Население карпат. Население закарпатья. Описание горной системы

Говорят, однажды армянское радио спросили: "Можно ли построить коммунизм в отдельно взятой Закарпатской области?", на что армянское радио ответило: "Можно, и он там уже не за горами!". И хотя местные жители называют свой край Прикарпатьем или Подкарпатьем, всё же - в отличие от Закавказья, Зауралья, Заволжья - оно остаётся Закарпатьем, с какой стороны ни взгляни. Часть восточно-славянского мира, отделённая от него горами.
Закарпатье оставляет чувство затерянного мира. Как назвал его кто-то из галицких писателей сто лет назад - "мир, заколоченный досками". Но при этом - тихий, уютный, открытый и переполненный наследием богатой истории. Об истори и колорите и пойдёт сейчас речь.


Для начала: Закарпатье - это не горы. Горы постоянно маячат где-то на горизонте, но до них достаточно далеко. Более того, так как Закарпатье стоит на сгибе Карпат, они здесь с разных сторон - то на севере, то на востоке, то даже на юге и западе. Но само Закарпатье - это предгорья:

Более того, Закарпатская область - ещё одна из самых маленьких на Украине, всего 12 тыс. квадратных километров (в 4 раза меньше Подмосковья!), но при этом достаточно длинная - от Ужгорода до Рахова более 250 километров. А как результат, Закарпатье очень тесное, шаг влево - шаг вправо, и наткнёшься на край:

При крошечном размере, Закарпатье граничит аж с 4 государствами: Польша (углом к углу, и потому её влияние тут не ощущается), Словакия (видна из Ужгорода), Венгрия, но едва ли не половиной своей протяженности - Румыния. Здесь находится Чоп - наряду с Брестом, западные ворота СССР, близ которого как раз сходятся границы Венгрии и Словакии. Очень красноречив указатель в центре Берегова:

Второе свойство Закарпатья - оно очень южное. Разительный контраст даже с соседней Галичиной! Если делить всю Европу только на "север" и "юг", то по ту сторону Карпат ещё север, а тут уже безусловно юг. В здешних городах есть что-то даже средиземноморское, как минимум балканское - не зря же именно отсюда переселились на Адриатику хорваты? А в сельской местности поражает обилие виноградников:

К слову, и на туристических развалах здесь постоянно предлагают домашние вина. А село Среднее под Ужгородом славится своими винными подвалами.

Если же говорить о природе, то очертания подступающих гор тут очень характерны. Это так называемый Вулканический (или Выгорлат-Гутинский) хребет, обрамляющий Украинские Карпаты с юга. Ведь Карпаты - горы молодые, а вернее "возрождённые" (то есть когда старые горы вновь поднимаются), здесь бывают достаточно сильные землетрясения, а по внутренней стороне Карпат протянулась ещё и цепочка потухших вулканов. Заросшие вулканические купола не спутать ни с чем:

А так как они на памяти человечества не извергались ни разу и вряд ли ещё когда-нибудь будут, люди довольно быстро нашли им применение. На вершину потухшего вулкана можно водрузить крест:

Сельскую церковь:

Но лучше всего - замок! Это, кстати, Мукачево, и обратите внимание, как серая панель встречается с красной черепицей:

А черепичные крыши в Закарпатье действительно любят. Если по ту сторону гор дома предпочитают крыть металлом или шифером, в Закарпатье не менее половины жителей частных домов сохраняют верность благородному материалу:

Хотя постепенно на смену домиками тут приходят особняки, по словам более знающие людей, достигающие в высоты пяти этажей. По крайней мере трёхэтажные - полная обыденность:

Строят их себе в основном гастрбайтеры, возвращающиеся из США, Италии, Потругалии, Польши, России с хорошими деньгами. Здесь высокая рождаемость, немало многодетных семей, да и просто менталитет такой: буду ходить голодным - но чтоб хата хоть на сантиметр выше была, чем у соседа! Многие из этих особняков строятся годами, и каждый сезон кто-то из их обитателей ездят на заработки. Говорят, зачастую жителям этих дворцов не хватает денег на их отопление, и зимой они ютятся в какой-нибудь самой маленькой комнате. В сёлах магазины стройматериалов не менее популярны, чем продуктовые...

Хотя местами попадаются и явно старинные хаты с крышами почти до земли. Только вместо соломы теперь шифер:

А заработки для закарпатских русин были основной специализацией испокон веков. В Колочаве есть даже памятник "зробитчанам" - говорят, ещё до Первой Мировой половина мужчин в селе ездила на заработки, и многие были застигнуты на чужбине войной. Но по той же причине в Закарпатье так спокойно, чисто и уютно - люди возвращаются сюда отдыхать, восстанавливать силы перед работой в чужой стороне.

Старая механизированная мельница где-то между Береговом и Виноградовом. А в селе Лисичево, например, сохранилась даже вододействующая кузница 17 века с собственным названием "Гамора" .

А в целом от здешней плотности населения, гигантских сёл, сменяющих друг друга, натурально рябит в глазах. Вот показательный вид - на переднем плане город Хуст, затем поле, затем какое-то село... а за ним, можно не сомневаться, снова поле:

И даже роскошные особняки не могут скрыть нищету этого края. По официальным данным, Закарпатская область, наряду с Луганской - самый бедный регион Украины, и если по её городам и сёлам гулять пешком, разговаривая с людьми - понимаешь, что это действительно так. На этом кадре, кстати, ещё один реликт - Боржавская узкоколейка:

Речь на улицах этих сёл слышна самая разная - украинская, русская, венгерская, румынская, чешская (туристы)... Тезис о какой-то особой русскоязычности Закарпатья не подтвердился, многие здесь не понимают по-русски, чего почти не встретишь в Галиции. Но при этом украинцы здесь образуют особый субэтнос - русины, или угрорусы, чей язык/диалект и культура обособлены настолько, что некоторые даже выделяют их в отдельный, четвёртый восточно-славянский народ, а родословную возводят к тем самым " ", коих я уже не раз упоминал. Но в целом, Закарпатье - это классическая "многонациональная общность", представители населяющих его народов друг на друга похожи больше, чем на обитателей внешнего мира, и так сразу понять, кто перед тобой - украинец, мадьяр или румын - человеку со стороны непросто (хотя друг друга они, конечно, опознают сразу).

О межнациональных отношениях здесь мне судить сложно. Как мне показалось, мадьяры держатся особняком, но при этом с украинцами уживаются хорошо, а вот к у всех румынам отношение неважное - они тут считаются "себе на уме". Уже в Рахове под вечер местный пацан со мной разоткровенничался и рассказал, как румын-прораб продал его и ещё нескольких человек в рабство в Краснодарский край, где они без малого год трудились на ферме в скотских условиях, пока кто-то не сбежал и не достучался до краевых депутатов. Но это что я знаю с чужих слов: при личном общении румыны произвели впечатление спокойных и доброжелательных, но немного депрессивных людей, а о мадьярах (хотя общался с ними тут не раз) ничего сказать не могу, никаких особых эмоций они у меня не вызвали. Только венгерский язык "на слух" очень красивый и странный.

Ещё один представитель здешней этнографической мозаики - цыгане. Их тут реально много, и выглядит они просто донельзя стереотипно:

Крупнейшая цыганская община - в Берегово, где их около 6% населения. Я слышал, что в закарпатских городках есть и жутчайшие цыганские посёлки, своим обликом напоминающие африканские трущобы, где люди натурально живут под навесами и не действуют никакие (кроме собственных, цыганских) законы... но мне то ли повезло, то ли не повезло.

Портрет молодой цыганки:

Делами они тут они занимаются тоже более чем стереотипными - попрошайничают, гадают, и ладно если коней не крадут. А когда по возвращении в Галицию мне поплохело, была даже версия - сглазили! А попрошаек в Закарпатье и без цыган очень много. Точнее, ОЧЕНЬ много. Особенно даже не у вокзалов, а в исторических центрах, где ходят туристы. В среднем в таких местах ко мне подходили раз по 5 в день, я подавал по гривне, и в ответ на возмущение, что ж так мало?, спокойно отвечал: "Да ты знаешь, сколько раз сегодня ко мне уже подходили? Если я каждому буду давать по 5 гривен, скоро сам без денег останусь!".

Интересно, кстати, что по официальным данным украинцы здесь составляют 79% населения, венгры - 12%, румыны и русские по 2,5%, цыгане - 1%. Но при этом в Береговском районе венгров около 76% (в том числе 48% в самом Берегове), в Ужгородском - 33%, в Виноградовском - 26%, румын же по 11-12% в Тячевском и Раховском районах, то есть маршруты большинства туристов пролегают как раз через этнические анклавы. В горных районах же доля доля украинцев близка к 100% (ещё чуть-чуть русские затесались)... впрочем, гуцульско-бойковская Верховина - это уже не Закарпатье, в этом посте её (точнее, Рахов и Колочаву) трогать не будем.

Как и вся Западная Украина, Закарпатье пронизано религией - все эти каплчики, кресты, церквушки и часовенки стоят вдоль дорог десятками, а кладбища похожи на витрины. Облик сельских церквей здесь очень характерен - "кирхоподобная" композиция, и очень часто с такими вот башенками о пяти шпилях:

Крестово-купольные храмы встречаются крайне редко, и в основном это новостройки:

Точных данных о религиозном составе Закарпатья я не нашёл, но здесь хорошо видно присутствие православия (в первую очередь Московского патриархата), римо- и греко-католичества и реформатства. Вот очень показательный кадр - костёл, униатская церковь и православный собор в стиле Храма Христа Спасителя:

Причём и униатство здесь - также не Украинская греко-католическая церковь, господствующая в Галиции, а особая, местная Русинская греко-католическая церковь. Она была образована в 1646 году Ужгородской унией, которую подписали епископ Мукачева и 63 священника. В 1664 году к унии присоединилось и само Мукачево, а в 1713 году - Мараморош. ныне РГКЦ состоит из трёх независимых друг от друга частей - Мукачевской епархии (центр которой в 1775 году перенесен в Ужгород), Чешского экзархата и Питтсбургской архиепархии в США.

29. Крестовоздвиженский собор в Ужгороде - главный греко-католический храм Закарпатья:

Центром православия же остаётся Николаевский монастырь в Мукачеве, и как видите, равняться архитектурой на Россию здешние православные начали ещё в 19 веке:

Кроме того, я упоминал неких "реформатов". Это тоже интересный феномен, венгерские протестанты, коих в самой Венгрии 20%, причём их центр - Дебрецен , крупнейший город восточной Венгрии, то есть в Закарпатье этот процент вероятно ещё выше. Оформившееся в 1529-1646 годах в Швейцарии и Нидерландах, реформатство - одна из форм кальвинизма, даже возглавлял эту церковь одно время сам Жан Кальвин. Если лютеранство исходило из "разрешено всё, что не запрещено" (Библией), кальвинизм - наоборот, "запрещено всё, что не разрешено", а как результат, кальвинистские церкви были самыми жестокими едва ли не во всей истории христианства. По крайней мере кальвинистская инквизиция отправила на костры в разы больше народу, чем католическая - в том числе в Америке 18-19 веков. И в общем, мне было страшновато заходить в храм с именем Кальвина на дверях - сейчас обвинят ещё в безнравственности, заклеймят железом да закуют в ярмо на центральной площади! Нет, на самом деле это конечно дела далёкого прошлого, и в церкви встретили меня очень доброжелательно (хотя шла служба, а я фотографировал):

Ещё церковь где-то между Береговом и Виноградовом:

А в целом, венгерское присутствие тут очень хорошо ощущается. В Береговом и Виноградовском районе даже надписи все продублированы на венгерском, а порой не продублированы на украинском:

Шандора Петёфи тут увидишь не реже, чем Тараса Шевченко:

А на всех важных для мадьярского прошлого местах висят вот такие вот ленточки расцветки венгерского флага. Пора бы уже рассказать и историю....

Вообще, сама Венгрия - это настоящий феномен Европы. Более того, украинцы всё же её называют правильнее - Угорщина. Или, если угодно, Угория. Или Югория. Или - Югра. А дело в том, что давным-давно кочевали угорские племена, участвовашие в том числе в походе гуннов на Рим. Но где-то в 9 веке с родных мест их выжили башкиры (вернее, их предки). Часть угорцев откочевала на север, в болота Оби, и их потомки - ханты и манси. Другая часть, при поддержке Хазарии, ушла на запад. В 896 году мадьяры под руководством вождя Арпада перевалили через Карпаты, вторглись на плодородную равнину Среднего Дуная, и добив остатки Аварского каганата, обосновались там. Последний был в основном славянским государством - авары (обры) составляли лишь элиту (куда, правда, славян не допускали). По легенде, Ужгород основан в 872 году князь Лаборц, и вероятно от его мадьярского названия Унгвар происходит название "угры" ("венгры"). Один из венгерских атрибутов - турул, древний мадьярский тотем, скульптура орла в агрессивной позе. Такие массово устанавливались в 1896 году, к 1000-летию перехода через Карпаты, и сохранились в Ужгороде и Мукачеве:

36. Ужгородский замок.

Но и государством Венгрия стала не сразу - мадьярские варвары задали порядочного шороху всем соседям, и на место их поставили лишь немцы в 955 году в битве на реке Лех. К концу 10 века Венгрия обретает границы и правящую династию Арпадов, 5-й представитель которой Геза окончательно объединил мадьярские племена, изменил принцип престолонаследования (власть переходила только к старшему сыну), и наконец в 974 году крестился у монаха-бенедиктинца, рукоположенного лично Папой Римским - это было важно, так как Венгрия не попала в орбиту Германии. Наконец, в 1000 году его сын Иштван Святой провозгласил Венгрию христианским государством (причём несмотря на то, что миссионеры работали ещё лет 30, крестя мадьяр понемногу, язычники бунтовали нескоклько раз), стал его первым королём, а впоследствии - небесным покровителем. Так в Европе возникла новая держава:

37. Мукачевский замок.

Но за Карпаты борьба Венгрии с Русью и Польшей только начиналась. Граница проходила то по водоразделу, то по одному подножью, то по другому. После Монгольского нашествия, которым Венгрия была разрушена не меньше, чем Русь, Галицко-Волынское княжество ненадолго овладело Закарпатьем, а сто лет спустя - Венгрия всей Галичиной. Примерно с тех времён сюда начали переселяться уже именно восточные славяне - сначала колонисты, затем (когда захорошело уже в Галичине) - беженцы. Но жили русины там незаметно, в основном в деревнях. А все архитектурные памятники Средневековья здесь оставила Венгрия. Старейший из них - Горянская ротонда домонгольской эпохи на окраине Ужгорода:

Ещё очень характерны венгерские костёлы 14-15 веков, позднее ставшие реформатскими церквями. Такие есть в Хусте и Тячеве, а также сёлах Бене и Четфалва под Береговом, причём у тячевского и четовского храмов очень необычное убранство. Отсюда же и столь популярная композиция башни с 5 шпилями:

Ну и конечно замки. Нигде на Украине, да и наверное во всём бывшем СССР не увидеть столько именно средневековых замков, ставших за это время больше похожим на формы выветривания. Я видел замки в Невицком, Виноградов и Хусте, но не мнее достойные есть в Среднем (под Ужгородом), Королёве (под Виноградовом), да и наверное где-то ещё.

Другой венгерский термин, которым я буду тут пользоваться ещё не раз - комитат. В переводе с латыни - "графство", сложившаяся ещё в 14 веке территориальная единицы Венгрии. Очень приблизительно, это уезд, которым управляла одна аристократическая династия. Систему комитатов в Венгрии пытались стереть не раз, но она возрождалась, и к началу 20 века в Транслейтании (то есть венгерской части Австро-Венгрии) был 71 комитат. Упразднена эта система была лишь в 1918 году, но старые исторические границы ещё ощущаются. В Закарпатье частичо входят 4 комитата - Унг, Берег, Угоча и Мараморош, и параллельно с ними я расскажу дальнейшую историю.

Самый западный - комитат Унг (Ужанский) с центром в Ужгороде (Унгвар). От Ужгорода простирается в основном на север (Перечин, Великий Березный), в его горной части жили в том числе украинцы- . Около половины его территории ныне осталось в Словакии. В 1318-1684 годах Унгом владел род Другетов. Унг первым из земель Украины оказался во властм Австрии, которая тогда ещё не Австрией называлась, а просто владениями Габсбургов: в 1526 году Османская империя захватила Венгрию, разбив её войска на реке Мохач. И хотя появление такого плацдарма значило возможную катастрофу для всей Европы, в 1526 году именно Габсбурги под шумок отхватили Унг. Он и сейчас выглядит куда более "австрийским", чем остальное Закарпатье:

41. Узкая улочка в Ужгороде.

Следующий комитат, настоящая сердцевина Закарпатья - Берег , и его центром де-юре был Берегсас (Берегово), а де-факто - Мункач (Мукачево). После Мохачской битвы он оказался в составе Трансильвании, которая была турецким вассалом, но всё-таки не "под турками". С 1630-х годов им владели две династии - Ракоци (Мукачево) и Бетлены (Берегово). Но в 1687 году вновь случилась битва на реке Мохач, в которой сокрушительное поражение от Габсбургов потерпели уже сами турки. Для Османсой империи это было начало конца, а для Габсбургов - триумф: они получили права на Земли короны Святого Иштвана, то есть Великую Венгрию, куда входили также Трансильвания и Хорватия. Венграм в состав империи, впрочем, не очень хотелось, но и Габсбурги их спрашивать не стали - так началась новая война.

42. "Белый дом" - дворец Ракоци, а позже Шенборнов в Мукачеве.

Венгерские повстанцы издавна имели своё название "куруцы" ("крестоносцы") - ещё в 1514 году местные феодалы решили поднять крестьян на "крестовый поход", но в последний момент испугались турок, попытались сдать назад и получили крестьянское восстание. Куруцы в 17 веке были кем-то вроде украинских гайдамаков, а их последним оплотом в Закарпатье был Мукачевский замок, а последним лидером - Ференц II Ракоци, ныне один из венгерских национальных героев. Окончательно покорив Венгрию в 1711 году, австрияки изгнали и Ракоци, и Бетленов, и передали комитат Берег лояльным Шенборнам.

43. Центральная площадь Берегово.

Следующий комитат - Угоча , самый маленький во всей старой Венгрии (1,2 тыс. квадратных километров - это на треть больше Москвы в пределах МКАД), да ещё и разделённый современной границей. Его центром и единственным городом был Севлюш (с 1946 года - Виноградов), а владельцами - род Перени, самый известный представитель которого Жигимонт Перени отличился в революции 1848 года. Именно после этого Австрия стала Австро-Венгрией, то есть двуединой конфедерацией. Причём делилась она по речке Лейте - на Цислейтанию (в обиходе Австрия) и Транслейтанию (в обиходе Венгрия), которая включала те самые Земли короны Святого Иштвана.

44. Дворец Перени в виноградовском парке.

Последний комитат, занимающий примерно половину Закарпатья, но при этом ещё разделённый по реке Тиса между Украиной и Румынией - Мараморош . Его центр - Сигету, остался у румын, но напротив него стоит украинское Солотвино, древний центр солеварения, а нефоциаильной столицей стал Хуст. Мараморош - это уже настоящая Трансильвания, одно из самых глухих её мест, со всех сторон окружённое горами с единственным "входом" по долине Тисы. Не было у него и явных хозяев. Он за горами даже относительно всего остального Закарпатья. Но - где ещё увидишь такой оксюморон, как например деревянные готические сельские церкви ?

45. Церковь в селе Александровка под Хустом.

В 1918 году Австро-Венгрия распалась окончательно, и на её руинах возникла в том числе Венгерская Советская Республика (так и представляю: "что это в конце концов такое - эти неудачники ханты и манси получат коммунизм, а мы нет?!"), просуществовавшая 4 месяца, и в её составе была автономия Русская Краина с центром в Мукачеве. Разромили Советскую Венгрию румыны, а Закарпатье вовсе передали Чехословакии по требованию чуть ли не самого Вудро Вильсона. В 1918-38 годах Чехословакия состояла из трёх сегментов: Чехия (Прага), Словакия (Братислава) и Подкарпатская Русь (Ужгород). Наследие тех времён - чехословацкий функционализм, в том числе Галагов, правительственный квартал Ужгорода:

И по сравнению с другими восточно-славянскими землями здесь был рай земной. Без великих экспериментов и репрессий (как в СССР), без "санации" и "пацификации" (как в Польше), без румынских произвола и закручивания гаек. Чехословакия была в те времена одной из богатейших стран Европы (ведь ещё до Первой Мировой на Богемию приходилось 80% обрабатывающей промышленности в Австро-Венгрии), а Подкарпатскую Русь чехи решили сделать своей витриной. Это был "золотой век" Закарпатья, и если бы Красная Армия вошла сюда в 1939 году....

Но ведь ещё до пакта Молотова-Риббентропа было Мюнхенское соглашение, по которому Англия и Франция сдали Гитлеру в Чехословакию, которую он распотрошил на пару с Польшей, ещё не понимавшей, что через год её ждёт то же самое. Судеты достались Германии, Силезия - Польше, а в Закарпатье вернулись венгры. 15 марта 1939 года грекокатолический священник и общественный деятель Августин Волошин провозгласил независимость Карпатской Украины (до этого уже полгода как бывшей непризнанной венграми автономией), но просуществовала она всего лишь около суток. Тем не менее, Волошин - один из главных героев Закарпатья, примерно как в Галиции Бандера:

Тем не менее, в состав Советского Союза Закарпатье вошло в 1944 году. Это оказалось к лучшему: во-первых, советские методы и идеология изменились за время войны (например, отношение к религии), а во-вторых после всех пережитых ужасов люди были бы раду любому, кто принесёт сюда мир. Тем более в Закарпатье не было ничего подобного ОУН-УПА, русины в принципе не были настроены воевать дольше, чем будут воевать с ними. Закарпатье превратилось в тихую окраину Советского Союза, куда всё доходило в слегка изменённом и адаптированном виде. В постсоветское время Закарпатье стало одной из "кузниц кадров" для Верховной рады, а кроме того, местные идеологи воспринимают его как своего рода "внутризападенскую оппозицию", противопоставляя себя Галиции. Достаточно сказать, что накануне "Оранжевой революции" Янукович набрал здесь во втором туре 44% голосов - больше, чем в Сумской или Полтавской областях (карта). Есть и довольно активные течения за признание русинов отдельным народом и создание в Закарпатье республики типа Крыма, и Вы ещё увидите, как сейчас заведутся при упоминании этого факта многие комментаторы... хотя об истинном масштабе русинского сепаратизма судить не могу - может, это такие же маргиналы, как например "ингерманландцы" в Питере.

Тем не менее, например, Закарпатье неофициально живёт по среднеевропейскому времени, и на вопрос, скажем, "Во сколько будет автобус?", вполне могут переспросить "По Киеву?". Впрочем, тут и машин со среднеевропейскими номерами какое-то неописуемое количество - словацких, венгерских, румынских, чешских... У многих с соседями родственные связи, а безвизовость Украины способствует тому, что жители бывших митрополий катаются сюда на выходные. Да и украинские туристы Закарпатье просто обожают и ездят сюда в огромных количествах.

50. Чешский трейлер в Колочаве, одном из красивейших сёл высокогорной части Закарпатья:

А в целом, здесь сложно поверить, что всё это было. Здесь потрясающий покой и умиротворение, переходящее в разгильдяйство. Ощущение какой-то сонной расслабленности. Большой мир - он там, за горами и за границами, а здесь такая тихая уютная впадина, и все исторические бури проносятся высоко-высоко над ней. Но самое удивительное другое: хотя эти земли никогда не принадлежали Руси и всем её производным по-настоящему, и больше тысячи лет были под властью одной державы (пусть даже она сама порой становилась чьей-то колонией), за какие-то полвека, а скорее даже в первые несколько лет русины вновь интегрировались в восточно-славянский мир.

КАРПАТСКАЯ РУСЬ-2012
.
На галицкой равнине . Настоящий Бандерштадт.
, откуда пришла Великая Смута.
Горная Бойковщина. и .
Закарпатье.
Закарпатье. Уже не за горами...
Комитат Унг
Ужгород. От вокзала к замку.
Ужгород. Замок и скансен.
Ужгород. Старый город.
Предместья Ужгорода. Горяны и Невицкое.
Комитат Берег
Мукачево. Центр.
Мукачево. Замок Паланок.
Мукачево. Николаевский монастырь.
Берегово. Самый венгерский город Украины.
Комитат Угоча
Виноградов (Севлюш).
Боржавская узкоколейка.
Комитат Мараморош
Хуст.
Деревянные церкви. Александровка, Данилово, Крайниково. Сокирница.
Колочава. Скансен и село.
Солотвино.
Рахов и Яблуницкий перевал.
Гуцульщина .
Гуцулы. Карпатские горцы.
Яремча.
Ворохта.
Верховина и гора Поп Иван..
Коломыя и Покутье.

Уникальная, непохожая на другие украинская культура соткана из множества ярких явлений. Часть из них привнесли самобытные народы, и сегодня проживающие на территории страны.

По северным и южным карпатским склонам в долинах рек Лимница, Сан и Уж раскиданы села бойков. О том, кто были далекими предками современных бойков, гадают до сих пор, иронично замечая, что чернил на бойков потрачено уже больше, чем осталось их самих. Кто же они: потомки ушедших на запад сербов или древнего славянского племени белых хорватов? А, может, их предками были кельты из племени бойев? Вопрос остается открытым. Сами бойки нередко называют себя «верховинцами».
У них всё по-бойковски необычно. Говорят на бойковском наречии (северокарпатский диалект украинского языка). Часто употребляют частицу «бойе» - значит «только, так». Гостей потчуют печеным картофелем, солеными огурцами, капустой, салом, холодцом, и непременно подносят рюмку Криивки.

Бойки строят монументальные и простые хаты: стены складывают из массивных еловых бревен, крыши кроют преимущественно «кытыцями» (связанными соломенными снопами). Окна, двери, ворота расписывают диковинными орнаментами. Одним из важных элементов росписи является, кстати, «древо жизни». Радуешься, увидев такой дом: веселый, с настроением! А если взгрустнется, бойки всегда готовы вспомнить о старинном бойковском танце Битля, который исполняется попарно, стоя на бочке.

Их называют украинскими горцами. Гуцулы вольнолюбивы и независимы. Гостям рады, но чужих в родню записать не торопятся. Люди-фейерверки, - это, пожалуй, о них. Огромное внимание гуцулы уделяют одежде: любят наряжаться, причем даже мужские куртки киптары расшиты золотом и украшены помпонами.

У многих гуцулов и дома им подстать: кругом расшитые полотенца, ковры. Мебель украшена замысловатой резьбой. Кроме нарядов любят гуцулы оружие. Издавна считалось: два пистоля за широким поясом имеет только бедный гуцул. А еще они стремятся показать себя всему миру: вот мы какие, статные, нарядные, ловко танцуем и умело работаем.

Гуцулы весьма горячий народ, но при этом умеют сдерживать свой буйный нрав. Дабы не сорваться, гуцулы якобы почти не пьют спиртное: на две сотни гостей, пришедших на свадьбу, могут выставить бутылку водки.
Гуцулы живут в Ивано-Франковской, Закарпатской и Черновицкой областях Украины. О значении слова «гуцул» до сих пор ведутся споры. Одни ученые считают, что этимология слова восходит к молдавскому «гоц» или «гуц», что значит «разбойник», другие – к слову «кочул», что значит «пастух».

Как бы то ни было, но гуцулы всегда считались умелыми чабанами. Для передачи сигналов во время своего пребывания в горах пастухи-гуцулы использовали длинную деревянную трубу – трембиту (она же выступала в роли музыкального инструмента).

А еще здесь по-прежнему сильны традиции шаманизма. Если повезет, можно повстречать гуцульского мольфара. В древности их называли «земными богами», а сегодня - знахарями, колдунами, целителями (это зависит от того, белый мольфар или черный). Мольфары пользуются непререкаемым авторитетом: их пророчества сбываются, известны также случаи исцеления безнадежно больных людей.

80-90-е годы прошлого века часто называют началом возрождения народности лемков. По одной из версий, предками лемков были древние племена белых хорватов, проживавшие по склонам Карпатских гор. Много трагедий пришлось пережить лемкам: уничтожение в Талергофском концлагере, насильственное переселение в рамках спецоперации «Висла». Сегодня часть лемков живет в Украине, другая часть – на территории Польши, третья – в Словакии.
Живущие в Украине лемки преимущественно считают себя частью украинского народа, хотя можно встретить и тех, кто выступает за «одрубность» (национальную самодостаточность).

Лемки пытаются сохранить свои национальные особенности, в первую очередь, язык. Речь лемков просто отличить по постоянному ударению на предпоследнем слоге (в отличие от подвижного ударения в речи восточных славян), твердому «ы» и частому употреблению слова «лем» («лишь», «только»).

Составитель лемковского букваря Дмитрий Вислоцкий писал следующее: «…наша лемковска бесЪда - коренна бесЪда всего русского народа. Слова у насъ коренны русски, а акцентъ словацкiй и польскiй. Пришолъ отъ того, что мы слухаме много польской и словацкой бесЪды, бо зме съ ними въ сусЪдствЪ».
Традиционные наряды лемков легко узнаваемы. Мужчины носили суконное пальто чуганю, необычное для украинцев, женщины – белые косынки и широкое узорчатое монисто «силянку». Сегодня на базарах Западной Украины можно встретить взлетающих деревянных орлов и оплетенные проволокой тарелки – образцы традиционного ремесла лемков, именуемого «дротярство».

К лемкам причисляли себя многие известные личности, но самым известным лемком был, пожалуй, Энди Уорхол (настоящее имя Андрей Варгола) – культовая личность в мире поп-арта.

Буковинцы

Буковинские села в Черновицкой области узнаются сразу: дома расположены плотно друг к другу, и каждая хата словно соревнуется с соседской нарядом и опрятностью. Буковинцы непременно белят свои дома и украшают их двумя цветными полосами.

Верхняя, расписанная орнаментами, идет под кровлей и зрительно соединяет крышу со стеной; нижняя, - ярко красная или синяя, - выполняет практическую функцию: защищает низ дома от грязи. Некоторые хозяева украшают дома пилястрами с причудливыми капителями и красят стены между окнами в яркие цвета. Рядом с каждой хатой – опрятный дворик с такими же яркими и аккуратными постройками.

Особенные у буковинцев и храмы: они состоят из квадратных срубов и издалека очень похожи на хату. Такова, например, церковь св. Николая в Берегомете, построенная в 1786 году. На внутренних стенах храма сохранились редчайшие образцы буковинской живописи, в том числе фрагменты «Страшного суда». Огромную роль в формировании культуры и традиций буковинцев сыграли русские старообрядцы-лилованы, которые начали переселяться на территории современной Черновицкой области в 20-е годы XVIII века.

Подоляне

Подолье – историческая местность на юге Украины в междуречье Днестра и Южного Брута. Предки современных подолян начали заселять эти территории предположительно в 4-3 веке до н.э. Много позже здесь была возведена крепость Клипедава, вокруг которой со временем вырос город Каменец-Подольский.

Самобытная культура подолян претерпела множество влияний: и русские староверы, и поляки, и евреи, и армяне по крупицам обогащали их быт и традиции. Потому-то и можно встретить в этих местах католические костелы, православные храмы, мусульманские минареты.

Вся эклектичность культурных традиций подолян, как в зеркале, отражается в их декоративно-прикладном творчестве – гончарстве, ткачестве, вышивке и лозоплетении. Традиционная одежда богато декорирована, украшена вышивкой и мережкой. Подольские женские рубашки, рукава которых вышиты замысловатыми узорами, известны далеко за пределами Украины. Не меньшей популярностью пользуются и самотканые ковры с «говорящими» растительными или геометрическими орнаментами.

Мазаные стены подольских хат слегка подсинены, отдельные фрагменты подведены красной глиной, внутренний интерьер щедро украшен расшитыми полотенцами. Даже печи – священный домашний очаг - подоляне расписывают «сосенками» и «хвощами».

Интересно, что у древних подолян был широко распространен культ земли: копать, «бить» ее без нужды считалось недопустимым. До наших времен дошли сведения о так называемой «Клятве землей», когда человек опускался на колени и набирал в рот землю. Считалось, что чудодейственная сила земли исцеляла от ран и ожогов. Подоляне также верили, что «родная земля» в качестве амулета способна защитить солдата от пули врага.

Красота Карпат может сравниться только с душевной красотой тамошнего населения. Жизнь в отдаленном уголке страны, зажатом между горами и румынской границей, создала особый тип мировоззрения, полностью открытый к внешнему миру, которого тут так не хватает. А потому карпатские жители всеми силами хватаются за редкого гостя и в считанные минуты открывают перед ним свою жизнь и душу.

Красота Карпат неотъемлема от душевной красоты карпатских жителей. Вместе они друг друга дополняют и создают неповторимый колорит этого места.

1. Маленькое село Сергии где-то в самом центре Буковинских Карпат. Место, где никогда ничего не происходит.

2. Благо, несколько лет назад тут открыли эко-отель Хутор Тихий , и сюда стали приезжать туристы, любители тишины, уединения и природных красот.

3. Туристам тут опасно покидать территорию отеля. Местные жители набрасываются на них и пытаются накормить, напоить, пригласить в гости.

Вова, вот скажи, мы фашисты что ли, как рассказывают ваши СМИ? - Спрашивают случайные мужики у представившегося москвичом prosto_vova . - Бандеровцы?
- Нет, конечно.
Гуцулы на слово такой позиции московского гостя не верят:
- Ты честно так считаешь?
- Честно!
- Давай выпьем!
Посмотреть на приезжих сходится с десяток проходивших мимо людей.

5. Люди тут живут уединенно в маленьких хуторах, разбросанных по склонам гор.

6. Усадьба - это не только дом, но и подсобное хозяйство, огромное количество земли, на котором выпасаются коровы и лошади.

7. Выглядит невероятно красиво, но жизнь тут настолько же трудна, насколько живописны виды.

9. Но люди тут улыбаются даже простым встречным.

10. Эко-отель Хутор Тихий .

11. Мы идем в гости к семье гуцулов, у которых .

12. 120-летная деревянная усадьба.

13. Хозяина дома нет - уехал по делам в другой район. Зато есть хозяйка.
- Можно вас сфотографировать?
- Да! Но только так, чтобы было видно, как я работаю. - В горах настоящий культ труда. Без этого тут не выживешь.

14. Чайник и лошадиная сбруя.

15. Хозяйский пес. Очень дружелюбный.

16. Чтобы развлечь гостей, хозяйка показывает архив семейных фотографий.

18. Идем дальше в горы. Местное население зарабатывает рубкой леса. Это не очень законный бизнес, но другого источника доходов в этих краях банально нет. Так что власти смотрят на проблему сквозь пальцы. Тем более, что вместо срубленных сосен гуцулы обязательно высаживают молодняк.

19. Вывоз леса.

20. Овечье семейство.

21. Излишне подозрительная корова.

22. Поилка для домашнего скота где-то на горном склоне.

23. Горный хребет.

28. - Здравствуйте, я Вова из Москвы. Коньяк будете? - Спросил

Сегодня политические настроения на Западной Украине ассоциируются у большинства россиян с оголтелой русофобией. Действительно, во многом так оно и есть. Значительная часть «западенцев», как в просторечье называют галичан – жителей Галиции, действительно относится к России, русской культуре и русскому народу достаточно негативно, а то и с открытой ненавистью. Эти настроения поддерживаются и культивируются националистическими украинскими политиками, которые рассматривают Западную Украину как основную электоральную базу. Именно выходцы с областей Западной Украины, прежде всего из Львовской, Тернопольской и Ивано-Франковской, составляли основную часть актива протестующих на Евромайдане, а затем – костяк военизированных формирований «Правого сектора» и «Национальной гвардии».

Российское общество настолько свыклось с широким распространением русофобских настроений на Западной Украине, что с трудом готово поверить в возможность существования среди галицийского населения симпатий к России и русскому миру в целом. Между тем, русофобия галичан, приведшая их к сотрудничеству с германскими нацистами в годы Великой Отечественной войны, к десятилетию бандеровского бандитизма, к Евромайдану и вооруженной агрессии против Донбасса, отнюдь не присуща им изначально. Антирусские настроения в Галиции явились результатом долгой и кропотливой работы заинтересованных политических акторов, в первую очередь – Австро-Венгрии и Германии, по конструированию украинской национальной идентичности как оппозиции идентичности российской, то есть – русской.


Галицко-волынские земли некогда были частью русского мира и, соответственно, ни о какой русофобии в этом регионе не могло быть и речи. Основы современного неприятия массой галичан русской государственности были заложены в тот период, когда земли Галиции попали под власть Речи Посполитой, а затем – Австро-Венгрии. Столетия существования в изоляции от русского мира сами по себе еще не означали укоренения русофобии в менталитете жителей Западной Украины. Гораздо большую роль в распространении антирусских настроений сыграла целенаправленная политика австро-венгерских властей, приступивших к искусственному конструированию «украинства» как инструмента раскола русского мира и противодействия русскому влиянию в Карпатском регионе.

Как известно, территория Карпат, Прикарпатья и Закарпатья населена несколькими этническими группами восточных славян. Условно их можно обобщить под названиями галичане и русины. Галичане и есть те самые «западенцы», которые населяют Восточную Галицию. Это потомки населения Галицко-Волынского княжества, земли которого впоследствии оказались разделенными между Польшей, Венгрией и Литвой, затем входили в состав Речи Посполитой и, наконец, вплоть до 1918 года, принадлежали Австро-Венгрии под названием «Королевство Галиции и Лодомерии».

Территориальные изменения королевства в 1772-1918 годах

Русинами вплоть до ХХ века именовалось все восточнославянское население региона, однако сегодня под этим названием понимают, прежде всего, жителей Карпатских гор и Закарпатья. Также выделяются этнокультурные группы бойков, лемков, гуцулов, долинян, верховинцев и т.д., проживающих как на территории Западной Украины, так и в Румынии, Польше, Венгрии, Словакии. Бойки населяют горные районы Львовской и Ивано-Франковской областей, их численность еще в 1930-е годы достигала не менее ста тысяч человек, однако следствием процесса украинизации русинов в советское время стало то, что сегодня к бойкам себя причисляет лишь 131 житель постсоветской Украины.

Гуцулы, в частности, традиционно занимавшиеся пастбищным скотоводством, наиболее интересы в плане сохранения архаичных народных традиций, дающих представление о жизни славянских племен Карпатских гор во времена тысячелетней давности. Они населяют территорию Ивано-Франковской, Черновицкой и Закарпатской областей. Общая численность людей, идентифицирующих себя как гуцулов, составляет на Украине 21,4 тысячи человек. Гуцулы проживают также на территории Румынии, где насчитывают 3 890 человек. В действительности большая часть гуцулов была украинизирована в годы советской власти и в настоящее время идентифицирует себя с украинцами.

Лемки, населяющие стык границ Польши, Словакии и Украины, в большей степени сохраняют русинское самосознание, предпочитая при этом выделять себя в отдельную этническую группу. Их численность колеблется в пределах 5-6 тысяч человек. Польские лемки предпочитают определять себя как отдельный народ, тогда как лемки Украины, проживающие во Львовской области, украинизировались в годы советской власти и в настоящее время называют себя украинцами.

Несмотря на многочисленные политические перипетии, в результате которых карпатские земли переходили от одних хозяев к другим, от Венгрии – к Польше, от Польши – к Австро-Венгрии, их население на протяжении столетий сохраняло русское самосознание. Жители Карпат и Прикарпатья рассматривали себя в качестве составной части русского мира, о чем свидетельствовали и их самоназвания – «руськие», «русь», «русины», «червонороссы». Слово «украинцы» в лексиконе населения Галиции и Закарпатья отсутствовало вплоть до конца XIX века.

Естественно, что русское самосознание коренного населения региона никогда не вызывало особого восторга у владевших карпатскими землями польских и венгерских королей, австро-венгерских императоров. Сохранение русского самосознания у восточнославянского населения Карпат и Прикарпатья означало постоянный риск укрепления позиций России в регионе, вплоть до полного возвращения этих территорий в орбиту российской государственности. По понятным причинам, ни Австро-Венгрию, ни Пруссию, ни другие европейские державы такое развитие событий не устраивало и они были готовы предпринять любые усилия, только чтобы ослабить политическое и культурное влияние Российской империи в Восточной Европе.

Чем сильнее становилось российское государство, тем активнее оно проявляло заботу о братьях – славянах, будь то болгары или сербы, сопротивлявшиеся игу Османской империи, чехи и словаки, жившие под пятой Австро-Венгрии, или те же жители Карпат. Тем более, что последние вообще не отделяли себя от других русских, пользуясь в качестве самоназвания тем же этнонимом.

Подъем национального самосознания в странах Восточной Европы пришелся на середину XIX века. Революции 1848-1849 гг. привели к зарождению мощных национально-освободительных движений в Австро-Венгерской империи – итальянского, венгерского, чехословацкого. Не стала исключением и территория современной Западной Украины. Здесь получили широкое распространение русофильские настроения, выразившиеся в формировании политического русского движения в Галиции. Общественные деятели Галиции, которым удалось побывать в Российской империи, были восхищены сходством русского языка с диалектами карпатских русинов и галичан, которые в тот период объединялись под названием «руських». В конце XIX века литературный русский язык получил широкое распространение в галицких землях. Сложилась даже целая русскоязычная поросль писателей Галиции и Закарпатья, традиции которой отчасти сохраняются до сих пор, несмотря на целое столетие украинизации.

Растущее политическое могущество Российской империи также не осталось без внимания галицийской общественности, которая увидела в ней долгожданного освободителя от диктатуры чуждых в лингвистическом и этнокультурном отношении австро-венгров. Отметим, что именно в XIX веке Российская империя окончательно превращается в державу мирового уровня, в сферу естественных интересов которой входят, в первую очередь, земли, населенные славяноязычными жителями, а также территории, прилегающие к границам российского государства.

Дальнейшему укреплению пророссийских настроений в Карпатском регионе способствовала активизация российского военно-политического присутствия в Восточной Европе. Жители Карпат видели, что Россия оказывает помощь болгарам, сербам, другим славянским народам, сопротивляющимся Османской империи. Соответственно, появилась надежда и на участие Российской империи в судьбе славянского населения Австро-Венгрии. К 1850-1860-м гг. относится появление нескольких пророссийских печатных изданий в Галиции.

Богдана Андреевича Дедицкого считают основоположником журналистики в галицких землях. В двадцатидвухлетнем возрасте состоялось его знакомство со священником проходившей через территорию Галичины в Австро-Венгрию российской армии. Эта встреча оказала ключевое влияние на всю дальнейшую жизнь Дедицкого. Он превратился в горячего сторонника интеграции Галицкой Руси с Российской империей, подчеркивал необходимость распространения великорусского языка в Карпатских землях. Резкую критику Дедицкого вызывала идея австро-венгерского правительства о введении для галицко-руського языка латинской письменности. Последняя мера рассматривалась австро-венгерским руководством как инструмент отторжения Галиции от русского мира в культурном отношении, что прекрасно понимал и Дедицкий, остававшийся убежденным сторонником использования кириллицы.

В Закарпатье пророссийское общественное движение возглавил Адольф Иванович Добрянский. Этот выходец из древнего шляхетского рода получил образование на философском, а затем на юридическом факультетах. Во время учебы и произошло его знакомство с миром великорусской культуры. Русин Добрянский по вероисповеданию был униатом, однако с большой симпатией относился к православию и был убежден в необходимости постепенного перехода униатов обратно в православную веру. Этому способствовали и его тесные контакты с сербской общиной.

Одной из первоочередных задач, по мнению Добрянского, являлось объединение Угорской Руси, входившей в состав Венгерского королевства, с Галичиной, образовывавшей Королевство Галиции и Лодомерии. Этот шаг, по мнению общественного деятеля, способствовал бы объединению всех русин Австро-Венгерской империи в едином территориальном образовании. Естественно, что австро-венгерские власти подобные предложения отвергали, поскольку прекрасно понимали, что разобщенность русинских земель представляет собой прекрасную почву для сохранения своего господства над карпатскими территориями, а объединение Галицкой и Угорской Руси повлечет за собой активизацию сепаратистских настроений, выгодную российскому государству.

Политические позиции Добрянского вызывали ненависть и у мадьярских националистов, которые видели в его программах развития Угорской Руси и ее воссоединения с Галицкой Русью прямую угрозу венгерским интересам в регионе. Закономерным результатом пророссийской деятельности Добрянского стало покушение на его жизнь. В 1871 г. в центре Ужгорода, где в тот период жил Добрянский с семьей, его экипаж атаковали мадьярские националисты. Был тяжело ранен сын Адольфа Добрянского Мирослав. Тем не менее, отважный патриот Карпатской Руси не прекратил своей общественной деятельности. Он опубликовал Политическую программу для Руси Австрийской, которая основывалась на глубокой убежденности в единстве восточнославянских народов – великороссов, малороссов и белорусов.

По мнению Добрянского, карпатские и галицкие русины являются такой же частью единого русского народа, как и великороссы, белорусы и малороссы. Соответственно, русская культура в Галиции и Угорской Руси нуждается во всестороннем поощрении и распространении. В формировании отдельного малороссийского (украинского) языка и его усиленной пропаганде сторонниками «украинства» Добрянский видел интересы германского мира, стремившегося не допустить усиление позиций России в Карпатском регионе и отколоть от нее Малороссию. Как оказалось позже, эти мысли русинского общественного деятеля были пророческими.

Другим видным деятелем русского движения Галицкой Руси был священник Иван Григорьевич Наумович. Скромный сельский священник, Иван Наумович принадлежал к униатской церкви, однако был горячим сторонником сближения униатов с православной церковью, с перспективой постепенного воссоединения с православием. Политическая деятельность Наумовича заключалась в активном участии в делах русского движения Галиции. Этот удивительный человек был также поэтом, писателем и баснописцем, одним из основоположников галицко-русской литературы.

Иван Наумович выступал за единство всех восточнославянских народов, которые он рассматривал как один русский народ. По мнению Наумовича, «Русь Галицкая, Угорская, Киевская, Московская, Тобольская и пр. с точки зрения этнографической, исторической, языковой, литературной, обрядовой - это одна и та же Русь… Мы не можем отделиться китайской стеной от наших братьев и отказаться от языковой, литературной и народной связи со всем русским миром». За активную пророссийскую деятельность Иван Наумович был отлучен Папой Римским от церкви и в 1885 году, в шестидесятилетнем возрасте, перешел в православие. Переехав в Российскую империю, он продолжил службу сельским священником в Киевской губернии, где и был похоронен в 1891 году.

Распространение пророссийских настроений в Галиции и Закарпатье вызывало крайне негативную реакцию австро-венгерских властей, которые перешли к прямым репрессиям против представителей русского движения. В 1882 году жертвой репрессий Австро-Венгрии против русского движения стали сам Добрянский, его дочь Ольга Грабарь и несколько единомышленников. Поводом для возбуждения дела стала с переходом в православие крестьян галицкого села Гнилички. Прежде жители села относились к греко-католической церкви. Пожелав создать свой отдельный приход в селе, они обратились к помещику графу Иерониму Делла Скала.

Помещик, румын по национальности, исповедовал православие и посоветовал крестьянам также принять православную веру. Крестьяне обратились за советом к известному униатскому священнику Ивану Наумовичу, который сочувствовал русскому движению и, естественно, уверил крестьян в том, что православие и есть исконная вера русин, поэтому переход в православие является возвращением к истокам и даже желателен. Данный инцидент вызвал серьезные подозрения австро-венгерских властей, которые увидели в массовом переходе крестьян в православие результат подрывной деятельности пророссийских организаций.

Поскольку как раз в этот период во Львове находился Адольф Добрянский с дочерью Ольгой Грабарь, первое подозрение пало на них. Были арестованы не только Адольф Добрянский и Иван Наумович, но и Ольга Грабарь, а также восемь других видных деятелей русского движения – Олекса Залуцкий, Осип Марков, Владимир Наумович, Аполлон Ничай, Николай Огоновский, Венедикт Площанский, Исидор Трембицкий и Иван Шпундер. Главный пункт обвинения заключался в том, что подсудимые утверждали единство русин и русского народа. Присяжные заседатели были специально подобраны из числа поляков и евреев, поскольку русины могли принять решение, руководствуясь национальной солидарностью. Однако обвинения в государственной измене были оспорены талантливыми адвокатами, защищавшими подсудимых. В результате, часть активистов была освобождена, Иван Наумович, Венедикт Площанский, Олекса Залуский и Иван Шпундер были осуждены за нарушение общественного порядка и получили незначительные сроки в 8, 5, 3 и 3 месяцев заключения соответственно.

Процесс Ольги Грабарь стал далеко не единственным примером попыток австро-венгерского руководства уничтожить пророссийское движение в галицийских и закарпатских землях. Периодически активисты русских организаций подвергались преследованиям, на их квартирах происходили обыски, закрывались печатные издания, ориентированные на пропаганду русского единства. Важную роль в противодействии русскому движению играло католическое духовенство, стремившееся любыми путями не допустить распространения в карпатских землях православия и перехода в православную веру униатской паствы. С другой стороны, в противодействии русскому движению австро-венгерские власти использовали потенциал поляков, составлявших большую часть населения Западной Галиции и негативно относившихся к галичанам.

Гораздо более серьезные репрессии против русского движения в Галиции и Угорской Руси последовали после начала Первой мировой войны, в которой Австро-Венгрия выступила против Российской империи. В годы войны пророссийские активисты уже не отделывались столь либеральными приговорами как на процессе Ольги Грабарь. До сих пор неизвестно точное количество русинов, казненных по решению австро-венгерских военных трибуналов или погибших в концентрационных лагерях. Только с безымянного кладбища в Талергофе были извлечены тела 1767 человек, убитых австро-венграми. Таким образом, Австро-Венгерская империя в попытках искоренить российское влияние в Галиции и Закарпатье перешла к открытым массовым убийствам, жертвами которых становились не только политические активисты, но и любые заподозренные русины и галичане, прежде всего – православные верующие.

Параллельно с репрессиями в отношении русского движения, Австро-Венгрия искусственно культивировала концепцию «украинства» на территории Галиции и Закарпатья. Важную роль в формировании концепции «украинства» сыграла Греко-католическая церковь, опасавшаяся усиления позиций православия вследствие самоидентификации русинов с русским народом. По крайней мере, в 1890 году депутаты галицкого сейма Юлиан Романчук и Анатолий Вахнянин заявили, что жители Галицкой Руси не имеют никакого отношения к русскому народу, а представляют собой особую украинскую нацию. Это утверждение было принято «на ура» австро-венгерскими властями. С тех пор концепция «украинства» превратилась в основной аргумент Австро-Венгрии, Германии, а в современном мире – США и ее сателлитов, используемый в интересах разрушения русского мира.

Первая мировая война нанесла сильнейший удар по позициям русского движения в Австро-Венгрии. Вследствие репрессивной политики австро-венгерских властей движение впало в состояние глубокого кризиса. Печатные издания были закрыты, большая часть активистов была убита или находилась в заключении. Свою лепту в ослабление позиций русского движения в Галиции и Закарпатье внесла и Гражданская война в России. Как и российское общество, галичане и карпатские русины раскололись на сторонников «белого» движения и прокоммунистическую часть. Последняя тяготела к сотрудничеству с Коммунистической партией Западной Украины. Тем не менее, в Польше и Чехословакии, в состав которых после распада Австро-Венгрии вошли, соответственно, земли Галичины и Угорской Руси, действовали русофильские политические организации. Польские русофилы даже выдвигали идею создания Российской федеративной республики на землях Галиции.

Следующий удар, от которого русское движение в Галиции и Закарпатье практически не оправилось, был нанесен Второй мировой войной. Гитлеровские оккупационные власти, равным образом как и венгерские и румынские союзники Гитлера, также осуществляли жестокие репрессии против любых активистов, заподозренных в просоветских симпатиях. Тем не менее, в отличие от галичан, которые в большинстве своем поддерживали вооруженное сопротивление украинских националистов из Украинской повстанческой армии, русины Закарпатья изначально приняли сторону Советского Союза и воевали против гитлеровской Германии и ее союзников в составе Первого чехословацкого армейского корпуса. Значителен вклад русинов, тысячи которых приняли участие в Великой Отечественной войне на стороне Советского Союза, в победу над гитлеровской Германией.

Лемки, проживающие на территории Польши, также внесли большой вклад в дело победы над гитлеровской Германией, развернув мощное партизанское движение еще в 1939 году, после нападения гитлеровцев на Польшу. Именно представители русского направления в русинском движении оказали героическое сопротивление гитлеровцам, тогда как сторонники концепции «украинства», получив поддержку германских властей, выступили в качестве коллаборционистов.

После 1945 года территории Галиции и Угорской Руси вошли в состав Советского Союза и были присоединены к Украинской советской социалистической республике. Однако долгожданное присоединение к СССР не стало радостью для русского движения Галиции и Закарпатья. Дело в том, что национальная политика советского государства, во многом идущая вразрез с подлинными интересами русского мира, предусматривала формирование единых советских наций. При этом этническим группам, которым «не повезло» попасть в число привилегированных, могла светить единственная участь – быть приписанными к какой-либо крупной «нации». Так, талышей и курдов в Закавказье записывали азербайджанцами, таджиков в Узбекистане – узбеками, ассирийцев и езидов – армянами.

Не стала исключением и Украинская ССР. Именно советская власть сыграла в «украинизации» Малороссии едва ли не большую роль, чем австро-венгерские спецслужбы или петлюровские и бандеровские националисты. В Галиции и Закарпатье сам факт существования русинов всячески игнорировался. Все без исключения русины были записаны в паспортах украинцами, началась усиленная кампания по искоренению остатков русского самосознания и прививанию «украинства», т.е. украинской национальной идентичности.

Естественно, что реализация на практике политической и культурной концепции «украинства» требовала разрыва всех напоминаний о связях с русским миром. Под строгий запрет попало не только само русское движение, но и любая память о деятельности пророссийских общественных движений в Галицкой и Угорской Руси. Сами названия «Галицкая Русь» и «Угорская Русь» не употреблялись в официальной литературе, которая также стремилась всячески замолчать и факт о существовании целой культурной русской традиции в галицких и закарпатских землях.

Следствием политики «украинизации», достигшей апогея как раз в период советской истории, стало разрушение единства карпатороссов, или русинов. Так, этнические группы бойков и гуцулов в настоящее время идентифицируют себя как украинцев, русинами же продолжает называть себя часть долинян, проживающих в Закарпатской области Украины.

Только с распадом Советского Союза у русинского населения вновь появилась возможность постепенно восстанавливать свое русское самосознание. Галичина, где процессы украинизации, начавшись еще в годы австро-венгерского владычества, зашли слишком далеко, фактически оказалась потерянной для русского мира. Сегодня она является цитаделью украинства и украинского национализма, а редкие сторонники единства с Россией очень рискуют повторить участь своих идейных предшественников, ставших жертвами австро-венгерских и гитлеровских репрессий. Тем более, в настоящее время сложно говорить о наличии в Украине правовых механизмов, позволяющих противостоять незаконным действиям в отношении инакомыслящих, в первую очередь из числа пророссийски настроенных активистов.

В то же время в Закарпатской области Украины надежда на рост русского самосознания имеется. Русины Закарпатья, развивавшиеся в составе Угорской Руси, сохранили свое название, и даже в настоящее время значительная часть русинов продолжает симпатизировать России. Так, лидер русинского движения Петр Гецко выразил солидарность с народом Донецкой и Луганской республик, также провозгласив создание Республики Подкарпатская Русь. Тем не менее, развития событий по донецко-луганскому сценарию в Закарпатской области не последовало, что говорит о противоречивости настроений населения региона.

Таким образом, мы видим, что нынешняя политическая ситуация на Западной Украине во многом является следствием искусственного насаждения в галицийских и закарпатских землях конструкта «украинства», разработанного в Австро-Венгрии именно с целью разрушения русского мира и ослабления российского влияния в Восточной Европе. Если бы земли Галиции развивались в составе российского государства изначально и не были на протяжении столетий оторванными от основного ядра русского мира, вряд ли бы стало возможным появление самого феномена украинского национализма.

Стравливание славян, начатое еще в Средние века, продолжается и в настоящее время, только Австро-Венгрию сменили Соединенные Штаты, также заинтересованные в разрушении русского единства. Некогда единый с Россией народ Галиции и Закарпатья стал жертвой манипуляций сознанием и в настоящее время используется внешними силами для реализации антироссийской политики, которая неизбежно ударит бумерангом и по жизни самой Западной Украины.

Депутаты облсовета Закарпатья потребовали от президента Украины Петра Порошенко , премьер-министра Арсения Яценюка и спикера Верховной Рады Владимира Гройсмана предоставить региону автономию. Соответствующее обращение к киевским политикам парламентарии приняли на пленарном заседании.

«Требуем признать Закарпатье специальной самоуправляемой административной территорией, необходимые изменения в Конституцию страны должны быть внесены безотлагательно», — говорится в документе.

По мнению депутатов, украинская промышленность и экономика находится на грани дефолта, а «идеалы Майдана цинично отвергнуты». «Последняя возможность спасти ситуацию — немедленно санкционировать реальную, а не декларативную финансовую и административную независимость органов местного самоуправления», — подчеркивают парламентарии.

Справка

Название

В разное время Закарпатье называли «Венгерская Русь», «Карпатская Русь», «Руська Крайна», «Подкарпатская Русь», «Карпатская Украина», «Закарпатская Украина».

Герб Закарпатской области. Фото: Commons.wikimedia.org

Территория

Площадь Закарпатья — 12,8 тыс. кв. км, это 2,1 % от территории Украины; расположено оно на юго-западных склонах и предгорьях Восточных Карпат. На юге граничит с Румынией, на юго-западе — с Венгрией, на западе — со Словакией, а на северо-западе — с Польшей. На севере и востоке — с двумя другими областями Украины: Львовской и Ивано-Франковской.

В Закарпатье протекает 9429 рек и протоков. Крупнейшая — Тиса, левый приток Дуная. Также в области расположено 137 естественных озёр, в основном ледникового происхождения. Самое большое и глубокое — Синевир.

Административный центр — Ужгород.

Население

Численность населения — 1287,4 тыс. человек (2,6 % населения Украины), в том числе городское — 501,6 тыс. человек (39 %), сельское — 785,8 тыс. человек (61 %). Большую часть жителей составляют укpaинцы (78,4 %). Закарпатские украинцы делятся на четыре специфические этнические группы:

  • Бойки — Воловецкий, Межгорский районы,
  • Лемки — Великоберезнянский район,
  • Гуцулы — Раховский район,
  • Долиняне — низинные и предгорные районы.

12,5 % населения составляют венгры, которые проживают преимущественно в Береговском, Виноградовском, Ужгородском, Хустском районах.

В области живут еще и pуccкиe, и pумыны, и русины, и цыгaнe, и, наконец, ряд национальных меньшинств (например словаки, белорусы и немцы), доля которых не превышает 1 % от населения Закарпатья.

Карпаты, Закарпатская область, вид с горы Гымба. Фото: Commons.wikimedia.org / Водник

История

В IX-XI веках Закарпатье входило в состав Киевской Руси, с XI и до ХIII века — королевства Великая Венгрия, в разное время было частью Великой Моравии, Галицко-Волынского государства, Венгерского королевства, Трансильвании, Австро-Венгрии.

Долгие годы все Закарпатье принадлежало венгерским правителям, но когда в 1541 году центральной Венгрией овладели турки, Закарпатье поделили на две части. Центральные и восточные районы вошли в Турецкую империю, а западные попали под власть Габсбургов. В конце XVII века все территории Венгрии, в том числе и Закарпатье, перешли под власть Габсбургов. После поражения Австрии в австро-прусской войне 1866 года было создано двуединое государство — Австро-Венгрия. В 1918 году оно распалось на несколько государств, после чего западная часть Закарпатья была оккупирована чехословацкой армией, а юго-восточная — румынской.

В мае 1919 года собрание в Ужгороде провозгласило желание войти в состав Чехословакии — что и осуществилось 4 июня 1920 года по Сен-Жерменскому договору. Закарпатье стали называть «Подкарпатская Русь» (в составе же Венгрии Закарпатье было «Русской Крайной»). После ликвидации независимости Чехословакии в 1939 году было провозглашено независимое государство — Карпатская Украина. 18 марта 1939 года в Закарпатье ввели венгерские войска.

В 1944 году Закарпатье было занято советскими войсками. 29 июня 1945 года в Москве подписано соглашение о вхождении бывшей Подкарпатской Руси в состав УССР. Соглашение окончательно ратифицировал чехословацкий парламент 22 ноября 1945 года. Чехословакия также согласилась передать СССР около 250 км² в окрестностях Чопа — населенные пункты Батфа, Галоч, Малые Селменцы, Паладь-Комаровцы, Палло, Ратовцы, Соломоново, Сюрте, Тисаашвань, Тыйглаш и сам Чоп, которые не были частью Подкарпатской Руси. 22 января 1946 года Указом Президиума Верховного совета СССР на присоединённых землях создана Закарпатская область УССР.

Ужгород. Улица Волошина (Старый город). Фото: Commons.wikimedia.org / Водник

Экономика

На территории области развиты:

  • деревообрабатывающая промышленность (производство мебели, пиломатериалов);
  • лесохимическая отрасль (продукты переработки дерева);
  • пищевая промышленность (производство вин, коньяка);
  • лёгкая промышленность (производство обуви, головных уборов, швейных и трикотажных изделий);
  • машиностроение (производство металлорежущих станков, электродвигателей, арматуры).

Сельское хозяйство

Основные культуры — зерновые (озимые и кукуруза), картофель, овощи, развиты также садоводство и виноградарство.