Собор святой софии в стамбуле. Мечеть айя-софия в стамбуле Айя софия и голубая мечеть

Софийский собор или Собор Святой Софии или Айя-София — выдающийся памятник византийского зодчества, символ «золотого века» Византии.

История Собора Святой Софии в Стамбуле

Собор в виде базилики с каменными стенами и деревянной крышей был построен в 324—337 годах при Византийском императоре Константине I, но был сожжен после общественных беспорядков 404 года.

Реконструция собора проходила приказу императора Феодосия II (408-450) в 415 году, в результате базилика стала пятинефной и также покрыта деревянной крышей.

В 532 году во время восстания Ника было уничтожено и это здание. В этом же году было заложено новое здание храма, которое строилось пять лет - с 532 по 537 год.

Известно, что после постройки император Юстиан вошёл в храм Святой Софиии со словами:

Мой Господь, благодарю тебя за предоставленную мне возможность создать такое культовое место

После этого, Собор Святой Софии стал местом, где короновались императоры Священной Римской империи.

В июле 1054 года в этом месте кардинал Гумберт (представитель Папы Римского) и патриарх Михаил Кируларий предали друг друга анафеме, что стало причиной раскола церкви на католическую и православную.

Позле взятия Констнтинополя в 1453 году, султан Мехмед приказал сделать из христианского храма мусульманскую мечеть, которую назвали Айя София. Здание было реконструировано, организованы минареты, при мечети появилось медресе.

В 1847-1849 годах в Айя Софии проходила реконструкция, на месте где ранее молились императоры, был построен ещё один михраб.

В 1935 году, согласно декрету Ататюрка, Айя София стала домом-музеем Мустафы Кемаля Ататюрка, а с фресок и мозаик были счищены скрывавшие их слои штукатурки.

В 2006 году в храме было возобновлено проведение мусульманских религиозных обрядов.

Описание Софийского собора

Собор расположен в историческом центре Стамбула в районе площади Султанахмет , в настоящее время является музеем и одним из символов города.

Более тысячи лет Софийский собор в Константинополе оставался самым большим храмом в христианском мире — вплоть до постройки Собора Святого Петра в Риме. Высота Софийского собора — 55 метров, диаметр купола — 31 метр.

Варианты названия собора:

  • Софийский собор
  • Собор Святой Софии — Премудрости Божией
  • Святая София Константинопольская
  • Айия-Софья
  • Айя София

Интерьеры собора

Стены собора Святой Софии, кроме мраморной, покрыты мозаикой, для которой использовались золота, серебро, стекло, терракота и драгоценные камни. Внутри собора сохранились византийские фрески благодаря тому, что их замазали штукатуркой.

Михрабы, минбар, максоорахсы были построены в XVI - XVII веках в период османского владычества. Что интересно, михраб стоит не по оси храма, указывающей на восток, а чуть в стороне, так как ориентирован на Мекку.

Внутри Софиского собора имеются достопримечательности:

  • Омфалион - место коронации византийских императоров и представляет собой мраморные окружности на полу собора;
  • Плачущая колонна - это колонна, покрытая медью и в которой имеется небольшое отверстие, которое исполняет желания;
  • «Холодное окно» - из которого постоянно дует холодный ветерок.

Музей Айя София

На базе Собора Святой Софии в Стамбуле организован музей.

Посещение собора платное, актуальную стоимость посещения можно узнать на сайте музея.

Часы работы музея:

  • летнее время: с 15 апреля по 1 октября: 09.00 - 19.00

С вами снова Марина и сегодня мой рассказ об историческом памятнике, который является одним из главных символов Стамбула - это мечеть Айя-София (бывший собор Святой Софии). В своих предыдущих рассказах я не раз упоминала об этом потрясающем здании с просто фантастической историей, невероятным переплетением христианства и мусульманства.

Мечеть Айя-София считается одним из восьми чудес света, а также одним из важнейших архитектурных строений мира. Это один из редчайших памятников, дошедших до наших дней в такой великолепной сохранности.

Находится здание в районе Султанахмет напротив , их разделяет красивый зеленый сквер с фонтаном. Собственно говоря, изначально это был православный собор, потом, при Османах, мечеть, а сейчас это музей. Но обо всем по порядку.

Самое первое здание собора было построено в 4 веке византийским императором Константином I. Простояло оно недолго и погибло при пожаре. В 6 веке собор Святой Софии был отстроен заново византийским императором Юстинианом и стоит до сих пор. Разумеется, архитектура храма претерпела значительные изменения, пережив не одно землетрясение, которые нередки в этих местах. Особенно пострадал от землетрясения купол, который фактически был отстроен заново, увеличен в размерах и укреплен дополнительными конструкциями, от которых внешний вид здания сильно изменился.

В строительство храма Юстиниан вложил огромные средства. Готовое здание отличалось невиданными по тем временам размерами, великолепием и роскошью интерьеров. Стены и полы украшали ослепительной красоты золотые мозаики. Это должно было внушать мысль о мощи Византийской империи и церкви. Почти 9 веков здание служило Патриаршим православным собором. Конечно, на протяжении этого времени храм неоднократно и разрушался, и восстанавливался, и грабился. Например, в начале 13 века храм был разграблен крестоносцами, а до этого там хранилась Туринская плащаница.

В 1453 году Константинополь был завоеван султаном Мехмедом II (Завоевателем). Собор Святой Софии прекратил свое существование как православный храм и был превращен в мечеть. Были достроены четыре минарета и переделано внутреннее убранство. Проще говоря, все великолепные фрески и мозаики были скрыты под слоем штукатурки, а вместо них по стенам и колоннам были развешаны круглые щиты с изречениями из Корана. Отныне собор стал называться мечетью Айя-София. Во время правления султанов собор также подвергался переделке и реставрации. Большинство мозаик и фресок благополучно сохранились до наших дней, и ученые считают, что это произошло именно благодаря тому, что на протяжении веков все было скрыто слоем штукатурки.

В 1935 году правитель страны Мустафа Кемаль Ататюрк издал декрет, согласно которому собор-мечеть был превращен в музей. Фрески и мозаики были освобождены от скрывавших их слоев штукатурки. Сейчас на стенах можно увидеть и лики святых, и щиты с цитатами из Корана. Это сочетание не может не удивлять.

В настоящее время мечеть Айя-София поражает не роскошью интерьеров, утраченной со временем, а грандиозностью внутреннего пространства. Высота купола составляет 55,6 метра, а его диаметр 31 метр. Стоя внизу, чувствуешь мощь и величие храма и ощущаешь себя просто пылинкой. Одна мысль о том, что этим древним стенам уже 15 веков, вызывает внутри какой-то трепет.

При желании можно подняться на балкон, откуда открывается великолепный вид на убранство собора.

Внутреннее пространство собора освещается красивыми бронзовыми люстрами с электрическими лампочками. Представляется, что раньше вместо лампочек были свечи.

К достопримечательностям Святой Софии относится колонна желаний, так называемая «плачущая колонна», покрытая медью. Говорят, она обладает целебной силой и вообще способна творить чудеса. Через эту колонну внутри сочится вода. Существует поверье, что если положить большой палец руки в специальное отверстие и, ощутив влагу, умудриться повернуть руку на 360 градусов, загадав при этом желание, то оно обязательно сбудется.

Еще одна диковинка — «холодное окно», где даже в самый жаркий день веет прохладный ветерок.

Вот несколько мозаик и фресок, извлеченных из-под штукатурки:

С того дня, когда Святая София открылась как музей, американский Византийский институт постоянно ведет работы по восстановлению мозаик.

В настоящее время существует международное движение «Совет по освобождению Святой Софии», цель которого — вернуть собору Святой Софии Премудрости Божией статус действующего православного храма, так как считается недопустимым, чтобы великая христианская святыня была музеем или мечетью.

Но пока мечеть Айя-София национальный музей, вход в который стоит 25 лир, плюс 10 лир стоит аудиогид. Музей работает с 9.20 до 16.30 каждый день, кроме понедельника. Продажа билетов заканчивается в 16.00.

Лучше прийти в музей с утра, пока очереди не такие большие. Не пренебрегайте услугами частного гида, он возьмет немногим больше, чем в кассе, но проведет без очереди и рассказывать будет только для вас.

Вот и все на сегодня, надеюсь, вам было интересно. До встречи в следующем рассказе о Стамбуле!

Айя-София – святыня двух мировых религий и одно из великолепнейших сооружений на нашей планете. На протяжении пятнадцати столетий Святая София была главным святилищем двух великих империй – Византийской и Османской, пережив непростые повороты их истории. Получив в 1935 году статус музея, она стала символом новой Турции, вставшей на светский путь развития.

История создания Айя-Софии

В IV веке н. э. великий император Константин построил христианскую базилику на месте рыночной площади. Спустя несколько лет это здание было уничтожено огнем. На месте пожарища возвели вторую базилику, которую постигла та же участь. В 532 году император Юстиниан начал строительство великого храма, равных которому не знало человечество, чтобы прославить на веки имя Господне.

Лучшие архитекторы того времени руководили десятью тысячами рабочих. Мрамор, золото, слоновая кость для отделки собора Святой Софии привозились со всех концов империи. Строительство было закончено в невиданно короткие сроки, и через пять лет, в 537 году здание было освящено константинопольским патриархом.

Впоследствии Айя-София несколько раз страдала от землетрясений – первое случилось вскоре после окончания строительства и принесло серьезные разрушения. В 989 году землетрясение привело к обрушению купола собора, который вскоре был восстановлен.

Мечеть двух религий

Более 900 лет собор Святой Софии был главной христианской церковью Византийской империи. Именно здесь в 1054 году произошли события, расколовшие церковь на православную и католическую.

С 1209 по 1261 годы главная святыня православных христиан находилась во власти католиков-крестоносцев, которые разграбили ее и вывезли в Италию многие хранившиеся здесь реликвии.

28 мая 1453 года здесь прошло последнее христианское богослужение в истории собора Святой Софии, а на следующий день Константинополь пал под ударами войск султана Мехмеда II, и храм был обращен по его приказу в мечеть.

И только в XX веке, когда решением Ататюрка Айя-София была преобразована в музей, равновесие было восстановлено.

Святая София – уникальное религиозное сооружение, в котором фрески с изображением христианских святых соседствуют с начертанными на больших черных кругах сурами из Корана, а минареты окружают здание, построенное в стиле, типичном для византийских церквей.

Архитектура и внутреннее убранство

Ни одно фото не способно передать величие и строгую красоту Айя-Софии. Но нынешнее здание отличается от первоначальной постройки: не раз перестраивался купол, а в мусульманский период к основному зданию было пристроено несколько строений и четыре минарета.

Первозданный вид храма полностью отвечал канонам византийского стиля. Внутри храм поражает размерами больше, чем снаружи. Массивная купольная система состоит из большого купола, достигающего более 55 метров в высоту, и нескольких полусферических перекрытий. Боковые нефы отделены от центрального малахитовыми и порфировыми колоннами, вывезенными из языческих храмов античных городов.

От византийского убранства до наших дней дошло несколько фресок и изумительных мозаик. В годы, когда здесь располагалась мечеть, стены были замазаны штукатуркой, и ее толстый слой сохранил эти шедевры до наших дней. Глядя на них, можно представить, каким великолепием отличалось убранство в лучшие времена. К изменениям османского периода, не считая минаретов, относятся михраб, мраморный минбар и богато декорированная ложа султана.

  • Вопреки распространенному мнению, храм назван не в честь Святой Софии, а посвящен Премудрости божьей («софия» означает по-гречески «мудрость»).
  • На территории Айя-Софии расположено несколько мавзолеев султанов и их жен. Среди тех, кто похоронен в усыпальницах, немало и детей, ставших жертвами жестокой борьбы за престолонаследие, обычной для тех времен.
  • Считается, что Туринская плащаница хранилась в Софийском соборе до разграбления храма в XIII веке.


Полезная информация: как попасть в музей

Айя-София расположена в старейшем районе Стамбула, где находится много исторических мест – Голубая мечеть, Цистерна, Топкапы. Это самое значительное здание города, и не только коренные стамбульцы, но и любой турист расскажет, как пройти к музею. Можно доехать общественным транспортом на трамвайной линии Т1 (остановка Султанахмет).

Музей работает с 9:00 до 19:00, а в период с 25 октября по 14 апреля – до 17:00. Понедельник – выходной. В кассе всегда большая очередь, поэтому приходить нужно заранее, особенно в вечерние часы: продажу билетов прекращают за час до закрытия. Можно купить электронный билет на официальном сайте Айя-Софии. Вход стоит 40 лир.

Мечеть Султанахмед (Мечеть Султана Ахмета, «Голубая мечеть») - вторая по величине после мечети Сулеймание и одна из самых красивых мечетей Стамбула. Мечеть насчитывет шесть минаретов: четыре, как обычно, по сторонам, а два чуть менее высоких - на внешних углах. Она считается одним из величайших шедевров исламской и мировой архитектуры. Мечеть расположена на берегу Мраморного моря в историческом центре Стамбула в районе Султанахмет напротив Собора Святой Софии. Мечеть является одним из символов города.

Мечеть заложил султан Ахмед I, имя которого и носит мечеть, в 1609 году. Архитектором мечети является ученик знаменитого Синана - Седефкар Мехмет Ага, который решил превзойти своего учителя. Строительство мечети длилось семь лет и было завершено в 1616 году, за год до смерти султана. Название «Голубая мечеть» мечеть получила благодаря огоромному количеству (более 20 тыс.) белых и голубых изникских керамических изразцов ручной работы, которые использовались в декорациях интерьера. Центральный зал размером 53 х 51 метр накрыт куполом диаметром 23,5 метров и высотой 43 метра. Купол опирается на пять огромных колонн, диаметром по 5 метров. В узорах мечети преобладают растительные мотивы - традиционные тюльпаны, лилии, гвоздики и розы, а также орнаменты различных цветов на белом фоне. Пол мечети выложен коврами. Внутри мечеть хорошо освещена - свет падает из 260 окон.

Мечеть строилась в составе огромного архитектурного комплекса, в состав которого вошли: медресе, больница, благотворительные заведения, кухни, караван-сарай. В XIX столетии больница и караван-сарай были разрушены.
Четыре минарета мечети имеют по три балкона и два минарета по два балкона. Первоначально балконов было 14 в соответствии с количеством османских султанов - предшественников Ахмеда I, включая его самого. Позднее прибавилось ещё два балкона, так как к султанам причислили сыновей Ахмеда I. Рядом с мечетью находится мавзолей, в котором похоронен сам Ахмед I.

Софийский собор.

Софи́йский собо́р, Собор Святой Софии, Агия-София - выдающийся памятник византийского зодчества, символ «золотого века» Византии. Собор расположен в историческом центре Стамбула в районе Султанахмет, в настоящее время является музеем и одним из символов города. Более тысячи лет Софийский собор в Константинополе оставался самым большим храмом в христианском мире - вплоть до постройки Собора Святого Петра в Риме. Высота Софийского собора - 55 метров, диаметр купола 31 метр.

Собор был построен в 324-337 годах при Византийском императоре Константине I, но сгорел во время народного восстания.

В 1453 году завоевавший Константинополь султан Мехмед II повелел превратить собор в мечеть, сотворив при этом самолично первую молитву во славу Аллаха. К собору пристроили три минарета, и собор превратился в мечеть Айя-София. Поскольку собор был ориентирован по христианской традиции - алтарь на восток, мусульманам пришлось переиначить его «по-правильному», поместив михраб в юго-восточный угол собора (направление на Мекку). Из-за этой переделки в Айя-София, как и в других бывших византийских храмах, молящиеся мусульмане вынуждены располагаться под углом относительно основного объёма здания. Большинство фресок и мозаик остались невредимыми, как полагают некоторые исследователи, именно благодаря тому, что в течение нескольких веков были замазаны штукатуркой.

Эти два места заслуживают отдельного внимания, как главные достопримечательности Стамбула

Айя-София

Поистине грандиозное и великолепное сооружение.

История: Построенна императором Юстиниан в 532- 537 гг., на месте старой церкви 360гг.

Мраморные плиты, использованные в строительстве церкви, были привезены в Стамбул главным образом из мраморных залежей Анатолии, а также городов Средиземноморского бассейна. Неподалеку от главной строительной площади, по обе ее стороны, высились по четыре колонны из зеленого гранита, вывезенные из Эфесского портового гимнасия, а красные порфирные колонны были привезены из Святилища Аполлона в Баалбеке (современный Ливан). В период "Иконоклазма", в 726 году, Айя-София в числе других церквей Стамбула была подвергнута значительным разрушениям. Мраморные плиты с изображениями святых были повреждены, заменены более примитивными крестовыми мотивами. В 843 году, с завершением периода "Иконоклазма" интерес к изображениям религиозных мотивов возобновляется.

3 июня 1453 года Султан Фатих Мехмед, совершил первый большой пятничный намаз в Айя-София после захвата города и приказал перестроить ее в мечеть, выделив для этой цели специальный денежный фонд.

К перестройке церкви приступают с пристройки михраба в направлении Киблы (сторона, куда обращаются лицом во время молитвы - направление к Каабе), затем в одном из западных углов мечети строится кирпичный минарет; на месте Келий священников был построен двор. Медресе на 150 учащихся имеющем: 12 комнат для занятий, дворик с водоёмом. Мозаичные плиты мечети были покрыты тонким известковым слоем, настенные росписи соскоблены, крестообразные горизонтальной формы-засовы над двустворчатой дверью расклёпаны. Таким образом, здание мечети, с лёгкостью, не прибегая к особым переделочным работам, было превращено в пространство для совершения религиозных обрядов. В 1847- 1849 гг., в период османского владычества, осуществляется самая крупнейшая реставрация в истории Айя-София.

Купол, высотой 55,6 м, считается одним из совершеннейших не только в Стамбуле и Турции, но и числится в первой пятёрке самых высоких куполов мира. После землетрясений 553 года, между 558-562 гг., купол сооружения был заново перестроен и увеличен на 6,5 м. Неполная округлость купола носит скорее форму эллипса: размеры по первой оси 31 м, по второй 33 м. Сооружение, величиною 7 570 кв.м, и дл. 100 м, имеет основную часть размером 75 м на 70 м.

К достопримечательностям Святой Софии относится «плачущая колонна», покрытая медью (существует поверье, что если положить руку в отверстие и, ощутив влагу, загадать желание, то оно обязательно сбудется).

Голубая мечеть (мечеть Султанахмет)

П ервая по величине и одна из самых красивых мечетей Стамбула. Мечеть насчитывает шесть минаретов: четыре, как обычно, по сторонам, а два чуть менее высоких — на внешних углах. Она считается одним из величайших шедевров исламской и мировой архитектуры.

В начале правления Ахмеда, Османская империя вела одновременно две войны с Австрией и Ираном. 11 ноября 1606 года с Австрией был подписан Житваторокский мир, согласно которому османы отказывались от требования ежегодной дани с Австрии и признали императорский титул Габсбургов. Это поражение и другие события привели к тому, что авторитет Турции был подорван, и султан Ахмед I решил построить мечеть и таким образом умилостивить Аллаха. К тому же, турецкие султаны уже в течение сорока лет не возвели ни одной новой мечети. Строительство мечети началось в августе 1609 году, когда султану было 19 лет. Предшественники Ахмеда за строительство мечетей платили тем, что было добыто в ходе войн, но так как Ахмед I не выиграл ни одной значительной войны, ему пришлось использовать деньги из своей сокровищницы.

Название «Голубая мечеть» мечеть получила благодаря огромному количеству (более 20 тыс.) белых и голубых изникских керамических изразцов ручной работы, которые использовались в декорациях интерьера.

Ахмед I приказал фабрикам присылать в Стамбул самые красивые экземпляры, и запретил вывоз продукции на другие строительства, вследствие чего дела фабрики пришли в упадок. Центральный зал размером 53 х 51 метр накрыт куполом диаметром 23,5 метров и высотой 43 метра. Купол и полукупола украшены надписями — сурами из Корана и изречениями пророка Мухаммеда, которые были искусно выполнены Сейидом Касымом Губари из Диярбакыра. Купол опирается на четыре огромные колонны, диаметром по 5 метров. В узорах мечети преобладают растительные мотивы — традиционные тюльпаны, лилии, гвоздики и розы, а также орнаменты различных цветов на белом фоне. Кроме того, было подсчитано, что для узоров керамических плиток было использовано более 50 вариации изображения тюльпанов. Пол мечети выложен коврами. Внутри мечеть хорошо освещена — свет падает из 260 окон. Первоначально стёкла, использованные для окон были привезены из Венеции, но позднее были заменены.