Что такое весталка в древнем риме. Римские весталки - это жрицы культа весты. Культ Весты в Древнем Риме

Храм Весты – это один из самых древних среди всех сохранившихся доныне римских храмов, который посвящён античной богине-хранительнице домашнего очага. Он находится на Римском Форуме в южной части Священной дороги.Храм богини Весты выполнял функцию главного очага царского дома. До нашего времени дошли только отдельные разрушенные элементы комплекса сооружений, в который входили, кроме самого храма, Дом весталок и дом Великого Понтифика – главного жреца в древнем Риме.

История

Храм был построен в 7-м в. до н. э., предположительно во время правления царя Нумы Помпилия. Местом его расположения стал . За долгое время своего существования храм неоднократно горел и заново восстанавливался. Окончательным вариантом строения стало здание круглой формы, фасад которого был построен из мрамора белого цвета. Это сооружение было окружено 20-ю коринфскими колоннами, которые возвышались на подиуме, отделанном мрамором. Между колоннами были решётки. Во время большого пожара в Риме в 64-м году н. э. храм вновь сгорел, однако снова был быстро восстановлен.

В храме располагался тайник, в котором хранились имперские символы, привезённые, согласно легенде, Энеем из Трои. Одним из таких символов был Палладиум – изображение богини Минервы. Вероятно, тайник был в углублении, размеры которого составляли 2,4 на 2,4 м. Он был расположен в подиуме и попасть в него было возможно исключительно из святилища.

На современном Римском Форуме сохранились остатки храма Весты, который был реконструирован после пожара 191-го года. В восстановлении принимала участие Юлия Домна, супруга императора Рима Луция Септимия Севера, которая была большой почитательницей богини. Во время правления императора Феодосия I языческие культы были окончательно полностью запрещены (это произошло в 394-м году), в том числе и культ Весты. Потому храм Весты в Риме вскоре разрушился. Его руины были обнаружены лишь в 1877-м году в ходе раскопок. Они напоминают о почитании древними римлянами своего божества семейного очага.

Культ Весты

Богиня Веста была дочерью бога Сатурна и олицетворяла домашний очаг. Она покровительствовала семье и была одной из наиболее уважаемых богинь античного мира.

Веста не вступила в брак ни с Аполлоном, ни с Меркурием, которые к ней сватались, поклявшись хранить девственность. За то, что она не нарушила свою клятву, Юпитер приказал поклоняться Весте в каждом храме и в самую первую очередь подносить ей дары на каждом семейном очаге, возле которого ставились изображения и других богов и богинь. При этом Весту практически никогда никак не изображали – эта богиня всегда сама присутствовала в кругу семьи, собиравшейся возле очага, будучи как бы самим горевшим там огнём. Этот огонь, непрерывно горевший в храме богини, был атрибутом вечности Рима и нерушимости государства.

Те очень немногочисленные скульптурные изображения Весты, которые всё же были созданы и дошли до нас, изображают её молодой и богато одетой женщиной, при этом её голова всегда покрыта. Изредка её изображали также на монетах, с такими атрибутами, как факел, палладиум, патера (блюдо для жертвоприношений), скипетр.

Каждый первый день года (в Древнем Риме это было 1-е марта) огонь в торжественной обстановке зажигали снова с помощью стекла от солнечных лучей или при помощи трения, поскольку важно было, чтобы он был получен природным путём. Следили за ним вначале дочери царя, потом это стало обязанностью жриц культа Весты - весталок.

В храме служили шесть весталок. Они избирались из физически здоровых девочек в возрасте 6-10 лет, дочерей патрициев (высшей прослойки древнеримского общества). Служба длилась 30 лет. При этом в течение первых 10-и лет весталка только училась, а в течение 10-и последних лет – сама обучала новеньких. Таким образом, лишь с 11-го по 20-й год службы жрица храма занималась именно служением и ничем больше. История сохранила до наших дней имена множества весталок, их статуи столетиями стояли в храме.

Обязательным условием для службы богине было сохранение своей девственности. Весталку, которая нарушала этот обет, закапывали заживо на особом «поле злодеев», при этом её туда приносили на закрытых носилках. В могилу, в которую ставили лампу, кровать и небольшой запас продуктов, ей нужно было войти самостоятельно. Её любовника также ожидала казнь путём забивания до смерти. Однако после завершения 30-летнего срока службы весталка получала право вступить в брак, причём жениться на бывшей жрице Весты было очень почётно для любого мужчины.

В течение 1100 лет существования культа было всего 13 случаев нарушения весталкой обета хранения девственности. Однако это не означает, что другие соблюдали обет только из-за страха быть казнёнными. Весталки имели огромный почёт, во всех заведениях и на всех мероприятиях им предоставляли лучшие места, а в случае встречи с хотя бы одной из них на пути к месту казни осуждённый подлежал помилованию.

Также весталкам доверяли хранение разных ценностей и документов, они обладали правом сохранения жизни побеждённым гладиаторам (если на арене не было императора). К тому же каждой из них предоставлялся дом с садом, колесница для передвижения в городе и охрана. За определённые заслуги весталке могли поставить статую, оскорбление же достоинства жрицы Весты наказывалось смертью.

Согласно легенде, Рея Сильвия, мать Ромула и Рема, основавших город Рим, также была весталкой, казнённой за нарушение данного ею обета.

Храм сегодня

Сейчас Священный участок Весты на Форуме имеет вид античных развалин: можно увидеть лишь небольшой фрагмент когда-то изысканного и торжественного строения, который включает подиум и колонны, сохранившиеся с момента последней реставрации храма в 191-м году, несколько статуй с пьедесталами, остатки Дома Весталок, а также портика, который когда-то окружал двор.

Лишь развитое воображение и специальные знания, которые даёт данная статья, могут помочь туристу представить Форум, наполненный людьми, ездящих на колесницах весталок, храм богини Весты и пылающий в нём ритуальный огонь.

Ослиная голова

Лампы в святилищах богини Весты хранят изображения голов ослов. Это память об осле, который, согласно мифу, своим криком разбудил богиню в момент, когда её пытался изнасиловать полубог Приап, подкравшись, когда она уснула. С этим мифом был связан древнеримский праздник: каждый год 9-го июня жители Вечного города посещали храм богини с дарами, а также в этот день римлянам, имевшим в хозяйстве ослов, запрещалось заставлять этих животных работать.

Как добраться?

К храму Весты довольно нетрудно дойти пешком от Колизея, находящегося возле Римского Форума, либо от площади Венеции, либо от Капитолийского музея. Самая близкая к этому объекту станция метрополитена - Colloseo на линии B. Ближайшая трамвайная остановка – Parco Celio (трамвай №3).

Вам также может понравиться:

Веста Веста

(Vesta). Римская богиня семейного очага, соответствовавшая греческой Гестии. Но культ ее в Риме носил главным образом общественный характер. В ее святилище, находившемся в центре города, поддерживался постоянно священный огонь шестью жрицами, называемыми весталками. Главный надзор за культом Весты принадлежал “великому понтифику” (Pontifex Maximus), который наказывал жриц, если по их оплошности погасал огонь. Весталки были девы и за нарушение обета целомудрия подвергались погребению заживо. В первый день марта возобновлялся священный огонь неизвестным образом. В каждом доме Весте поклонялись вместе с Ларами и Пенатами.

(Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.)

ВЕСТА

(Vesta), в римской мифологии богиня священного очага городской общины, курии, дома. Соответствует греческой Гестии. Культ В., восходящий к древнейшим индоевропейским традициям, один из исконных в Риме, был тесно связан со святынями города: палладием, привезённым Энеем и хранившимся в храме В. как залог мощи Рима, и регией - жилищем царя. Жрицы В. - весталки избирались из числа девочек 6-10 лет; они должны были сохранять девственность в течение 30 лет, за нарушение этого запрета замуровывались живыми. Весталки поддерживали в очаге храма В. постоянный огонь как символ государственной надёжности и устойчивости (Serv. Verg. Aen. X 228), участвовали в обрядах, изготовляли смеси из муки, соли, пепла жертвенных животных во время жертвоприношений (т. н. mola salsa; Serv. Verg. Buc. VIII 820). Хотя угасание огня В. считалось дурным предзнаменованием, но в первый день нового года его гасили и зажигали вновь трением священного дерева о дерево, а от него зажигались огни очагов курий; одновременно хранившиеся в храме священные лавры заменялись на новые (Маcrob. Sat. I 12, 6). В частных домах В. посвящался вход в дом - вестибул (Serv. Verg. Aen. II 469). Впоследствии В. отождествляли с неподвижно висящим в космосе и заключающим в себе огонь земным шаром, с огнём как чистейшим элементом (Ovid. Fast. VI 218 след.; Serv. Verg. Aen. II 296), её причисляли к пенатам Рима, т. к. магистраты, вступая в должность, приносили жертвы и пенатам и В. (Macrob. Sat. Ill 4, 6). Изображалась с лицом, закрытым покрывалом, с чашей, факелом, скипетром и палладием.
е. м. Штаерман.


(Источник: «Мифы народов мира».)

Веста

Богиня домашнего очага и огня, горевшего в нем, Веста почиталась как покровительница государства, и огонь, пылавший в ее храме, считался вечным и неугасимым. Он был воплощением самой великой богини, поэтому ее статуи в храме не было. В сокровенном месте храма, называвшемся "Пен" (Пентралия), хранились священные предметы, среди которых находились пенаты - изображения богов-покровителей, привезенные, по преданию, героем Энеем из разрушенной Трои. Об этих предметах знали только верховный жрец - великий понтифик и весталки - жрицы богини Весты. Главной обязанностью весталок (их было шесть) было поддержание неугасимого пламени в храме богини. Жриц подбирали очень тщательно, из хороших семей, без физических недостатков. Великий понтифик сам отбирал шестерых девочек от 6 до 10 лет из 20, выбранных по жребию. Они поступали в обучение к старшим весталкам на десять лет, сначала пройдя церемонию посвящения Весте. Им обрезали волосы, которые подвешивали в качестве жертвы богине на священном дереве, затем одевали в белую одежду и нарекали именем Амата, которое прибавлялось к их собственному. Проучившись десять лет, молодые жрицы приступали к своим обязанностям, которые должны были выполнять в течение следующего десятилетия. Самой тяжкой провинностью весталки было "осквернение огня Весты" - нарушение данного ею обета целомудрия. Виновная наказывалась страшной смертью - ее зарывали живой в землю. Возле Коллинских ворот, у городской стены, в земляном валу выкапывали небольшой погреб, куда спускались по земляным ступеням. В этом погребе стелили постель, ставили зажженный светильник и оставляли небольшой запас еды - хлеб, воду, кувшин молока и немного масла. Это делалось для того, чтобы не оскорблять богиню, уморив голодом священную особу ее жрицы. Нарушившую обет весталку в полном молчании помещали в наглухо закрытые и завязанные кожаными ремнями носилки. Оттуда не было слышно даже ее голоса. Весь город был погружен в глубокую печаль. Когда носилки достигали места заточения, ремни развязывали. Великий понтифик возносил молитвы, воздевая руки к небу перед исполнением страшного приговора, затем вел от носилок весталку, закутанную с ног до головы в покрывало, к роковым ступеням, прямо в могилу. Обреченная молча спускалась вниз, и отверстие закрывали, засыпая его землей. За другие провинности юных весталок беспощадно секли, а если у какой-нибудь нерадивой жрицы священный огонь угасал, то ее бичевал сам великий понтифик. Угасший огонь на очаге Весты считался дурным предзнаменованием для государства, и разжечь его можно было лишь путем трения древесных палочек, что свидетельствовало о глубокой древности обряда, ибо таким способом огонь добывался в первобытные времена. Прослужив десять лет, весталки еще десять лет должны были посвятить воспитанию и обучению вновь принятых девочек. Таким образом, в течение тридцати лет весталки служили своей богине. После этого они имели право возвратиться в свой дом и даже выйти замуж. Но по большей части весталки оставались при храме, поскольку занимали чрезвычайно почетное положение в Риме. Когда они ехали по улице, то все должны были уступать им дорогу. Их показания в суде имели решающее значение. Оскорбление весталки каралось смертью. Если весталка встречала преступника, осужденного на казнь, то казнь отменялась. Особо уважаемым весталкам, оказавшим какие-либо важные услуги, воздвигались статуи(1). Старшая по возрасту среди них называлась главной весталкой и руководила всеми остальными. В Риме ежегодно 9 июня справлялись празднества в честь богини - хранительницы государства и семейного очага. Они назывались весталиями и сопровождались обрядами и жертвоприношениями, состоявшими из годовалых телок, плодов, вина, воды и масла. Веста была символом, объединявшим римских граждан в одну большую семью вокруг общего очага. Потому культ этой богини имел столь важное значение в жизни римского государства. Пока пылал огонь Весты в ее святилище и хранились в ее храме священные реликвии, Рим, охраняемый этими святынями, был крепок и могуч. (1. Подобных статуй было найдено несколько, и хотя лица их повреждены, но прекрасно сохранились все детали одежды и головных уборов этих жриц.)

(Источник: «Легенды и сказания древнего Рима».)

ВЕСТА

в римской мифологии хранительница огня, горящего в очаге. Римляне даже называли очеаг по её имени - "веста". Веста почиталась и как покровительница государства, и огонь, пылавший в ее храме, считался вечным и неугасимым. Он был воплощением самой великой богини, поэтому ее статуи в храме не было. В сокровенном месте храма, называвшемся «Пен» (Пентралия), хранились священные предметы, среди которых находились пенаты - изображения богов-покровителей, привезенные, по преданию, героем Энеем из разрушенной Трои. Об этих предметах знали только верховный жрец - великий понтифик и шесть весталок - жриц богини Весты. Римляне считали, что огонь чист и непорочен, поэтому служить Весте могли только девственницы. Самой тяжкой провинностью весталки было «осквернение огня Весты» - нарушение обета целомудрия. Согрешившая весталка каралась жестокой смертью - ее живой зарывали в землю. Во время казни весь город был погружен в глубокую печаль. Веста была символом, объединявшим римских граждан в одну большую семью вокруг общего очага. Потому культ этой богини имел огромное значение в жизни римского государства. Пока в святилище пылал огонь Весты, а в храме хранились священные предметы, Рим оставался крепкой и могучей державой.

(Источник: «Словарь духов и богов германо-скандинавской, египетской, греческой, ирландской, японской мифологии, мифологий индейцев майя и ацтеков.»)


Синонимы :

Смотреть что такое "Веста" в других словарях:

    - (лат. Vesta). 1) богиня целомудрия, у древних римлян, старшая дочь Сатурна и Реи; у греков Гестия. 2) одна из планет, вращающаяся между Марсом и Юпитером; открыта астрономом Ольбером, в 1807 г. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского … Словарь иностранных слов русского языка

    Ы, жен. Заимств.Производные: Весточка; Вета.Происхождение: (В римск. мифологии: Веста богиня домашнего очага и огня. От греч. hestia домашний очаг.) Словарь личных имён. Веста ы, ж. Заимств. Производные: Весточка; Вета. [В римск. мифологии: Веста … Словарь личных имен

    Веста - (Уссурийск,Россия) Категория отеля: Адрес: Ленинградская Улица 52 Б, Уссурийск, Россия … Каталог отелей

    Гестия Словарь русских синонимов. веста сущ., кол во синонимов: 5 астероид (579) богиня … Словарь синонимов

    веста - ы, ж. veste f. 1. В средние века куртка с узкими длинными рукавами, не сшитыми, а скрепленными по локтевому шву в нескольких местах. Мерцалова 1 525. 2. Вид камзола. Культ. 18 в. 1981 60. По окончании обеда, дал он <Суворов> мне весьма… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    В римской мифологии богиня домашнего очага, культ которой отправлялся жрицами весталками. Соответствует греческой Гестии …

    Одна из крупнейших (диаметр 555 км) малых планет (.4), открыта В. Ольберсом (Германия, 1807). Расстояние Весты от Солнца изменяется от 2,2 до 2,6 а. е … Большой Энциклопедический словарь

    - (иноск.) цѣломудренная дѣвица, хранительница прекраснаго, чистаго, священнаго огня. Ср. Ты моя муза, говорилъ Александръ Надинькѣ: будь Вестою этого священнаго огня, который горитъ въ моей груди; ты оставишь его и онъ заглохнетъ навсегда.… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

Священной стихией люди издавна считали огонь. Это свет, тепло, пища, то есть основа жизни. С почитанием огня связана у древних богиня Веста и ее культ. В храме Весты в Древнем Риме горел как и государства. У других индоевропейских народов неугасимый огонь тоже поддерживался в храмах огня, перед идолами, и в священных очагах домов.

Богиня Веста в Древнем Риме

По легенде она родилась от бога времени и богини пространства, то есть возникла первой в мире, предназначенном для жизни, и, наполнив энергией пространство и время, дала старт эволюции. В отличие от других божеств римского пантеона, богиня Веста не имела человеческого облика, она была олицетворением светоносного и животворного пламени, в ее храме не было статуи или иного изображения этого божества. Считая огонь единственной чистой стихией, римляне представляли Весту девственной богиней, не принявшей брачных предложений Меркурия и Аполлона. За это верховный наделил ее привилегией быть самой почитаемой. Однажды богиня Веста едва не стала жертвой эротических желаний Приапа. Пасущийся неподалеку осел громким ревом разбудил задремавшую богиню и тем спас ее от бесчестия.

С тех пор в день празднования Весталий ослов было запрещено запрягать в работу, а на светильнике богини была изображена голова этого животного.

Очаги Весты

Ее пламя означало величие, процветание и устойчивость Римской империи и не должно было погаснуть ни при каких обстоятельствах. Самым священным местом в римском городе был храм богини Весты.

Считается, что обычай зажигать вечный огонь в честь защитников своей родины берет начало из традиции почитания этой богини. Поскольку римская богиня Веста была покровительницей государства, храмы или алтари ее возводились в каждом городе. Если его жители уезжали из города, они увозили с собой пламя с алтаря Весты, чтобы зажечь его там, куда прибудут. Вечный огонь Весты поддерживался не только в ее храмах, но и в других публичных зданиях. Здесь устраивали встречи заграничных послов, пиры в их честь.

Весталки

Так назывались жрицы богини, которые должны были поддерживать священный огонь. Девочек на эту роль отбирали тщательно. Они должны были быть представительницами самых знатных домов, обладать несравненной красотой, нравственной чистотой и целомудрием. Все в них должно было соответствовать образу великой богини. Свою почетную службу весталки несли тридцать лет, все это время проживая при храме. Первое десятилетие было посвящено постепенному обучению, в другие десять лет они скрупулезно исполняли ритуалы, а последнее десятилетие обучали своему ремеслу молодых весталок. После этого женщины могли вернуться в семью и выйти замуж. Тогда их называли «Не вестами», тем самым подчеркивая право на замужество. Весталок чтили с тем же пиететом, что и саму богиню. Почет и уважение к ним были такими сильными, что в силах весталок было даже отменить казнь приговоренному, если он во время их шествия встречался им на пути.

Весталки должны были свято хранить и оберегать свою девственность, поскольку нарушение этого правила было сродни падению Рима. Также бедствиями государству грозило угасшее пламя на алтаре богини. Если то или другое происходило, весталку карали жестокой смертью.

История, семья и государство

История и судьба империи была в сознании людей так тесно связана с культом Весты, что падение Рима напрямую связывали с тем, что правитель Флавий Грациан в 382 году от Рождества Христова погасил огонь в храме Весты и упразднил институт весталок.

Понятия семьи и государства в Древнем Риме были наравне, одно считалось средством укрепления другого. Поэтому богиня Веста считалась хранительницей и семейного очага. Исследователи считают, что в древности верховным жрецом Весты был сам царь, подобно тому, как глава семейства был жрецом домашнего очага. Каждая фамилия считала эту огненную богиню и личной своей покровительницей. Пламя отчего очага представители рода поддерживали с той же щепетильностью, что и весталки в храме, так как считалось, что этот огонь означает крепость родственных уз и благо всей семьи. Если пламя вдруг гасло, в этом усматривали дурное предзнаменование, а ошибка тотчас исправлялась: при помощи увеличительного стекла, солнечного луча и двух деревянных палочек, которые терли друг о друга, огонь разжигали вновь.

Под пристальным и благожелательным оком богини Весты проводились брачные церемонии, в ее очаге пекли свадебный ритуальный хлеб. Здесь заключались семейные договоры, узнавали волю предков. Ничего дурного и недостойного не должно было происходить перед священным огнем хранимого богиней очага.

В Древней Греции

Здесь богиня Веста называлась Гестией и имела то же самое значение, покровительствуя жертвенному огню и семейному очагу. Ее родителями были Кронос и Рея, а самым младшим братом - Зевс. Греки не отказывались видеть в ней женщину и изображали ее в виде стройной величественной красавицы в накидке. Перед каждым значимым делом ей приносили жертвы. У греков сохранилась даже поговорка «начинать с Гестией». Главным очагом богини огня считалась с ее небесным пламенем. Античные гимны воспевают Гестию «зеленотравной» владычицей «с ясной улыбкой» и призывают «счастьем повеять» и «здоровьем с целящею дланью».

Славянское божество

Была ли своя богиня Веста у славян? Некоторые источники говорят о том, что так звалась у них богиня весны. Она олицетворяла пробуждение от зимнего сна и начало цветения. Животворный огонь в данном случае воспринимался нашими предками как могучая сила, являющая магическое воздействие на обновление природы и плодородие. Не исключено, что языческие обычаи, в которых задействован огонь, связаны с обожествлением этой богини.

Пригласить в свой дом славянскую богиню весны было не трудно. Достаточно восемь раз обойти жилище по часовой стрелке, приговаривая «Удача, счастье, изобилие». Женщины, которые весной умывались талой водой, имели, по поверьям, шанс долго оставаться молодыми и привлекательными, как сама Веста. Славянская богиня символизировала также и победу света над тьмой. Поэтому ее особо превозносили в первый день нового года.

Кто такие весты у славян

Так называли девушек, знающих премудрости ведения хозяйства и ублажения супруга. Их можно было без боязни выдавать замуж: из вест получались добрые хозяйки, мудрые жены и заботливые матери. В противоположность этому, невестами звали как раз тех молодых особ, которые были не готовы к замужеству и семейной жизни.

Боги и звезды

В марте 1807 года немецкий астроном Генрих Ольберс открыл астероид, который назвал именем древнеримской богини Весты. В 1857 году английский ученый Норман Погсон дал открытому им астероиду ее ипостаси - Гестии.

Гораздо благоговейнее, чем греки её соответствие – Гестию . В римском храме Весты священный огонь, который олицетворял объединяющий дух как семьи, так и государства, поддерживался необычайно уважаемыми жрицами – весталками .

Их всегда было шесть; они выбирались среди девочек не моложе шести и не старше десяти лет; родители этих девочек должны были быть свободными гражданами и пользоваться доброю славою. Весталки обязывались в продолжение тридцати лет исполнять обязанности жриц при храме Весты. В продолжение десяти лет они были послушницами, следующие десять лет – жрицами, исполнявшими все священные обрядности и обязанности, и, наконец, последние десять лет занимались обучением новых весталок. Они давали обет в продолжение тридцати лет оставаться девственницами; если же они нарушали эту клятву, их закапывали живыми в могилу, а мужчину, оскорбившего весталку, избивали розгами до смерти.

Посвящение в весталки. Картина А. Маркезини, 1710-е

Одиннадцать веков просуществовала эта каста жриц, и за все это время только двадцать весталок обвинялись в нарушении клятвы и только тринадцать были осуждены на казнь.

Весталки были обязаны наблюдать за тем, чтобы огонь на алтаре храма их богини не потух, что считалось величайшим несчастьем для государства; когда же это случалось, то огонь добывали вновь посредством зажигательного (увеличительного) стекла или трения одного куска дерева о другой, так как всякий другой огонь, кроме небесного, считался нечистым.

Церемония казни виновной весталки происходила следующим образом: на особом месте, называемом полем преступников (Campus Sceleratus), выкапывалась глубокая и широкая могила, куда ставились кровать, зажженная лампа, хлеб, вода, сосуд с молоком и немного масла. Виновную весталку несли через весь город в закрытых носилках, причем на улицах толпа должна была сохранять глубокое молчание. Прибыв на место казни, ликторы (стражники) открывали носилки, главный жрец читал молитвы, и весталка, покрытая длинным покрывалом, спускалась в могилу, которую тотчас же закладывали.

Окончив свою тридцатилетнюю службу, весталки могли выходить замуж. Пока они служили в храме жрицами, их кормили и одевали на счет города. Они носили длинные белые одежды, повязку на голове и покрывало.

Эти жрицы пользовались большим почетом, им всегда верили на слово, не требуя клятвенных подтверждений. Когда они выходили на улицу, им предшествовали ликторы со связками прутьев (фасками) на плечах. Если весталкам попадались по дороге осужденные на казнь, они могли им даровать жизнь. Повсюду, где бы ни появлялись весталки, им отводили самые почетные места.

В Древнем Риме существовали жрицы, служащие богине Весте. Женщины-весталки Древнего Рима, занимавшие это положение, пользовались безотлагательными привилегиями в обществе, личной неприкосновенностью и получали высокое жалованье. В средствах массовой информации основной упор в описании их образа жизни ставится на непременное наличие у весталки девственности, что хоть и является основной особенностью данной профессии, но не раскрывает большинства её специфических черт.

Происхождение жреческого культа Весты и его особенности

Как было отмечено выше, весталки - это жрицы богини Весты, происхождение культа которой теряется в веках. Известно только, что он родственен греческому культу священного огня, охраняемого старыми девами.

Предполагается, что институт весталок создал упорядочивший религиозные догмы и установивший такие обязанности весталок, как поддержание и разжигание священного огня, хранение святынь и частных сокровищ, а также проведение жертвоприношений богине Весте.

Условия подбора кандидаток на должность весталки

Непрерывно культ обслуживали шесть весталок, выбиравшихся по мере жизненной ротации посредством жеребьёвки из двадцати здоровых девочек возрастом 6-10 лет, происходивших из патрицианских семей и постоянно проживавших с семьями на территории Италии.

В процессе обряда посвящения юная весталка проходила через атриум Весты, где подвергалась процедуре обрезания волос как подношению священному дереву, на которое волосы затем вешались. Возраст священного дерева в Риме в эпоху Плиния Старшего уже перешёл за половину тысячелетия. После этого посвящённая весталка, одетая во всё белое, получала второе имя «Возлюбленная», прибавлявшееся к её римскому имени, и начинала своё обучение в святилище.

Ей предстояло пройти этапы обучения, службы и наставничества, в общей сложности составлявшие 30 лет. После окончания службы весталка становилась свободной и могла даже выйти замуж, но при получении статуса римской матроны она теряла все свои права и привилегии.

Права и обязанности весталки как жрицы

Поддержание священного огня Весты в Риме расценивалось как Свет империи, его гасили только в первый день нового года, его затухание считалось катастрофой, подобной имперскому краху. В этом случае огонь приходилось разводить вручную трением дерева о дерево, а провинившуюся весталку наказывали бичеванием. Поэтому весталки Древнего Рима в сознании римлян являлись слугами богини, радеющими за процветание империи.

Весталкам преподносились богатейшие дары, которыми они распоряжались по своему личному усмотрению. Они владели огромными имениями, приносившими им большой доход; императоры подносили им щедрые подарки. Кроме того, при вступлении весталки в должность, она получала от семьи крупную сумму.

Оскорбление весталки - даже на уровне бытового хамства - каралось смертной казнью.

Ещё один образ весталки - это образ божественной судьи. При случайной встрече с осуждённым последнему выносилось помилование.

Девственность как залог божественной чистоты

Основой жреческого культа Весты была девственность жриц, олицетворение непорочной божественной чистоты, окружающей и оберегающей священный огонь. Весталки это осознавали в полной мере, давая обет непорочности при вступлении в услужение богине.

Наказание весталки за нарушение обета безбрачия было крайне сурово - оно каралось погребением заживо. Однако в Риме казнь весталки считалась тяжелейшим грехом, поэтому обвинённую проносили через город, привязанную ремнями к сидению, в глухих носилках. Окружающими людьми факт происходящего воспринимался как тяжелейшее горе. На месте погребения выкапывалось небольшое углубление, имеющее форму тоннеля, по прибытии к которому весталка развязывалась рабами и после чтения молитвы верховным жрецом молча спускалась в тоннель, где затем и замуровывалась с однодневным запасом пищи и воды.

Надо сказать, что нередки были случаи и оправдания весталок. После суда они получали предписание, корректирующее их внешний вид и манеры.

Ежедневная и общественная жизнь весталки

Дом весталок вместе с храмом Весты составлял единый функциональный комплекс. Известно, что он представлял собой атриум, окружённый двухэтажными портиками на колоннах. Помещения были сложены из кирпича и построены в два этажа, ничем не отличаясь от простого римского жилого дома. Однако наличие огромного просторного зала для торжественных приёмов говорит о том, что здание также использовалось в административных целях.

Весталки были желанными и обязательными гостями на главных проходящих в Риме торжествах. Во время шествия по улицам города впереди весталок всегда шёл ликтор, осуществлявший парадные и охранные функции. По некоторым случаям весталки ехали на колесницах.

Образ весталки в искусстве

Весталки в искусстве известны ещё со времен существования культа. Самые известные из них позировали скульпторам, а их готовые статуи устанавливались в приёмных залах, в том числе в доме самих весталок.

Весталки - и слуги богини, поэтому они носили одинаковую одежду, которой являлись белого цвета и повязка, надеваемая на голову. В таком одеянии их часто изображали на полотнах художники.

В литературе также был запечатлён преданный своим идеалам образ весталки. Верность своему культу и народу Рима в полной мере раскрывается в одном из самых нашумевших романов прошлого века. Романом "Весталка" Николай Никонов охватывал по действию почти четверть века; он первым написал книгу, касающуюся жизни жриц в лоне героической эпохи. Данная книга, написанная в двух частях, не раз подвергалась нападкам публики и критики за её "мрачность" сюжета и прямолинейность повествования. Однако символом прошедшей милитаристической эпохи всё-таки стал Никонов, "Весталка" которого подняла одну из самых трагичных проблем в истории человечества - противостояние женщины и войны.