Тайна загадочных скульптур острова пасхи. Каменные статуи моаи Истуканы острова пасхи происхождение версии

Остров Пасхи — это загадочный, уединенный уголок, затерянный в тихоокеанских просторах, привлекает к себе историков, археологов и просто любителей тайного и загадочного со всего мира в первую очередь своими знаменитыми каменными статуями Моаи . Все статуи монолитны, они вырезаны из цельной каменной глыбы вулканического происхождения и имеют довольно значительные размеры. Вес каменного истукана около 20 тонн, высота — 6 метров. На острове установлено 997 каменных статуй. Местные жители и сегодня верят в то, что моаи — это носители сверхъестественной силы предков Хоту-Мату"а — первого короля острова. Ученые и историки предполагают, что каменные истуканы были установлены поселенцами с ближайших островов Полинезии где-то в Х-ХI веках. Считалось, что это — ушедшие предки, придающие силу живым вождям. Статуи могли быть символами разных кланов, живущих на острове.

Статуи вырезались из вулканического туфа на склонах вулкана Рано-Рораку, затем их переместили на ритуальную площадку. У некоторых истуканов имеются шапки из красного камня. Ученые предполагают, что у статуй были глаза, белки которых выкладывались из коралла, а зрачки — из кусочков вулканического стекла. Согласно легенде к месту, где были установлены моаи, они шли сами.

Лишь в 1956 году путешественник из Норвегии Тур Хейердал поведал миру, что создателями моаи было туземное племя «длинноухих», веками хранившие секрет создания статуй от другого племени «короткоухих». «Короткоухие», не зная тайны создания статуй, окружили их легендами и загадками, которые вводили в заблуждение ученых всего мира. На протяжении нескольких последних веков «длинноухие» перестали создавать статуи, однако секрет их создания передавался из поколения в поколение, благодаря чему они смогли изваять моаи по просьбе Хейердала. 12-тонная статуя была вытесана в каменоломне с помощью молотков, а затем, используя деревянные салазки и канаты, ее дотащили до платформы, где она была установлена с помощью нехитрых приспособлений из деревянных рычагов и камней. Секрет ходячих истуканов был раскрыт в 1986 году чешским ученым П. Павел. Оказалось, что перемещались статуи в вертикальном положении. По его просьбе 17 туземцев, обладая определенными навыками, довольно быстро установили в вертикальное положение 20-тонную моаи, чтобы истукан «пошел».

Существовало несколько мнений по поводу непропорционально больших голов у каменных истуканов. Оказалось, что статуи намного больше в размерах, просто их тела ушли глубоко под землю. На телах обнаружили древние петроглифы, защищенные от эрозии слоем почвы. В настоящее время статуи тщательно изучаются, ведутся раскопки, с помощью которых можно будет установить, есть ли у статуй ноги, правда, одна из статуй стоит на коленях.

До сих пор ученые оспаривают возраст древних статуй и их предназначение. Возможно, это были боги, которым поклонялись жители острова, или вожди, правившие островом, и запечатленные в камне. Тур Хейердал высказал мнение, что это статуи белых индейцев из Латинской Америки. В период культурного расцвета 16-17 веках на острове жили около 20 тысяч человек, однако, после прибытия на остров европейцев численность жителей резко сократилась. Численность населения сегодня составляет около 4 тысяч. Благодаря загадочным статуям остров Пасхи стал известным на весь мир, сюда стали приезжать многочисленные туристы. Основным источником прибыли острова на сегодняшний день является туризм.

Одним из самых удаленных уголков нашей планеты, является остров Пасхи. Чтобы добраться до ближайшего материка, понадобится преодолеть немногим свыше 3,5 тыс. километров, или же до ближайшего заселенного места свыше 2 тыс. километров. Однако остров знаменит во всем мире, с регулярными авиарейсами, не обделен гостями, и это не смотря на то, что это кусочек суши среди океана размерами в 164 квадратных километра, что эквивалентно площади Смоленска или Южно-Сахалинска. Все это благодаря лишь одной здешней достопримечательности, которая не дает покоя многим ученым, каменным статуям моаи.

Каменные истуканы моаи, одна из загадок современности, никто точно до сели не знает, кто их строил, и как их перемещали по острову. Идолы вытесаны в виде человеческих туловищ с головами, усеченных до пояса. На сегодняшний день известно 887 моаи стоящих по побережью острова. Статуи имеют разные размеры и вес, а изготавливались предположительно полинезийским народом на протяжении XIII-XVI веков.

Самые распространенные размеры моаи колеблются по высоте в пределах 3-5 метров с шириной в основании около 1,6 метра и весом до 5 тонн. Также встречаются истуканы высотой в 10-12 метров и весом около 10 тонн. Во многих медийных источниках и различных публикациях описывается завышенный вес, это связано с усредненной объемной массой базальта из которого вытесаны моаи. Самым же большим идолом на острове считается Эль-Гиганте, с высотой около 21 метра и весом примерно до 165 тонн, однако эта статуя является нестоящей и неотделенной от породы, находящееся по сей день в каменоломни.

Как ранее уже говорилось, каким образом моаи доставлялись по побережью, по сей день неизвестно. Однако за последнее время было выдвинуто несколько правдоподобных версий такой транспортировки. К примеру, известный норвежский путешественник Тур Хейердал описал один проверенный способ, согласно которому путем подкладки под низ статуи бревен и их чередованию, постепенно можно было перетягивать по местности многотонные каменные глыбы. Местные жители воспринимают этот способ как вероятный, однако верят, что статуи шагали по острову сами. Есть еще один удивительный момент связанный с моаи, множество истуканов находятся в каменоломнях неотделенными от породы, самой вероятной причиной может служит внезапное прекращение всех работ, над которым поселение занималось несколько веков.

Большая часть моаи вырублены из базальтового туфа вулкана Рано Рараку. Почти половина истуканов так и остались стоять у подножья вулкана. Более ранее идолы установлены на платформах аху (церемониальные платформы) по периметру острова. Таких платформ насчитывается 255 штук, длинною от нескольких до 160 метров. Они могут вмешать как одну, так и ряд статуй. На аху было установлено менее 20% от всех истуканов. На самой большой платформе Тонгарики, установлено 15 моаи. Некоторые идолы имеют на головах цилиндры весом от 500 килограмм и до 2 тонн.

Что же касается истории создания, то очевидно, на изготовление моаи требовалось огромных затрат труда. Первые европейцы, прибывшие на остров были удивлены, каким образом изготавливались и перетаскивались истуканы. Во всей вероятности процесс вытески происходил посредством каменных молотков. Статуи изготовлялись из вулканической породы частыми ударами молотков, при чем при раздроблении базальта одновременно дробился также и инструмент. Поэтому во время изготовления моаи одновременно шло изготовление запаса каменных молотков, чтобы непрерывно заменять раздробленные на новые. По вопросу же транспортировки была выдвинута еще одна теория исследователем из Чехии, согласно которой моаи перекантовывались. Археолог и инженер Павел Павел в 1986 году с Туром Хейердалом поставили эксперимент, в котором 17 человек с канатами перемещали статую в вертикальном положении.

Все 300 лет, которые прошли с того момента, ученые и исследователи пытаются узнать все тайны рапануйской цивилизации, которая когда-то проживала на территории этого острова и ответить на вопрос: кто построил эти монументы?

Многие исследователи, которые занимались изучением этих статуй, пришли к заключению, что местные жители не могли в такой изоляции (остров находится посреди океана) получить знания, которые были бы достаточны, что создать подобные монументы. Более того, похожие статуи (их называют моаи) были найдены во время раскопок в Тиахуанако (Боливия) и на территории Маркизских островов (Полинезия).

Итак, остров Пасхи - один из самых удаленных от суши островов в мире…

  • Территории острова расположены почти в 4000 км от берегов Южной Америки, в юго-восточной части Тихого океана
  • Площадь острова - 163,6 кв.км, на которой сегодня проживает порядка 5000 человек
  • Основная часть населения живет в столице острова - городе Ханга-Роа. Он является единственным городом на острове, где также есть еще 2 небольших поселения: Матавери и Моероа

Остров Пасхи - наивысшая точка над уровнем океана в огромной возвышенности, которое называют Восточно-Тихоокеанское поднятие.

Местные легенды утверждают, что остров Пасхи когда-то был лишь частью одной большой страны (многие считают его оставшейся частью ). Примечательно, что легенда выглядит правдоподобно, так как сегодня на острове можно найти много доказательств этой легенды: дороги, которые ведут прямо в океан, множество подземных тоннелей, которые начинаются в местных пещерах и ведут в неизвестном направлении и другие факты.

Кто построил истуканов острова Пасхи?

Со времени открытия острова, ученые со всего мира выдвигают гипотезы о том, как могли местные жители без современных технологий построить статуи и как они транспортировали такие массивные каменные блоки от каменоломни (она находится в 7 км от места расположения статуй). Ведь население острова даже во времена своего расцвета не превышало 4000 человек.

Всего на острове 887 монолитные статуи. Высота моаи колеблется от 4-х до 20-и метров, некоторые из них размещены на постаментах из камня, самые огромные - погружены в почву возле вулкана Рано Рараку. На некоторых статуях присутствует «головной убор» - каменные шапки. Самый огромный из истуканов острова Пасхи высотой 21,6 м, его вес, по оценкам специалистов, около 160 тонн.

Чуть меньше половины статуй (394 шт.) так и остались в каменоломне. Некоторые из них лежат там не завершенные до конца, часть установлена на площадке на склонах кратера. Все эти статуи не вырубили до конца, как будто что-то помешало это сделать. Они так и находятся там, в ожидании своей транспортировки.

Недавно археологи ошеломили мировую общественность, раскопав одну из статуй. Оказалось, что каждая статуя имеет «тело», которое спрятано под землей. На «туловищах» истуканов острова Пасхи обнаружили неизвестные петроглифы, значение которых до сих пор неизвестно.

Многие исследователи, узнав об открытии, предположили, что статуи были засыпаны до уровня шеи в следствие мощного цунами, которое ударило по острову еще во времена Великого потопа. Вода принесла с собой разрушения и грязь, которые в последствии и спрятали тела моаи вглубь почвы.

Но кто же построил эти статуи? Несомненным доказательством того, что это сделала высокоразвитая цивилизация, являются платформы, на которых стоят статуи. А точнее - непонятный метод их изготовления. Они построены по принципу полигональной кладки, когда огромные массивные блоки каменных пород идеально подгоняются друг под друга и укладываются без применения какого-либо связующего вещества (раствор, цемент и т.п.). Такую кладку можно наблюдать в комплексе пирамид в Гизе (Египет), и других мегалитических сооружениях, которые с каждым годом все чаще открывают в самых разных точках планеты.

Местные легенды рассказывают о том, что статуи передвигались силой «маны» — мыслями людей, которые их строили. Древнейшие архитекторы, согласно сказаниям, использовали какой-то камень Те Пито Кура, который позволял им концентрировать свою энергию и передвигать огромные предметы по воздуху.

Во время раскопок на острове Пасхи, известный норвежский антрополог Т. Хейердал в 1987 году откопал на глубине нескольких метров массивную стену из камней-мегалитов. Он удивился, так как технология изготовления этих блоков была идентична с той, которую он видел в комплексе Мачу-Пикчу и .

Исследователь из США, Дж. Чечрвард, высказал предположение о том, что строители этих монументов использовали настолько продвинутые технологии, что они в десятки и сотни раз превосходили современные. Он предположил, что истуканы острова Пасхи перемещались в готовом виде благодаря использованию антигравитации. Это позволяло цивилизации, которая по оценкам современных историков, исчезла больше 20 000 лет назад, создавать такие массивные сооружения и с легкостью перемещать огромные объекты.

Моа́и - каменные статуи выполненные из спрессованного вулканического пепла на острове Пасхи. Все моаи монолитны, то есть вырезаны из единого куска камня, а не склеены или скреплены. Вес иногда достигает более 20 тонн, а высота - более 6 метров. Была найдена неоконченная скульптура ростом около 20 метров и весом в 270 тонн. Всего на острове Пасхи имеется 997 моаи. Все моаи, кроме семи статуй, «смотрят» в глубь острова. Эти семь статуй отличаются ещё и тем, что находятся внутри острова, а не на побережье.

Чуть меньше пятой части моаи были передвинуты на площадки для церемоний (аху) и установлены с каменным цилиндром красного цвета на голове (пукау). Около 95 % вырезаны из спрессованного вулканического пепла Рано Рараку, где сейчас осталось 394 моаи. Работы в каменоломне у подножия вулкана Рано Рараку были неожиданно прерваны, и там осталось много неоконченных статуй. Практически все завершённые моаи были перемещены из Рано Рараку на церемониальные платформы.

В последнее время удалось доказать, что глубокие отверстия для глаз некогда были заполнены кораллами, некоторые из которых теперь реконструированы.

В середине XIX века все моаи за пределами Рано Рараку и многие в каменоломне были опрокинуты. Сейчас около 50 статуй восстановлены на церемониальных площадках.

Было очевидно, что изготовление и установка моаи требовала огромных затрат средств и труда, и европейцы долго не могли понять, кто изготавливал статуи, каким инструментом и как они перемещались.

Легенды острова говорят о господствующем клане Хоту Мату’а, который покинул дом в поисках нового и нашёл остров Пасхи. Когда он умер, остров был поделён между шестью его сыновьями, а затем - между внуками и правнуками. Жители острова верят, что в статуях заключена сверхъестественная сила предков этого клана (мана). Концентрация маны приведёт к хорошим урожаям, дождям и процветанию. Эти легенды постоянно меняются и передаются по фрагментам, отчего точную историю восстановить трудно.

Среди исследователей наиболее широко была распространена теория, по которой моаи воздвигли поселенцы из островов Полинезии в XI веке. Моаи могли представлять умерших предков или придавать силу живущим вождям, а также быть символами кланов.

Тайна создания, перемещения и установки статуй была раскрыта в 1956 году известным норвежским путешественником Туром Хейердалом. Создателями моаи оказалось вымирающее туземное племя «длинноухих», получившее свое название потому, что у них был обычай удлинять мочки ушей при помощи тяжелых украшений, которое веками сохраняло секрет создания статуй в тайне от основного населения острова - племени «короткоухих». В результате этой секретности, короткоухие окружили статуи мистическими суевериями, которые долгое время вводили европейцев в заблуждение. Хейердал усматривал в стиле статуй и некоторых других произведений островитян сходство с южноамериканскими мотивами. Он объяснял это влиянием культуры перуанских индейцев или даже происхождением «длинноухих» от перуанцев.

По просьбе Тура Хейрдала, группа из последних живущих на острове «длинноухих» под руководством Педро Атана, лидера клана,воспроизвела все этапы изготовления статуй в каменоломне (вытесывая их каменными молотками), переместили готовую 12-тонную статую к месту установки (в положении лежа, волоком, используя большую толпу помощников) и установили на ноги с помощью хитроумного приспособления из камней, подкладываемых под основание и трех бревен, используемых как рычаги. На вопрос, почему они об этом не говорили европейским исследователям ранее, их предводитель ответил, что «раньше никто об этом не спрашивал МЕНЯ». Туземцы - участники эксперимента - сообщили, что уже несколько поколений никто не изготавливал и не устанавливал статуй, но с раннего детства их учили старшие, изустно рассказывая, как это делать, и заставляя повторять рассказанное, пока не убеждались, что дети точно запомнили все.

Одним из ключевых вопросов был инструмент. Оказалось, что во время изготовления статуй, одновременно идет изготовление запаса каменных молотков. Статуя буквально выкалывается ими из породы, частыми ударами, при этом каменные молотки разрушаются одновременно с породой и непрерывно заменяются на новые.

Оставалось загадкой, почему «короткоухие» рассказывают в своих легендах, что статуи к местам установки «приходили» в вертикальном положении. Чешский исследователь Павел Павел выдвинул гипотезу, что моаи «ходили», перекантовываясь и в 1986 году совместно с Туром Хейрдалом поставил дополнительный эксперимент, в котором группа из 17 человек с верёвками достаточно быстро перемещала 20-тонную статую в вертикальном положении.


Много десятилетий учёные пытались раскрыть тайну строительства гигантских истуканов моаи на одном из самых загадочных островов - Пасхи. Исследователи тщательно изучали не только сами статуи, но и местность вокруг них, стараясь найти ответ на вопрос, каким образом транспортировались моаи, а также как на их головах оказались многотонные каменные шляпы пукао красного цвета. Применение законов физики, методов археологии и компьютерного 3D моделирования позволили, наконец, найти разгадку этого феномена.

Самый загадочный остров



Остров Пасхи таит в себе множество тайн и загадок. Долгие годы учёные пытаются, один за другим, открыть его секреты. Удивительная цивилизация, существовавшая на острове около двух тысячелетий назад, оставила потомкам впечатляющие фигуры моаи. По предположению исследователей, гигантские истуканы – это обожествлённые фигуры предков и родственников древних полинезийцев.



Согласно исследованиям, сама цивилизация практически прекратила своё существование задолго до того момента, когда на остров ступила нога человека. Версий, почему это могло случиться, выдвигалось две: убийственная война, истребившая существовавшие на острове племена, и истощение природных ресурсов острова.


Наконечники копий мата"а. / Фото: www.oursociety.ru


Однако изучение разных видов наконечников копий «мата"а» позволило сделать вывод о том, что они не были орудием убийства, а могли лишь ранить противника. Поэтому предположение об исчезновении цивилизации в результате войны своего подтверждения не нашло.



Скорее, имело место истощение ресурсов, а затем и прибытие на остров европейцев с фактической его оккупацией работорговцами. В то время культура моаи уже почти полностью исчезла и была заменена более агрессивной культурой «птицечеловеков». Таким образом, где-то к середине XIX века были полностью уничтожены остатки древней цивилизации.



Уничтожение самой культуры и носителей языка и стало основной трудностью в разгадке секрета каменных истуканов. Учёных крайне беспокоил вопрос о появлении на истуканах пукао, этих удивительных шляп, весящих до 15 тонн каждая.



Изучение исполинских скульптур показало: туловище и шляпа содержат разные вулканические породы, которые расположены на очень большом расстоянии друг от друга, в разных концах острова. Американские антропологи потратили много лет на поиски разгадки и наконец-то смогли ответить на животрепещущий вопрос о механизме постройки истуканов моаи.

Исследователи приняли во внимание не только состояние поверхности и наличие царапин и повреждений на истуканах и их шляпах, но и все найденные артефакты и состояние грунта острова.

Древние учёные моаи



В результате скрупулёзных расчётов был сделан вывод о единственно возможном способе водружения шляпы на голову истукана. При этом вопрос решался малыми силами: не требовалась колоссальная вырубка лесов и участие большого количества людей в строительстве.



Сами статуи оказались изготовлены таким образом, что имели свойство самостоятельно выпрямляться, если появлялся не слишком большой наклон. Это давало возможность передвигать статуи, слегка сдвигая их попеременно в разные стороны. Таким способом сегодня люди двигают большие громоздкие предметы, маленькими шагами из стороны в сторону. Истуканы медленно, но верно перемещались на значительные расстояния.



А вот шляпы попадали к истуканам готовыми не полностью. От каменоломни, где делались заготовки пукао, их просто катили, что подтверждается царапинами на поверхности. Уже возле истукана, для которого шляпа предназначалась, заготовку дорабатывали и, используя весьма простой способ, надевали на каменного владельца.



Аборигены острова Пасхи сооружали из песка и щебня довольно пологую горку, затем оборачивали верёвку вокруг пукао и привязывали её к истукану. Вытягивая свободный конец, поднимали шляпу на горку, где её просто поворачивали на бок и помещали на голову монумента.



Данная версия нашла множество доказательств: остатки горок у некоторых лежащих истуканов, выемка на пукао, с помощью которой и держится шляпа на голове. Дополнительным подтверждением служил и тот факт, что все истуканы изначально стояли под небольшим наклоном к земле. Именно этот наклон и давал возможность надевать шляпу на монумент, а затем выпрямлять его, просто удаляя некоторые камни сзади постамента.



Данный способ позволял обойтись без участия большого количества людей. Для установки исполинов древние полинезийцы применили свой острый ум, законы физики, горстку людей и небольшое количество природных ресурсов. И на века оставили память о себе.

Ещё одна уникальный сидящий моаи Тукутури.