсий по всему миру. Главная О нас Обратная связь. Страны мира Города Достопримечательности. Видео Сервисы для путешествий. SmilePlanet — Клуб путешественников.

Передаваемые имущественные права

Ярославль феодоровский собор расписание богослужений

В день причастия

Перекрывает шейный хондроз

Как сделать загрузочный диск с исо

Время секретов манга

Метод линейной интерполяции пример расчета для чайников

Что делать если не работает колесико мыши

Простата у женщин где

Куда сделать укол кошке

Желтеет роза в горшке что делать

План тарас бульба

Женская мастурбация оргазм видео крупным планом

Как приготовить наггетсы в домашних условиях

Расписание уразы нижневартовск

Сонник пальцы левой руки

Где платно пройти врачейдля сада

Как сделать сулугуни в домашних условиях

Нахождение ключевых слов тексте

1060 сколько солей

Праздник Рождества Христова
(Лк. 2. 1—20)

И родила Сына Своего первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли (Лк. 2. 7).

Вифлеемские ясли

Более месяца, братие и сестры, святая церковь готовила нас к празднику Рождества Христова. Она приглашала нас прославлять Христа еще не рожденного, как уже рождающегося и встречать Его, еще не пришедшего с небес, как уже пришедшего.

Христос рождается — славьте.

Христос с небес, встречайте.

Так звала нас святая Церковь славословить Христа со дня праздника Введения во храм Пресвятыя Богородицы. И вот настал и самый день праздника Рождества Христова. «Дева днесь Пресущественного рождает, и земля вертеп Неприступному приносит». Так поем мы вместе со святой Церковью сегодня.

«Приидите, — приглашает святая Церковь, — внидем внутрь вертепа». Представим себе, братие и сестры, что мы вошли в вертеп и стоим у яслей, где лежит повитый Богомладенец. Какие чувства наполнили бы нашу душу, какие слова мы сказали бы Младенцу Христу. Прислушаемся к словам того, кто действительно стоял у яслей вифлеемских и беседовал когда-то с возлежащим здесь Богомладенцем. Это был блаженный Иероним (церковный писатель четвертого века).

Вифлеем (Bethlehem)

Одно время он жил в Вифлееме рядом с пещерой Господней и неоднократно стоял у того места, где были ясли Господни. И всякий раз он переживал особые чувства в мысленной беседе с Младенцем Христом.

«Куда бы я ни посмотрел, — говорит блаженный Иероним, — на место, где родился мой Спаситель, всегда имею с ним сладкий в душе разговор. „Господи Иисусе! — говорю я, — как твердо было Тебе лежать в яслях Твоих ради моего спасения! Что должен я создать Тебе за это?“— И мне казалось, как будто Младенец отвечал мне: „Ничего Я не желаю, пой только: «Слава в вышних Богу»…

Еще хуже будет Мне в Гефсиманском саду и на Кресте. А я говорю: „Ах, возлюбленный Младенец! Что же я дам Тебе? Я отдал бы Тебе, все, что имею“. Но он отвечал: „И небо Мое, и земля моя. Не нуждаюсь ни в чем. Отдай лучше это все бедным людям, и Я приму как бы это было сделано для Меня“. Я продолжал: „Охотно я это сделаю, но что я дал бы Тебе Самому“? Тогда Младенец отвечал: „Если ты такой щедрый, то дай Мне твои грехи, твою испорченную совесть и твое осуждение (людей)… и Я возьму их на Свои рамена, как говорил и Исаия: «Той грехи наши носит и о нас болезнует». Тогда я начал плакать и сказал: „Божественный Младенец! Возьми, что есть моего и дай мне Твое! Тобою я оправдан от грехов и верую в жизнь вечную» ].

Этот душеспасительный разговор показывает, братие и сестры, безмерную к нам любовь Божию. Еще будучи в яслях, Спаситель уже говорит как Пастырь Добрый, готовый душу Свою положить за овцы Своя, Он уже готов был взыскать заблудших овец Своих (Пс. 118. 176), как говорил пророк Давид. С момента же рождения и пребывания в яслях одно Его Имя стало привлекать к Нему все небесное и земное (Фил. 2. 10); небо — звезду и ангелов, земля — пастухов и ученых мудрецов (волхвов), пришедших издалека поклониться Ему, как Богу.

С тех пор Христос привлекает каждого из нас. Он беседует с нами и через укоры нашей совести, и через беспокоящие нас болезни, и через постоянно грозящие нам беды и напасти, и через Слово Божие, вразумляющее нас, и через Божественную Литургию, духовно и насущно питающую нас. Христос неотступно следует за нами и взывает: Адаме, где ты? Овца погибшая, в каких местах блуждаешь ты? Грешник, куда скрыл лицо свое? Противленец воле Моей, когда раскаешься и взыщешь Меня?

Братие и сестры! Сегодня, в праздник Рождества Христова и мы мысленно стоим у спасительных яслей вифлеемских. Как и блаженному Иерониму, Богомладенец каждому из нас говорит: «Дай Мне твои грехи, твою испорченную совесть, твое осуждение (людей), и Я возьму их на Свои рамена». Блаженный Иероним

восплакал после этих жертвенных слов Младенца и возопил: «Тобою я оправдан от грехов и верую в жизнь вечную».

Нам сегодня, братие и сестры, следует поплакать у яслей Господних и слезами покаяния за недостойную жизнь нашу и следами духовного радования, что родившийся Христос и нас оправдает, если мы веру имеем в Него, как Своего Спасителя, и в жизнь вечную, как жизнь в Боге и с Богом. Смысл праздника Рождества Христова скрыт в глубине апостольских слов: Бог явися во плоти (1 Тим. 3. 16). Небо преклонилось к земле и «Сын Божий, — как говорит святитель Афанасий Великий, — стал Сыном Человеческим, чтобы и нас сделать сынами Божиими», чтобы «обожить и земнородные существа» (седален праздника).

Мы призываем сегодня «ликовать» вместе с ангелами, и «радоваться» вместе с «человеками» и всей тварью, ибо «велие и преславное чудо совершается днесь: Дева рождает, — и утроба не истлевает, Слово воплощается и Отца не отлучается. ангелы с пастырями славят, и мы с ними вопием: «Слава в вышние Богу, и на земле мир, в человецех благоволение» (стихира).

Порадуемся же, братие и сестры, великому празднику и возблагодарим Господа, пришедшего в мир, чтобы спасти мир. Аминь.

Страница сгенерирована за 0.2 секунд!

Слово вифлеем

Слово вифлеем английскими буквами(транслитом) — vifleem

Слово вифлеем состоит из 7 букв: в е е и л м ф

Значения слова вифлеем. Что такое вифлеем?

Вифлеем (дом хлеба) (Быт. XXXV, 19, Мих. V, 1, Мф. II, 1, Руфь I, 2), называемый также Вифлеем Ефрафа (Мих. V, 2), был столь малый и незначительный городок в колене Иудином, что он даже не упомянут в общих списках городов Иудиных, как, напр.

ВИФЛЕЕМ, поселение на Иудейском нагорье, согласно Евангелиям, место рождения Иисуса Христа, одно из самых почитаемых св. мест христианства.

Православная энциклопедия

Вифлеем (русифицированная форма - Бетлехем) - ханаанейский, затем иудейский город близ Иерусалима в Палестине (ныне город Бейт-Лахм в Израиле). Основан, вероятно, около середины 2-го тыс. до н.э.

Исторический словарь. — 2000

Вифлеем ("дом хлеба"): 1) город колена Иуды, назв. так за плодородие окрестных земель (см. Руфь 2), граничивших с иуд. пустыней. В док-тах архива Телль-Амарны (XIV в. до Р.Х.) этот город называется Бет-Лахама…

Библейская энциклопедия Брокгауза

Вифлеем (Bethlehem), город в Палестине, в 7 км. к ЮВ. от Иерусалима, место рождения царя Давида и Иисуса Христа; ныне Бет-Лахм, 8 тыс. жителей, большей частью христиан; древний храм над пещерой, в которой показывается место, где родился И.

Брокгауз и Ефрон. - 1907-1909

Вифлеем. Хананейский, позднее иуд. город в Палестине. Ныне - Бейт-Лахм, Иордания. Осн. ок. сер. 2-го тыс. до н.э. Иногда назыв. В. Иудейским, в отличие от одноимен. города в Сев. Палестине. По свидет.

drevniy_mir.academic.ru

ВИФЛЕЕМ, жен., действующий мон-рь; принадлежит Месогейской и Лавреотикийской митрополии Элладской Церкви. Расположен в 4 км к юго-западу от г. Коропи (Аттика). Основан в 1969 г. на месте приходского храма…

Православная энциклопедия

Вифлеем Завулонов

Вифлеем Завулонов (Нав. XIX, 15) - город неизвестный. Полагают, что это настоящий Бейт-Лам в 6 милях к з. от Назарета. Быть может, он служил родиной судьи Есевана (Суд. XII, 8, 10), так как первый Вифлеем точнее обозначается прибавлением слова…

Библейская энциклопедия. - 2005

Епархия Вифлеема

Епархия Вифлеема (лат. Dioecesis Bethleemitana) - титулярная епархия Римско-Католической церкви с центром в городе Вифлеем, Палестина. В 1099 году, когда Иерусалим был завоёван крестоносцами…

ru.wikipedia.org

Базилика Рождества Христова в Вифлееме

Базилика Рождества Христова в Вифлееме. В те годы, когда Римская империя еще не миновала зенита своего могущества, грозившего распространиться на всю ойкумену, произошло событие…

Величайшие храмы мира. - 2006

Вифлее́м

Вифлее́м (английское Bethlehem; на иврите и арамейском – "дом хлеба"), город в Палестине, в 7 км к Ю. от Иерусалима. 25 тыс.

жителей (2003), в осн. арабы (ч. из них христиане).

Географическая энциклопедия